СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Современные образовательные технологии в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работая с детьми младшего школьного возраста, я нахожусь в поиске таких методов и приёмов работы на уроках, которые бы совершенствовали мыслительные способности учащихся и позволили бы мыслить более продуктивно. Именно благодаря способности человека мыслить решаются трудные задачи, делаются открытия, появляются изобретения.

   Но можно ли научиться мыслить более эффективно? Как и другие качества ума, мышление можно развивать. Развивать мышление – значит развивать умение думать.

  Одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании мыслительной деятельности младших школьников, является технология развития критического мышления. 

Просмотр содержимого документа
«Современные образовательные технологии в начальной школе»

«Мичурин орта мектебі» ММ

ГУ «Мичуринская средняя школа»











Выступление на школьном методическом совете

Доклад

На тему: «Использование технологии критического мышления в обучении детей младшего школьного возраста»

Учитель начальных классов: Селиверстова К. А























2016-2017 учебный год

Использование технологии критического мышления в обучении детей младшего школьного возраста



Работая с детьми младшего школьного возраста, я нахожусь в поиске таких методов и приёмов работы на уроках, которые бы совершенствовали мыслительные способности учащихся и позволили бы мыслить более продуктивно. Именно благодаря способности человека мыслить решаются трудные задачи, делаются открытия, появляются изобретения.

Но можно ли научиться мыслить более эффективно? Как и другие качества ума, мышление можно развивать. Развивать мышление – значит развивать умение думать.

Одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании мыслительной деятельности младших школьников, является технология развития критического мышления.

Цель данной технологии состоит в развитии мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в дальнейшей жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений). Говоря иначе, данная технология способствует реализации компетентностного подхода в обучении и воспитании школьников.

Любое новшество, как известно, встречает на своем пути поддержку, одобрение или сопротивление. Для меня это тоже больной вопрос: как сделать свои уроки увлекательными и емкими в плане содержания. Я пришла к выводу, что актуальна технология критического мышления на уроках литературного чтения, ее применение позволяет оживить урок, сделать его увлекательным и эмоциональным. Развиваются познавательные способности и познавательные процессы личности: разные виды памяти (слуховой, зрительной, моторной), мышление, внимание, восприятие. Также развитие критического мышления направлено на удовлетворение потребностей личности в уважении, самоутверждении, общении, игре и творчестве.

Особенностью данной педагогической технологии является то, что учащийся в процессе обучения сам конструирует этот процесс, исходя из реальных и конкретных целей, сам отслеживает направления своего развития, сам определяет конечный результат. С другой стороны, использование данной стратегии ориентировано на развитие навыков вдумчивой работы с информацией.

Данная технология предполагает использование на уроке трех этапов (стадий): стадии вызова, смысловой стадии и стадии рефлексии.

1 этап - «Вызов» (ликвидация чистого листа). Ребенок ставит перед собой вопрос «Что я знаю?» по данной проблеме.
2 этап - «Осмысление» (реализация осмысления).
На данной стадии ребенок под руководством учителя и с помощью своих товарищей ответит на вопросы, которые сам поставил перед собой на первой стадии (что хочу знать).
3 этап - «Рефлексия» (размышление).
Размышление и обобщение того, «что узнал» ребенок на уроке по данной проблеме.

Вот несколько приемов развития критического мышления на уроках чтения:

- чтение - суммирование в парах;

- синквейны;

- чтение с остановками;

- приём «Верите ли вы, что…»;

- мозговой штурм;

- таблица «Знаю, узнал, хочу узнать»;

- работа с вопросниками;

- написание творческих работ;

- создание викторины на основе изученного материала, кроссвордов;

- логическая цепочка;

- уголки;

- кластер.

Приём «синквейн». В переводе с французского слово «синквейн» означает «пять». В данном случае речь идёт о работе, состоящей из пяти этапов. Вот некоторые возможности использования данной стратегии на уроке чтения.

При прохождении учебного материала из раздела «Русские народные сказки» предлагаем определить значение слова сказка на основе составления синквейна.

1. Имя существительное, выраженное одним словом. 1. Сказка. 2. Описание темы именами прилагательными. 2. Волшебная, бытовая. 3. Описание действия. 3. Читать, пересказывать, учить. 4. Фраза, выражающая отношение автора к теме. 4. Сказка – ложь, да в ней намёк. 5. Слово – синоним. 5. Фантазия, выдумка.

Интересный приём – «чтение с остановками». Материалом для его проведения служит повествовательный текст. В начале стадии урока учащиеся по названию текста определяют, о чём пойдёт речь в произведении. На основной части урока текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета.

Задача учителя: найти в тексте оптимальные места для остановки. Данная стратегия способствует выработке у учащихся внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного отказа от своей, если она недостаточно аргументирована или аргументы оказались несостоятельными.

Ещё один творческий приём – «Верите ли вы, что…». Класс делится на две команды. Одна команда высказывает фантазийные предположения, а другая анализирует их.

Другой прием – «Работа с вопросником» - применяю при введении нового материала на этапе самостоятельной работы с учебником. Детям предлагается ряд вопросов к тексту, на которые они должны найти ответы. Причем вопросы и ответы даются не только в прямой форме, но и в косвенной, требующей анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт. После самостоятельного поиска обязательно проводится фронтальная проверка точности и правильности, найденных ответов, отсеивание лишнего.

К приему «Знаю, узнал, хочу узнать» обращаюсь как на стадии объяснения нового материала, так и на стадии закрепления. Например, при изучении творчества А.С. Пушкина дети самостоятельно составляют таблицу, что знали о Пушкине и его произведениях, что узнали нового какие его стихи и что хотели бы узнать. Работа с этим приемом чаще всего выходит за рамки одного урока. Графа «Хочу узнать» дает повод к поиску новой информации, работе с дополнительной литературой.

Следующий приём «Мозговой штурм» позволяет не только активизировать младших школьников и помогает разрешить проблему, но также и формирует нестандартное мышление. Такая методика не ставит ребёнка в рамки правильных и неправильных ответов. Ученики могут высказывать любое мнение, которое поможет найти выход из затруднительной ситуации.

Прием «Уголки» - можно использовать на уроках литературного чтения при составлении характеристики одного из героев какого-либо произведения. Класс делится на две группы. Одна группа готовит доказательства, используя текст и свой жизненный опыт, положительных качеств героя, другая - об отрицательных, подкрепляя свой ответ выдержками из текста. Данный прием используется после чтения всего произведения. В конце урока делается совместный вывод. Такой прием учит детей диалогу, культуре общения.

Прием «Написание творческих работ» хорошо зарекомендовал себя на этапе закрепления изученной темы. Например, детям предлагается написать продолжение понравившегося произведения из раздела или самому написать сказку или стихотворение. Эта работа выполняется детьми, в зависимости от их уровня развития,  все с удовольствием делают эту работу.

К приему «Создание викторины» обращаюсь после изучения темы или нескольких тем. Дети самостоятельно, пользуясь учебными текстами, готовят вопросы для викторины, потом объединяются в группы, и проводятся соревнование. Иногда каждая группа выбирает лучшего – «знатока», а потом весь класс задаёт «знатокам» вопросы.

«Логическая цепочка». После текста учащимся предлагается построить события в логической последовательности. Данная стратегия помогает при пересказе текстов.

Еще один из приемов – это кластер («гроздь»), суть которого в выделении смысловых единиц текста и графическом их оформлении в определенном порядке в виде грозди. Использовать этот прием можно на всех этапах урока: на стадии вызова, осмысления, рефлексии или в качестве стратегии урока в целом.

«Грозди» - графический прием систематизации материала. Правила его применения очень просты.

Выделяем центр – это тема, от неё отходят лучи – крупные смысловые единицы, а от них соответствующие термины и понятия. Многие учителя сравнивают этот приём с моделью солнечной системы.

Система кластеров охватывает большее количество информации, чем учащиеся получают при обычной письменной работе.

Организуя работу с младшими школьниками, я предлагаю им озаглавить смысловые блоки или даю готовые вопросы. Достаточно 2-3 раза провести подобную работу, чтобы этот приём стал технологичным. Ученики с удовольствием используют кластеры.

Применение данных приемов на уроках чтения позволяет получить очень хороший результат, поскольку используются разные источники информации, задействованы различные виды памяти и восприятия. Письменное фиксирование информации позволяет лучше запоминать изученный материал.

Работая с текстом таким образом, дети могут выделить нужную информацию, составить текст самостоятельно, доказать свою точку зрения.

Для стимулирования внимательного чтения я использую метод “Чтение с разметкой”. Всего отводится 10–15 минут, чтение индивидуальное. Здесь можно использовать прием “Инсерт” – приём маркировки текста, когда учащиеся отмечают то, что известно, что противоречит их представлениям, что является интересным и неожиданным, о чём хочется узнать более подробно. При работе с текстом в данном приёме используется два шага: чтение с пометками и заполнение таблицы “Инсерт”.

Шаг 1: Во время чтения текста учащиеся делают на полях пометки: “V” – уже знал; “+” – новое; “ – ” – думал иначе; “?” – не понял, есть вопросы.

И если с первыми значками “V” и “+” проблем не возникает, то повод для сомнений или, тем более, для дополнительного изучения ребята не видят. Ценность подобного задания – дать возможность усомниться в написанном (большая-то часть учеников принимает любой текст как аксиому). Усомниться – это повод для более внимательного чтения и проверки своей осведомлённости в этом вопросе, это возможность для смелого вступления в полемику.

В данном докладе я привела несколько приемов, которые мы можем применить на любом уроке.

И так, в данной технологии, в отличие от традиционной, меняются роли педагогов и обучающихся. Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока. Они думают и вспоминают про себя, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное.

В заключении хочется сказать, что свою педагогическую задачу вижу в том, чтобы помочь каждому ребёнку осознать собственную уникальную сущность и создать условия для саморазвития. И в этом мне помогают приёмы технологии ТРКМЧП.




Родник

Болота

Реки



Озера


Природные углубления, заполненные водой



Озера


Водоемы

Работа заводов и фабрик

Хранилище воды

Отдых

Значение

Охрана

Не мыть транспорт

Не мусорить

Вносить норму удобрений













Рис. 2



Точками обозначена информация, которую внесли учащиеся на стадии вызова.

ОВРАГ


Значение длячеловека?

Как образуется?



Как остановить?








Рис. 2. Кластер «Овраг»


Хорошо составленный кластер является, таким образом, опорным конспектом.

Инсерт – это маркировка текста значками по мере его чтения, интерактивная размечающая система для эффективного чтения следует рекомендовать учащимся карандашом делать пометки на полях текста.

Рекомендуем два варианта условных обозначений.



Таблица 1

Знаю

Не знаю

Хочу знать больше

+

-

?


Таблица 2

V

+

-

?

Знаю


Не знаю


'Это противоречит тому, что я знал

Хочу знать больше. Непонятно


После чтения текста подводим итоги. Этот прием работает на стадии осмысления содержания. Активное чтение способствует развитию систематичности мышления, развитию умения классифицировать и выделять нужную информацию.


«Разбери слово по буквам» — данный прием позволяет на стадии рефлексии подобрать к каждой букве слова, понятие, выражающие суть объекта.



единственная солнце апрель


В Е С Н А


веселье небо

Применение приемов  технологии развития критического мышления учащихся на уроках математики.

            Например при изучении единиц времени на стадии вызова ученикам на листах предлагается таблица (прием «Инсерт») и  дается задание Записать какие единицы времени они знают. Затем ставится вопросЧто бы вы хотели узнать о единицах времени?  На этапе осмысления учитель предлагает учащимся прочитать текст. При работе с текстом использовать маркировочные значки:

«V»- то, что знаю

«+» - новая информация

« -  » -  думал иначе

« ? » - есть вопросы


«V»- то, что знаю

 

«+» - новая информация

« -  » -  думал иначе

« ? » - есть вопросы

Год

Неделя

Минута

Час

Месяц

 

 

 


После прочтения детям предлагается заполнить таблицу  и дополнить фразу, в которой дети описывали сегодняшний день, используя как можно больше единиц измерения времени.

 

Закрепляю знания учеников, составляя предложения по опорным словам.

Прием развития критического мышления «Рассказ-активизация по ключевым словам». Задание По опорным словам, которые появились у нас на доске, опишите сегодняшний день, используя как можно больше единиц измерения времени. (Например: "Сегодня 2 марта, вторник, зима, 2010 год, ХХI век, 9 часов" и т.п.) Тема урока была мною выбрана не случайно. При изучении остальных величин (массы, длины, площади) числа связаны между собой кратно 10, 100, 1000 и т.д. В единицах времени совсем другие числа.  Часто дети путают и 1ч становится равным 100 мин. Надеюсь, применение технологии критического мышления обеспечит достижение качественно нового результата и такие ошибки исчезнут.

На стадии вызова наиболее часто используются следующие приёмы:

«Верные, неверные утверждения»: учитель зачитывает верные и неверные утверждения, учащиеся выбирают «верные утверждения» из предложенных, обосновывая свой ответ.

 

На карточка таблица « ВЕРЮ – НЕ ВЕРЮ»              

 

ВОПРОС

ВЕРЮ

НЕ ВЕРЮ

1

Скорость – это движение

 

 

2

Скорость – это расстояние между двумя точками.

 

 

3

Скорость измеряют рулеткой

 

 

4

 Скорость – это расстояние, пройденное телом за единицу времени.

 

 

5

 Скорость – это быстрая езда

 

 

6

Скорость измеряют часами

 

 

7

Чем больше скорость предмета, тем дольше он находится в пути

 

 

8

Время движения объекта зависит от его скорости

 

 

9

Если тела движутся одинаковое время, то и расстояние они пройдут одинаковое

 

 

10

Чтобы найти скорость, нужно расстояние разделить на время

 

 

На стадии рефлексии после изучения нового материала учитель снова возвращает детей к вопросам. При введении понятия «Площадь прямоугольника» на стадии вызов повторяем  свойства прямоугольника через игру "Да-нет"

- Через точку можно провести только одну прямую (нет).

- Прямоугольник - это замкнутая ломаная линия (да).

- Прямоугольник - это четырёхугольник, у которого все стороны равны (нет).

- Треугольник, у которого две стороны имеют равную длину, называется равнобедренным (да).

- Треугольник, у которого один угол острый, называется тупоугольным (нет).

- Площадь - это сумма длин сторон прямоугольника (нет)

 

Прием "Корзина понятий"(на учительском столе небольшая плетеная корзина, которая наполняется высказываниями детей)

 

Давайте наполним нашу " Корзину понятий" тем, что узнали на предыдущих уроках, что вы знаете по теме "Цена, количество, стоимость" и всем тем, что относится к понятию "Деньги". Итак, начинаем !Корзина идей

•Цена - это стоимость одного предмета.

•Деньги любят счёт.

•Стоимость - это количество денег, которые заплатили за товар.

•Деньги были металлические, их рубили, так появились рубли.

•Рубли можно поменять на иностранную валюту: доллары, евро

•Количество - это множество товара.

•В Казахстане две группы денег: монеты и купюры.

•Деньги можно хранить в банке, копилке.

•Деньги можно у кого - нибудь попросить в долг.

•Дружба дружбой, а денежки врозь.

•В магазине дают сдачу.

•Деньги воровать нельзя.

•Профессии, связанные с деньгами: продавец, кассир, почтальон.

•Когда денег не было, люди обменивались товаром.

•На деньги можно купить всё, кроме здоровья.

•Деньги надо зарабатывать.


Групповая работа как прием развития критического мышления.

Давно доказано психологами, что люди лучше усваивают то, что обсуждают с другими, а лучше всего помнят то, что объясняют другим. И ведь именно эти возможности предоставляет учащимся используемая на уроке учителем групповая работа. Формирование групповой общности начинаю с разминки – эмоциональной, интеллектуальной, коммуникативной и т.д. Учащимся иногда предлагаю кратко ответить на вопросы: «Что ты ждешь от урока?», «Что тебе уже известно по данной теме?». Хорошо помогают созданию нужной ауры выбор эпиграфа к уроку.

При проведении рефлексии предлагаю учащимся закончить предложения:

Сегодня на уроке…

Работа в группе мне …

Хочется пожелать, чтобы… и др.

Во время групповой работы я контролирую ход работы в группах, отвечаю на вопросы, регулирую споры, порядок работы, в случае крайней необходимости оказываю помощь отдельным учащимся или группе. Очень важным в такой деятельности является психологический фактор: надо, чтобы дети видели в учителе надёжного помощника, доверяли ему, шли навстречу требованиям и установкам учителя и естественно верили в свои силы, в возможность достижения лучших результатов.


В данном докладе я привела несколько приемов, которые мы можем применить на любом уроке.

И так, в данной технологии, в отличие от традиционной, меняются роли педагогов и обучающихся. Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока. Они думают и вспоминают про себя, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное.

В заключении хочется сказать, что свою педагогическую задачу вижу в том, чтобы помочь каждому ребёнку осознать собственную уникальную сущность и создать условия для саморазвития. И в этом мне помогают приёмы технологии ТРКМЧП.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!