Совместная деятельность учителя и школьного
библиотекаря в рамках реализации новых ФГОС.
Из опыта работы.
Выполнила: Щугорева Е.С.,
Зав.библиотекой МОУ школа №3
г.Жуковский
2018 год
Главной целью образования сегодня становится формирование готовности учащегося к жизни в быстро меняющемся глобальном мире, поликультурном обществе и развивающемся обществе знаний.
Новая система образования должна ориентироваться не столько на усвоение учащимися универсальных знаний, умений и навыков, сколько на развитие
личности школьника, способного творчески применять полученные знания
в практической деятельности.
В связи с этим отмечается возрастающая роль школьных библиотек. На первый план выходит не обслуживающая, а творчески креативная, интегрирующая, роль библиотеки. Школьник на уроке в кабинете учителя-предметника видит мир под углом этого предмета, а библиотека способна
раскрыть ребенку целостную картину мира.
Направления работы школьной
библиотеки в соответствии с ФГОС
* Информационно – методическое обеспечение
образовательного процесса.
* Развитие информационной грамотности обучающихся,
в том числе при организации проектной деятельности.
*Информационное и методическое сопровождение
построения индивидуальных образовательных
траекторий обучающихся.
* Духовно – нравственное воспитание.
Работать в данных направлениях возможно только в тесном содружестве с классными руководителями и учителями-предметниками.
Современный библиотекарь школы и учитель обладают такими качествами, как способность к инновационной деятельности, любовь к детям, гражданская ответственность, интеллигентность, духовная культура, потребность в постоянном самообразовании. И от их совместных усилий так же зависит, какими людьми выйдут из стен школы ее выпускники.
Постараюсь рассказать и показать вам на практике, как происходит взаимодействие библиотекаря и учителя в нашей школе и что этим сотрудничеством достигается.
Это, прежде всего, театрализованные праздники, конкурсы, литературные обзоры.
Например, спектакль «Цветик – семицветик» по одноимённому произведению В.Катаева, который мы подготовили совместно с учителем начальных классов Филимоновой Т.М
Конкурс чтецов, посвящённый жизни и творчеству А.Барто, проводимый
совместно с классными руководителями 3 «А» и «Б» классов Мастюковой Ю.Б.
И Филимоновой Т.М.
Литературная игра – викторина по произведениям Дж.Родари.
Открытое мероприятие «В гостях у дедушки Корнея» в 4 «Б» классе, классный
руководитель Филимонова Т.М.
Интеллектуальная игра «Если хочешь быть здоров» в рамках урока
«Окружающий мир» 3 класс.
Литературная игра «За Далем в даль», посвящённая жизни и
творчеству великого русского писателя и этнографа.
Литературную игру «За Далем вдаль» в этом году я проводила в 3 «Б» классе совместно с классным руководителем этого класса Введенской О.В.
Эта игра очень нравится детям. Она содержит много разнообразных конкурсов, где детям нужно проявить и интеллектуальные способности, отыскивая вторые половинки пословиц и соединяя их в пазлы, и работу со словарём в конкурсе «Словарная уха», в котором дети, «поймав» на удочку слово-рыбку, должны найти его толкование в словаре В.И.Даля, и проявить свои творческие способности, сыграв свои роли в отрывках сказок писателя. Кроме того, хорошо развиваются коммуникативные навыки детей, так это командная игра.
Открытое внутришкольное мероприятие «В гостях у дедушки Корнея»,
посвящённое жизни и творчеству писателя К.Чуковского
Тесное сотрудничество и содружество с классными руководителями
Филимоновой Т.М. и Мастюковой Ю.Б. привело к тому, что по их просьбе
я подготовила и провела сначала праздник «Посвящение в первоклассники»,
который показали выпускники их классов для первоклашек, а затем и
праздник «Прощание с Букварём».
Сценарии к праздникам писала сама, а выпускники начальной школы
с огромным удовольствием и энтузиазмом взялись за работу – разучивали
свои роли, готовили костюмы и в итоге великолепно выступили.
И первоклашкам, и их родителям и учителям и самим «артистам» очень
понравилась эта важная работа, ведь по ходу праздника артистам приходилось
импровизировать , и тут уже они вовсю показали свои творческие способности.
«Посвящение в первоклассники»
«Прощание с Букварём»
Тесное сотрудничество и содружество с учителями начальных классов
Филимоновой Т.М. и Мастюковой Ю.Б. продолжается и уже в минувшем
учебном году мы организовали и провели конкурс чтецов стихов С.Михалкова
в их первых классах.
Для знакомства детей с традициями и обычаями русского народа был организован совместно с классным руководителем 5 «Б» класса Васильковой В.М.т яркий и всеми любимый праздник - «Масленица».
Дети пели песни, частушки, участвовали в конкурсах и даже сами пекли блины. Надеюсь это станет доброй традицией в нашей школе.
В библиотечной деятельности сегодня особо актуальны те формы работы, которые отвечают за развитие личностных результатов деятельности читателей: «круглые столы», читательские конференции, различные конкурсы и викторины, диспуты, кружки, секции и т.д.
Совместно с учителями русского языка и литературы Скриповой О.В.
и Ромашковой Т.Е. я провела читательскую конференцию в шестых классах по книге А.Экзюпери «Маленький принц», 75-летие выхода в свет которой отмечается в этом году.
Читательская конференция по
книге А.Экзюпери «Маленький
принц».
И важнейшая задача школьного библиотекаря – это привлечение детей к чтению. Великий русский педагог, писатель К.Д. Ушинский писал: «Процесс чтения без радости и без печали, без улыбки и слезинки лишь сушит ещё не расцветающую душу, делает её слепой к миру образования, глухой к окружающей жизни».
Осуществить современные образовательные цели и задачи возможно лишь при активном продвижении книги и всесторонней поддержке чтения, что является приоритетным направлением в работе школьной библиотеки. Цель школьного библиотекаря – достучаться до сердца каждого читателя. Мероприятия направлены на то, чтобы заинтересовать, увлечь, научить сопереживать...
Мероприятие «Читайка» - совместная работа 6 «А» класса -
классный руководитель Щугорева Е.С. и 4 «Б» класса – классный руководитель
Ерофеева Е.С. Шестиклассники оформили стенд, где были размещены их
отзывы о прочитанных книгах, которые они рекомендовали бы прочитать,
а также же сами провели мероприятие, а четвероклашки активно отвечали на
вопросы и читали наизусть свои любимые стихи.
Главное в работе современного библиотекаря – поиск и реализация новых технологий, направленных на развитие интеллектуальных способностей учащихся.
Нужно отметить несколько основных направлений в работе школьной библиотеки по внедрению стандартов второго поколения: исследовательская деятельность: информационная деятельность; проектная деятельность; литературно-познавательная деятельность; мультимедийные технологии; работа с УМК; работа с фондом художественной литературы. Самой большой популярностью в библиотеке пользуются творческие проекты, позволяющие раскрыть исполнителю весь свой потенциал. Работать в данных направлениях возможно только в тесном содружестве с классными руководителями и учителями-предметниками.
В нашей школьной библиотеке действует проект «Рукописная книга».
Это тоже своего рода совместная деятельность библиотекаря, классных
руководителей и конечно же детей. В эту «книгу» я «подшиваю» оформленные
на листах формата А4 отзывы детей о прочитанных книгах, рассказы и
стихи детей собственного сочинения. Все свои опусы дети пишут от руки
и оформляют рисунками. Так пишется наша «Рукописная книга».
Когда дети вырастут, им будет любопытно вспомнить о чем они думали и
переживали тогда, несколько лет назад и они смогут это сделать, придя
в школьную библиотеку и заглянув в «Рукописную книгу».
Стандарт нового поколения обязывает библиотеки существенно перестраивать свою работу: школьные библиотеки необходимы школе в качестве БИЦентров, которые являются важным компонентом учебного процесса, способствующим реализации образовательных стандартов; БИЦентры должны быть укомплектованы качественными источниками информации на разных носителях; квалифицированные библиотечные кадры должны соответствовать требованиям времени, стремиться к инновациям в профессиональной сфере, быть готовыми к непрерывному процессу образования; БИЦентры должны стать олицетворением привлекательности, комфортности, дружественности образовательной среды. P.S. Все написанное - современно, своевременно и верно. Но как еще далеко до того времени, когда все наши школьные библиотеки смогут соответствовать тем требованиям, которые к ним предъявляются? Вопрос открыт...
А пока…Работа с детьми - читателями развивается успешно тогда, когда библиотекарь и педагог любят детей и горячо заинтересованы делом.
Спасибо за внимание!
Творческих Вам идей!
Использованные материалы:
https://cyberleninka.ru/article/v/shkolnaya-biblioteka-v-usloviyah-realizatsii-fgos