СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Способы передачи чужой речи: прямая и косвенная речь.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока предназначена для дистанционного обучения в 8 классе.

Просмотр содержимого документа
«Способы передачи чужой речи: прямая и косвенная речь.»

06.05.2022

8-А класс

Русский язык

Тема.  Способы передачи чужой речи: прямая и косвенная речь.

1.Просмотреть видеоурок по теме

https://www.youtube.com/watch?v=rMb4tvowecg

2.Ознакомиться с теоретическим материалом пар. 65-67

3. Рассмотреть таблицу и составить опорный конспект

Способы передачи чужой речи

С сохранением формы и содержания

Без сохранения всех особенностей речи говорящего

  1. Прямая речь

1)перед словами автора

“П,”-а. “П?”-а. “П!”-а. “П…”-а.

2)после слов автора

А: “П.” А: “П?” А: “П!” А: “П…”

3)с разрывом

“П, – а, – п. (?) (!) (…)”

“П, – а. – П. (?) (!) (…)”

“П? – а. – П. (?) (!) (…)”

“П! – а. – П. (?) (!) (…)”

  1. Диалог

– П? – а

А:

– П. П!

– П?

– П! П. П…

I. Косвенная речь

[A], (косвенная речь)

придаточное изъяснительное с союзами

  • ЧТО//БУДТО (повествовательное),

  • ЧТОБЫ (побудительное)

  • союзными словами ЧТО//КТО//КАКОЙ КАК//ГДЕ//ПОЧЕМУ//ЛИ (вопросительные)



II. Вводные конструкции для передачи источника сообщения

[+++, …].

  1. Простое предложение с дополнением, называющим тему чужой речи

[… _ _ _ ].

  • Примеры

Николай Рубцов проникновенно восклицал: “Русь моя, люблю твои берёзы!”

  1. Николай Рубцов проникновенно восклицал, что он любит берёзы Руси.

[– =], (что – =).

  1. По словам Николая Рубцова, он любит берёзы Руси.

[ +++, – = …]

  1. Николай Рубцов проникновенно говорил о любви к берёзам Руси.



4.Выполнить упр.403,404



5.Итоговый контроль

Тест

1. Укажите неверное утверждение.

А. Прямая речь — это слова какого-либо лица, передаваемая от его имени.

Б. Диалог обычно оформляется без использования кавычек.

В. Стихотворный текст цитируется только с использованием кавычек.

Г. Слова автора обычно предшествуют косвенной речи и отделяются от неё запятой.


2. Найдите предложение с прямой речью (знаки препинания не расставлены).

А. Что с вами приключилось, малыши?

Б. Стой, братцы, стой, кричит Мартышка.

В. В. Г. Белинский писал о том, что стих Пушкина благороден, изящно прост...

Г. Учитель спросил ребят, кто из них дежурит.


3. Укажите предложение с косвенной речью.

А. Лесничий сказал, будто он видел на озере лебедей.

Б. «Скоро мост, - предупредил он, - а там и деревня».

В. Дежурный сообщил об отсутствующих.

Г. По словам Ф. М. Достоевского, любовь столь всесильна, что перерождает и нас самих.


4. Найдите примеры с ошибками при передаче чужой речи.

А. Пугачёв сказал Гринёву, что ты крепко передо мной виноват.

Б. Врач спросил, какая у меня температура.

В. Городничий сообщает чиновникам, что он пригласил их, чтобы сообщить им пренеприятное известие.

Г. Болельщики кричали: «Чтобы ребята не падали духом».


5. Укажите верное оформление предложений с прямой речью.

А. «Ну и дождь!» - воскликнул агроном.

Б. «Погоди, капитан», - сказал Дерсу.

В. «Отпусти меня погулять». - Просил Саша.

Г. «Что делать, - спросил Сергей? - Идти дальше?»


Обратная связь: фото работы присылать на почту: [email protected]


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!