СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Современные подходы к организации воспитательного процесса в условиях ФГОС ООО

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

региональный компонент, мтандааааааааааарты и современные подходв ФГОС

Просмотр содержимого документа
««Современные подходы к организации воспитательного процесса в условиях ФГОС ООО»

Ростовская область, Кашарский район

МБОУ Россошанская СОШ







Тема выступления:



«Современные подходы к организации воспитательного процесса в условиях ФГОС ООО



Региональный компонент в историческом образовании»







Учитель истории и обществознания:

Васильева О. И.









2021г.

План

1..Современные подходы к организации воспитательного процесса в условиях ФГОС его методологическая основа - «Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России»2009 г

2. Стандарты и Современные подходы реализации ФГОС: аксиологический, системно-деятельностный, развивающий.

3.РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ В ШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Областной закон "Об образовании в Ростовской области"

4 ИКС. Региональный компонент на уроках истории в условиях реализации ФГОС (на примере изучения истории Ростовской области на уроках истории и внеурочной работе)



«Воспитание любви к родному краю,

к родной речи – задача первостепенной

важности, и нет необходимости это

доказывать»

Д.С.Лихачев


1.Современные подходы к организации воспитательного процесса в условиях ФГОС его методологическая основа описана наиболее полно в принятой в 2009 году «Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России». В этом документе описаны воспитательные ориентиры, опирающиеся на базовые нравственные ценности (патриотизм, семья, труд и творчество, гражданственность, литература, искусство, человечность и др.) Система ценностей определяет содержание основных направлений воспитания и социализации  школьников:

воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;

воспитание нравственных чувств и этического сознания;

– воспитание  трудолюбия,    творческого   отношения к учению, труду, жизни;

– формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни;

– воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание);

– воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

С учетом возрастных и индивидуальных характеристик обучающихся, их потребностей и запросов родителей, региональных условий и других особенностей протекания образовательного процесса образовательное учреждение может делать упор в воспитании на особые группы базовых национальных ценностей. При этом важно, чтобы школьники получали представление обо всей системе национальных ценностей, могли видеть, понимать и принимать духовно-нравственную культуру российского общества во всем ее социокультурном многообразии и национальном единстве До недавнего времени в системе образования делался больший упор на развитие конкурентоспособной, мобильной личности, способной найти себя на рынке труда, но чаще всего следует учитывать, что такая личность не всегда обладает высоким духовно-нравственным развитием. Существующие в современном обществе проблемы низкого морального уровня развития населения обуславливают необходимость воспитания именно высоконравственной личности. Поэтому в школе в соответствии с новыми стандартами следует большее внимание уделять личностно-ориентированному обучению, как способу не столько обучить ребенка определенным навыкам, сколько воспитать его достойным гражданином России. Воспитательные аспекты ярко прослеживаются в стандарте.


2. Стандарт разработан с учётом региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов Российской Федерации.

Стандарт направлен на обеспечение:

формирования российской гражданской идентичности обучающихся;

единства образовательного пространства Российской Федерации; сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, реализации права на изучение родного языка, возможности получения основного общего образования на родном языке, овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа России;

доступности получения  качественного основного общего образования;

преемственности основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, профессионального образования;

духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся и сохранения их здоровья;

Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника основной школы»):

любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;

осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;

активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;

умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике;

социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством: При изучении общественно-научных предметов задача развития и воспитания личности обучающихся является приоритетной. Духовно-нравственное развитие, воспитание школьников любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции Воспитательная роль предметов гуманитарного цикла, в частности предмета « Истории» очень велика.

Изучение « Истории России. Всеобщей истории» должны обеспечивать

1) формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося, осмысление им опыта российской истории как части мировой истории, усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур;

2) овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах; приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений, современных глобальных процессов;

3) формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности современных общественных явлений,  жизни в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире;

4) формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности, миропонимания и познания современного общества на основе изучения исторического опыта России и человечества;

5) развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять  и аргументировать  своё  отношение к ней;

6) воспитание уважения к историческому наследию народов России; восприятие традиций исторического диалога, сложившихся в  поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном Российском государстве.

Основы духовно-нравственной  культуры народов России

Изучение предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» должно обеспечить

воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию;

знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве;

формирование представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности;

понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества;

формирование представлений об исторической роли традиционных  религий и гражданского общества в становлении российской государственности

.Современные подходы реализации ФГОС: аксиологический, системно-деятельностный, развивающий.

Аксиологический подход. Смыслы воспитания и социализации – это ценности. Процессы воспитания и социализации  существуют ради того, чтобы научить человека принимать ценности через деятельность и оценивать деятельность, инициировать и поддерживать ее с нравственных, общественно одобряемых позиций. Воспитание  обеспечивает передачу ценностей от старшего поколения к младшему, от взрослых к детям. Система ценностей определяет содержание образовательных программ. Аксиологический подход в воспитании утверждает человека как носителя базовых национальных ценностей, как высшую ценность, способную к принятию и внесению в мир абсолютных ценностей. Он позволяет выстроить уклад школьной жизни и, таким образом, противостоять моральному релятивизму социальной среды.В основе этого уклада – национальный воспитательный идеал как смысл всего современного образования и система базовых национальных ценностей. На основе национального воспитательного идеала формулируется основная педагогическая цель – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

Развивающий подход. Этот подход  дает принципиальное новое понимание системно-деятельностной технологии духовно-нравственного развития обучающегося. Каждая из базовых ценностей, педагогически определяемая как вопрос, превращается в воспитательную задачу. Три вышеперечисленных подхода определяют концептуальную основу уклада школьной жизни. Жизненную, социальную, культурную и нравственную силу придает ей педагог Для ее решения школьники вместе с педагогами, родителями, иными субъектами культурной, гражданской жизни обращаются к содержанию:

общеобразовательных дисциплин;

произведений искусства и кино;

традиционных российских религий;

периодической литературы, публикаций, радио- и телепередач, отражающих современную жизнь;

фольклора народов России;

истории, традиций и современной жизни своей малой родины;

истории своей семьи;

жизненного опыта своих родителей и прародителей;

общественно полезной и личностно значимой деятельности в рамках педагогически организованных социальных и культурных практик;

других источников информации и научного знания.

.3. РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ В ШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ Витюк О. Г.

Краеведение Ростовской области

«   И, будучи патриотом своей великой, могущественной Родины, с гордостью говорю, что являюсь и патриотом своего родного Донского края... Святая обязанность — любить страну, которая вспоила и вскормила нас, как родная мать».

М. А. Шолохов

Мы обратимся к методической разработке Витюк О. Г., в которой она освещает роль регионального компонента в школьном образовании В условиях перехода общего образования на государственные стандарты нового поколения возникают вопросы, связанные с судьбой регионального компонента содержания школьных предметов социально-гуманитарного цикла в образовательном процессе школ. Федеральный государственный стандарт общего образования 2004 года имел, как известно, трёхкомпонентную структуру, предполагавшую освоение общеобразовательных программ на федеральном, региональном уровнях и уровне общеобразовательного учреждения В связи с предполагаемым изменением структуры ФГОС нового поколения Департамент государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Министерства образования и науки РФ в письме «О мерах по обеспечению прав граждан на образование с учётом норм Федерального закона от 1 декабря 2007 года № 309-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта» от 28 апреля 2008 года дал следующие разъяснения. Прежде всего, в структуре основных образовательных программ выделяются две части: обязательная и – формируемая участниками образовательного процесса. (см. закон РФ «Об образовании», ст. 7, п. 4. 1).

На уровне Российской Федерации при разработке ФГОС учитывается обязательность удовлетворения этнокультурных потребностей обучающихся. Это знание исторических, экономических, географических, культурных, языковых, конфессиональных и других особенностей субъекта РФ. Учебный план предусматривает изучение предметов, содержащих этнокультурные особенности конкретного региона (история и культура, география, искусство, технология, народные промыслы и др.). В письме отмечается, что использование потенциала и ресурсов социокультурного окружения (возможностей дополнительного образования, учреждений культуры и пр.) будет определено в качестве требований к условиям реализации основных образовательных программ. Структурная составляющая основной образовательной программы, формируемой участниками образовательного процесса, будет направлена на максимальное удовлетворение их этнокультурных потребностей и предусмотрена для каждого общеобразовательного учреждения.


В настоящее время национально-региональный компонент стал очень острой и актуальной темой в образовании. В век высоких технологий теряется нить, которая связывает нас с прошлым, настоящим и будущим. Современный человек должен восстановить и сохранить ту хрупкую нить, что и предполагает национально-региональный компонент. Изучение регионального компонента в школах является важнейшим средством связи обучения с жизнью и должно быть направлено на воспитание у учащихся культуры общения, патриотических чувств, толерантности и миролюбия, на приобщение детей к богатейшему миру национальной среды.

Но как приобщить ребят к истокам культуры родного края, как воспитать в них чувство гражданственности, любви к «малой родине»?

Актуальность методической разработки заключается в том, что ФГОС ННО ориентирован на становление личностных характеристик выпускника школы любящего свой народ, свой край и свою Родину, уважающего и принимающего ценности семьи и общества.

Инновационное содержание методической разработки заключатся в организации комплексного знакомства с региональной географий, историей, культурой. Происходит достижение метапредметности обучения и, как результат, по окончании обучающимися начальной школы овладение способами решения проблем творческого и поискового характера, овладение начальных форм познавательной и личной рефлексии.

Цель использования материала регионального компонента: формирование целостных знаний о родном крае, развитие творческих и исследовательских умений, воспитание любви и уважения к историческому наследию малой родины.

На уровне субъектов РФ должно быть организовано изучение этнокультурных потребностей и языковых прав участников образовательного процесса. В соответствии с п. 5 ст. 29 закона РФ «Об образовании» при разработке республиканских, региональных программ развития образования необходимо учитывать социально-экономические, культурные, национальные и другие особенности субъекта РФ.

На муниципальном уровне необходимо вести учёт запросов и потребностей участников образовательного процесса в изучении национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей, шире внедрять механизмы сетевого взаимодействия образовательных учреждений различных типов, учреждений культуры – музеев, библиотек, музыкальных школ, создавать на базе образовательных учреждений этнографические, исторические и иные выставки, экспозиции, клубы.

Образовательное учреждение вправе включать дисциплины, обеспечивающие удовлетворение этнокультурных потребностей и языковых прав обучающихся. Педагоги при разработке программ учебных курсов должны учитывать этнопедагогические традиции социума, национально-региональную специфику, этнокультурные образовательные потребности обучающихся, воспитанников, родителей и работодателей. При изучении отдельных предметов (истории, литературы, географии, мировой художественной культуры, искусства и т. д.) педагогам следует дополнять содержание региональными материалами, отражающими культурные, исторические, национальные и другие особенности субъекта РФ (муниципального образования). Это будет способствовать консолидации многонационального сообщества, поликультурному воспитанию обучающихся, их органичной интеграции в современное российское общество.

Областной закон "Об образовании в Ростовской области"

.Статья 3. Региональный компонент государственных образовательных стандартов

1. В соответствии с федеральным законодательством в Ростовской области устанавливаются государственные образовательные стандарты, включающие в себя федеральный и региональный компоненты, а также компонент образовательного учреждения. Региональный компонент государственных образовательных стандартов наряду с федеральным компонентом является обязательным для реализации в областных государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Для иных образовательных учреждений региональный компонент государственных образовательных стандартов носит рекомендательный характер. Региональный компонент государственных образовательных стандартов определяет дополнительные к установленному федеральному компоненту государственных образовательных стандартов требования к обязательному минимуму содержания образовательных программ, максимальному объему учебной нагрузки обучающихся и уровню подготовки выпускников образовательных учреждений Ростовской области с учетом социально-экономических, географических, культурных и исторических особенностей

.2. Региональный компонент государственных образовательных стандартов Ростовской области устанавливается областным законом.

3. Региональный компонент государственных образовательных стандартов направленна развитие и духовно-нравственное становление личности обучающихся, приобщение их к историческому и культурному наследию Донского края, приобретение профессиональных навыков, востребованных на региональном рынке труда

4. ИКС Региональный компонент на уроках истории в условиях реализации ФГОС (на примере изучения истории Ростовской области)

Цель – способствовать формированию у школьников духовно-нравственных ориентаций, воспитание эмоционально-ценностного отношения к традиционной культуре донского казачества и других народов, проживающих на территории Ростовской области, развитие их творческого потенциала, толерантности в условиях многонациональной среды.

Задачи:      
1. Способствовать формированию чувства собственного достоинства как представителя своего народа и уважительного отношения к представителям других национальностей;
2. Способствовать формированию первоначальных представлений о духовно-нравственных ценностях (честь, семья, любовь, добро, сострадание, милосердие, терпение, послушание).
3. Создание условий для воспитания детей на традициях народной и православной педагогики;
4. Способствовать формированию интереса к духовно-нравственному наследию предков.
5. Способствовать формированию духовно-нравственного отношения и чувства

Региональная история – это раздел исторической науки, изучающей прошлое и настоящее всех народов, проживающих на территории субъекта федерации ,Ростовской области в их экономическом, социальным, политическим, конфессиональным, культурном взаимодействии и диалоге. В условиях внедрения ФГОС общего образования существенной трансформации подвергся региональный блок отечественной истории. Следует отметить, что ФГОС предполагает однокомпонентную модель общего образования без выделения федерального и регионального компонентов содержания образования.

В то же время Историко - культурный стандарт как концептуальный документ для разработчиков Концепции учебно-методического комплекса по отечественной истории рекомендует изучение истории России (курса отечественной истории) через историю регионов РФ. Однако в условиях отсутствия четкой нормативной основы регионализация исторического образования осуществляется не системно. В настоящее время не разработана инновационная модель преподавания региональной истории.

Как известно, что Базисный учебный план предусматривал вариативную часть, посредством которого обеспечивалась реализация регионального и школьного компонентов. Это позволяло осуществлять полноценное преподавание региональной истории на основе монопредметной модели, т.е. изучение региональной истории как отдельного предмета в рамках дополнительного часа национально-регионального компонента.

В настоящее время с учетом требований ИКС возможна реализация полипредметной модели преподавания, что представляет собой интеграцию курсов региональной, отечественной и всеобщей истории, т. е. изучение национально-региональной истории в рамках инвариантного компонента учебного плана.

Однако возникают закономерные вопросы:

Как в условиях ограниченности времени на уроке истории сочетать материал общероссийской истории и региональной? По какому принципу должен быть осуществлен отбор материала региональной истории? Как правильно методически организовать работу на уроке истории с привлечением регионального компонента? Относительно содержания привлекаемого регионального материала

Историко – культурный стандарт рекомендует:

Включать в учебный материал этнокультурный компонент: история страны через историю регионов

1. В школьном курсе истории необходимо усилить акцент на многонациональном и поликонфессиональном составе населения страны как важнейшей особенности отечественной истории. Преподавание региональной истории в контексте истории России является необходимой составляющей развития демократического государства, формирования современной толерантной личности, готовой к восприятию этнического и конфессионального многообразия мира регионов.

 2.Для каждого из регионов России должен быть сформирован перечень «сквозных» исторических сюжетов, основанных на балансе между историей государства, общества и отдельных людей, между политической, социальной и культурной историей, между историей национальной, мировой и локальной.

3. При формировании у школьников на материале отечественной истории чувства патриотизма нужно иметь в виду, что гордость военными победами предков – неотъемлемая часть отечественного исторического сознания.

4. При изучении истории народов России, необходимо делать акцент на взаимодействии культур, на укреплении экономических, социальных, политических и других связей между народами. Речь должна идти об истории межнациональных отношений на всех этапах отечественной истории. В школьном курсе должен превалировать пафос созидания, позитивный настрой в восприятии отечественной истории. Трагедии, разумеется, нельзя замалчивать, но необходимо подчеркивать, что русский и другие народы нашей страны находили силы вместе преодолевать выпавшие на их долю тяжелые испытания регионов

Как правильно методически организовать работу на уроке истории с привлечением регионального компонента?

Изучение материала об основных событиях и личностях отечественной истории необходимо строить на основе широкого привлечения текстов исторических источников. Главная задача на этом уровне — привить школьникам интерес к истории (прежде всего, отечественной, в том числе сквозь призму микроистории). Вместе с тем, работа с текстами источников должна заложить основы грамотной работы с ретроспективной информацией, ее анализом — и научить ребят самостоятельно делать выводы на основе проанализированной информации. Также  необходимо использовать задания, предусматривающие обращение школьников к изучению истории своей семьи, локальной истории, «собиранию устной истории», что позволит им приобрести опыт поисковой и аналитической работы. Рассмотрим, как данные требования могут быть реализованы в процессе привлечения материалов по истории Ростовской области на уроках истории.

История Ростовской области является благодатным материалом, позволяющим показать историю нашей страны как процесс долговременного собирания великой державы, в процессе которого существенную роль сыграли простые люди: казаки и переселенцы с других территорий России в частности с Украины, Белоруссии, Армении , Причерноморья(Ермак, С Разин, Е И Пугачев К. Т. Булавин и др.).

Изучение истории Ростовской области целесообразно не только осуществлять в контексте отечественной истории, но и всеобщей. Среди сюжетов истории региона, которые могут быть освещены в рамках всеобщей истории, в 5 классе по истории древнего мира,изучая тему «Греческая колонизация» мы обращаемся к древнейшему историческому памятник Рассматриваем ,дипломатические взаимоотношения и войны , в контексте территориальной принадлежности Азова и Донского края между Россией и Турцией в XV –ХVIвеках .Вместе с ребятами прослеживаем историю создания городов и как менялись названия городов : Азов-Азак,,Таганрог (Таганий рог) Новочеркасск . « Битва на Калке.» «Нашествие монголо-татар на Русь» « Слово о полку Игореве» , «Куликовская битва.» изучая эти темы и многие другие ,мы освещаем историю родного Донского края

Введение материалов по истории Ростовской области необходимо осуществлять с 6,7,8 класса в процессе изучения курса истории России XVI – XVII веков. Деятельность Ермака его роль в присоединении Сибири1581-1583г.г. Восстания под руководством С. Т. Разина, К.А. Булавина, Е. И. Пугачева

В 9 классе в рамках изучения внешней политики России в начале XIX века необходимо осветить участие и роль донского казачества в Отечественной войне 1812г. Жизнь и деятельность М. И. Платова что позволит учащимся совместно с учителем проследить  походы казаков на карте На уроках в 10классе тема « Первая мировая война» затрагиваем историю родного края , участников ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ,ИЗУЧАЯ ТЕМУ «Великой Отечественной войны1941-1945г.г. обращаемся к массовому героизму защитников Ростовской области, земляков -участников ВОВ ,используем местный материал, экскурсии в школьный музей, летопись, воспоминания участников ВОВ и тружеников тыла, воспоминания детей войны. На уроках истории, искусства прикасаемся к культурным традициям нашего края и села.

Содержательно региональный компонент на уроках истории России должен включать материал, как о развитии коренных этносов, населявших территорию Ростовской области, так и пришлого населения из России, об их взаимодействии и взаимовлиянии, получивших импульс с XIX века. Изучает этнос родного края и село Россошь, наше село многонациональное. У нас проживают выходцы переселенцы с Воронежской губернии с Белоруссии ,Украины, проживают грузины .латыши. Исследование региональной истории должно иметь многоаспектный характер и базироваться на основе цивилизационного подхода с учетом специфики природных условий региона, его политического, экономического, социокультурного развития.

Особая роль региональному компоненту отводится во внеурочной деятельности, проводим краеведческий кружок по общекультурному направлению « Патриот», тесно строим работу со школьным музеем, со школьными традициями

Основной воспитательной целью изучения истории Ростовской области в контексте истории России является осознание учащимися того, что Донской край является исконной российской территорией  

« Урок – это зеркало общей и

педагогической культуры учителя,

мерило его интеллектуального богатства,

показатель его кругозора, эрудиции»

Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа. Какие бы новации не вводились, только на уроке, как сотни и тысячи лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик. Между ними всегда – океан знаний и рифы противоречий. И это – нормально..  Что бы ни твердили о компьютеризации и дистанционном образовании, учитель всегда будет капитаном в этом плавании и главным штурманом проводки через все рифы. Как бы ни старались уравнивать учителя с учениками, он как был, так и остается главным действующим лицом на любом уроке.. Перед Учителем – живые, вечно меняющиеся, непредсказуемые ученики, от которых не всегда знаешь, чего ожидать.  Любой урок имеет потенциал для решения новых задач. Но решаются эти задачи зачастую теми средствами, которые не могут привести к ожидаемому положительному результату

Основой в воспитании у школьников патриотических, гражданских чувств являются накопление детьми социального опыта  жизни  в своем Отечестве. На нас, педагогов, возложена задача воспитать подрастающее поколение патриотами своей Родины, научить их любить свою страну и гордиться ею. И, прежде всего, необходимо дать детям  понимание, что великая страна начинается с малой Родины – с того место, где ты родился и живешь. Если ребенок знает историю своего поселка, интересуется, чем он живёт сейчас и хочет стать частью происходящих в нём событий, то он вырастет настоящим патриотом не только малой Родины, но и большой, великой страны под названием – Россия.











Литература

1«Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России».2009г.

2 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ среднего (полного) общего образования 2012

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 2010г

3 Региональный компонент в школьном образовании Витюк О. Г.// Донской временник.

Краеведение Ростовской области



4. История России. 7 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций в 2 частях. Часть 1. / [Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, И.В. Курукин, А.Я. Токарева]; под ред. А.В. Торкунова. – М.: Просвещение, 2019.- 112 с.

5 История России. 9,10 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций в 2 частях. Часть 1. / [Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, А.А. Левандовский, А.Я. Токарева]; под ред. А.В. Торкунова. – М.: Просвещение, 2018.- 160 с.

6 Концептуальные основы историко-культурного стандарта // Историко-культурный стандарт. Проект. // [Электронный ресурс]: http://idc.ulstu.ru/ipk/His061014001.pdf

.7.История Донского края О.Г. Веряскина







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!