СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Совершенствование работы с мотивированными учащимися, включение школьников в активную познавательную исследовательскую деятельность»

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учебное исследование - эффективный инструмент развития детской одарённости. Организация исследовательской деятельности  наиболее эффективно способствует развитию интелекта учащихся, достижению высокого уровня образованности, самостоятельности и ответственности.

Просмотр содержимого документа
««Совершенствование работы с мотивированными учащимися, включение школьников в активную познавательную исследовательскую деятельность»»

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная

школа №9 с. Кевсала Ипатовского района Ставропольского края
















«Совершенствование работы

с мотивированными учащимися,

включение школьников в активную

познавательную исследовательскую деятельность»









Лепихина Татьяна Дмитриевна

учитель физики МБОУ СОШ № 9

с. Кевсала Ипатовского района

Ставропольского края











2021 г.

Современный этап развития школьного образования выдвигает на первый план индивидуальный подход к учащимся. Выполнение исследовательской работы школьником становится неотъемлемой частью работы учителей. Современная школа должна обеспечивать школьникам возможность выполнения разнообразных исследовательских работ – это повышает качество образования и позволяет ребятам лучше подготовиться к продолжению образования в вузе и реализовать себя в жизни.

Одними из приоритетных задач обучения и воспитания являются: формирование научного склада ума учащихся, повышение интереса к изучаемому предмету, углубление знаний по изучаемому предмету посредством решения проблемных, интеллектуальных, исследовательских заданий по различным темам физики.

В связи с этим актуализируется необходимость формирования исследовательской культуры школьников, которая характеризуется активной поисковой и познавательной потребностью. Главные функции учебно-исследовательской деятельности: в основной школе – развитие способности занимать исследовательскую позицию, самостоятельно ставить и достигать цели в учебной деятельности на основе применения элементов исследовательской деятельности в рамках предметов учебного плана и системы дополнительного образования; в старшей школе – развитие исследовательской компетентности и предпрофессиональных навыков как основы профильного обучения.

Наиболее чётко потребность в исследовательской и поисковой активности проявляется у мотивированных учащихся – это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду самопознанию. Именно поэтому в работе с мотивированными детьми необходимо использовать современные инновационные технологии:

1. Проектная технология.

2. Технология исследовательской мастерской.

3. Технология дебатов.

4. Технология проблемного обучения.

5. Методика обучения в малых группах.

6. Технология критического мышления (инсерт, кластер, синквейн, метод Э. де Боне, групповые дискуссии, метод «мозгового штурма»).

7. Кейс – технология.

8. Информационные технологии.

Проектно-исследовательская деятельность позволяет педагогу организовать работу с различными группами обучающихся, что обозначает пути продвижения каждого ученика от репродуктивного уровня обучения к творческому. Проектирование формирует личностные качества обучающихся, в первую очередь умение работать в коллективе, брать на себя и разделять ответственность за выбор и решение вопросов, анализировать результаты деятельности. Применение этого вида деятельности в качестве основы при построении образовательных технологий дает возможность развития у обучающихся важного инструмента оперативного усвоения не суммы готовых знаний, а методов освоения новыми знаниями. Исследовательская компетентность рассматривается как важная составляющая профессиональной компетенции современного ученика. Это качество включает в себя такие компоненты как опыт индивидуальной и групповой деятельности с использованием ИКТ, готовность к саморазвитию через научно-исследовательскую деятельность. Особое внимание уделяется методу проектов в научно-исследовательской деятельности школьников.

Методы обучения как способы организации учебной деятельности учащихся являются важным фактором успешности усвоения знаний, а также развития познавательных способностей и личностных качеств. Поэтому ведущими являются методы творческого характера: проблемный, поисковый, проектный, исследовательский в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы.

Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках физики в школе, позволяет формировать не только заложенные в стандарте универсальные учебные действия, но и дает хорошие результаты итоговой аттестации школьников, развивает качества, являющиеся базовыми для развития интеллектуальной (академической), творческой, социальной одаренности.

Если учитель физики уделяет достаточное внимание развитию исследовательских умений школьников, то это в большой мере способствует мотивации учеников на предмет, увеличивает показатели обученности, положительно сказывается на развитии академической и социальной одаренности. Для осуществления учащимися исследовательской деятельности, дети должны быть соответствующим образом подготовлены.

В своей профессиональной деятельности я организую исследовательскую деятельность учащихся по физике, используя разнообразные методы, приемы и средства обучения и воспитания.

Исходя из анализа учебной деятельности на уроках физики, можно выделить формы деятельности, в процессе которой учащиеся знакомятся с исследовательской деятельностью, включаются в нее и получают первичные исследовательские умения. В процессе этой деятельности у учеников формируются многие универсальные действия, проявляются их способности, закладывается база, на которой интеллектуальные, социальные способности школьников развиваются. При этом необходимо использовать имеющееся в школе оборудование.

Проявлении и базовое развитие способностей происходит в процессе следующих форм учебной деятельности, организуемой учителем.

1. Проблемные уроки. Ученики на проблемных уроках постепенно эмпирически обучаются элементам критического и проблемного мышления, некоторым элементам исследовательской деятельности. Однако обучение им происходит медленно и не охватывает всех учащихся.

2. Творческие домашние задания. В процессе выполнения этих заданий ученики самостоятельно, в основном – в устном виде, планируют свою исследовательскую деятельность, высказывают некоторые предположения и проверяют их. Многие школьники выполняют эту деятельность с удовольствием, тем самым у них формируется мотивация на исследование, творчество, развиваются способности к предмету.

3. Самостоятельные экспериментальные работы. Имеющиеся лабораторные работы учитель некоторым ученикам, а иногда – всем, предлагает спланировать и выполнить самостоятельно, не пользуясь описанием работы в учебнике, или предлагает после выполнения работы по алгоритму поставить себе цель по выполнению дополнительного исследования и продолжить работу как исследовательскую. Такая постановка лабораторного эксперимента, сопровождаемая консультациями учителя, может служить хорошей основой для развития одаренности разного вида.

4. Организация уроков-исследований. На уроках-исследованиях учитель включает школьников в самостоятельное или совместное исследование. Ученики обучаются и формируют умения выдвигать и обсуждать, обосновывать и доказывать гипотезы, планировать свою деятельность, делать обобщения и выводы, представлять результаты исследования.

5. Организация внеурочной проектной деятельности. Проекты учащихся по предложенной ими самостоятельно тематике, позволяют, развивать их способности, ориентировать на определенную сферу деятельности, в которой они будут в дальнейшем успешны. Внеурочная деятельность - занятия и мероприятия, организуемые с классом или группой обучающихся в свободное время, направленные на развитие творческого потенциала через проектно-исследовательскую деятельность:

• Кружок «Проектная мастерская»;

• Школьная олимпиада.

• Интеллектуальные игры и конкурсы.

Внеклассная деятельность - различные воспитательно-образовательные мероприятия, организуемые во внеурочное время для удовлетворения потребностей обучающихся в неформальном общении, содержательном досуге:

• Школьная научно-практическая конференция.

• Предметная неделя.

Ключевым условием работы с детьми с повышенным уровнем интеллектуального развития является уровень профессиональной компетентности учителя. Главный вывод, который я сформулировала для себя: прежде чем учить других, научись сама. Поэтому постоянное, целенаправленное, ориентированное на новые перспективные концепции и технологии обучения, совершенствование методики преподавания – основа моей профессиональной деятельности. Обучение талантливых детей требует творческого подхода к своей работе. В этом, может и состоит основная трудность. Творчеству нельзя научить, но можно научить творчески работать. Чтобы научить учащегося творить, обучаясь, педагог должен стремиться не преподносить знания в открытом виде, а всегда давать «пищу» для размышления, развивая, таким образом, интеллектуальные способности ученика.

Как же организовать такую продуктивную исследовательскую деятельность? Учащиеся и их научные руководители нередко сталкиваются с рядом типичных и широко распространённых в школе проблем, среди которых: 1) выбор актуальной и значимой для современного социума темы; 2) соблюдение основных этапов научного исследования; 3) создание личностно- и общественно-значимых продуктов исследования.

При выборе темы исследования не нужно забывать о её востребованности и актуальности, в том числе для современных школьников. Это поможет повысить мотивацию юного исследователя, который будет нацелен на нужную и полезную для социума работу. Подтвердить актуальность и востребованность выбранной темы поможет констатирующий эксперимент (анкетирование, наблюдение, беседы, опросы и т.д.).

Обязательное условие формирования у ребенка чувства успешности – обеспечение его участия в различных конкурсах, интеллектуальных играх, предметных олимпиадах, научно-практических конференциях. При этом «высшим пилотажем» организации исследовательской работы является не просто учебное исследование, а проектно-исследовательская деятельность, т.е. деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов.

Ежегодно в школе проходит научная конференция «Первые шаги в науку». Целью организации данного мероприятия является презентация результатов научно-исследовательской работы учащихся, которая проводилась в течение всего учебного года. В ней участвуют дети, начиная с младшего школьного возраста. Демонстрация итогов работы проходит, как правило, в форме защиты научных проектов. В основу работы над проектом ложится исследовательский подход, который побуждает учащихся выдвигать идеи, альтернативные темы, изучать и анализировать литературу. Данный подход предполагает овладение культурой самоисследования, исследования собственной учебной деятельности. Ребята с удовольствием проводят исследование, которое интересно для них самих и актуально для их одноклассников, а потому работа протекала с увлечением и самоотдачей. Учащийся 8 класса принимал участие во Всероссийском конкурсе научно-технологических проектов «Большие Вызовы».

Я понимаю, что технологиям работы с мотивированными детьми необходимо учиться, и поэтому охотно работаю над пополнением собственных знаний, готова учиться у других, заниматься самообразованием и саморазвитием.

Учебное исследование, проводимое в условиях современной школы, может и должно быть результативным, например, предполагать создание какого-либо продукта, в том числе информационного. В качестве таких конечных продуктов могут выступать разработанные детьми памятки, рекомендации. С полученными в ходе исследования продуктами необходимо познакомить широкую общественность, например, одноклассников, учителей и учащихся школы. Распространение данных материалов можно осуществлять через школьный сайт, размещение в учебных кабинетах и библиотеке

Итак, учебное исследование – эффективный инструмент развития детской одаренности. Проведенное в соответствии со всеми требованиями, оно должно способствовать формированию устойчивой мотивации к саморазвитию и самоопределению, а также созданию ситуации успеха и признания, что крайне важно для любого ребенка. Организация исследовательской деятельности наиболее эффективно способствует развитию интеллекта учащихся, достижению высокого уровня образованности, самостоятельности и ответственности.










Список литературы:


1.Создание интегрированного образовательного пространства для развития детской одаренности: детский сад – школа – университет: Материалы Всероссийской научно-практической конференции: В 5-х частях. Часть I: Педагогика одаренности: Региональные практики / Под ред. Тоболкиной И.Н., Ремез О.В.. 30-31 октября 2014 г., г. Томск. – Томск: Томский ЦНТИ, 2014. – 168 с.

2. Лазарев, В.С. Проектная деятельность в школе : учеб. пособие для учащихся 7-11 кл. / В.С. Лазарев. – Сургут, РИО СурГПУ, 2014. – 135 с.

3. Учебное пособие «Индивидуальный проект» Серия «Профильная школа» Авторы: М.В. Половкова, А.В. Носов и др.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!