СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Современные методы социальной реабилитации детей с нарушениями интеллекта.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современная ситуация в России характеризуется существенными структурными изменениями, связанными с глобальными процессами модернизации и имеющими долгосрочный характер.  В условиях интенсивных общественных перемен, когда многие из прежних механизмов обеспечения социальной поддержки и защиты населения оказываются малоэффективными, а новые еще не сформированы, обостряются проблемы всех социально незащищенных групп, в том числе и инвалидов.

Просмотр содержимого документа
«Современные методы социальной реабилитации детей с нарушениями интеллекта.»

Современные методы социальной реабилитации детей с нарушениями интеллекта.

Современная ситуация в России характеризуется существенными структурными изменениями, связанными с глобальными процессами модернизации и имеющими долгосрочный характер. В условиях интенсивных общественных перемен, когда многие из прежних механизмов обеспечения социальной поддержки и защиты населения оказываются малоэффективными, а новые еще не сформированы, обостряются проблемы всех социально незащищенных групп, в том числе и инвалидов.

В числе главных современных проблем отражающихся на положении инвалидов – это сохраняющееся в современном обществе отношение к инвалидам как физически и психологически «иным» людям, изменение экономических реалий, формирующих «не востребованность» и даже изоляцию инвалидов как неэффективной социальной группы, чрезмерная дифференциация общества, определяющая статус инвалидной среды как «вынужденную нагрузку» на социум. Это обусловливается, прежде всего, установками общественного сознания, нежеланием коммерческих структур и многих государственных учреждений использовать труд инвалидов под предлогом его низкой эффективности и необходимости обеспечения социальных гарантий, недостаточным спектром возможностей полноценного включения лиц с нарушениями интеллекта в культурную жизнь общества.

В Российской Федерации на протяжении многих лет уровень инвалидности, как один из показателей здоровья населения, остается достаточно высоким, более того, в нашей стране, как и во всем мире, наблюдается тенденция роста числа детей-инвалидов. С 2000 года число несовершеннолетних инвалидов по психическим заболеваниям увеличилось на 61,3 %.

Хотя с одной стороны, политика государства и множество разработанных программ- «Доступная среда», «Содействие занятости населения» и др. направлены на поддержку, социализацию людей с ограниченными возможностями и изменение общественного сознания, то с другой стороны, можно сделать вывод, что нежелание коммерческих структур использовать труд инвалидов и отношение общества оправданны. Так как на сегодняшний день в теориии и практике социальной работы недостаточно исследований, посвященных содержанию, технологиям и методам социальной реабилитации детей с нарушением интеллекта, как будущих членов общества, а также конкретным путям их реализации в учреждениях интернатного типа.

Изучая теоретические аспекты социальной реабилитации, выявили сущность социальной реабилитации детей с нарушением интеллекта. Делая вывод, можно сказать, что сущность социальной реабилитации детей с нарушениями интеллекта заключается в комплексном многопрофильном подходе к восстановлению способностей ребенка к бытовой, общественной и профессиональной деятельности на уровне, соответствующем его физическому, психологическому и социальному потенциалу с учетом особенностей микро-и макросоциального окружения. Конечной целью комплексной многопрофильной реабилитации, как процесса и системы, является предоставление человеку с анатомическими дефектами, функциональными нарушениями, социальными отклонениями возможности относительно независимой жизнедеятельности.

Подводя итог анализа состояния современных методов социальной реабилитации, то есть сравнивая, есть ли какие- то методы реабилитации, подобранные именно для детей с нарушением интеллекта, выяснилось, что эти методы адаптированы практически для всех групп детей инвалидов. То есть, реабилитационные центры России, как государственные, так и частные отличаются между собой оснащенностью высокоэффективными приборами, применяемыми технологиями и методами социальной реабилитации детей-инвалидов. Однако, в центрах отсутствует программное обеспечение социальной реабилитации детей исключительно с проблемой нарушения интеллекта.

Изучая направления социальной реабилитации в детских домах интернатах я пришла к выводу, что важность реализации технологий социальной реабилитации детей с нарушением интеллекта в рамках социальных учреждений неоспорима.

Внедрение комплексных программ реабилитации позволит уменьшить вероятность отставания в развитии детей из группы риска, повысит компетенцию как работников патронажных учреждений, так и приемных семей, куда отправляются дети- инвалиды, в удовлетворении их особых потребностей, уменьшит вероятность сегрегации детей ( изоляции в специальных учреждениях в отрыве от приемной семьи и общества), повысит возможность их социальной адаптации, полноценной интеграции в общество и впоследствии даст шанс к независимой самостоятельной жизни. Создавая систему ранней помощи, необходимо учитывать что это не изолированная, замкнутая система, а часть большого целого, т. е. системы специального обучения, реабилитации, осуществляемой через социальные структуры.

Исследование практики применения методов социальной реабилитации в работе с детьми с нарушением интеллекта было проведено на примере ГБСУ СО МО «Филимонковский детский дом интернат».

Об эффективности социальной реабилитации можно судить по таким показателям, как приобретение навыков самообслуживания, расширения круга интересов, восстановление коммуникативных способностей, привитие навыков общения, активизация в проведении досуга, участие в жизни интерната, а так же способность ребенка к адаптации и интеграции в социальную и эко­номическую жизнь с учетом реабилитационного потенциала.

Понять насколько эффективны реабилитационные мероприятия и методы, применяемые для того, чтобы дети научились быть равными с так называемыми здоровыми людьми и у них сформировались качества противодействующие травмирующим воздействиям, помогли проведенные исследования.

Перʙым этапом исследоʙания яʙляется диагностика социального развития детей с нарушением интеллекта.

Процесс обучения детей с легкой и умеренной степенью умственной отсталости должен максимально содействовать развитию его личности, что определяется уровнем его общего психофизического развития, моторики, речи, знаниями и умениями. Исследование проводилось на основе изучения реабилитационных карт воспитанников, в два этапа 2013-2014гг (через каждые полгода).

Процесс наблюдения за развитием навыков велся по основным четырем сферам: самообслуживание, восприятие и речь, социальная приспособленность и моторика.

В ходе работы было исследовано 32 ребенка с легкой и умеренной степенью умственной отсталости в возрасте 6- 10 лет (10 девочек и 5 мальчиков) и 11- 17 лет ( 10 мальчиков и 7 девочек). Возрастная группа с 7 до 11 лет



























Таблица 1

Результаты исследования формирования различных навыков у детей 6- 10 лет с умеренной умственной отсталостью, %

Название параметра исследования

1 обследование

2 обследование

1

ЕДА (самообслуживание)

50

58

2

ТУАЛЕТ И УМЫВАНИЕ

(самообслуживание)

36

39

3

ОДЕВАНИЕ И РАЗДЕВАНИЕ

(самообслуживание)

45

49

4

ВОСПРИЯТИЕ И ОБСЛЕДОВАНИЕ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

51

56

5

АКТИВНАЯ РЕЧЬ

(продукция звука)

26

32

6

ПАССИВНАЯ РЕЧЬ

(понимание речи)

23

27

7

СОЦИАЛЬНАЯ ПРИСПОСОБЛЕННОСТЬ (активность)

39

49

8

ДВИГАТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ

(общая моторика)

44

52

9

ЛОВКОСТЬ ПАЛЬЦЕВ И РУК

(мелкая моторика)

46

49






Исследования показали, что у детей с легкой и умеренной умственной отсталостью в младшей возрастой группе навыки самообслуживания находятся в стадии формирования. Общие двигательные способности ограничены, это связано с тем чтоо дети кроме умственной отсталости имеют еще и физические недостатки развития. Мелкая моторика находится на низком уровне. Уровень развития активной и пассивной речи так же низкий.

Так, по параметру еда выявлено наличие навыков самообслуживания, которые необходимы для того, чтобы ребенок мог обходится без посторонней помощи во время приема пищи. По результатам первого обследования видно, чтонавыки самообслуживания в еде развиты, в целом по группе, более чем на 50%. Хотя если рассматривать результаты каждого ребенка в отдельности, виден значительный разброс данных. Большая часть детей показывала высокий уровень сформированности этого навыка, но были и такие дети, которые практически не умели есть самостоятельно.

По реультатам второго обследования, которое проводилось чесрез полгода наюлюдалась небольшая положительная динамика развития данного навыка. Средний результат составил 58%.

Туалет и умывание- этот параметр позволяет выявить уровень сформированности навыков личной гигиены. По результатам первого обследования было выявлено, что приучение к туалету и навыкам личной гигиены у детей 6- 10 лет происходило достаточно трудно. Хотя 5 человек из обследуемых детей имели высокие значения, основная группа отличалась низким уровнем развития данных навыков, а у 3 детей этот навык не был сформирован вообще. Средний результат по группе составлял всего 36%.

По результатам второго обследования наблюдалась небольшая динамика по среднему результату группы 39%. У части детей показавших при первом обследовании нулевые значения, никакого развития не наблюдалось. Это видимо связано с невозможностью овладения ими данными навыками в силу нарушений физического развития.

Параметр одевания и раздевания позволяет выявить самостоятельность ребенка или необходимость помощи когда его одеваю или раздевают. По результатам первого обследования выявлено,что умение самостоятельно одеваться и раздеваться развито у детей в среднем на 45%, это является достаточно не плохим результатом учитывая возможности данной категории детей.

По результатам второго обследования прослеживалась положительная динамика, среднее значение по группе немного возрасло и составляло 49%.

Параметр восприятие окружающего мира позволяет проследить чем интересуется ребенок, как реагирует на окружающие его предметы, звуки, запахи. Этотт параметр дает возможность выяснить на сколько ребенок любознателен, как представляет себе окружающий его мир.

По результатам первого обследования обнаружено, что дети 6- 10 лет проявляют интерес к окружающему миру, среднее значение параметра довольно высокое и составляет 51%. Во втором обследовании среднее значение составляет 56%, что может свидетельствовать о стремлении детей расширить свой кругозор. Это проявляется выраженным ориентировочным рефлексом и ростом интереса к окружающему миру.

Параметр активная речь позволяет выявить на сколько ребенок владеет речевыми навыками. Выясняется, как ребенок общается с окружающими, говорит ли он отчетливо слова или фразы, копирует слоги или просто мычит. От того на сколько ребенок владеет речью зависит то, как его понимают, отвечают на его просьбы и желания.

Из результатов первого обследования видно, что активная речь у детей 6- 10 лет развита на очень низком уровне 26%, многие из них могут только мычать, кричать или копирывать некоторые простые слова или слоги. Тем не менее 4 человека показали высокие значения- 51%. Во втором обследовании результаты по данному параметру имели положительную динамику 32%.

Параметр пассивная речь позволяет узнать на сколько ребенок понимает обращенную к нему речь, обращенные просьбы, требования, которые к нему предьявляются.

Из результатов первого обследования видно что пассивная речь так же как и активная, развиты на очень низком уровне. Среднее значение по группе составляло всего 23%. По результатам второго обследования была заметна положительная динамика, хотя она и не являлась высокой, лишь 4%.

Парметр социальная адаптация позволяет узнать, насколько ребенок социально активен, вступает ли он в контакт с детьми и взрослыми, проявляет ли интерес к игре.

Из результатов первого обследования видно, что социальная адаптация составляла 39%. Многие дети показывали высокие результаты 55- 60%. Этот парметр имеет большое значение так как от социальной активности детей зависит их дальнейшая социальная реабилитация и интеграция.

По результатам второго обследования прослеживалась высокая динамика развития социальной активности, среднее значение по группе составляло 49%, что на 10% выше чем при первом обследовании.

Развитие двигательных способностей, в частности, общей моторики, дает представление, о физических возможностях ребенка. Это необходимо знать для того, чтобы правильно спланировать программу по комплексной реабилитации каждого ребенка в зависимости от его потенциальных возможностей.

По результатам первого обследования выявлено что общая моторика развита у детей 6- 10 лет на 44%. Это не плохой результат если принимать во внимание то обстоятельство, что данная категория детей имеет множественные пороки развития, в том числе и двигательные дефекты. По результатам второго обследования была заметна небольшая динамика, среднее значение по группе повысилось до 52%.

Изучение и исследование параметра мелкая моторика дают возможность оценить, на сколько ребенок интересуется окружающими его предметами, исследует ли он пространство, в котором находится с помощью движений.

Из результатов первого обследования следует что, мелкая моторика у детей была развита достаточно хорошо, среднее значение 46%. Однако при втором обследовании результаты повысились незначительно- 49%.

Результаты обследования показали наибольшую интегрированность параметров «социальная приспособленность» и «туалет и умывание», что видимо связано с акцентом в этом возрасте при коррекционной работе на эти сферы деятельности.

Наиболее значительный прогресс был у детей в развитии навыков самообслуживания. На сколько раньше ребенок начинает самостоятельно себя обслуживать и зависит его социальная адаптация и реабилитация.

Параметр «социальная активность» включает в себя показатели развития навыков общения, межличностного взаимодействия, поэтому очень важно что он значимо коррелирует у детей 6- 10 лет с параметром «восприятие окружающего мира», параметрами «пассивная речь» и «мелкой моторики».

Вызывает интерес факт наличия только одной значимой связи параметра «еда» с параметром «восприятие окружающего мира». Не смотря что у этих детей преобладают инстинктивные формы деятельности, для них более значимыми являются проблемы социальной реабилитации, активности в социуме.

Параметры навыков самообслуживания «туалет, умывание» так же являются значимыми для детей 6- 10 лет, по скольку в системе коррекциооно- развивающей работы они доминируют.






Рис 1.

Корреляционые плеяды наиболее значимых связей исследованных параметров социального развития детей 6- 10 лет с умеренной умственной отсталостью.




ЕДА



МЕЛКАЯ МОТОРИКА

ТУАЛЕТ И УМЫВАНИЕ







СОЦИАЛЬНАЯ ПРИСПОСОБЛЕННОСТЬ

ОДЕВАНИЕ И РАЗДЕВАНИЕ



ВОСПРИЯТИЕ И ОБСЛЕДОВАНИЕ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА


ПАССИВНАЯ РЕЧЬ


















Таким образом составление и изучение реабилитационных карт воспитанников позволяют выявлять как индивидуальные, так и общие закономерности развития социально- бытовых, сенсорно- перцептивных, эмоциональных и коммуникативных навыков у детей с умеренной степенью умственной отсталости и отслеживать динамику их формирования в процессе психолого- педагогической коррекции.

Рассмотрим парметры по тем же основным четырем сферам: самообслуживание, восприятие и речь, социальная приспособленность и моторика у детей с нарушением интеллета в более старшем возрасте с 11до 17 лет.



































Таблица 2

Результаты исследования формирования различных навыков у детей 11- 17 лет с умеренной умственной отсталостью, %

Название параметра исследования

1 обследование

2 обследование

1

ЕДА (самообслуживание)

65

80

2

ТУАЛЕТ И УМЫВАНИЕ

(самообслуживание)

58

67

3

ОДЕВАНИЕ И РАЗДЕВАНИЕ

(самообслуживание)

69

85

4

ВОСПРИЯТИЕ И ОБСЛЕДОВАНИЕ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

77

85

5

АКТИВНАЯ РЕЧЬ

(продукция звука)

60

72

6

ПАССИВНАЯ РЕЧЬ

(понимание речи)

68

76

7

СОЦИАЛЬНАЯ ПРИСПОСОБЛЕННОСТЬ (активность)

67

85

8

ДВИГАТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ

(общая моторика)

79

82

9

ЛОВКОСТЬ ПАЛЬЦЕВ И РУК

(мелкая моторика)

86

88







По результатам исследования старшей возрастной группы, сразу видно, что уровень сформированности навыков самообслуживания уже при первом обследовании выше, чем у детей более младшего возраста. (табл. 2)

Развитие навыков самообслуживания в еде в среднем по группе составило при первом обследовании 65%, втором- 80%, то есть видим хорошую динамику у подростков 11- 17 лет по сравнению с детьми младшего возраста.

Навыки личной гигиены (туалет и умывание) также имели более высокий уровень сформированности- 58% и 67%, соответственно двум этапам исследования. Хотя среди других обследованных параметров развитие этих навыков, как и в младшей группе, на всех этапах имело более низкое значение.

Обучение навыкам одевания и раздевания у подростков осуществлялось успешно, о чем свидетельствуют результаты 69% и 85%. Но не смотря на более старший возраст формирование навыков самообслуживания не достигло своего максимально возможного развития, а это значит что необходимо продолжать работу по формированию этих навыков.

Результаты обследования сферы «восприятие окружающего мира» у детей 11- 17 лет, также были выше, чем у детей 6- 10 лет и составляли 77% и 85%, что свидетельствует о расширении кругозора в восприятии окружающей действительности и о перспективах развития в процессе обучения.

Параметры речевой и коммуникативной деятельности ( «активная речь», «пассивная речь» и « социальная активность»)имели отчетливо выраженную положительную динамику. Хотя при первом обследовании активная речь была развита лишь у половины обследованных , то при втором обследовании, после проводимого интенсивного обучения в течении полугода существенно расширило словарный запас детей, коммуникативные возможности детей и привило к более активной социальной адаптации. Так отчетливо выявился прирост параметра «социальная приспособленность» - 18%, а общее развитие этих навыков в целом по группе составило 85%.

Развитие общей моторики составляло 82% и значимой динамики не наблюдалось, что связано с наличием у многих детей сопутствующих двигательных расстройств (церебральный паралиц и другая потология). Однако мелкая моторика у этой группы детей была развита лучше и совместно с показателем «восприятие окружающего мира» составляла достаточно высокое значение- 86% при первом обследовании и 88% при втором.

Корреляционный анализ (рис2.) по двум обследованиям в старшей возрастной группе показал, что, корреляции приходятся на 5 параметров по сравнению с 7-ю в младшей группе, что связано видимо с большей сформированностью навыков по самообслуживанию.

Наибольшей интегрированностью обладает параметр «еда». Очевидно, что еда в старшей возрастной группе становится не только физиологической потребностью, но является одной из составляющих социальной реабилитации. Дети начинают предьявлять к еде эстетические требования, становится важным что подросток ест, как аккуратно и правильно ведет себя за столом. Парметр «еда», тесно связан с параметром «мелкая моторика», так как от этого навыка зависит умение держать руками продукты питания и столовые приборы.

Параметр «еда» связан и с параметром «восприятие и обследование окружающего мира», так как разнообразие и качество принимаемой пищи становится актуальным для детей старшего возраста.

Парметр «пассивная речь» играет важную роль, он связан с параметрами «еда», «ловкость пальцев и рук», «социальная приспособленность» потому, что от понимания предьявляемых требований зависит их выполнение, что в свою очередь, показывает ребенку , насколько он социально адаптирован в окружающей среде.

Основываясь на корреляционые данные можно полагать, что в старшей возрастной группе, в отличие от младшей, наиболее значимыми являются параметры коммуникации, социальной адаптации и реабилитации. У подростков в умеренной уственной отсталостью навыки по самообслуживанию уже достаточно сформированы и для них все большее значение начинает приобретать возможность расширения социальных контактов со взрослыми и сверстниками.







Рис 2.

Корреляционые плеяды наиболее значимых связей исследованных параметров социального развития детей 11 - 17 лет с умеренной умственной отсталостью.



ЕДА



Восприятие и обследование окружающего мира


Мелкая моторика







Пассивная речь


Социальная приспособ-ленность







Подводя итог, можно сделать вывод что следует уделять внимание социальной ориентировке подростков, то есть расширению их социальных связей, следует закреплять правила поведения в общественных местах, в траспорте, учреждениях бытового обслуживания, что даст возможность детям лучше приспособиться к жизни.

На этом этапе исследования был проведен опрос учителей и воспитателей учреждения по оценке уровня обучаемости, социального работника и социального педагога по оценке уровня досуга детей из детского дома в возрасте от 10 до 17 лет.

Уроʙень обучаемости оценивали по критериям: хорошист, отличник, учится на три, а уроʙень досуга (так называемые дополнительные занятия помимо обязательных в программе учреждения – 1 балл, «факультатиʙы» – 1 балл, разʙиʙающие уроки или спорт – 1 балл, культурные и познаʙательные разʙлечения – 2 балла). Так была получена диаграмма с оценками. ( рис. 3)























Рис. 3.

Анализ обучаемости и уроʙня доусговой активности детей из детского дома в возрасте от 10 до 17 лет


Видно, что большинстʙо детей имеют уроʙень досуга и обучаемости ʙыше среднего (по 4 балла), несколько детей (3) имеют ʙысокий балл и по уровню обучаемости, и по уроʙню досуга; низкий балл обучаемости (от 2 до 3 баллоʙ) имеет трое детей, а с низким уроʙнем досуга – 4 детей.

Таким образом, можно судить о том, что методы социальной реабилитации имеют свой положительный отклик на состоянии детей. Но тогда почему при хороших показателях уровней обучаемости и досуга в первом исследовании мы выявили, что для детей старшей возрастной группы все большее значение начинает приобретать возможность расширения социальных контактов со взрослыми и сверстниками, а значит недостаток в общении.

Проживая в интернатном учреждении ребенок общается с одной и той же группой сверстников и взрослых, что создает приятельские, ближе к родственным отношения, и так на протяжении многих лет. С одной стороны это хорошо, но в то же время препятствует развитию навыков общения с незнакомыми людьми. Значительно страдает коммуникативная деятельность детей с нарушением интеллекта: практика их общения со сверстниками взрослыми чрезвычайно бедна и замыкается на окружении людей из детского дома.

Поэтому для выявления коммуникативных умений решили провести семинар для детей старшей возрастной группы по теме «Кем я хочу стать» (о выборе профессии), с приглашением друзей из Центра Образования 109 (директор Ямбург Евгений Александрович), ГБОУ гимназии № 1507 (зам. директора гимназии образовательного комплекса по УВР Звягина Ольга Григорьевна.). Семинар проводился в два этапа, в течении полугода.

В ходе исследования применяли метод наблюдения, он предполагает планомерное и целенаправленное фиксирование психологических факторов в естественных условиях повседневной жизни. Наблюдение фиксировалось по таким критериям:

  1. поведение детей в непривычном для них окружении, отношение к новым людям: положительное, безразличное;

  2. коммуникативные навыки: уход в себя, активность;

  3. профессиональное самоопределение: самостоятельный выбор, по мнению других.

Анализируя критерии, получили следующие результаты (график 1.):

  1. Отношение к новым людям и поведение детей при первой встрече, у 11 подростков было безразличное, дети напряжены демонстрируют потребительское отношение к ним, у 4 подростков было положительное отношение к новым людям, проявление желания общаться.

При второй встрече, 8 детей все же проявляли недоверие и настороженность, хотя стремились быть послушными. Что говорит о недостаточном развитии самооценки и понимании сущности своего «Я», а 7 человек проявили положительное отношение к взрослым, с удовольствием слушали рассказы о профессиях и на вопрос о желании повторить те или иные игры, интерактивы, пригласить еще раз новых гостей, дети ответили положительно.



  1. Коммуникативные навыки: умение общаться и активность наблюдалась у 4 человек исследуемой группы , дети задавали интресующие вопросы, вступали в диалог, отстаивали свое мнение. У 11 подростков наблюдался уход в себя, им было не интересно слушать рассказы, вести беседы, дети либо общались между собой, либо слушали музыку через плеер, либо просто присутствовали не включаясь в беседу.

При второй встрече у 3 подростков остался уход в себя, но даже они шли на контакт если к ним обращались индивидуально, а у 12 подростков изменилась активность, дети стали понимать цель приезда гостей, заинтересовались темой и выбором будущей профессии, дети стали предлагать ролевые игры, сделать рисунки по теме.



  1. Профессиональное самоопределение: на начало занятий лишь 4человек утвердились с выбором професии, могли обосновать свой выбор, остальные 11 лишь соглашались с мнением старших.

На втором этапе у 9 подростков остался выбор, основанный на мнении других, 6 подростков сделали самостоятельный выбор.

График 1.


  1. поведение детей в непривычном для них окружении, отношение к новым людям:

синий- безразличное, красный- положительное.

  1. коммуникативные навыки:

синий- уход в себя, красный- активность

  1. профессиональное самоопределение:

синий- по мнению других, красный- самостоятельный выбор.













Делая выводы по данному исследованию, можем предположить что, из-за выработанного стереотипа в общении, в кругу постоянного окружения, дети избегают новых ситуаций общения с незнакомыми людьми, что приводит к узости межличностных контактов. Но, несмотря на внешние проявления нерешительности в общении, дети внутренне готовы и стремятся к общению с окружающими. Это видно по отношению детей к новым людям. Дети проявляли улыбчивость доброжелательность, желание поддержать беседу, тактильный контакт.

Четвертым этапом исследования явилось посещение выпускников детского дома 2012- 2013годов. Исследуемой группой явились 6 человек. Главная проблема социальной адаптации подростков с нарушением интеллекта - это способность индивидуального выбора возможностей, предоставляемых социумом, осмысление мира, своих потребностей, построение жизненной активности и взаимоотношений.

Для выявления представлений выпускников об организации их самостоятельной жизни в обществе, был выбран метод интервью.

Представления воспитанников об организации их самостоятельной жизни позволит выявить проблемные области знаний, навыков, которые необходимы при самостоятельной их жизни.

Интервью было проведено по заранее подготовленным вопросам (см приложение):

- вопросы о планах на обучение, трудоустройство;

- вопросы о жилье;

- вопросы по созданию семьи;

- вопросы о проведении досуга;

- вопросы о правах, льготах, пособиях;

Наблюдение за выпускниками детского дома в процессе встречи и результаты интервью показали, что для большей части выпускников детского дома с проблемами в интеллектуальном развитии, присуще:

- интеллектуальная пассивность, ограниченность знаний, своеобразие и недостаточность словарного запаса;

- отсутствие стремления к проявлению себя;

- равнодушие к происходящему, снижен интерес к разным видам деятельности и мотивация к их освоению;

- повышенная внушаемость, готовность принять асоциальные формы поведения (курение, бродяжничество, алкоголизм);

- недостаток критичности; неадекватность уровня притязаний, слишком заниженная или завышенная самооценка;

- агрессивность поведения, недостаточное развитие сложных эмоциональных проявлений;

- иждивенчество; отсутствие стремления отвечать за свои поступки;

- безынициативность в улучшении своей жизни, отсутствие желания свой быт благоустроить самостоятельно;

- неумение самостоятельно организовывать свой досуг

Выявленные факторы, по анализам исследований, адаптации и дезадаптации, нарушенные коммуникативные навыки, сформированная иждивенческая позиция позволили понять, что методы социальной реабилитации в детском доме не достаточны эффективны для полной интеграции детей в социум. Еще одной отрицательной чертой этих методов и самой главной является то, что все они носят внутренний характер.



Воспитанникам детских домов необходимо знать, как устроен мир людей (открытый социум). Этот процесс сложен для умственно отсталых детей в интернатных учреждениях, предполагающих изоляцию и ограниченность, поэтому социализация может быть достигнута только специальными методами и мерами, которые  определяются индивидуальной программой социальной реабилитации.

Такие не утешительные результаты сподвигли координально расширить методы социальной реабилитации в рамках детского дома.

Однако, в современных социально-экономических условиях, когда детский досуг недопустимо коммерциализируется и включенность в сферу деятельности досуговых  учреждений в силу отсутствия материальных средств, становится уделом избранных, приходится искать пути решения проблем у людей проявляющих интерес к детскому дому и желание помогать детям сиротам. Именно благодаря приложенным силам творческих союзов и организаций смогли разработать и внедрить программу «Дети как дети» определяющуюся многообразием форм, досуговых мероприятий методов и средств воздействия, на детей.

Условия современного, развивающегося общества, а также особая актуальность реабилитации детей-инвалидов в связи с возрастающим количеством случаев усыновления, принятия под опеку, облегчения диагноза «умственной отсталости умеренной» диктуют нам новые формы этой работы.

Программа «Дети, как дети!» учитывает особенности интеллектуального развития наших детей, наличие различной сопутствующей патологии и возрастной психологии. Она индивидуальна для каждого ребенка, так как дает возможность каждому раскрыть свои способности.

В данной программе используются элементы психотерапевтической, психологической коррекции и социальной реабилитации детей и подростков с умственной отсталостью и сопутствующими синдромами. Она также направлена на формирование нравственных норм поведения и взаимоотношений внутри детского коллектива, улучшение коммуникативных свойств ребенка, развитие его творческих возможностей.

Эта программа поможет нашим детям стать «своим среди родных», ребенок научится использовать в полной мере все доступные ему вербальные и невербальные формы общения, он сможет жить в гармонии с природой и окружающим миром.

Ребенку с умственной отсталостью, неспособного к абстрактному мышлению, трудно соотнести полученные знания с тем, что его в реальности окружает. Наш опыт реабилитации детей, применимо к условиям отличным от условий проживания в детском доме- интернате, диктует нам необходимость использования ролевого обучения, приближенного к реальным условиям жизни. «Наглядным пособием» при таком виде реабилитации становится сама природа, а знания легко вливаются в головы детей через все органы чувств.

Программа «Дети, как дети!» включает в себя 7 направлений, благодаря которым, предоставляется уникальная возможность охватить все возрастные группы детей и подростков, проживающих в интернате и создать условия преемственности, когда дети младшего и среднего возраста, прошедшие курс по направлениям «Экологическая тропа» и «Звуки и цвета природы», по мере взросления и формирования необходимых навыков, переходят к занятиям по направлениям «Юный турист» и «Наша Родина – наша семья», «Кинология», «Юный гончар» и «Я могу!»

Направление «Юный Эколог» с применением метода Гарденотерапии. Этот вид деятельности имеет ярко выраженную психотерапевтическую направленность, что позволяет использовать его при коррекции поведенческих и эмоциональных расстройств, для улучшения психоэмоционального состояния.

Климатотерапия- так одним словом можно назвать занятия на свежем воздухе на «Экологической тропе», туристические походы в рамках направления «Юный турист». Для того, чтобы дети смогли участвовать в подобных полезных и интересных мероприятиях, проводится планомерная, многоэтапная работа. Ребята младшего школьного возраста занимаются по направлению «Юный Эколог», постепенно осваивая простые навыки бытового самообслуживания в полевых условиях и расширяя свой кругозор. С 12 лет подростки вливаются в направление «Юный Турист», и начинают участвовать в разных несложных туристических маршрутах. А с 14 лет те ребята, у которых навыки самостоятельности успешно закреплены, начинают ездить в серьезные экспедиции по России.

Реабилитационные занятия по канис – терапии (кинологии) проводимые на базе Филимонковского детского дома-интерната «Клубом DOGCITY». Оказалось, собака является очень сильным мотива тором для особых детей, так как обладает успокаивающим и благотворным влиянием на человека. Отмечается, что животные, особенно собаки, помогают пациентам преодолевать стрессы и справляться с приступами агрессии.

Творческо-эстетическое реабилитационное направление «Я могу!»

Огромное внимание уделяется развитию творческого потенциала воспитанников. Главным этапом социализации подростка является интуитивное соотнесение получаемой информации с собственным социальным опытом и формирование на этой основе собственного к ней отношения. Поэтому для нас очень важно чтоб дети познавали мир, соприкасаясь на практике с прекрасной его стороной, стороной искусства.

Инновационное реабилитационное направление предпрофессиональной подготовки «Юный гончар». В мастерской занимаются все дети, в независимости от возраста и уровня развития. Инструкторами были разработаны программы, нацеленные на развитие творческих, умственных и даже физических навыков. Помимо гончарного дела, дети изучают изобразительное и декоративно-прикладное искусство. Занятия в мастерской также можно расценивать как метод арттерапии, которая помогает ребенку выражать те внутренние переживания, конфликты, которые он не может осознать и с которыми не может справиться самостоятельно. Занятия позволяют решать разные проблемы ребенка. Они могут способствовать развитию продуктивной деятельности, мелкой моторики, внимания, памяти, мышления, речи и творческого воображения. Занятия могут успешно использоваться для формирования образа себя и своего места в окружающем мире.

В рамках предпрофессиональной подготовки и подведением итога

семинара, который мы проводили для детей о выборе профессий, стала фотосессия проведенная Телеканалом РЕН ТВ. Наши воспитанники нарисовали, кем они хотят быть, а фотограф Алексей Сулима совместно с командой РЕН ТВ и сотрудниками  детского дома создавал образы их будущих профессий. Это позволило детям наиболее глубоко прочувствовать значимость профессии и определиться с жизненными планами.

Таким образом, разработанная программа социальной реабилитации решает вопросы поиска различных методов, которые активируют познавательную деятельность воспитанников, стимулирует их мыслительные процессы; направленные на социализацию, бытовую адаптацию, ориентацию в нормах и правилах различных сфер деятельности.

Выявленные ранее факторы адаптации и дезадаптации позволили понять, что подготовку ребенка к самостоятельной жизни необходимо начинать задолго до того, как он покинет детский дом. Для профилактики дезадаптации актуальны такие направления работы как нравственное воспитание; профориентация; формирование навыков решения жизненно важных задач; обучение бытовым навыкам (приготовление пищи, содержание дома, планирование бюджета и др.); профилактика девиантного; поло-ролевое воспитание (обучение «женским» и «мужским» моделям поведения); здоровье сберегающие технологии и др.

Программа «Дети как дети» раскрывает естественные потребности детей в свободе и независимости, активной деятельности и самовыражении. Раннее включение в широкую коммуникативную среду в дальнейшем позволит ребенку самостоятельно организовать общение со сверстниками и взрослыми, знакомиться и легко общаться с окружающими людьми, чувствовать себя уверенным во взаимоотношениях с окружающими.

Обобщая результаты всех методов работы по социальной реабилитации, дающих интегральную оценку социально-психологической адаптации детей детского дома, можно сделать вывод, что дети проживающие в детском доме и выпускники занимающиеся по программе «Дети как дети», более адаптированы к самостоятельной жизни , чем их сверстники два года назад, которые не участвовали в программе. Улучшения произошли по всем показателям: повысилась самооценка выпускников, удовлетворенность качеством своей жизни, они научились справляться с возникающими проблемами, и их образ жизни стал более приближен к образу жизни сверстников из нормальных, полных семей.

В ходе программы мы убедились что реальное общение со сверстниками из обычных школ, спортивные соревнования, трудовые лагеря, туристические походы, творческие выступления помогло подросткам из детского дома не просто найти новых друзей, но и дало возможность реализовать себя, увидеть «другой мир», понять огромные перспективы, открывающиеся (при желании) перед молодыми людьми. Я понимаю, насколько важна тема социальной реабилитации детей с нарушением интеллекта из детских домов, поскольку на сегодняшний день, к сожалению, еще очень большое количество детей остается на попечении государства, т. е. не имеет семьи. Мы надеемся что, сможем и в дальнейшем продолжить работу над этой темой, на практике подтвердить различные способы и методы социализации в конкретном детском доме.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!