СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Специфика языка и речи на телевидении, в Интернете и ее влияние на культуру общества

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Специфика языка и речи на телевидении, в Интернете и ее влияние на культуру общества»

Конспект по дисциплине родная речь.

Класс: 10 «А»

Тема : «Русский язык в интернете»

Цели урока:

Образовательные:

Актуализировать знания учащихся по теме

Осмыслить понятия

Раскрыть суть

Обобщить и систематизировать знания по теме

Развивающие:

Совершенствовать умения логично излагать факты и аргументы, устанавливать причинно-следственные связи.

Развивать умения использовать межпредметные связи с экономикой, политологией, статистикой для теоретических выводов и обобщений.

Воспитательные:

Способствовать созданию коммуникативной культуры, выслушивать и уважать мнение одноклассников.

Способствовать воспитанию чувств ответственности, понимания роли личности.

Создать условия для дальнейшего воспитания личности.

Оборудование: Компьютерная презентация по теме (приложение №1), раздаточный материал (Приложение 2).Рассказ учителя (Приложение 3)

Тип урока: изучение нового материала

Форма: лекция визуализация



Учитель Дмитриева Ольга Николаевна



























Ход урока

Этап урока(название, время, цель)

Действия учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты



Предметные

УУД (Универсальные учебные действия)

1.Организационный момент

Цель: включение учащихся в учебную деятельность

Время: 2 мин

Приветствие учащихся.

Отмечает отсутствующих.

Проверяет готовность к уроку.

Слайд 1

Сообщают о готовности к уроку



Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества;

Познавательные УУД: целепологание

2. Этап мотивации (целеполагания)«Ребус»

Время: 8 мин.

Цель: выработка на личностном значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.






На доске мы видим зашифрованную тему нашего урока :ийкссур кызя в етенретни

Что это такое? Это тайный шифр. Кто догадается, какое предложение зашифровано?

РУССКИЙ ЯЗЫК В ИНТЕРНЕТЕ

Мы живём в век бурного развития информационных технологий. Люди во все времена испытывали потребность в общении.

В наши дни можно не выходить из дома, чтобы узнать нужные сведения. В Интернете можно обмениваться фотографиями, аудио и видеозаписями, что очень привлекает новое поколение молодых людей.

За эти годы в программах выработался особый сленг, на котором активно общаются пользователи компьютерной сети. Конечно, социальные сети могут оказывать влияние на культуру языка их пользователей, особенно на культуру речи подрастающего поколения. Положительное или отрицательное?

Я заинтересовалась данной темой, потому что Интернет плотно проник в нашу жизнь. Современная молодежь не представляет свою жизнь без социальных сетей. На мой взгляд, это отражается на культуре общения. Представители старшего поколения не понимают современного сленга и являются ярыми противниками его развития.

Проблема современной молодежи и стала темой моего научного исследования:

«Влияние Интернет - сленга на современную культуру речи».


План урока:




На доске слова

Сленг,фейк,квест,ава, го,варик,жиза,лс,топ,шмот, подик

К этим словам мы вернемся в конце урока

А сейчас начнем изучение новый темы.

Работа в парах.

Сленг (от англ. slang) — терминологическое поле, набор особыхслов или новых значений уже существующих слов, употребляемых в различных человеческих объединениях: профессиональных,  социальных и иных групп.

Понятие «сленг» смешивается с такими понятиями как «диалетизм», «разговорная речь» «жаргонизм», «просторечие», «вульгаризм». Под термином «сленг» объединяются разнородные явления — жаргонизмы, 

разговорные слова и выражения , присущие живому неофициальному общению, случайные образования, возникшие в результате литературных ассоциаций, образные слова и выражения.

Многие слова и обороты, начавшие свое существование как сленговые, в настоящее время прочно вошли влитературный язык.Примерами в русском языке могут быть слова «шпаргалка», «шумиха», «провалиться» (в значении «потерпеть неудачу»).









Объявление темы:



































Понимают значения слов написанных на доске

Регулятивные УУД.

Умение

самостоятельно

планировать пути

достижения целей и

эффективные

способы решения задач.


3.Изучение нового материала



Решение учебной задачи (проблемной задачи)

Время: 20 мин

Цели: подвести учащихся к пониманию сути











Сленг геймеров. С развитием игровой индустрии и увеличения числа людей, так или иначе вовлеченных в нее, игровой сленг становится все более распространенным явлением. Основная цель создания тех или иных игровых терминов – максимально быстрая и понятная передача определенной информации игрокам. Киберспорт уже давно перестал быть простым увлечением. Сегодня – это сложная работа, приносящая лучшим из лучших неплохой достаток. Из чего можно сделать вывод о том, что сленг геймеров в скором времени займет свое, на наш взгляд, вполне законное место в рядах профессионального сленга. Изучение сленга геймеров представляет большой интерес не только в этимологическом, но и в общепереводческом плане.

Олбанский язык. Почти десять лет в русском интернете был необычайно популярен . Именно он уже позже, распространившись по всему разговорному интернету, стал называться олбанским языком. Чтобы разобраться в сути этого языка нам пришлось посетить сайты Луркоморье, Живой журнал, Абсурдопедию, Википедию и прочитать книгу М.Кронгауза «Самоучитель с олбанского».1

Олбанский язык. – это сетевая контркультура, сформировавшаяся на нескольких сайтах, многих из которых уже не существует. В основе ее лежал именно текст, в котором нарушались всевозможные табу, языковые и культурные. В жаргоне появилось специальное слово для такого рода текстов – криатифф (то есть искаженное креатив). Первым таким сайтом стал fuck.ru. Потом открывались и закрывались сайты idiotru, fackru.net, down.ru. Сегодня таких сайтов существует довольно много, но наиболее известным и влиятельным считается udaff.com.

Таким образом выглядит их манифест:

1. В нарачитомкаверканьирусскайарфаграфии.

2. Ф шырокомупатриблениининармативнайлексеги.

3. В упатриблении клише – устойчевых выражений и слоф в извесном только ускаму кругу лиц значении.

4. В языкавой игре со словообразованийем.

5. Ф цытировании и пародированиифрас из извесныхтекстаф и кинафильмаф.

Компьютерный сленг узконаправленный коммуникативный жанр, который используют как профессионалы (IT-специалисты), так и обычные пользователи компьютеров. Бурный рост появления терминологии начался во второй половине XX века во время стремительного развития и массового внедрения компьютерных технологий, что является первой причиной возникновения сленга. Второй причиной можно назвать то, что многие из существующих профессиональных терминов достаточно громоздки и неудобны в ежедневном использовании. Возникает мощная тенденция к сокращению, упрощению слов. Третья причина – увлечение молодежи компьютерными играми, и наконец, четвёртая заключается в новизне и желании коммуникатора быть оригинальным.


Интернет-сленг. Всемирная паутина Интернета давно опутала наш язык общения новыми терминами. И если раньше влияние сети было заметно лишь в узких кругах немногочисленных пользователей, то теперь «Интернет - неологизмы» стали нормальным языком и даже модным стилем общения, особенно в среде молодежи. Новый мир и новый стиль жизни в мире Интернета потребовал новых языковых средств коммуникации:

  1. Сленг, выработанный пользователями Интернета, переходит в общеупотребительную лексику.

  2. Игровые условия виртуального пространства способствуют приближению коммуникации к игре, что на уровне языка проявляется в тяготении к манере устной разговорной речи на самом серьезном сайте.

  3. Появляется гипертекст, по принципу которого организовано все языковое пространство Интернета. Он способен к многочисленной трансформации, передвижке, к интерпретации его содержания многими способами.

  4. В условиях Интернет-дискурса в целом ряде случаев можно наблюдать феномен речи, обладающий многими характеристиками разговорной речи, такими как: неподготовленность; линейный характер, ведущий как к экономии, так и к избыточности речевых средств; непосредственный характер речевого акта, но в письменной по форме.

  5. Функцию интонационных конструкций в таком случае принимают на себя "смайлики", которые помогают собеседнику выразить экспрессивно-эмоциональную окраску высказываний.

  6. В письменном изложении появляются особенности разговорной фонетики (чё, щас, ваще), (нуууу, не знаааю я!).








(Класс в течение 3-х минут читает п.1 §24, а потом учитель достаёт ранее скрытый от глаз учащихся «чёрный ящик» и дети по желанию вытаскивают оттуда пронумерованные листочки с вопросами. Когда «чёрный ящик» опустеет, учащиеся в соответствии с порядковым номером на листочке отвечают на доставшиеся им вопросы).




























Выполняют задания










Читают ответы

























































(Дети разбирают предложенные им карточки и готовятся к ответу в течение 2-х минут).














Получение систематических знаний за счет расширения понятийной базы и выявления причинно-следственных связей; высказывать суждений


Личностные: 1) формирование ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности; Регулятивные: 1) самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками; 2) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.

Познавательные: 1) анализ, сравнение, обобщение, классификация, структурирование знаний; 2) самостоятельное создание алгоритмов деятельности, самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале.

Коммуникативные: 1) планирование учебного сотрудничества; 2) достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации; 3) формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.


5. Осознание и осмысление нового материала (Итоговое закрепление)

Время: 5 мин.

Цель: зафиксировать изученное учебное содержание



2.1.Сленг с точки зрения морфологии и словообразования


Процесс словообразования идёт в соответствии с правилами русской словообразовательной системы. Как правило, в основе каждого словообразовательного гнезда лежит заимствование или изменение иноязычной корневой морфемы, аббревиатуры. Продуктивны приставочный, суффиксальный способы словообразования

а) Образование новых слов происходит путем присоединения суффиксов, имеющих определенное значение к иноязычной морфеме. Активны, в

частности, заимствования с иноязычным же суффиксом - ер: браузер, мейлер, лузер, юзер. Также используются суффиксы -щик/-чик: отладчик, загрузчик, перекодировщик, в результате получившиеся слова означают программы для выполнения соответствующих действий.

б) В некоторых словообразовательных моделях более активно

используются исконные корневые морфемы. Активно усечение основы слова с прибавлением с суффикса – к (а): мобилка, качалка. Встречается и усечение: "скопируй программу" - "скачай прогу"

в) Наблюдается также комбинация различных способов словообразования; сложение слов: чат – болталка, многольда, вкуснаяеда.



2.2.Лексика и семантика жаргонной лексики

а) Новые значения появляются у слов исконно русских преимущественно с заимствованием иноязычных слов для передачи нового значения.

Например, слово "страница" имеет синонимичное значение заимствованию из английского языка "сайт" или Интернет-сайт – «хранения информации в Интернете».

Лексика русского языка представляет собой не только простое множество слов, а систему взаимосвязанных единиц.

б) Аббревиация является определенным кодом, используемым участниками Интернет сообществ.

Система аббревиации Интернет обладает рядом присущих только ей характерных особенностей:

1. Большее количество аббревиатур создаются на базе англо - язычных слов: (plese, happi)

2. Представляют собой производные фразы, а не только словосочетаний: ТНТ, (англ. hop this).

3. Так же формируются на основе языковой игры: 10X (от англ. Thanks – спасибо).

4. Включают в себя графические знаки – буквы, цифры, символы.





2.3. Синтаксис и пунктуация в устной и письменной речи современной молодежи


Основой синтаксиса Интернет - сленга является упрощение синтаксических и пунктуационных норм русского литературного языка.

По законам русской пунктуации в одном предложении не должно быть больше пунктограмм, чем слов, но это не относится к Интернет - сленгу. В русском языке точка ставится в конце предложения, выражая законченную мысль. Подростки чаще не ставят знаков завершения предложения или встречаются наборы знаков препинания в конце предложения «!!!!!!!!» «??» Это указывает на повышенную эмоциональность подростка. «С НГ!!!!!!» «дань какое дз на зафтра».

Многоточие - особый знак препинания, состоящий из трёх точек. Он обозначает незаконченную мысль, также служит для обозначения прерванности речи или говорит об отсутствии аргументов. Многоточие используется для обозначения пауз, когда события или действия резко изменяются: .Многоточие может содержать много значений, но в Интернете подростки употребляют данный вид знака для выражения своих эмоций, чаще выражая недоумение или недосказанность мысли. В Интернет - сетях школьники не расставляют запятые. Это связано с незнанием правил русской пунктуации, с неумением определять границы простых предложений в составе сложного.

Запятые помогают понять смысл фразы, а отсутствие данного вида знаков вызывает затруднение в понимании смысла текста: «У меня сегодня дополнительные курсы буду поздно вечером к тебе приду правда много задали».

В Интернете достаточно сложно найти использование двоеточия, тире, точки с запятой. Школьники в целях экономии времени не расставляют знаки в предложении, не отделяют каждую реплику в диалоге, не оформляя фразу с красной строки, используя тире. Это затрудняет прочтение и восприятие текста.



Использование смайлов и графических знаков


У вас на парте лежат смайлики я называю эмоцию, а вы поднимаете нужный смайлик


Примеры графических изображений:

:) Улыбка


:( грусть, уныние


;-) подмигивание, заигрывание


:-?) недоумение


???) удивление



3.1. Ошибки, допускаемые в речи учащимися при общении в социальных сетях

Сделав скриншоты переписок учащихся в Интернет - сетях, я рассмотрела и проанализировала слова, употребляемые молодыми людьми во время переписки, и пришла к выводу, что, общаясь в социальных сетях, школьники изменяют слова и намеренно искажают их, что приводит к снижению грамотности учащихся. На основе переписок я сделала Интернет-словарь. Проанализировав словарь подростков Интернет - общения, я рассмотрела ошибки школьников и сгруппировала их по особым правилам:

1. Подражание детской речи. Употребление слова «няшка» вместо «милашка» фонетически придаёт детскость. Так же сокращения такого типа: “Я тя лю”(«Я тебя люблю»). Примером в социальных сетях приветствия "ку!" является детская игра - прятки. ( Ку - ку, я здесь!!! Кукусики!!!)

2. Сокращение слов. Из-за убыстряющегося темпа общения в социальных сетях появляется необходимость передать большое количество информации за определенное время: «инфа» – информация, «бро» – брат, «кэп» – капитан, «шк» - школа.

3. Влияние английского языка. Написание «прифки» (привет) встречается в разных вариантах: «приФФки», «приФки», «приFFки»—и отражает подражание английскому языку. При ответе на вопрос в качестве темы подставляется «Re: тема прошлого письма». Также означает «Respect» — уважение (англ.)

4. Суффиксация. В общении школьников сети заметно стремление к выбору словообразовательных суффиксов, более типичных: «спасибо»— «спасиб-он», «день»—«ден-яг-а». Большее количество подростков широко используются уменьшительно-ласкательные суффиксы: «спасибки», «сибульки», «сибки», «пасибки», «спасибульки», «пусичка», «лапулечка», «няшистики».

5. Словотворчество. Возникновение некоторых слов (например, «сибо» - «спасибо», «сириусли» - «серьезно») невозможно объяснить никакими правилами языкового словообразования, это стремление выделиться среди друзей и показать что-то новое.


3.1. Ошибки, допускаемые в речи учащимися при общении в социальных сетях


1)Замена буквы «б» меняется на букву «п» (Спасип)

2)Сокращения и аббревиатуры (привет-при)

3)Звукоподражания (аха-ха, ууу, мда)

4)Написание слов по произношению (нормально - нармас, хорошо - харош)

5)Неверное построение предложения, отсутствие пунктуации (гак ты сёня)

6) Использование графических знаков вместо пунктограмм (прива!=)

7)Написание с маленькой буквы имён собственных (даха чо делашь?) 8)Орфографические ошибки в написании –Тся и -ться в глаголах (Хочеться есть)

9)Опечатки: (потом -попом);

Проанализировав ошибки учащихся, можно их классифицировать по двум группам:

1. Обыкновенная неграмотность. Учащиеся не могут применить и определить законы орфографии русского языка, или попросту подростки не учили в школе правила и теперь затрудняются при написании какого - нибудь сложного слова. Ребята допускают те же самые ошибки не только в школьных тетрадях, но и во время переписки.

2. Нарочитая неграмотность. В этом случае безграмотность возведена в правило. Слова печатаются так, как они слышатся и произносятся («дарога»), звонкие согласные меняются на глухие, А на О, и наоборот, (например, «кросафчег», «с празднегом», «превед»).

3.2.Влияние Интернет - сленга на лексику современного подростка


Внимательно изучив сленг школьников, я пришла к выводу, что можно выделить как положительные, так и отрицательные стороны влияния жаргонных слов на культуру речи обучающихся.

Положительные стороны Интернет - сленга.

1. Подросткам нравится использовать Интернет-сленг. Они могут свободно и просто общаться на любые темы. Ребята перестают ощущать одиночество и их проблемы быстро решаются с друзьями, а в наше время это важно.

2. Интернет- сленг позволяет общаться быстро, доступно, что очень удобно.

3.Такой язык делает общение простым, понятным и веселым.

Отрицательные стороны Интернет - сленга.

1. Из-за применения Интернет - сленга школьники пишут с ошибками и сокращениями, искажающими устную и письменную речь не только на форумах, но и в жизни.

2. В речи школьников появляется много иностранных слов, употребляющихся без перевода и понимания.

3.Интернет-общение содержит много нецензурных и ненормативных слов, которые пагубно влияют на культуру речи учащихся.


(слайд 21) А сейчас обратите вновь своё внимание на доску. Внизу плана написаны новые слова, которые мы с вами использовали сегодня путешествуя по городу. Я предлагаю вспомнить их значение



Звучат ответы ребят: Керамик – район гончарных мастерских; , Агора – главная площадь Афин, Ника – богиня победы, Акрополь – холм, где построены прекрасные храмы в честь богов;

Обобщение и систематизация знаний по данной теме

Коммуникативные. УУД: способность дать устный ответ на ответ на основе систематизации знаний

Регулятивные УУД.

Умение определять результат познавательной деятельности

6. Рефлексия

Цель: откорректировать и закрепить полученные знания и умения.

Время: 3 мин.


Вы хорошо справились и с этим заданием. Наша экскурсия подходит к концу. Понравилось ли вам наше путешествие? У вас на парте лежат бумажки, нарисуйте смайлик с настроением которое присутствовало во время урока и поднимите вверх.












Поднимают смайлик с настроением


Коммуникативные УУД: аргументация своего мнения аргументация учебного сотрудничества

Познавательные УУД: рефлексия способов и условий действий


7. Домашнее задание

Цель: обсудить и записать домашнее задание

Время: 2 мин.


К следующему уроку я предлагаю вам такое задание: обратите внимание на экран (слайд №22): всему классу выучить §37. Для тех, кто желает получить оценку «5», необходимо письменно ответить на 3-й вопрос в конце параграфа в виде небольшого рассказа. Это задание творческое, поэтому так высоко оценивается. На «4» нужен подробный ответ на 1-й вопрос. На оценку «3» достаточно ответить на 2-й вопрос к данному параграфу.








Выбирает уровень задания и записывает в дневник


Систематизация и контроль знаний за счет расширения понятийной базы и выявления причинно-следственных связей.

Личностные УУД: смыслообразования

Регулятивные УУД: самооценка и прогнозирование результатов


8. Подведение итогов работы. Выставление оценок

1мин.


Сдайте свои оценочные листы, я выставлю всем оценки за работу на уроке Урок окончен. Всем спасибо.



Выставление и озвучивание оценок




























Приложение 1

Оценочный лист

Фамилия имя учащегося

Задание №1 Название темы урока

«Чёрный ящик»

Каточка №3

Карточка №4

Итог

































Текс с пропущенными словами

3.1.1. Сленг геймеров. С развитием игровой индустрии и увеличения числа людей, так или иначе вовлеченных в нее, игровой сленг становится все более распространенным явлением.

Основная цель создания тех или иных игровых терминов – максимально быстрая и понятная передача определенной информации игрокам. Киберспорт уже давно перестал быть простым увлечением. Сегодня – это сложная работа, приносящая лучшим из лучших неплохой достаток. Из чего можно сделать вывод о том, что сленг геймеров в скором времени займет свое, на наш взгляд, вполне законное место в рядах профессионального сленга. Изучение сленга геймеров представляет большой интерес не только в этимологическом, но и в общепереводческом плане.

3.1.2. Олбанский язык. Почти десять лет в русском интернете был необычайно популярен так называемый язык падонков. Именно он уже позже, распространившись по всему разговорному интернету, стал называться олбанским языком. Чтобы разобраться в сути этого языка нам пришлось посетить сайты Луркоморье, Живой журнал, Абсурдопедию, Википедию и прочитать книгу М.Кронгауза «Самоучитель с олбанского».2

Падонки – это сетевая контркультура, сформировавшаяся на нескольких сайтах, многих из которых уже не существует. В основе ее лежал именно текст, в котором нарушались всевозможные табу, языковые и культурные. В жаргоне появилось специальное слово для такого рода текстов – криатифф (то есть искаженное креатив). Первым таким сайтом стал fuck.ru. Потом открывались и закрывались сайты idiotru, fackru.net, down.ru. Сегодня падонковских сайтов существует довольно много, но наиболее известным и влиятельным считается udaff.com.

Таким образом выглядит их манифест:

1. В нарачитомкаверканьирусскайарфаграфии.

2. Ф шырокомупатриблениининармативнайлексеги.

3. В упатриблении клише – устойчевых выражений и слоф в извесном только ускаму кругу лиц значении.

4. В языкавой игре со словообразованийем.

5. Ф цытировании и пародированиифрас из извесныхтекстаф и кинафильмаф.


3.1.3. Компьютерный сленг узконаправленный коммуникативный жанр, который используют как профессионалы (IT-специалисты), так и обычные пользователи компьютеров. Бурный рост появления терминологии начался во второй половине XX века во время стремительного развития и массового внедрения компьютерных технологий, что является первой причиной возникновения сленга. Второй причиной можно назвать то, что многие из существующих профессиональных терминов достаточно громоздки и неудобны в ежедневном использовании. Возникает мощная тенденция к сокращению, упрощению слов. Третья причина – увлечение молодежи компьютерными играми, и наконец, четвёртая заключается в новизне и желании коммуникатора быть оригинальным.


3.1.4. Интернет-сленг. Всемирная паутина Интернета давно опутала наш язык общения новыми терминами. И если раньше влияние сети было заметно лишь в узких кругах немногочисленных пользователей, то теперь «Интернет - неологизмы» стали нормальным языком и даже модным стилем общения, особенно в среде молодежи. Новый мир и новый стиль жизни в мире Интернета потребовал новых языковых средств коммуникации:

  1. Сленг, выработанный пользователями Интернета, переходит в общеупотребительную лексику.

  2. Игровые условия виртуального пространства способствуют приближению коммуникации к игре, что на уровне языка проявляется в тяготении к манере устной разговорной речи на самом серьезном сайте.

  3. Появляется гипертекст, по принципу которого организовано все языковое пространство Интернета. Он способен к многочисленной трансформации, передвижке, к интерпретации его содержания многими способами.

  4. В условиях Интернет-дискурса в целом ряде случаев можно наблюдать феномен речи, обладающий многими характеристиками разговорной речи, такими как: неподготовленность; линейный характер, ведущий как к экономии, так и к избыточности речевых средств; непосредственный характер речевого акта, но в письменной по форме.

  5. Функцию интонационных конструкций в таком случае принимают на себя "смайлики", которые помогают собеседнику выразить экспрессивно-эмоциональную окраску высказываний.

  6. В письменном изложении появляются особенности разговорной фонетики (чё, щас, ваще), (нуууу, не знаааю я!).



1 Кронгауз М.А Самоучитель олбанского. М.: АСТ, 2013.

2 Кронгауз М.А Самоучитель олбанского. М.: АСТ, 2013.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!