Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Котлубанская средняя школа»
Современные технологии обучения на уроках истории
Учитель истории и обществознания: Мисан С.А.
2018-2019 уч.год
В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. В научном понимании и употреблении термина «педагогическая технология» существуют различные разночтения. У В.П.Беспалько - педагогическая технология - это содержательная техника реализации учебного процесса. Педагогическая технология - это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П. Волков). Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т. Лихачев).
В технологии обучения содержание, методы и средства обучения находятся во взаимосвязи и взаимообусловленности. Педагогическое мастерство учителя состоит в том, чтобы отобрать нужное содержание, применить оптимальные методы и средства обучения в соответствии с программой и поставленными образовательными задачами. Технология обучения - системная категория, структурными составляющими которой является:
- цели обучения;
- содержание обучения;
- средства педагогического взаимодействия;
- организация учебного процесса;
- ученик, учитель;
- результат деятельности.
Таким образом, педагогическая технология функционирует и в качестве науки, и в качестве системы способов, принципов применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения.
Источниками педагогической технологии являются достижения педагогической, психологической и социальных наук, передовой педагогический опыт, народная педагогика, все лучшее, что накоплено в отечественной и зарубежной педагогике прошлых лет.
Любая современная педагогическая технология представляет собой синтез достижений педагогической науки и практики, сочетание традиционных элементов прошлого опыта и того, что рождено социальным процессом, гуманизацией и демократизацией общества.
Применение элементов современных технологий попытки внести инновации в традиционную технологию отражают состояние сегодняшнего исторического образования.
Технология модульно обучения.
Обучающий модуль - это логически завершенная форма части содержания учебной дисциплины, включающая в себя познавательный и профессиональный аспекты, усвоение которых должно быть завершено соответствующей формой контроля знаний, умений и навыков, сформированных в результате овладения обучаемыми данным модулем.
Цель разработки модулей - расчленение содержания курса или каждой темы курса на компоненты в соответствии с профессиональными, педагогическими и дидактическими задачами, определение для всех компонентов целесообразных видов и форм обучения.
Лекция отличается большой информативной емкостью. При проведении лекция мною используются кино-, видео-, телелекции, применять все виды наглядности, в том числе и опорные схемы и таблицы в виде опорных конспектов для учащихся.
Лекции проводятся с использованием различных типов: вводные, обзорные, иллюстративные, проблемные, обобщающие.
Результативность: технология модульного обучения позволяет ученику, включенному в общую деятельность, последовательно, по частям производить осознанное взаимодействие в зоне общих целей. Понимает, какая информация обсуждается и с какой целью. Осознает что он «принимает» и зачем ему это нужно. Главное предназначение модуля – он развивает мышление и сознание человека.
Технология проблемного обучения.
В нашей стране наибольший вклад в разработку теории проблемного обучения внесли А.М. Матюшкин, М.И. Махмутов, А.В. Брушлинский, И.Я. Лернер.
Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
Методические приемы создания проблемной ситуации:
- учитель подводит студентов к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения;
- сталкивает противоречия практической деятельности;
- излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;
- предлагает ученикам рассмотреть явление с различных позиций,
- побуждает учеников делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;
- ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения);
- определяет проблемные теоретические и практические задания;
- ставит проблемные задачи.
Целевые ориентации:
- приобретение знаний, умений, навыков;
- усвоение способов самостоятельной деятельности;
- развитие познавательных и творческих способностей.
Особенности содержания. Проблемное обучение основано на создании особого вида мотивации - проблемной, поэтому требует адекватного конструирования дидактического содержания материала, который должен быть представлен как цепь проблемных ситуаций.
При работе с технологией проблемного обучения я выделяю четыре взаимосвязанных этапа:
1) Постановка проблемного вопроса, создание проблемной ситуации.
2) Выдвижение гипотез по решению проблемной ситуации.
3) Поиск решений проблемы, аргументация, изучение фактического материала, источниковой базы, осмысление проблемы, обобщение материала.
4) Дискуссия. Аргументация, синтез, обобщение, выводы.
Создавая проблемную ситуацию на уроке, я определяю пути выхода из нее:
- проблемное изложение (выдвигаю проблему и, разъясняя материал, с помощью логической цепочки решаю проблему по ходу урока, обучая учащихся логике мышления). Например, при изучении темы «Первая революция в России 1905-1907 гг.» я предлагаю студентом следующее задание: «По ходу изучения темы проследите причинно-следственные связи, определяя причины, задачи, характер, движущие силы первой русской революции»;
- создавая проблемную ситуацию, я высказываю противоположные, полярные мнения ученых, очевидцев, современников исторических событий и предлагаю студентам принять ту или иную точку зрения и объяснить свою позицию. Например, при изучении темы «Первая революция в России 1905-1907гг.» я формулирую перед студентами проблему: «В годы первой русской революции большевики считали, что поддержка политики реформ может ослабить силу непосредственного предстоящего революционного взрыва. Какой путь – революционного взрыва или реформ – вы считаете более реальным в 1906-1907 гг., более предпочтительным как средство преобразования действительности»
При организации проблемной ситуации, я использую следующие приемы:
- знакомлю учеников с предположением о том, что событие развивалось иначе;
- высказываю или зачитываю фрагмент документа, в котором есть неожиданный поворот на оценку событий (например «превентивный удар СССР»...);
- указываю на несоответствие оценки исторического деятеля или события;
- показываю неопределенность в сущности исторических явлений (события 1991 г. в СССР);
- знакомлю с опровержениями по случаю «Пакта о ненападении между Германией и СССР» в 1939 г.
Результативность:создавая проблемную ситуацию, я направляю учеников на ее решение, организую поиск решения. Таким образом, ученик ставится в позицию субъекта своего обучения, и как результат у него образуются новые знания, он овладевает новыми способами действия. Трудность управления проблемным обучением в том, что возникновение проблемной ситуации - акт индивидуальный, поэтому от меня требуется использование дифференцированного и индивидуального подхода.
Игровые технологии в организации учебного процесса на уроках истории.
Учебная игра продолжает оставаться одним из наиболее широкоиспользуемых мной в практике преподавания средств обучения. Игра для обучающегося важна, понятна, злободневна — это часть его жизненного опыта. Я, преподавая знания посредством игры, учитываю не только будущие интересы студентов, но и удовлетворяю сегодняшние. Используя игру, я организую учебную деятельность, исходя из естественных потребностей ученика, а не из своих соображений удобства и порядка. Мною используется в каждой группе определенная система игр, прибегая к постепенному усложнению игрового материала и увеличению объема по сравнению с содержанием учебников. Продолжая учебную работу в игровой форме, добиваюсь прочных знаний. Игра порождает радость и бодрость, воодушевляет учеников, обогащает впечатлениями, помогает мне избежать назойливой назидательности, создает в подростковом коллективе атмосферу дружелюбия. В играх на уроке не должно быть серости и однообразия. Игра должна постоянно обогащать знания, быть средством всестороннего развития обучаемого, его способностей, вызывать положительные эмоции.
Результативность: В игре одновременно уживаются добровольность и обязательность, развлечение и напряжение, использование игровых технологий на уроках истории отражает отношение между людьми, формирует у учеников правила общественного поведения, повышает интерес к историческому прошлому, активизирует познавательную деятельность учеников, повышает эффективность урока и качество знаний.
Информационно-коммуникационные технологии.
Информационно-коммуникативные технологии становятся необходимым компонентом профессиональной культуры учителя.
Необходимость внедрения информационных технологий в современное образование, формирование компетентности студентов сегодня ни у кого не вызывает сомнений. Личностно-ориентированное обучение, объединение разных педагогических технологий, обучение в сотрудничестве – вот в чем заключается гуманистический подход в современной педагогике.
На мой взгляд, наиболее сложным в процессе формирования функциональной грамотности на уроках истории является выбор источников информации, адекватных целям учебно-познавательной деятельности, и, выбор средств решения познавательных задач.Если средства решения адекватны выбранным источникам информации, то тогда возникает педагогика сотрудничества. Студент из объекта учебной деятельности превращается в партнера по творчеству, который пользуется помощью других, но и сам оказывает содействие и поддержку.
На уроках истории и во внеурочное время используем такие формы работы, как подготовка учащихся докладов, рефератов, составление электронных проектов, электронных таблиц. Новые информационные технологии дают возможность на новом уровне проводить не только уроки и внеклассную работу.
Появление Интернета и наличие в нем текстовой и иной информации позволяет ученикам пользоваться готовой шпаргалкой для выступления на уроке.
В настоящее время можно выделить следующие возможности ИКТ и сети Интернет для развития студентов. Поисковые системы сети Интернет позволяют по одному слову найти нужную историческую информацию: например, через систему Rambler или Aport по слову «революция» можно найти характеристику революций разного типа в разных странах (промышленная, научно-техническая, социальная, информационная и т.д.). Правда, при этом приходится отбрасывать много ненужной, случайной информации, но в то же время находится много попутных, порой неожиданных исторических сведений. На такой путь поиска уходит много времени.
С помощью глобальной сети Интернет стало возможным изучение лекций крупных российских историков: Н.М. Карамзина, В.О. Ключевского, С.М. Соловьева, Н.И. Костомарова.
С помощью информационных технологий можно организовать не только поисковую работу по предмету, но и проверочные и тренинговые упражнения. Стремительно входят в практику обучения разного рода тесты с помощью компьютера. Презентация позволяет мне иллюстрировать лекции или доклады студентов на семинарских занятиях.
В групповой работе над проектами я объединяю учеников с разным уровнем компьютерной грамотности. Обязанности внутри группы распределяю так, чтобы в ходе работы каждый мог усовершенствовать уже имеющиеся у него умения и освоить новые операции. Одни занимаются подбором и обработкой текстовой информации, другие - статистической, третьи - фото- и видео-, четвертые монтируют весь материал в единый комплекс.
Результативность: использование информационно-коммуникационных технологий в преподавании истории позволяет развивать познавательные навыки учеников, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, Уметь видеть, сформулировать и решить проблему. Результат очевиден – ученики овладевают приемами учебной деятельности, навыками анализа и отбора информации. Именно это и формирует «компетенцию».