СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Способы образования слов. Выразительные способы словообразования.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

  Урок в 10-м классе по теме «Способы образования слов. Выразительные средства словообразования». При подготовке и во время проведения урока учителем учтены новые требования к современному уроку по ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Способы образования слов. Выразительные способы словообразования.»

10 класс.

Тема. Способы образования слов. Выразительные способы словообразования.

Цель. Повторение тем: «Морфемика. Словообразование»:

- продолжить отрабатывать навыки выполнения заданий в рамках словообразования;

-познакомиться с основными художественными приёмами, основанными на изобразительных возможностях русского словообразования.



Ход урока.

І. Организационный момент.

Учитель. – Все готовы к уроку? Какое настроение? Желаю, чтобы оно у вас стало ещё лучше.

ІІ. Подведение учащихся к определению темы урока.

( Диалог двух собеседников)

Приветствуют друг друга. Завязывается беседа.

-- Я приобрёл книжонку известного поэта-классика.

-- (возмущённо) Почему Вы говорите так пренебрежительно?

-- Что Вы, но ведь она тоненькая и формат небольшой!

-- Я понял, что Вы путаете слова « Книжонка» и « книжечка», не замечаете разницы в их значении. ( Обращается к учащимся)—А вы заметили эту проблему?

Определение темы.

1. Каким способом образованы слова?

2. Назовите словообразующие суффиксы?

3.Какое значение имеют суффиксы в словообразовании?

4. Сделайте своё предположение, какая тема урока.

Запись в тетрадях даты и темы урока.

Учитель. -Перед вами « Лист целеполагания». Внимательно прочтите основные теоретические положения, уточните, что не знаете, используя знаки: « +»- я это знаю; «--«-я этого не знаю; «?»- непонятная или недостаточная информация.

Поставьте знак в 1-ю графу таблицы. В последующей работе обратите внимание на положения, отмеченные знаками «-« и «?»

Основные положения

Первый этап

Заключительный этап

1. Морфема.



2. Производная основа.



3. Непроизводная основа.



4.Словообразовательная пара.



5.Словообразовательная цепочка.



6.Морфологический и неморфологический способы образования.



7.Словообразующие и формообразующие суффиксы.



8.Использование слов с суффиксами субъективной оценки.



9. Семантизация морфем.



10. Словообразовательный повтор.



11. Авторские словообразования. Окказионализмы.




Учитель. Словообразовательная система русского языка отмечается исключительным богатством и многообразием. По подсчетам современных лингвистов, около 90% слов имеют смысловые и экспрессивные оттенки. И поэтому видно, насколько необходима эта тема.

( Цель урока обсуждается и формируется в диалоге с учащимися. Ученики высказывают свои предположения, зачем может быть нужно то, что изучается на уроке).


Учитель обращает внимание учащихся на главные вопросы, вынесенные для работы на уроке ( Слайд «Выразительные средства словообразования» ):


1. Слова с суффиксами субъективной оценки.

2.Семантизация морфем.

3.Словообразовательный повтор.

4.Индивидуально-авторские словообразования.

Окказионизмы.



Проблемный вопрос:

Обладают ли образовательные средства языка выразительными средствами?

Работа с эпиграфом.


Русский язык в умелых… ловок, гибок,

Послушен, и выразителен…

А.И.Куприн.


ІІІ.Актуализация опорних знаний.

1. Орфоэпическая разминка. ( Слайд со словами ):

Ходатайство, туфля, торты, танцовщица, сливовый, созвонимся, черпать, включиш, красиве, кухонный, кашлянуть, откупорить.

( Работа в парах, взаимопроверка)


2. Работа в группах.

1-е задание. Составить Кластер из приготовленных фрагментов

( Морфологический способ. Неморфологический способ. Приставочный. Суффиксальный. Приставочно-суффиксальный. Бессуффиксный. Сложение. Переход одной части речи в другую. Диван-кровать. Зелень. Соединять. Учительская. Столовая. Потемнеть. Речушка.)

2-е задание.Представьте, что по чьей-то вине все слова словообразовательных цепочек «свалены в кучу». Востановите словообразовательные цепочки.

(Плавать, пловчиха, пловец, плыть, подтягивать, подтягивание, подтянуть, тянуть).

3. Буквенный диктант.

( Определить, где формы одного и того же слова, а где однокоренные слова)

1).Слива- сливовый, 2). Охота-охотник, 3). Брат- братья, 4). Думать- думал,

5). Зависть- завистливый, 6). Принц- принцеса, 7). Решать- ре шил, 8).Степь- степной, 9). Ученик- ученики, 10). Город- пригород.


1-О, 2-О, 3- Ф, 4- Ф, 5- О, 6-О, 7- Ф, 8- О, 9- Ф, 10- О.

( Взаимопроверка)

ІV. Введение в новую тему.

Задание 1. Образуйте слова с уменьшительно- ласкательными словами.

( 1 вариант),

- с пренебрежительным значением ( 2 вариант).

Шапочка шапочка шапчонка

Собака собачка собачонка

Одежда одёжка одежонка

Рубашка рубашечка рубашонка

Дом домик домишко

Учитель.- Когда мы употребляем такие слова?

Например. 1). Шапчонку надел и красуется.

2). Шапочка в Алёны красивая.

( Учащиеся анализируют, делают вывод, что суффиксы субъективной оценки используют писатели в своих произведениях).

Задание 2. Работа с текстами ( по группам): выделить слова с суффиксами субъективного значения, сделать вывод.

1 группа. Текст 1. Салтыков-Щедрин « Господа Головлёвы». (Главный герой Иудушка).

2 группа. Текст 2. И.С. Тургенев « Отцы и дети» (Фенечка).

3 группа. Текст 3. Отрывок из фельетона.

4 группа. Текст 4. Н. С. Лесков « Левша».

5 группа. Текст 5.Н. В. Гоголь « Мертвые души» (Главный герой Чичиков и его кучер Селифан).

После обсуждения учащиеся делают вывод.

Суффиксы субъективной оценки вносят разнообразные оттенки значения слова:- выражают авторскую позицию,

-помогают читателю разобраться в искренности героя, понять его характер; ---понять идею произведения.

Кроме этого, учащиеся обращают внимание на слова «высечь» и « посечь» (текст 5): приставка ВЫ указывает на исчерпанность действий, достижение чего-нибудь; ПО—образует глаголы со значением незначительной или неполной меры действия, совершаемого в течение короткого времени.



( Гоголевский герой выбрал себе наказание проще, чем пригрозил хозяин).

Обращаем внимание на 2-й пункт « Выразительных средств»:

Семантизация морфем.

1). Определение лексического значения слова « семантика».

2). Добавить к слову « бегать» приставки: ВЫ-, ДО-, ПО-, С-, ОТ-.

Какую роль выполняют приставки? (Не изменяют значения слова, а уточняют его).

Семантизация морфем—это использования значения морфем для привлечения внимания читателя к лексическому значению слова.



Работа со стихотворением М. Цветаевой « Б. Пастернаку».

1). Чтение стихотворения.

2). Ваше впечатление? ( Ощущение неимоверного горя, в то же время сдержанность и мужество в проявлении чувст при разлуке).

3). Назовите ключевые слова, обратите внимание на их состав. Какая их словообразовательная модель?

(Учащиеся выделяют слова: рассорили, растеряли, расслоили, составляют схему словообразовательной модели).

4).Каково значение приставки? ( Значение потери, утраты, расстояния).

Учитель.- Как вы думаете, на какой вопрос мы дали ответ? (Словообразовательный повтор)

Словообразовательный повтор—повторение слов, построенных по одной образовательной модели.

Учитель. – Что нам известно об индивидуально-авторских словах, как они называются? ( Слова, придуманные автором. Авторские неологизмы).

Задание. Найти неологизмы.

1). Если бы у него был собеседник. Но Таню и вообще так не назовёшь, она сомолчальница.

2). Плясал он, плясал и выплясал самую красивую девку в деревне.

-- С какой целью придуманы? ( Чтобы создать комическую ситуацию).

Подтверждаем:

Доктор выслушал младенца,

А потом и говорит: « Инфлюэнца,

Симуленца, притворенца, лодырит.

С. Маршак.

Учитель. –Такие слова называются окказионализмы—слова для создания комического эффекта, образуются тогда, когда в них возникает необходимость.



V. Подведение итога.

1. Какие выразительные средства словообразования мы рассмотрели?

2. Зачем их необходимо знать, понимать?

3.С какой целью их используют авторы произведений?

VІ. Закрепление изученного. Творческая работа в группах.

Ситуация: Вас пригласили в лес. На улице сыро, туман.

Используя выразительные средства словообразования, опишите свои чувства.

1. Вам понравилось ( чувство радости, восхищения).

2. Вам не понравилось ( недовольство).

3. Вам не нравится, нот от, кто пригласил,-- Ваш начальник. Как бы его не обидеть?



VІ. Д/з. Упр. 87—для всех.

Задания на выбор:

-выписать примеры из литературы, из современных песен;

-придумать окказионизмы.



VІІ. Рефлексия.

Учащимся предлагается небольшая анкета, наполнение которой можно менять, дополнять в зависимости от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить обучающихся аргументировать свой ответ.

1. На уроке я работал…

2. Своей работой на уроке я…

3. Урок для меня показался…

4. За урок я…

5. Мое настроение…

6. Материал урока мне был…

7. Домашнее задание мне кажется…






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!