Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2 города Буйнакска»
368220, Республика Дагестан, г. Буйнакск, ул. Аскерханова,18, телефон 8(87237)2-22-51,
Email: [email protected]
Социальный проект
Номинация:
Проект подготовили:
ученица МОУ СОШ № 2
Магомедова Париза 7 кл.
Руководитель проекта:
Курбанова Фатима Гаджиевна,
учитель физической культуры
МОУ СОШ №2 г. Буйнакска.
2018-2019 учебный год
Информационная карта проекта
Субъект Российской Федерации | Республика Дагестан, город Буйнакск. |
Полное и сокращенное название участника | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2 города Буйнакска (МБОУ СОШ № 2), |
Почтовый адрес, телефон, факс, E-mail | 368220, Республика Дагестан, город Буйнакск, ул. Аскерханова,18. тел. 8(87237)2-22-51, email: [email protected] |
ФИО руководителя проекта | Курбанова Фатима Гаджиевна, учитель физической культуры МБОУ СОШ № 2 |
Название проекта | «Здоровье – прежде всего!» |
Время реализации проекта | 2018-2019 учебный год |
Участники проекта | Команда обучающихся, учителей и родителей МБОУ СОШ № 2, образовательные учреждения города |
Аннотация проекта | Проект «Здоровье - прежде всего!» направлен |
Цели проекта | |
Задачи проекта | разработать рекомендации, поддерживающие эмоциональное и физиологическое здоровье ученика и учителя; привлечь внимание учеников и учителей к сохранению здоровья. Просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей. -
|
Ожидаемые результаты | Снижение уровня заболеваемости среди учащихся и учителей; Формирование у учащихся представления об общих человеческих ценностях, здоровом образе жизни; Вовлечение учащихся в спортивные секции. |
Содержание
Актуальность проекта
Сбор информации по проблеме.
Программа действий команды, реализующей проект.
Осуществление деятельности проекта.
Актуальность проекта
Проблема сохранения и формирования здоровья учащихся в современных условиях очень актуальна на сегодняшний день, поскольку связанна напрямую с проблемой безопасности. За последние годы, здоровье школьников значительно ухудшилось. После некоторых исследований, лишь 15% выпускников школ могут считаться здоровыми, 50% имеют различную патологию. У каждого третьего ученика, выявлено несколько хронических болезней.
Здоровье представляет собой важнейшую ценность для человека, для общества. Поэтому мы весьма заинтересованы в сохранение здоровья молодого поколения, существует социальный заказ на воспитание здорового человека. Необходимы новые подходы к решению сохранения здоровой нации. Это новое должно происходить из необходимости приобщения самого человека к заботе своего здоровья.
Одной из проблем, учащихся нашего класса и учителей, работающих с нами, с начала учебного года стало понятно, что потихоньку повышается уровень заболеваемости. В последнее время СМИ активно поднимают вопрос о состоянии здоровья школьников. Двигательная активность детей стала низкой, спорт и физкультура стали не очень значимыми для учащихся. А это угрожает психическому, физическому здоровью обучающихся и класса, и школы в целом. Человек все меньше и меньше стал понимать, что такое физический труд, нагрузка.
По мнению ученых, вес непосредственной мышечной работы человека снизился с 94% до 1%. Главными пороками 21 века становятся: накапливание отрицательных эмоций без физической разрядки, переедание, стрессы, влияние окружающих его людей и т.д.
По мнению специалистов, даже если дети двигаются, их движения однообразны, не все группы мышц вовлекаются в движение, и результат от такой активности большой пользы не даст.
По результатам исследований психологов, в среднем, ученик начальной школы, который учится стабильно на 4 и 5, проводит за письменным столом дома не менее 3 часов; ученик семиклассник – 3-4 часа, старшеклассник от 6ти и более часов. А ведь нужно еще добавить к этому и школьные уроки…
Малоподвижный образ стал почти нормой, как для детей, так и для взрослых. На сегодняшний день этому способствуют компьютеры, гаджеты, мобильные телефоны и т.д. Компьютерный день среднестатистического ученика и просто ребёнка, - это почти 3 часа, а может и больше неподвижности у монитора, усталость глаз, головные боли, плохое настроение, сонливость, агрессия, если он или она проигрывает в какой-либо игре и т.д. Все эти перечисленные причины приводят к тому, что учащиеся, которые ведут такой образ жизни, имеют проблемы со здоровьем, появляются трудности в учении, у этих учеников нет живого общения со сверстниками, они становятся одинокими, немного дикими и не очень добрыми.
По мнению специалистов-медиков, возраст от одного года до 15 лет гораздо важнее для сохранения будущего здоровья, чем от 15 лет до 60.
Это обстоятельство побудило нас к исследовательской деятельности в этой сфере с целью определения условий сохранения здоровья всего человечества, которое живёт на этой прекрасной планете под названием «Земля!»
Актуальность исследования, определяется тремя аспектами:
социальным (высокая заболеваемость);
теоретическим (проблеме здоровьесбережения уделяется недостаточно внимания);
практическим (слабым отражением вопросов здоровьесбережения учащихся в образовании).
План проведения проекта:
Этап | Деятельность учителя и учеников | Время |
1 | Вводная часть выбор проблемы и ее осознание формулировка основополагающего вопроса выдвижение гипотез решения формулировка проблемных вопросов создание рабочей группы | Сентябрь |
2 | Теоретическая часть работы группы: анализ литературы по проблеме поиск информации в Интернете изучение мнения СМИ по проблеме анализ телепрограмм изучение материалов психологической службы школы по проблеме | Октябрь |
|
3 | Практическая часть работы группы: интервью с медицинским персоналом школы, детской поликлиники. день со специалистами-медиками школы классные часы и беседы с детьми составление вопросов анкет для учителей, учеников, родителей анкетирование и обработка результатов анализ полученных данных, формулирование выводов подбор материала из различных источников информации о возможных способах сохранения здоровья определение продукта проекта | Декабрь – январь |
4 | Оформительская часть работы: выставка рисунков “Мы выбираем здоровый образ для нашей жизни!!!” агитбригада “Здоровый образ - ЗОЖ!!!” статья в СМИ “Быть здоровым - здорово!!!” конференция “Как сохранить здоровье? Что мы об этом знаем?» с привлечением специалистов здоровьесберегающие листовки для учеников и “мини-справочник по методам быстрого снятия эмоционального и физического напряжения” для учителей и родителей презентация результатов работы | Февраль Март |
5 | Предполагаемый результат | Март |
Партнеры проекта
Партнеры | Роль в проекте |
Детская поликлиника | Помощь в составление анкет и опросе детей, родителей и учителей. |
Родители | Закупка канцелярских товаров. |
| |
Смета расходов
№ п/п | Мероприятие | Цена (в руб) | Количество | Сумма (в руб) |
1 | Закупка канцелярских товаров: ручки линейки бумага «Снегурочка» | 12 рублей 5 рублей 200 рублей | 30 штук 15 штук 5 штук | 360 рублей 75 рублей 1000рублей |
2 | Призы для акций и мероприятий: Грамоты Шоколадки | 13 рублей 50 рублей | 200штук 100штук | 2600рублей 5000рублей |
| Итого | | | 9035рублей |
Содержание проекта
Вводная часть проекта
Чтобы выявить причины показателей заболеваемости и составить ряд рекомендаций, поддерживающих здоровье учащихся, преподавателей и конечно же наших родителей. Мы сформировали рабочую группу.
Планируя работу проекта, были определены индивидуальные планы работы каждого в группе по своей исследовательской задаче:
анализ теоретической части проблемы;
составление вопросов анкеты;
обработка данных;
подбор рекомендаций, позволяющих поддерживать здоровье;
оформление продукта проекта;
подготовка презентации проекта.
Цель проекта - создание условий для сохранения здоровья учащихся, учителей, а также родителей.
Задачи проекта:
разработать рекомендации, поддерживающие эмоциональное и физиологическое здоровье учащихся и учителя;
привлечение внимания учащихся и учителей к сохранению здоровья.
информационное просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей.
Срок реализации проекта: 1 год (2018-2019)
Слоганы проекта:
Великой стране – здоровая молодежь!
Со спортом служим мы сейчас, потому что дружный класс!»
Молодёжь Дагестана – за здоровый образ жизни!»
Здоровая жизнь будущего поколения!»
Теоретическая часть
Теоретическое исследование содержит сведения, необходимые для определения условий сохранения здоровья учеников и учителей.
Изучив теоретическую часть по проблеме, используя Интернет, СМИ и телевидение, были определены причины снижения уровня здоровья детей и взрослых: малоподвижный образ жизни, отрицательные эмоции без физической разрядки. По мнению специалистов-медиков, 80% всех болезней человека заложено с детских лет. С 14 лет повышение давления до 130/80 – распространенное явление на сегодняшний день. Дети, живущие в неполных семьях, страдают гипертонией. По данным ученых 65% школьников не устраивают перерывы между приготовлением уроков. 35% детей имеют избыточный вес. По статистике медиков, на 100 родившихся детей у 20 с течением времени развивается плоскостопие, связанное чаще всего со слабостью мышц.
Как же помочь школьнику, как сделать так, чтобы он начал жить активной, интересной и полноценной жизнью?
Практическая часть
Практическая часть исследования проводилась среди учащихся нашей школы, родителей и учителей, работающих с классами. Возраст учащихся 9-14 лет, учителей 30 - 65лет.
Определение условий для сохранения здоровья учеников и учителей мы начали с изучения показателей заболеваемости среди учеников и учителей нашей школы. Медицинские сёстры школы выявили, что на наш вопрос: «С какими болезнями к вам чаще всего обращаются, они ответили: “…чаще всего к нам обращаются с вирусными заболеваниями…”.
- Сколько же в день учеников к вам обращаются?
- В день примерно от 7 до 9 учащихся. Не считая детей, которые идут на прививки…
- Как часто и с какими жалобами к вам обращаются учителя?
- …учителя обращаются к нам довольно часто, в основном с повышенным давлением, головной болью…
- Сколько за год учителей и учеников болеют по справке?
- … примерно около 550 учащихся и учителей…
Проведя день с нашими медсёстрами школы, мы увидели, что наиболее частая жалоба с которой обращаются учащиеся – головная боль, боль в животе, учителя – повышенное давление, головная боль.
Следующим этапом работы стала разработка вопросов анкет для учителей прил. 3 учеников прил.2 и родителей прил.1 с учетом актуальности проблемы.
Составляя вопросы анкеты для учителей, были учтены возрастные данные педагогов, педагогический стаж, общий уровень здоровья и болезни, связанные с педагогической деятельностью. Отдельные вопросы были направлены на выявление занятий, которые педагогам помогают поддерживать себя в стабильном физическом и эмоциональном состоянии, а также пожелания по сохранности здоровья.
При обработке данных анкеты было выявлено:
более половины педагогов считают себя относительно здоровыми;
учителя стараются не пользоваться “больничным”;
основным фактором, негативно влияющим на здоровье, были отмечены:
76 % опрошенных связывают свои заболевания с педагогической деятельностью;
только около 15% учителей питаются в школьной столовой;
лишь 30% учителей уделяют внимание своему физическому здоровью: активно занимаются спортом, делают утреннюю гимнастику, гимнастику для глаз или другие виды упражнений;
настроение педагогов, идущих на работу разнообразное: позитивное, нормальное, рабочее, в зависимости от общего самочувствия, удовлетворительное;
настроение после работы – уставшие, но довольные;
в каникулы настроение педагогов – у всех нормальное и хорошее;
ответы на вопрос об условиях в пределах школы, помогающих учителю в рабочее время сохранять работоспособность, хорошее настроение и даже здоровье в основном сводились к общим пожеланиям – доброжелательная атмосфера; терпимое отношение друг к другу; побольше позитива, меньше негатива; чай, кофе между уроками; оздоровительная группа для учителей; материальное стимулирование; доступность в работе с компьютером;
При упоминании слова “ЗДОРОВЬЯ”, следующие:
хорошее самочувствие,
здоровый образ жизни,
ничего нигде не болит,
здоровый сон, бодрость,
высокая работоспособность,
хорошее питание и отдых;
о рецептах поддержания здоровья:
позитивное настроение;
движение жизнь, занятия спортом,
позитивный настрой,
занятие любимым делом,
прогулки на природе, в парках и т.д.
шопинг по магазинам,
получать удовольствия,
не забивать голову проблемами.
Проведенное анкетирование выявило проблемы, связанные со здоровьем учителей:
При обработке данных анкеты для учеников было выявлено:
на вопрос, считаешь ли ты себя здоровым человеком - 70% учащихся ответили - да, 12% - нет, 24% - не очень;
часто болеют – 51%
Основным фактором, негативно влияющим на здоровье, были отмечены:
наибольшее количество опрошенных беспокоят проблемы, связанные с повышенной утомляемостью, головной болью и плохим сном;
с учебной деятельностью связывают такие заболевания как – снижение зрения, утомляемость, головная боль, плохой аппетит, плохой сон;
Ответы на вопрос об условия в пределах школы, помогающих ученику в учебное время сохранять работоспособность, хорошее настроение и даже здоровье таковы:
меньше домашнего задания,
прогулки,
разминки,
больше уроков физкультуры,
тишина в классе,
побольше отличных отметок;
Ассоциации при упоминании слова “здоровья”, следующие:
О рецептах поддержания здоровья ученика:
заниматься спортом,
активно двигаться,
делать зарядку,
рано ложиться спать,
правильно питаться,
Полученные результаты анкетирования учащихся свидетельствуют о том, что негативное влияние на здоровье оказывают:
Наиболее распространенное заболевание среди учеников – головная боль, боль живота и повышенная утомляемость.
По мнению родителей, основными факторами, негативно влияющими на здоровье ребенка, являются:
На вопрос, что вы предпринимаете для сохранения здоровья вашего ребенка, ответы следующие:
Задача следующего плана проекта – подбор материала из различных источников информации о возможных способах сохранения здоровья и поддержания оптимистического жизненного настроения. Также был определен продукт проекта, в котором будет содержаться подобранная информация – здоровьесберегающие листовки “Береги здоровье с детства” прил.4-5, для учащихся и “Справочник по методам быстрого снятия эмоционального и физического напряжения” для учителей и родителей.
Искомая подобранная информация была положена в основу листовок и “справочник”
Оформительская часть работы
Последними этапами проекта являются: оформительский.
Есть часть. где представлена выставка рисунков “Мы за здоровый образ!”, СМИ “Здоровым быть – это здорово!!!”, электронной презентацией, здоровьесберегающими листовками “Береги здоровье с детства!” и «Справочником по методам быстрого снятия эмоционального и физического напряжения” для учителей и родителей, практические советы которых помогут в какой-то степени сохранить здоровье и улучшить настроение.
При оформлении листовок и справочника учитывались: четкость и размер шрифта, доступность информации по применению к действию.
В эту часть вошло выступление агитбригады “Здоровым быть модно!!!” прил.6 с целью дать ученикам представление о здоровом образе жизни, помочь учащимся задуматься о необходимости быть здоровым.
Презентация “продуктов” проекта проходила общешкольном родительском собрании с привлечением учащихся школы, родителей, учителей и специалистов. Ребенок-ученик чрезвычайно подражателен и, если родители сами следят за своим здоровьем, за своей физической формой, то и ребенок будет жить по тем правилам и законам, которые культивируются в его семье. Когда ребенок подрастает в такой семье, его не нужно заставлять заниматься физкультурой и спортом, он сам это делает с удовольствием, по привычке, выработанной годами.
На собрании родителям было предложено составить собственный свод из 10 заповедей здоровья. Сначала все работали индивидуально, а потом выработался обобщенный перечень из 10 заповедей. В ходе дискуссии решался вопрос о том, что родители могут предпринять по соблюдению детьми рецепта долголетия.
Результат получился следующий:
“Десять заповедей здоровья, или рецепт долголетия”:
Приложение 1
Для родителей.
Просим ответить вас на вопросы анкеты,
результаты которой будут использованы обучающимися в проекте
«Здоровье – прежде всего!»
Часто ли болеет ваш ребенок? ___________________________________
Если да, каковы причины? _____________________________________
_____________________________________________________________
Пронумеруйте факторы, негативно влияющие на здоровье вашего ребенка, в приоритетном порядке (1, 2, 3…)
_____нерациональное питание
_____низкая физическая активность
_____несоблюдение режима дня
_____стресс
_____иные факторы (укажи какие)________________________________
_____________________________________________________________
Занимается ли ваш ребенок спортом, спортивными увлечениями, делает ли утреннюю гимнастику или упражнения, позволяющие поддерживать здоровье? ________________________________________
Какие условия в пределах школы, на ваш взгляд, помогут ребенку сохранять здоровье? ___________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
Что вы предпринимаете для сохранения здоровья вашего ребенка? ____
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
Составьте собственный свод из 5заповедей здоровья для вашей семьи:
1.___________________________________________________________
2.___________________________________________________________
3.___________________________________________________________
4.___________________________________________________________
5.___________________________________________________________
Приложение 2
Для ученика(цы)
просим тебя ответить на вопросы анкеты,
результаты которой будут использованы в проекте
«Здоровье – прежде всего!»
Твой возраст? _________
Считаешь ли ты себя здоровым человеком? _________
Часто ли ты болеешь? _________
Если да то, какие заболевания наиболее часты? ____________________
_____________________________________________________________
Пронумеруй факторы, негативно влияющие на твое здоровье, в приоритетном порядке (1, 2, 3…)
_____нерациональное питание
_____низкая физическая активность
_____несоблюдение режима дня
_____стресс
_____иные фактор (укажи какие) ________________________________
Беспокоят ли тебя проблемы связанные: с повышенной утомляемостью, пониженным настроением, слабостью, головной болью, снижением зрения, плохим сном, плохим аппетитом, обострением хронических заболеваний? (Подчеркни характерные для тебя проблемы) Каковы причины проблем? ______________________
Какие из заболеваний ты связываешь с учебной деятельностью? ______
Какие условия в пределах школы помогут тебе в учебное время сохранять работоспособность, хорошее настроение и здоровье? _____
Твои ассоциации при упоминании слова «здоровье»? _____________
Твой рецепт поддержания здоровья ученика? ____________________
__________________________________________________________
Приложение 3
Для учителей школы.
Просим Вас ответить на вопросы анкеты,
результаты которой будут использованы в проекте
“Здоровье – прежде всего!”
1. Ваш возраст? ______________________________________________________________________
2. Ваш педагогический стаж? _____________________________________________________
3. Считаете ли Вы себя здоровым человеком? _________________________________
4. Часто ли Вы болеете? ____________________________________________________________
5. Всегда ли пользуетесь “больничным” когда заболеваете? ________________
6.Пронумеруйте факторы, негативно влияющие на ваше здоровье, в приоритетном порядке (1,2,3…)
_____нерациональное питание
_____низкая физиологическая активность
_____повышенное давление
_____стресс
_____иные факторы (укажите какие именно) ________________________________
______________________________________________________________________________________
7. Беспокоят ли Вас проблемы, связанные со снижением зрения? __________
Если да, каковы причины снижения зрения? __________________________________
__________________________________________________________________________________________
8. Обедаете ли Вы в школьной столовой? _______________________________________
Если не обедаете, то почему? ______________________________________________________
9. Занимаетесь ли Вы спортом, спортивными увлечениями, делаете ли утреннюю гимнастику или гимнастику для глаз, другие виды гимнастик или упражнений, позволяющих Вам поддерживать здоровье? (подчеркнуть)
10.. Считаете ли Вы Ваш отдых после работы и в выходные полноценным?
Если нет, то почему? ________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________
11. Есть ли у Вас хронические заболевания? ___________________________________
12. Какие из этих заболеваний Вы связываете с педагогической деятельностью? _____________________________________________________________________
13. С каким настроением чаще всего Вы идете утром на работу? ___________
С работы? _____________________________________________________________________________
В каникулы? _________________________________________________________________________
14. Какие условия в пределах школы, деятельность коллег и администрации, на Ваш взгляд, помогут учителю в рабочее время сохранять работоспособность, хорошее настроение или даже здоровье? __________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________
15. Ваши ассоциации при упоминании слова “здоровье”? ___________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________
16. Ваш рецепт поддержания здоровья учителя? _____________________________
__________________________________________________________________________________________
Приложение 4
Листовка
«Береги здоровье смолоду!!!»
Иди в школу с радостью, выходи со школы с приятной усталостью
Каждый раз, когда хочется нагрубить кому-нибудь, считай до миллиона
Старайся соблюдать режим дня
Режим дня
7.00 -подъем
7.00-7.20 - гимнастика, утренние процедуры
7.21-7.35 - завтрак
7.35-7.50 - путь в школу
8.00-14.00 - учебные занятия
14.00-14.30 - обед
14.30-16.00 - пребывание на свежем воздухе
16.00-19.00 -выполнение домашнего задания
19.00 - - ужин
21.00 - - сон
Упражнения на укрепление глазодвигательных мышц
Приложения 5
Мониторинг «Наше здоровье»
допиши предложения:
Мое здоровье (какое?) _____________________________________________
________________________________________________________________
Я знаю, что здоровье зависит от самого человека. А для этого нужно______
_________________________________________________________________
Детям нужно здоровье, потому что___________________________________
_________________________________________________________________
Я знаю правила здоровья это________________________________________
_________________________________________________________________
Чтобы быть здоровым, нельзя_______________________________________
_________________________________________________________________
Чтобы быть здоровым, я делаю вот, что _______________________________
_________________________________________________________________
Когда я гуляю, мой организм________________________________________
_________________________________________________________________
Если занимаешься физкультурой или спортом, то_______________________
_________________________________________________________________
Для здоровья не обязательно ходить в спортивную секцию, можно просто__
_________________________________________________________________
Правильный режим дня это__________________________________________
__________________________________________________________________
Если поздно ложиться спать, то ______________________________________
__________________________________________________________________
Правильно питаться – это означает ____________________________________
__________________________________________________________________
Я знаю, что все правила здоровья нужно выполнять, поэтому я ____________
__________________________________________________________________
Даже не очень хорошее здоровье можно улучшить. Для этого нужно________
__________________________________________________________________
Предполагаемый результат
Снижение уровня заболеваемости среди учащихся их родителей, и учителей
Формирование у учащихся представления об общих человеческих ценностях, здоровом образе жизни
Вовлечение учащихся в спортивные секции.
Здоровым быть - охота всем...
Здоровым быть – охота всем
Никто не рад калеке,
Но все боятся перемен,
Живя в тепле и неге.
Кто обменяет теплый душ
На прорубь ледяную-
Кому милей «битье баклуш» –
Не ищет цель иную.
Зарядку делать по утрам-
Освоить бег и йогу-
Пойду-ка лучше к докторам,
Или поплачусь Богу!
Микстуру выпить – нет проблем:
Есть асы в этом деле.
Врачи помогут, но не всем:
Лекарства нет от лени.
В свои возможности поверь
И с негой попрощайся,
Как говорится, Богу верь,
Да сам не оплошайся.
Кто исцелится на углях,
Кто в проруби, кто в бане.
Забудь кряхтенье, «Ох!» и «Ах!»
И не старей с годами.
Найди свой самый верный путь,
Чтоб жизнь была за благость,
Здоровым и счастливым будь,
Своей родне не в тягость.
Фото с мероприятий
Участие в городском конкурсе рисунка «За здоровый образ жизни!»
1 место в городе.
Ученица 4 класса
Магомедова Париза.
Получила диплом I степени и денежный приз.
Игры на переменах (участники ученики 5-11 классов)
Мини-футбол на городском стадионе.
Урок «Вредным привычкам нет, здоровье прежде всего!»
Отдых на природе (прекрасные места Дагестана)
Играем в шахматы