СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Способы обучения по физике в общеобразовательной школе

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Различные способы обучения дают различные результаты. Я рассматриваю десять спсобов: использование музыки, упражнения физического характера, чтение совместное параграфов, беседа о сне, самодисциплина, обучение как активный метод образования, "сладости", успешность, вера в ученика, ум, который неоюходимо развивать всеми методами. В данной статье делюсь некоторыми наработками.

Просмотр содержимого документа
«Способы обучения по физике в общеобразовательной школе»

Способы обучения по физике в общеобразовательной школе

Существуют целые науки и различные методики о том, как сделать детей счастливее, как нужно их обучать, воспитывать и как прожить жизнь в радости. А вот что помогает детям – от младенцев до подростков – становиться умнее? Прочитав статью «Как сделать своих детей умнее: 10 научных способов», я решила рассказать, как я использую эти способы на своих уроках физике, на факультативе 5-6-х классов и в начальной школе внеурочной деятельности «Физический фейерверк» в обычной школе.

Начну с того, что некоторые ученики, переходя в 7-й класс обучения, боятся новых предметов. Считают их сложными, а некоторые думают, что не пригодятся в их жизни. Если начать с начальной ступени обучать простейшим закономерностям физических явлений, то учитель облегчает себе задачу не только обучения, но и заинтересованности в предмете. Все способы хороши по своему. Я использую их постоянно, очень часто в игровой развивающей форме и считаю, что мои ученики воспринимая игру по физике знают и могут гораздо больше, им помогает такая форма при подготовке и сдаче экзамена ОГЭ и ЕГЭ не только по физике, но по другим предметам.

И так, начну с первого способа. Музыка. Музыка делает детей умнее – дети, при выполнении определенных заданий демонстрировали больший рост IQ. Эффект был виден в тестах на IQ, показательные баллы и стандартные измерения успехов в учебе. Некоторые задания по физике в классе в целом или при выполнении заданий по группам дают возможность на фоновом шуме создавать рабочую атмосферу деятельности. Все современные дети увлечены различными направлениями и очень редко кто из учеников не выполняет задания дома без музыки. Мои ученики сами выбирают музыкальное сопровождение к заданным работам и именно музыкальное сопровождение задет ритм самой работы. Так например, когда была предложена зачетная работа по физике в 7-м классе темы «Твердые, жидкие, газообразные вещества» и на внеурочной деятельности во 2-м классе, дети предложили поставить классику на прослушивание Чайковского П.И. «Времена года», т.к. у них осталась ассоциация от просмотра презентации вначале изучения данной темы во время урока, которой я воспользовалась и музыкальным сопровождением произведения. Ученикам было поручено творческое задание: на формате А3 или А4 выполнить модели твердых, жидких, газообразных тел в виде аппликационной работы из различных круп и ответить на некоторые вопросы по темам, защитив свой мини-проект по теме и рассказать, почему именно эта авторская работа подтверждает то или иное агрегатное состояние выбранного ими вещества или предмета. Необходимо было так же рассказать межмолекулярное пространство и особенности одного из состояний. Ученики создавали такие шедевры, что мы решили поощрить некоторых не только самой высокой оценкой, но и выписать грамоту за лучшие работы. Так же устроили выставки в конце четверти, где 7-й и 2-й класс выставляли свои работы по заданной теме. Получилось необычно, ново для них, интересно для других учеников школы и заинтересовало данное сочетание некоторых коллег.

Второй метод – это спорт. «От спорта не тупеют – это миф? Те, кто занимаются только спортом, может, и тупеют, но только потому, что проводят больше времени на поле, чем в библиотеке. А если сделать так, чтобы ваш ребенок бывал и там, и там» так было написано в статье. Да, вполне возможно. Но спорт на уроке точно не устроишь, поэтому я использую различного рода физминутки, различные упражнения, которые снимают не только нагрузку во время обучения, но и дают стимул придумать такие мини-спортивные минутки, которые связаны с законами физики. Сначала я сама писала различные стихи и выполняла упражнения с учениками, а затем они сами загорелись этим и уже сами придумывали и выполняли на уроках вместо меня. Выяснилось, что после физических занятий ученики запоминают новые слова, фразы, словосочетания на 20% быстрее, тем способствуя лучшему усвоению материала. При проговаривании определенных слов, тело запоминает движение и тем самым, передает информацию в кору головного мозга, а значит ученик не только через слух запоминает и усваивает, но еще и через определенные позы тела. И если систематически выполнять такие физминутки, то происходит увеличение потока крови к части мозга, отвечающей за память и учебу, на 30%. По научным исследованиям было доказано, что люди запоминают слова на 20% быстрее после занятий спортом, чем до занятий, и что скорость запоминания напрямую связана с уровнями нейротрофического фактора головного мозга, объем капилляров в зоне памяти гиппокампа увеличился на 30%. Получается, упражнения могут сделать вас и ваших детей счастливее и умнее.

Третий метод. Этот метод в основном используется родителями дома, когда ребенок еще мал, читают с ним книгу. Есть такое утверждение, что не надо читать детям , а читать вместе с ними. На уроках в школе часто даются самостоятельные прочтения параграфов учениками и заслушиваются ответы на вопросы из параграфов. В статье было записано: «Когда совместное чтение книжек дополняется четким вниманием к развитию навыков и стратегий чтения ребенка, тогда совместное чтение является эффективным механизмом поддержки ранней грамотности, даже у детей из малообеспеченных семей». Я согласна с автором статьи, если вместе с учениками читаешь параграф, прерываешь чтение и заостряешь или дополняешь их внимание новыми вопросами, заставляя их вспоминать на бытовом уровне прочитанное, представить ситуацию и рассмотреть ее по закону физики, доказать сказанное или прочитанное, то у учеников развивается не только образно-слуховое восприятие материала, но и ассоциативное восприятие прочитанного. Они могут в домашних условиях работать по такому шаблону с родителями или с младшими своими сестрами или братьями. Такой подход дает ученикам накапливать знания и они надолго запоминают материал. Пример. Второй класс изучал тему «Электричество. Условные обозначения приборов на схемах электрических цепей» смогли в игре собрать цепочку последовательного и параллельного соединения с помощью распределения ролей с картинками электролампы, аккумулятора, резистора, ключа, амперметра, вольтметра. Игра была сначала ознакомительная, в виде паровозика или комнаты тайны электричества. Затем ученики по нарисованным схемам сначала в ролевой игре собирали схемы, а затем в реальном времени с физическими приборами справились отлично. И радовались, что лампочки загорались и стрелки отклонялись от нулевого положения. Перейдя в 8-й класс, на данной теме они в точности воспроизвели игру в электричество. Читая вместе с ними схемы, помогая им заглянуть в будущее , стирая границы недозволенности и раннего распознавания предмета физики, облегчает задачу не только ученика – видеть, воспринимать и запоминать, а затем и применять на практике, но и учителю, облегчает задачу идти вперед и дать новые знания на основе первоначального обучения учеников. Одна из моих учениц применяла эту методику со своими детьми, в итоге, младший сын, обучаясь в 6-м классе смог выполнить олимпиадные задания по физике за 7, 8 и 9 класс, заняв при этом соответственно 1-е, 2-е, 3-е место.

Четвертый метод – это сон. Конечно, на уроке спать нельзя, не для этого приходишь в школу. Но разговоры, мини-конференции, статьи на тему сна, песни, стихи, классные часы и внеурочные мероприятия дали то же неплохой результат. Сон, как основа или фундамент, на котором стоит организм ученика, его возможности и способности к обучению. Пропуская час сна, мозг шестиклассника превращается в мозг четвероклассника, так как существует корреляция между классами и количеством сна. Подростки, которые учились на пятерки, спали примерно на 15 минут дольше, чем ученики-четверочники, которые, в свою очередь, спали на 15 минут больше, чем троечники, и так далее. Поэтому, каждые 15 минут имеют значение. Кто хорошо высыпается, тот и работает продуктивно.

Пятый метод – самодисциплина. Самодисциплина имеет большее значение, чем IQ, при определении тех, кто достигнет успеха в жизни. «Десятки исследований подтверждают, что сила воли – это единственная и самая важная привычка для личностного успеха… Ученики, демонстрирующие высокий уровень силы воли, имели больше шансов получить высокие оценки по своим предметам и поступить в более престижные вузы. Они меньше прогуливали и меньше времени проводили за просмотром телевизора, а больше – за выполнением домашних заданий. «Подростки с высоким уровнем самодисциплины имели лучшие показатели успешности в учебе, чем их более импульсивные сверстники, — пишут исследователи. – Самодисциплина определяла академическую успеваемость больше, чем IQ. Самодисциплина также определяла, кто из учеников сможет повысить свои оценки на протяжении учебного года, тогда как IQ не определял… Самодисциплина имеет больше влияния на учебную успеваемость, чем интеллектуальные данные». То есть, оценки больше зависят от добросовестности, чем просто от ума. Тот, кто добросовестно относится к себе, с уважением к себе, можно сказать, даже с любовью, тот и достигает огромных результатов. Но результаты должны быть подтверждены многими вещами. Например, поощрение в чем либо, указание на самодостижения в виде похвальных грамот, небольших сувенирчиков. Многие ученики сами делают подарки самодисцплинорованным одноклассникам и вывешивают результаты на стенде классного уголка. Тем самым помогая другим почувствовать свою значимость, т.к. именно они берут шефство над теми учащимися, у которых плохо получается себя дисциплинировать. Остаются после уроков и закрепляют материал. У кого лучшие жизненные показатели? У детей упорных, которые мотивируют своим примером. Так исследования показали, что лучшим предвестником успеха будущих взрослых людей является их показатель по некогнитивной и нефизической характеристике под названием «упорство», которое определяется как «настойчивость и страстное увлечение долгосрочными целями.

Шестой метод и основной в школе – это обучение, активный процесс. Наш мозг развит таким образом, что он учится, когда делает что-либо, а не когда слышит об этом. Это одна из причин, почему для многих навыков намного лучше провести примерно две трети времени, испытывая себя, а не просто впитывая знания. Существует правило двух третей: если хотите, к примеру, запомнить абзац, лучше потратить 30% времени на прочтение, а остальные 70% времени – на проверку себя на знание. Я часто устраиваю соревнования между парами в классе, либо между четверками ребят, либо по рядам. Даю возможность подобрать абзац или цитату из параграфа, которые являются ответом на наводящий вопрос. Задают друг другу и тот, который должен найти абзац в книге, должен сначала предположение выдвинуть и только тогда найти ответ. Но вместе с тем, он должен еще и подкрепить примером из жизни.

Седьмой метод - лакомства бывают хорошими – если давать их в правильное время. В целом, было бы лучше, если бы дети все время питались здоровой пищей. Исследования показывают, что питание влияет на оценки ребенка. Взять к примеру кофеин и сахар, они могут стимулировать работу мозга. «Кофеин и глюкоза могут иметь положительное влияние на когнитивную продуктивность. Поскольку эти зоны отвечают за поддержку внимания и процессы памяти, результаты могут предположить, что сочетание кофеина и глюкозы может увеличить эффективность системы внимания». И дети их любят, кроме всего прочего. Так что если время от времени дети все-таки едят конфеты и пьют сладкую воду, то, может, лучше давать их им во время учебы, а не когда они отдыхают. И я решила провести один эксперимент со своим восьмиклассниками. В пятницу, в конце учебной недели, и у учеников и у меня по расписанию. Физика стоит последним уроком. Я предложила им поучаствовать в кулинарно-физическом зачете по физике на тему «Тепловые явления». Ученики должны были приготовить своим руками различные блюда, в которых можно отследить процесс тепловых явлений. Принести в школу, сервировать столы, показать свои шедевры и рассказать по теме, что именно выполняли, какими приборами и температурами они пользовались во время приготовления, какими свойствами обладают ингредиенты в приготовлении блюда, их пользу, вред, удобства. Так же они рассчитывали свою затраченную работу, КПД своей работы, заметки приносили о мощности и других характеристик своих электрических приборов, с помощью которых они готовили блюдо. Получилось очень увлекательно, полезно, приятно и вкусно. А главное, все ученики получили зачет, обменялись рецептами и стали более дружны в классе. Такие посиделки, конечно, не устроишь часто, но 1-2 раза в год можно проводить во время урока. Это стимулирует на хорошее отношение к предмету, к закреплению полученных знаний, к стремлению к новым вершинам знаний и к приобретению первого опыта не только ведения хозяйства, но и возможности обучить своих детей и приобщить их к получению знаний по физике.

Восьмой метод гласит так: счастливые дети = успешные дети. Более счастливые дети имеют больше шансов вырасти успешными и полноценными взрослыми. Счастье – это огромное преимущество в мире, где имеет значение успешность. В среднем, счастливые люди более успешны, чем несчастные, – и на работе, и в личной жизни. Они получают лучшие оценки своей продуктивности, получают более престижные должности и зарабатывают больше денег. Они с большей вероятностью женятся, а в браке они чувствуют себя более удовлетворенными. Каков первый шаг к счастливому ребенку? Быть счастливым родителем! Поэтому, своим родителям я всегда говорю на собрании: вы эталон счастья для своего ребенка. Если они видят родителей счастливыми, а значит, и сами дети будут стремиться к вершине счастья. А может и стать более лучше своих родителей. Да, иногда счастье зависит от генетики родителей. «По параметрам интеллектуальности и определенных черт характера биологические дети очень похожи на своих родителей. Приемные дети, однако, показывают совсем странные результаты. Они не имеют ничего общего со своими приемными родителями: они не больше похожи личностно или в интеллектуальном плане на тех, кто их растил, кормил, одевал, читал им, учил их и любил их на протяжении 16 лет, чем на любых других двух взрослых, случайно выбранных на улице». Так что же влияет на поведение ваших детей? Их сверстники. Обычно мы о них вспоминаем только тогда, когда говорим о давлении с их стороны, когда оно негативное, – но на самом деле, чаще всего оно все-таки положительное. И если ученик дружит со сверстником, который учится хуже его, то в последствии и его результаты то же ухудшаются. Что тогда делать нам, учителям, родителям? Запрещать такое общение? Нет! Наоборот, стараться вникать в их общение, совместно выполнять какие то общие дела, которые принесут радостное ощущение обоим. Тем самым можно «убить несколько зайцев». Пример из жизни школы. 8-й класс. Ученик приходит заниматься со мной индивидуально. Занимается великолепно! Но стоит в классе ему сесть за парту с учеником авторитетным, сразу начинается болтовня, возня, смех, нет реакции на замечание. Я применяла различные методы: беседа в присутствии классного руководителя, родителей, завуча школы. Нет результатов! И тогда я решила провести один маневр. Мой ученик и группа учеников, которые навязывают свою политику срыва урока, должны были работать устно по пройденным параграфам. Все отвечали на вопросы и самый главный зачинщик, отвечая на первые два вопроса, получил статус эксперта. Он проверял остальные ответы учеников и ставил им оценки. Все бы хорошо, но из данной группы ребят мой ученик так и продолжал мешать своим пустыми разговорами. Дала предупреждение, что за вмешательство в ответы других учеников всем, кто отвечал и был экспертом, оценка за урок будет снижена сначала на 1 балл, а затем на два. Думали, что я шутила. Оказалось, что нет. Все, кто отвечал на задания и сам зачинщик срыва урока, эксперт данного урока, получили по тройке, т.к. были дважды предупреждены о таком отношении к уроку. Когда прозвенел урок, я посоветовала эксперту, поговорить со своими друзьями и пересмотреть свое отношение к таким видам урока, т.к. их отличные ответы всегда будут выражаться в троечном эквиваленте за урок. Видимо, беседа была проведена между участниками таких срывов уроков и теперь работаю все в классе без каких бы то ни было разговоров и смеха.

Девятый метод. Верьте в своих учеников. Вера в своего ученика, в то, что он ни чуть не хуже других, много значит. Когда учителям говорили, что определенные дети сильнее других, эти дети показывали лучшие результаты – несмотря на то, что их выбирали случайно. Мне очень грустно и больно слышать, когда ученик про себя сам говорит, что он ничего не знает, не умеет и может делать. Но есть и другая категория учеников, которая разуверилась в своем успехе. Вера может потеряться в различных формах, описывать нет смысла. Но есть пример из школьной практики. Сентябрь. Я новый учитель в школе, 8-й класс для меня новый класс в новом учебном году. Сентябрь, октябрь, два месяца выброшены в никуда! Как ни старалась увлечь ученика, ничего не получилось, пока я не узнала о его увлечении. Он собирал коллекцию телефонов сотовой связи. Скупал более-менее рабочие, производил чистку, заменял детали, что то еще делал, и они становились рабочими! Я поделилась своей коллекцией. У нас нашелся обоюдный интерес! Благодаря этому интересу, ученик начал на уроках садиться за первую парту, писать материал классной работы отвечать на вопросы, выходить к доске и успокаивать класс, чтобы не было шума! Значит, я снова нашла важную кнопку спокойствия на уроках и в этом классе! Ура! Я смогла проявить интерес у ребенка, он стал выше не только в моих глазах, но и в своих! Значит, уважение и вера в него сыграла свою важную роль и он смог стать лучшим учеником.

И еще одно: ум – это не все. Без этического поведения и сочувствия к другим очень умные люди могут быть просто пугающими. Поэтому необходимо учеников учить на уроках этике и культуре поведения, обучения, познавания окружающего мира. Давать им возможность поделиться тем опытом, которым они уже владеют со своими одноклассниками и тем самым не стать в будущем «умной занудой», а быть помощником.

В итоге мгу сказать следующее. Если педагог хочет, чтобы о нем вспоминали, как о друге и наставнике, значит, он будет заинтересован не только дать знания по предмету, но и обучить жизненным ценностям. А это гораздо больше требует энергии, знания и желания от педагога.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!