СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Спряжение глагола

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

  1. научить распознавать спряжение глаголов по неопределённой форме через проблемную ситуацию.

Просмотр содержимого документа
«Спряжение глагола»

6класс 23.01.2016

Тема урокаСпряжение глагола.

Цели:

  1. Обучающая цель: научить распознавать спряжение глаголов по неопределённой форме через проблемную ситуацию.

  2. Развивающая цель: активизация познавательной деятельности через решение логических задач.

  3. Воспитательная цель: создание атмосферы доброжелательности между учащимися, учителем и учащимися, стимулирование активного творческого труда.

Оборудование.  Мультимедийный диапроектор. Таблица с алгоритмом «Как определить спряжение глаголов».

Ход урока

I. Организационный момент. Сообщение темы урока

Слово учителя: (Психологический  настрой).

        Здравствуйте, ребята! Очень рада видеть вас снова. Сегодня необычный урок, потому что мы впервые будем вместе с вами работать. Пусть нам с вами сопутствует успех.

Слайд 1

Колокольчик  наш  звенит

И урок  начать  велит.

Слышишь  звонкий голосок -

Нам пора  начать  урок.

                Урок у нас действительно необычный, со мной пришёл ещё один ученик – Вася Ошибкин. Он получил SMS-сообщение от своего друга Незнайки, который отправился в кругосветное путешествие. Но Вася не всё понял, поэтому у него есть к вам несколько вопросов. Давайте прочитаем сообщение и ответим на его вопросы.

Слайд 2

        Тучи висят низко. Весь день идёт дождь. Свищ(и,е)т ветер. На палубу не выход(и,е)м, целый день сидим в каюте, скуча(и,е)м. Меркн(и,е)т день, а море злей и злей бурлит. Волны стонут и плачут.

II. Проблемная ситуация:

  1. Какая часть речи подчёркнута?

Глагол.

  1. Почему в одних глаголах Незнайка указал окончание, а в других даёт два варианта окончания?

Незнайка не знает.

        

  1. От чего зависит правописание гласных в окончаниях глаголов?

От спряжения.

  1. А какую тему не знает Незнайка?

Спряжение глаголов.

  1. Поможем Незнайке?      Да.

III. Переход к новой теме.

Слово учителя:

        Запишите число, тему урока

Слайд 3 «Спряжение глаголов».

        Поскольку урок необычный, то и ваши ответы будут оцениваться необычно. У вас на столах лежат изображения мобильных телефонов, за каждый правильный ответ вы будете получать SMS-сообщения. Кто больше наберёт, тот получит хорошие оценки за урок.

  1. Что такое спряжение?

Изменение по лицам и числам.

  1. Сколько спряжений в русском языке?

Два.

Слово учителя:

        Слайд 4

Незнайка совершает кругосветное путешествие. Мы тоже совершим путешествие по двум островам:

1 и 2 спряжение. Какой остров самый сложный?

II  cпряжение.  Маяк в море указывает путь кораблям, а нам сегодня он поможет осветить путь к новой теме.

IY. Изложение нового материала.

Обратите внимание на таблицу.

Слайд 5

   

   пишу



   пишешь



   пишет 



    пишем 



    пишете 



    пишут



несу 



несёшь



несёт



несём



несёте



несут



ворчу



ворчишь 



ворчит



ворчим



ворчите



ворчат



свечу



светишь



светит



светим



светите



светят

  1. К какому спряжению относятся  глаголы первых двух столбиков?

К I спряжению.

  1. как вы это определили?

По окончаниям.

  1. Что вы можете отметить общего в личных окончаниях? Какая гласная является основной?

        Личные окончания этих глаголов имеют гласную е, а в форме 3-го лица множественного числа окончание -ют.

Сверим наши выводы. 

Слайд 6  Открывается остров «I спряжение»

Работа по таблице.

  1. К какому спряжению относятся  глаголы первых двух столбиков?

Ко II спряжению.

  1. Как вы это определили?

По окончаниям.

  1. Что вы можете отметить общего в личных окончаниях? Какая гласная является основной?

        Личные окончания глаголов в последних двух столбиках имеют гласную и, а в форме 3-го лица множественного числа – окончания -ат-ят.

  1. К какому спряжению относятся эти глаголы?

Ко II спряжению.

Сверим наши выводы. 

Открывается остров «II спряжение»

Слайд 7

  1. А сейчас внимательно посмотрите на окончания глаголов одного и того же спряжения. Чем они отличаются?

Они ударные и безударные.

  1. По каким окончаниям легче определить спряжение глаголов?

По ударным.

  1. А как определяется спряжение глаголов с безударными окончаниями?

Слово учителя:

        Чтобы ответить на этот вопрос, выполним следующее задание. 

Рядом с каждым глаголом напишите неопределенную форму.

Слайд 8

Пишем – 

рисуем - 

полем –

пляшем –

Чертим –

чиним –

маним –

просим

Проверка по слайду 9

Слово учителя:

 Сделайте вывод, какие глаголы относятся ко 2 спряжению?

        Все глаголы с безударными личными окончаниями, оканчивающиеся на ИТЬ в неопределенной форме, относятся ко 2-му спряжению.

  1. Что мы сделали, чтобы определить глаголы II спряжения?

Поставили в неопределённую форму.

Слово учителя:

        Это действие является самым первым при определении спряжения глаголов. Всегда надо начинать с неопределённой формы глаголов. А что делать дальше, прочитаем по учебнику с. 255.  Запомни!

  1. Чтение алгоритма по учебнику.

Слово учителя:

        Предлагаю вам запомнить это правило в виде стихотворения:

         Учащиеся хором проговаривают.         

Слайд 10 

Ко второму же спряжению
Отнесем мы, без сомненья,
Все глаголы, что на –ить,
Исключая брить, стелить
И еще: смотреть, обидеть,
Слышать, видеть, ненавидеть,
Гнать, держать, дышать, вертеть
И зависеть, и терпеть.
Вы запомните, друзья,
Их на –е-   спрягать нельзя.

Y. Тренировочные упражнения.

  1. Физминутка.

Слайд 11

Слово учителя:

        А сейчас посмотрим, как вы можете по неопределённой форме определять спряжение глаголов. Встали, вышли из-за парт, поставили руки на плечи. Если увидите  глагол 1 спряжения, поднимаете руки вверх, 2 спряжения — вперёд.

        Платить, ужинать,  ловить, играть, летать, спешить, тянуться, рыть, учиться, сеять.

  1. А теперь поработаем с текстом.

Слайд 12

        В данном тексте вставьте пропущенные буквы, укажите спряжение глаголов.

                                Шторм.

Сегодня с рассвета

Бесну..тся море,

Вороча..т камни,

Встаёт на дыбы.

И пен..тся волны

В широком просторе,

С разбега дробясь

О гранитные лбы.

Как будто бы вызов

Природою брошен,

И листья шуршат

На крутом берегу.

И ветер мохнатое 

Небо ерош..т

И гнёт кипарис

На бульваре в дугу.

Крикливые чайки

Пугливо притихли.

Баркасы укрылись

За каменный мол.

По улицам города

Нос..тся вихри,

И тополь стоит

Весь до веточки гол.

Проверка по слайду 13

Слово учителя:

Слайд 14

Поиграем в игру  «Четвёртое лишнее» (глаголы в 3 л. ед. ч.)

1. Смотр..т, дыш..т, тревож..тся, та..т

2. Ла..т, се..т, чита..т, клее..т

3. Вид..т, пиш..т, завис..т, держ..т

Проверка по слайду 15

Слово учителя:

        Слайд 16

А теперь выполним творческое задание.

  1. Из данных глаголов выбрать: 1 вариант – глаголы I спряжения, 2 вариант – глаголы II спряжения, поставить их в 3 лице и составить с ними предложения на тему «Шторм на море».

Грохотать, гнать, крутить, расстилаться, сверкать, катить.

Ученики комментируют.

        

YI. Заключение.

  1. Что сегодня узнали на уроке?

  2. Чему научились?

  3. А теперь исправим текст SMS-сообщения Незнайки.

Слайд 17

Рефлексия:

Понравился ли вам урок? Если да,  то напишите мне на память смс-сообщения со своими впечатлениями.

Слайд 18

Д/з: выучить стихотворение, упр. 681.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!