СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Среднесрочное планирование по русской литературе для 9 класса.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное среднесрочное планирование разработано для 9 класса  по действующей учебной программе РК с целью внедрения в практику идей Программы семи модулей 

Просмотр содержимого документа
«Среднесрочное планирование по русской литературе для 9 класса.»

Среднесрочное планирование

по русской литературе 9 класс


Цель: внедрение в практику идей семи модулей Программы для создания коллаборативной среды и эффективного взаимодействия учащихся и учителя, организации последовательности этапов урока с целью вовлечения в процесс обучения всех учащихся, использование различных методик измерения результатов обучения.


Среднесрочное планирование опирается на:

  1. Государственный общеобязательный стандарт начального, основного среднего, общего среднего образования РК (ГОСО РК, Астана, 2012 МОН РК, национальная Академия образования им.Ы.Алтынсарина, утвержденный Приказом МОН РК № 1080 от 23.08.2012).

  2. Учебную программу Министерства образования и науки РК, Национальной академии образования им.Ы.Алтынсарина (Астана 2013, утверждена Приказом Министра образования и науки РК от 03.04.2013 г. № 115)

  3. Инструктивно-методическое письмо «Об особенностях организации образовательного процесса в общеобразовательных школах РК в 2016- 2017 учебном году» (Министерство образования и науки РК, Департамент дошкольного и среднего образования, Национальная академия им. Ы. Алтынсарина, Астана 2016), рекомендовано Ученым советом Национальной академии им. Ы. Алтынсарина, протокол № 5 от 17 июня 2016 года.

  4. Рекомендации отдела образования по календарно-тематическому планированию предметов.

  5. Приказ МОН РК «Об утверждении перечня учебников, УМК, пособий и другой дополнительной литературы, в том числе на электронных носителях» № 251 от 6 апреля 2016 года.


Тема урока

Основные цели обучения

Ожидаемые результаты обучения

Стратегии, формы работы, используемые при активном обучении

Модули программы

Основные ресурсы

ВВЕДЕНИЕ (2 часа)

1. Своеобразие развития русской литературы 1-ой половины XIX века. Общая характеристика русской культуры XIX века.

1. Дать учащимся представление об удивительной эпохе: времени правления Александра I и рождения гения русской литературы А.С. Пушкина. Учащиеся должны знать социально-экономическое и военно-политическое положение в стране, т.к. это отражается в тематике изучаемых в курсе литературы 9 класса произведений.

2. Формировать логическое и критическое мышление, творческое воображение.

3. Способствовать воспитанию интереса к художественной литературе и истории.

Учащиеся знают особенности эпохи, отраженной в произведениях писателей 1-ой половины XIX века; развивают логическое и критическое мышление.

1 INSERT -метод помет.

2. Дневник двойной записи.

3.Рефлексивное эссе.


НП

ОКМ,

ТиО,

ИКТ, ВОУ.

ОО и ОДО

Учебник, презентация «Русская литература 1-ой половины 19 века», рабочие тетради.

2. Понятие о классическом периоде в истории русской литературы. Русская классика в контексте мировой. Актуальность произведений русской классики в XX веке.

1. Закрепить знания о литературных направлениях: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм.

2. Дать учащимся представление о жанровом разнообразии русской литературы 1-ой половины XIX века.

3. Способствовать развитию познавательного интереса учащихся, интеллекта, логического мышления.

Учащиеся знают основные направления и жанры литературы 1-ой половины XIX в. и умеют различать их; развивают навыки критериального оценивания и рефлексирования.


1. Направленная лекция.

2.Сопоставительная таблица

3. Ромашка Блума.

НП, ОКМ, ИКТ, ОО и ОДО, ВОУ.


Учебник, презентация «Русская литература 1-ой половины 19 века» - 2 часть, рабочие тетради.

А.С. ГРИБОЕДОВ (5 часов + 2 часа Р/Р)

3. Очерк жизни и творчества А.С. Грибоедова. «Горе от ума» - «комедия нравов, галерея живых типов и острая сатира»

  1. Познакомить учащихся с биографией и творчеством писателя; дать представление о Москве начала 19 века (историко-бытовой комментарий); повторить признаки классической комедии.

  2. Способствовать формированию аналитического мышления и эмоционального потенциала, интеллектуальных навыков сопоставления, обобщения, структурирования, развитие речевых навыков

  3. Формировать интерес к личности и творчеству русского писателя и общественного деятеля А.С. Грибоедова

Учащиеся знают биографию писателя, нравы современного ему общества; вспоминают необходимые для анализа литературоведческие понятия; приобретают навыки составления конспекта, партнерского общении, монологической и диалогической речи.

1. Делегирование.

2. Диаграмма Венна.

3. Разработка критериев оценивания.

4. Рефлексия-эссе.


НП, ОКМ, ИКТ, ТИО, ВОУ, УиЛ

ОО и ОДО

Видеоурок «Биография Грибоедова»

Раздаточный материал.

Учебник.

Диаграмма Венна (слайд)

Рефлексивный лист оценивания урока.

4. По страницам комедии Грибоедова.

(Анализ 1 и 2 действий комедии)

Моральные устои фамусовского общества.

  1. Показать жизненные идеалы представителей «века минувшего»

  2. Способствовать формированию аналитического мышления, интеллектуальных навыков сопоставления, обобщения, структурирования, развитие творческих способностей и речевых навыков

  3. Способствовать воспитанию самостоятельности, сотрудничества, коллективизма, коммуникативности.

1. Учащиеся свободно ориентируются в тексте пьесы для заполнения Концептуальной таблицы; развивают артистические способности, умений партнерского общения, толерантности; совершенствуют навыки критериального само- и взаимооценивания, рефлексии.

1. Обсуждение заданий презентации «Анализ комедии «Горе от ума»

2. Концептуальная таблица «Мнение героев о жизненных ценностях».

3. Инсценирование эпизодов.

4. Обсуждение критериев само- и взаимооценивания

НП, ОКМ, ИКТ, ТИО, ВОУ, УиЛ

ОО и ОДО

Текст пьесы

Презентация


5. По страницам комедии Грибоедова. (Анализ 3 и 4 действий комедии). Молодое поколение в комедии.

  1. Продолжить работу над характеристикой героев комедии.

  2. Формировать аналитическое мышление и интеллектуальные навыки сопоставления, обобщения, структурирования, развивать речевые навыки.

  3. Воспитывать нравственные качества, необходимые молодому человеку в жизни


Учащиеся знают содержание комедии; совершенствуют навыки анализа художественного текста; осваивают основы сценической речи и партнерского общения; определяют и применяют критерии оценивания.


1. Работа в парах: взаимопроверка домашней работы с КТ.

2. Литературная викторина.

3. Обсуждение видеоуроков.

4. Продолжение работы с КТ.

5. Диаграмма Венна «Чацкий и фамусовское общество»

6. Разработка дебатного кейса: по 3 аргумента в защиту ФО и Чацкого. (д/з)

НП, ОКМ, ИКТ, ТИО, ВОУ, УиЛ

ОО и ОДО

Видеоуроки «ФО» и «Ч».

Викторина.

Текст комедии.

Слайд «Диаграмма Венна»


6. Чацкий как выразитель взглядов автора. Трагедия Чацкого.

  1. Познакомить с идейным содержанием и общечеловеческим смыслом комедии на примере характеристики главного героя

  2. Стимулировать самостоятельность учащихся в поиске ответов на поставленные вопросы; развивать навыки сопоставительного анализа, умения выделять главное, обобщать, делать выводы.

  3. Воспитывать нравственные качества учащихся (совесть, долг, честность).

Учащиеся составляют план характеристики литературного героя и используют его при написании сочинения; понимать критерии оценивания сочинения – характеристики литературного персонажа.

1. Составление постеров «Что провозглашает Чацкий», «Идеалы П.А.Фамусова»

2. Мини-дебаты «На чьей стороне правда…»

3. Составление планов к сочинению.

НП, ОКМ, ТИО, ВОУ, ИКТ, УиЛ

ОО и ОДО

Листы А3, маркеры.

Слайд «Требования к плану сочинения»

Тексты комедии.


7. Урок - дебаты «Чацкий–победитель или побежденный?»

  1. Познакомить учащихся с правилами дебатов по программе Карла Поппера.

  2. Формировать навыки корректного и аргументированного отстаивания своей точки зрения, навык выступления перед публикой.

  3. Повышать интерес к художественным произведениям писателей и поэтов XIX века.

учащиеся понимают формат дебатов; приобретают навыки цивилизованного дебатирования и выступления перед «большой» аудиторией.

1. Составление кейсов: «Ч.- победитель», «Ч. – побежденный»

2. Кластеры

3. Дебаты

4. Рефлексия.

НП, ОКМ, ТИО, ВОУ, ИКТ, УиЛ

ОО и ОДО

Листы А3, маркеры.

Тексты комедии.


8. РР. Подготовка к сочинению

  1. Познакомить учащихся с различными видами вступлений и заключений сочинений; напомнить требования и критерии оценивания, предъявляемые к сочинению и его плану.

  2. Развивать аналитические навыки выбора темы сочинения, практические навыки написания вступления и заключения.

  3. Совершенствовать навыки работы в группах.


Ученики выбирают тему сочинения и составляют план к нему; получают практические навыки написания вступления и заключения сочинения; понимают критерии оценивания сочинения.


1. Ассоциативная карта по выбранной теме сочинения.

2. Просмотр и обсуждение презентации «Виды вступлений»

3. «Малый круглый стол» (обсуждение и редактирование написанного вступления и заключения к сочинению)

4. Составление плана сочинения.

НП, ОКМ, ТИО, ВОУ, ИКТ, УиЛ

ОО и ОДО

Презентация, тексты комедии, рабочие тетради.

9. РР. Сочинение

  1. Систематизировать знания учащихся о проблематике и главных героях комедии Грибоедова

  2. Формировать навыки критического анализа письменной творческой работы, навыки редактирования.

  3. Совершенствовать навыки групповой работы, само- и взаимооценивания.


Учащиеся, зная критерии оценивания сочинения, смогут проанализировать и обсудить работу товарища по группе; приобретут навыки совершенствования написанного; подготовятся к качественному выполнению д/з: написание сочинения на выбранную тему.

1. Работа в парах сменного состава.

2. «Авторский стул».

3. Обсуждение и критериальное оценивание выбранных в группах работ.

4. Рефлексия «Кораблик».


НП, ОКМ, ТИО, ВОУ, ИКТ, УиЛ

ОО и ОДО

Слайд «Критерии оценивания сочинения».

Рисунок корабля и фигурки пряничных человечков (для рефлексии)

А.С. ПУШКИН (16 часов + 2 часа Р/Р)

10. Жизнь и творчество А.С.Пушкина.

1. Углубить и систематизировать знания учащихся о жизненном и творческом пути писателя.

2. Вырабатывать умение активно воздействовать словом на слушателей, совершенствовать навыки монологической речи.

3. Способствовать развитию эмоциональной восприимчивости и отзывчивости учащихся.


Учащиеся знают основные этапы жизни и творчества поэта, совершенствуют навыки монологической речи.


1. Просмотр презентации «Жизненный и творческий путь Пушкина».

2. Опережающие инд. задания учащихся (сообщения на темы: «Детство», «Лицей», «Петербург», «Южная ссылка», «Михайловское», «После ссылки», «Болдинская осень», «В Петербурге», «Последние годы»).

3. Делегирование.

4. Работа с таблицей «Основные периоды жизни и творчества».

НП, ОКМ, ТИО, ВОУ, ИКТ, УиЛ

ОО и ОДО

Презентация

Опережающие задания.

Учебник


11. Начало поэтической деятельности. Южная и Михайловская ссылки.

1. Познакомить учащихся с жизнью поэта в южной ссылке, Михайловском, после ссылки; показать спасительную роль творчества в трагической судьбе поэта.

2. Совершенствовать навыки анализа лирического стихотворения.

3. Развивать логическое и творческое мышление, монологическую речь, навыки партнерской деятельности.

Учащиеся знают биографический материал о жизни поэта, демонстрируют навыки анализа лирического произведения, развивают критическое мышление, монологическую речь


1. Эссе «В чем состоит подвиг Пушкина в русской литературе?» (д/з)

2. Просмотр видео-уроков «Южная ссылка в жизни Пушкина» и «Пушкин в Михайловском».

3. Тестирование.

4. Анализ стихов (в группах)

5. Презентация работы

НП, ОКМ, ТИО, ВОУ, ИКТ, УиЛ

ОО и ОДО

Видеоуроки

Раздаточный материал:

а) план анализа лирического текста;

б) тексты стихов.

12. Болдинская осень

1. Познакомить учащихся с одним из ярчайших периодов в жизни и творчестве Пушкина.

2. Увлечь учащихся исследовательской деятельностью.

3. Совершенствовать навыки само- и взаимооценивания, рефлексии.

Учащиеся совершенствуют навыки анализа поэтического текста, навыки само- и взаимооценивания, рефлексии..

1.Просмотр презентации «Пушкин в Болдино» и составление плана-конспекта.

2. Синквейн «Пушкин в Болдино».

3. Выразительное чтение и анализ стихов.

НП, ОКМ, ТИО, ВОУ, ИКТ, УиЛ

ОО и ОДО

Презентация.

Сборники стихов поэта.

Учебник.


13. Основные мотивы лирики Пушкина. Вольнолюбивая лирика.

1. Углубить понимание учащимися эстетической и нравственной ценности поэзии Пушкина.

2. Развивать умение творчески мыслить, способность к ассоциациям.

3. Формировать навыки выступления перед аудиторией.

Учащиеся освоят навыки создания и редактирования электронных презентаций; отбора и размещения материала на слайде; демонстрации презентации, иллюстрирующей публичное  выступление.

Учащиеся получат опыт отбора материала для презентации по теме проекта; использования информации, содержащейся в мультимедийных продуктах, для  решения своих задач


1. Опережающее (за неделю) задание для групп: подготовить презентации «Анализ стихотворений Пушкина» (стихи на одну из тем творчества поэта).

2.Выработка критериев оценивания презентаций: оформление, иллюстративность, музыкальное сопровождение

3. Презентация и обсуждение, взаимооценивание работ.

4. Ассоциативная карта

НП, ОКМ, ТИО, ВОУ, ИКТ, УиЛ

ОО и ОДО

Презентации

Листы оценивания.

Смайлики.

14. Тема дружбы и любви в творчестве поэта.

1. Показать учащимся непреходящую ценность лирических произведений Пушкина о любви и дружбе.

2. Совершенствовать навыки выразительного чтения учащихся и его критериального оценивания.

3. Совершенствовать навыки рефлексирования.

Учащиеся задумаются над общечеловеческими вопросами бытия, поднимаясь до авторского понимания ценностей жизни; учатся получать эстетическое удовольствие от высокохудожественных литературных и музыкальных произведений.

1. Пятиминутное эссе: «В чем сила особой притягательности лирики Пушкина?»

2. «Авторский стул».

3. Работа в группах:

а) лицейское братство;

б) друзья-декабристы;

в) любовная лирика;

г) предательство в дружбе и любви.

4. Делегирование.

5.СМС-рефлексия.

НП, ОКМ, ТИО, ВОУ, ИКТ, УиЛ

ОО и ОДО

Презентация «Любовь и дружба в лирике Пушкина».

Аудиофайл музыки Свиридова.

Шаблоны мобильного телефона.

Сборники стихов.

15. Философские раздумья о смысле жизни. Утверждение высокого предназначения поэта.

  1. Познакомить учащихся с термином «философская лирика».

  2. Совершенствовать навык чтения и анализа поэтического текста.

  3. Способствовать пониманию бесценности жизни, любви к жизни.


Учащиеся осознают, что человек не одинок в мире, он в гармонии с ним, ФЛ – познание мира с его вечными законами жизни, приобретением жизненного опыта, формирования души; совершенствуют умения анализа лирического произведения.

1.Видеоурок «Философская лирика Пушкина»

2. Ассоциативная карта «Тематика ФЛ».

3. Анализ стихов (по группам) – 4. Кластер.

5. Эссе.


НП, ОКМ, ТИО, ВОУ, ИКТ, УиЛ

ОО и ОДО

Видеоурок

Сборники стихов.

Листы А3, маркеры.

16. Жанровые особенности повести «Пиковая дама»

  1. Расширить представление о творчестве А.С. Пушкина. Познакомить учащихся с творческой историей создания повести. Определить жанровые особенности произведения, его идею.

  2. Совершенствовать навыки анализа произведения в аспекте его жанрового своеобразия; выявление и сопоставление разных точек зрения на произведение и его героев;

  3. Создать условия для воспитания гуманизма, неприятия зла и насилия.

Учащиеся закрепят навык работы с текстом и исследовательской деятельности.

1. Опережающее задание «История создания повести «ПД».

2. Ромашка Блума (составление в группах вопросов к повести).

3. Обсуждение.

4. Иллюстрирование.


НП, ОКМ, ТИО, ВОУ, ИКТ, УиЛ

ОО и ОДО

Текст повести.

Презентация




17. Проблематика повести «Пиковая дама»

1. Развивать умение анализировать художественные образы, определять авторскую позицию и делать выводы.

2. Продолжить работу над словарным материалом, необходимым на написания сочинения-миниатюры (д/з)

3. Формировать нравственные идеалы учащихся через характеристику героя и его жизненных ориентиров.

Учащиеся понимают, что привело героя к трагическому финалу; задумаются над вопросом: «Какие три злодейства совершил Герман?»

1. Эвристическая беседа с элементами лекции.

2. «Дневник двойной записи».

3. «Дискуссионная карта» - обсуждение вопросов в группе.

4.Выставка детских иллюстраций.

НП, ОКМ, ТИО, ВОУ, ИКТ, УиЛ

ОО и ОДО

Презентация «Повесть А.С. Пушкина «Пиковая дама».

Аудиофайл: музыка из оперы Чайковского «ПД» «Что наша жизнь игра»

Иллюстрации к повести.

18. ВЧ. «Маленькие трагедии»

  1. Формировать представления о многогранности таланта Пушкина; познакомить учащихся с историей создания «Маленьких трагедий»

  2. Развивать навыки анализа драматического текста; совершенствовать коммуникативные компетенции учащихся.

  3. Прививать интерес к жизни и творчеству А.С. Пушкина


Работа в группе поможет в формировании нравственных ценностей учащихся через анализ художественного текста.

1. Опережающее задание группам: прочитать одну из трагедий, подготовить пересказ.

2. Обсуждение в группе: определение темы и идеи.

3. Делегирование.

4. Диаграмма Эйлера.

5. Эссе «О чем заставили меня задуматься «МТ» Пушкина?»



НП, ОКМ, ТИО, ВОУ, ИКТ, УиЛ

ОО и ОДО

Слайд-шоу «Иллюстрации к «МТ» Пушкина».

Тексты произведений.

Листы А3, маркеры.

Роман «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН» (6часов + 2 часа Р/Р)

19. Творческая история романа. Своеобразие жанра и композиции. Проблематика романа. «Онегинская» строфа.

1.Познакомить учеников с творческой историей романа; показать, что «Е.О» - первый реалистический роман; дать понятие об «онегинской строфе».

2. Развивать навыки исследовательской работы, навыки поиска материала по заданной проблеме.

3. Способствовать формированию навыков рефлексирования и само- и взаимооценивания

Учащиеся знают историю создания произведения и понимают основные литературоведческие термины, относящиеся к роману; развивают исследовательские навыки; совершенствуют навыки критериального само- , взаимооценивания и рефлексии.

1. Просмотр и обсуждение док. фильма «Работа Пушкина над романом «Е.О.»

2. Кластер «Своеобразие романа «Е.О.»

3. «Летающие тарелочки»

4. Терминологическая таблица.

5. «Бортовой журнал»

6. Рефлексия-эссе

НП, ОКМ, ТИО, ВОУ, ИКТ, УиЛ

ОО и ОДО

Текст романа.

Учебник.

Документальный фильм,

Кластеры, фломастеры.

21. Недюжинная натура главного героя, его жизненные искания.


  1. Познакомить учащихся с новым типом в русской литературе – «лишним человеком»; проследить становление и развитие сложного и противоречивого характера героя.

  2. Развивать навыки исследовательской работы, навыки поиска материала по заданной проблеме.

  3. Способствовать формированию навыков рефлексирования и само- и взаимооценивания

Учащиеся закрепят знания о понятиях «литературный герой», «образ литературного героя», способах раскрытия образа; совершенствуют исследовательские навыи.


1. Просмотр и обсуждение видеоурока «Образ Е.О. в романе Пушкина».

2. Концептуальная таблица.

3. Синквейн «Онегин».

4. Выразительное чтение.

5.Иллюстрирование романа.

НП, ОКМ, ТИО, ВОУ, ИКТ, УиЛ

ОО и ОДО

Видеоурок.

Текст романа.

Учебник

Листы А3, маркеры.

22. Онегин и Ленский. Неоднозначность образа Ленского

  1. Продолжить знакомство с романом и его героями.

  2. Познакомить учеников с основами сопоставительного анализа; развивать навыки исследовательской работы, навыки поиска материала по заданной проблеме.

  3. Способствовать формированию навыков рефлексирования

Учащиеся составляют план сравнительной характеристики героев; развивают исследовательские навыки и совершенствуют навыки рефлексии.

1. Сопоставление синквейнов «Онегин» и «Ленский».

2. Диаграмма Венна»

3.Летающие тарелочки.

4. Эссе « Что ближе Пушкину: скептицизм Онегина или романтизм Ленского?»

НП, ОКМ, ТИО, ВОУ, ИКТ, УиЛ

ОО и ОДО

Текст романа.

Учебник.

Презентация

Листы А3, фломастеры.

Шаблоны «тарелочек»


23. Онегин и Татьяна. Татьяна и Ольга. Татьяна – любимая героиня поэта.

  1. Показать значение образа Татьяны в системе образов р-на; помочь ученикам понять авторское отношение к героине; рассмотреть причины драмы несостоявшейся любви Татьяны и Онегина через мотивацию поступков героев.

  2. Совершенствовать умения и навыки анализа текста; умения анализировать различные стороны явлений; развивать способность к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности

  3. Способствовать формированию коммуникативных навыков и ответственности

Проанализировав характер и поступки героини, учащиеся составят план к сочинению «Татьяна – любимая героиня Пушкина»; формируют монологическую и диалогическую речь, навыки работы с информацией любой сложности

1. Работа в группах по инд. заданиям – защита.

2. Синквейн «Т.Л.»

3. Кластер или таблица (по выбору группы)

4. Эссе «Есть ли место Онегину и Татьяне в современном мире?»

5. Просмотр и обсуждение видеоурока «Татьяна – милый идеал Пушкина»

6. Иллюстрирование

7. Чтение наизусть


НП, ОКМ, ТИО, ВОУ, ИКТ, УиЛ

ОО и ОДО

Текст романа.

Учебник.

Видеоурок

Кластеры, фломастеры и пр. материалы.

24. Онегин и автор. Образ автора в системе художественных образов. Роман в оценке В.Г. Белинского.

  1. Выявить функции образа автора: рассказчика, персонажа романа, лирического героя.

  2. Развивать навыки исследовательской работы, навыки поиска материала по заданной проблеме.

  3. Способствовать формированию навыков рефлексирования и само- и взаимооценивания.


Учащиеся понимают значение образа автора в композиционном построении романа; развивают исследовательские навыки, навыки рефлексирования


1. Работа в группах.

2. Кластер.

3.Летающая тарелка

4. Диаграмма Венна

5. Просмотр и обсуждение презентации.

6. Составление сложного плана к сочинению.

7. Рефлексия.

НП, ОКМ, ТИО, ВОУ, ИКТ, УиЛ

ОО и ОДО

Текст романа.

Учебник.

Презентация

Кластеры, фломастеры и пр. материалы.

Лист наблюдений.


25. РР. Подготовка к сочинению

  1. Познакомить ребят с критериями оценивания сочинения.

  2. Развивать аналитические навыки выбора темы сочинения; совершенствовать навыки редактирования написанного.

  3. Способствовать формированию личностного подхода к написанию творческой работы

Ученики умеют выбирать тему сочинения и составлять план к нему; получат практические навыки написания вступления и заключения сочинения.


1. Ассоциативная карта по выбранной теме сочинения (сбор идей).

2. Составление плана сочинения

3.Малый круглый стол. (редактирование написанных вступления и заключения к сочинению)


НП, ОКМ, ТИО, ВОУ, ИКТ, УиЛ

ОО и ОДО

Презентация

Тексты романа


26. РР. Сочинение по роману «Евгений Онегин»

1. Систематизировать знания учащихся о проблематике и главных героях романа «Евгений Онегин»

2. Формировать навыки критического анализа письменной творческой работы, навыки редактирования.

3. Совершенствовать навыки групповой работы, само- и взаимооценивания.

Учащиеся, зная критерии оценивания сочинения, смогут проанализировать и обсудить работу товарища по группе; приобретут навыки совершенствования написанного; подготовятся к качественному выполнению д/з: написание сочинения на выбранную тему.


1. Работа в парах сменного состава.

2. «Авторский стул».

3. Обсуждение и критериальное оценивание выбранных в группах работ.

4. Рефлексия «Воздушный шар».


НП, ОКМ, ТИО, ВОУ, ИКТ, УиЛ

ОО и ОДО

Слайд «Критерии оценивания сочинения».

Рисунок воздушного шара и фигурки пряничных человечков (для рефлексии)

27. Значение творчества Пушкина для русской и мировой культуры.

1. Осмыслить духовное наследие Пушкина, показать его величие как гениального человека и поэта.

2. Развивать умение выразительного чтения, целостного анализа поэтических произведений; развивать логическое и аналитическое мышление через художественное воображение и устное рисование.

3. Воспитывать интерес и уважение к творчеству Пушкина.

Учащиеся осознают значение творчества великого поэта для русской и мировой культуры, почувствуют величие его дара; увидят глубину понимания поэтических творений Пушкина лучшими поэтами других времен и других национальностей.


1. Эвристическая беседа.

2. «Мастерская поэта» -работа в группах.

3. Презентация своей работы.

4. Анализ текстов.

5. Выразительное чтение стихов о Пушкине:

Д Кугультинов,

Р. Гамзатов,

Б. Окуджава и др.

6 Эссе «Мой Пушкин»

НП, ОКМ, ТИО, ВОУ, ИКТ, УиЛ

ОО и ОДО

Презентация

Кластеры, маркеры

Раздаточный материал (стихи о Пушкине)

Аудиофайл: Б. Окуджава «На фоне Пушкина снимается семейство».

М.Ю. ЛЕРМОНТОВ (10 часов + 2 часа Р/Р)

28. Жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова.

1.Дать полное представление о личности Лермонтова.

2. Определить причины трагической судьбы поэта. Сопоставить с судьбой и творчеством Пушкина.

3. Добиться эмоционального восприятия стихов Лермонтова.

Учащиеся будут знать основные события жизни и творчества Лермонтова; смогут объяснить, в чем заключается трагичность общественной жизни 30-х годов 19 века и личной судьбы поэта; поймут отличия эпохи Пушкина и эпохи Лермонтова, обусловленность мотивов творчества поэтов общественной жизнью и собственной судьбой.

1. Просмотр и обсуждение видеоурока «Жизнь и творчество М.Ю.Лермонтова»

2. Составление хронологической таблицы жизни и литературной деятельности поэта.

3. Диаграмма Венна «Общее и различное в судьбах А.С.Пушкина и М.Ю. Лермонтова».

4. Сопоставление (по группам)стихотворений А.С.Пушкина «Узник», «Пущину», «Зимнее утро», «Я вас любил» и Лермонтова: «Узник», «Утес», «Одиночество», «Парус», «Листок».

НП, ОКМ, ТИО, ВОУ, ИКТ, УиЛ

ОО и ОДО

Видеоурок

Слайды с таблицей и планом сопоставительного анализа.

Флипчарт с диаграммой Венна.


29. Основные мотивы лирики. Тема родины и природы. Любовная лирика.

  1. Познакомить учащихся с основными темами и мотивами в лирике М.Ю. Лермонтова; определить различие между темой и мотивом лирического произведения.

  2. Проанализировать стихи поэта и определить особенности любовной лирики Лермонтова.

  3. Осуществлять нравственное и эстетическое воспитание

Учащиеся будут знать основные мотивы лирики поэта; понимать разницу между темой и мотивом произведения; совершенствуют навыки выразительного чтения, анализа лирического произведения и критериального само- и взаимооценивания.



1. Видеоурок «Основные темы творчества Лермонтова»

2. стр.«Fishbone»

3. «Дневник двойной записи» (работа со статьей В.Г. Белинского «Стихотворения М. Лермонтова»)

4.Анализ стихов: «Родина», «Когда волнуется желтеющая нива», «Нет не тебя так пылко я люблю», «Нищий»

НП, ОКМ, ТИО, ВОУ, ИКТ, УиЛ

ОО и ОДО

Видеоурок

Слайды-образцы работы.

Планы анализа лирического произведения.


30. Тема вольности и протеста, социальной активности и одиночества. Судьба поколения 30-х годов 19 века в лирике Лермонтова.

1. Продолжить обучение анализу лирических стихотворений.

2. Совершенствовать навыки сопоставительного анализа

стихотворений «Дума», «Как часто пестрою толпою окружен», «Гляжу на будущность с боязнью», «Выхожу один я на дорогу», «Предсказание».

3. Совершенствовать навыки написания рефлексивного эссе на заданную тему.

Учащиеся увидят собирательный образ поколения, созданный поэтом; поймут, в чем Лермонтов усматривает его трагедию и кого винит в этом, что любит и что презирает поэт в своей стране.

1. Просмотр и обсуждение презентации «Судьба поколения 30-х годов 19 века»

2. Анализ стихов:

А) Составление цитатной характеристики поколения;

Б) Кластер – Защита.

3. Эссе «Что я увидел, открыл и понял, читая стихи Лермонтова».

НП, ОКМ, ТИО, ВОУ, ИКТ, УиЛ

ОО и ОДО

Презентация

Сборники стихов.

Листы А3, фломастеры.

31. Тема поэта и поэзии.

1. Дать учащимся представление о характерных особенностях стихотворений на тему назначения поэта и поэзии.

2. Научить видеть авторскую позицию и способы её выражения в лирическом произведении.

3. Учить анализировать стихотворения и выражать собственные мысли и чувства в связи с лирическим произведением.

Учащиеся будут знать и понимать особенности развития темы «Назначение поэта и поэзии» в творчестве Пушкина и Лермонтова, анализируют стихотворения, выражают свои мысли и чувства о прочитанном.

1. Презентация «Тема поэта и поэзии в лирике Лермонтова». Просмотр и обсуждение.

2. Концепт. Таблица «Близость во взглядах Пушкина и Лермонтова на назначение поэта».

3. Сопоставит. Анализ стих-й Пушкина и Лермонтова «Пророк».

4. Чтение и анализ стихов «Поэт», «Нет, я не Байрон», «Смерть поэта».

5. Эссе «В чем суть размышлений Пушкина и Лермонтова о поэте и поэзии?»

НП, ОКМ, ТИО, ВОУ, ИКТ, УиЛ

ОО и ОДО

Презентация

Сборники стихов.

Планы анализа лирических произведений.

32. ВЧ. Поэма «Демон».

1. Формировать представления о многогранности таланта Лермонтова.

2. Познакомить учащихся с понятием «демонизм», «демоническая личность»

3. Прививать интерес к жизни и творчеству М.Ю.Лермонтова.

Работа в группе поможет в формировании нравственных ценностей учащихся через анализ художественного текста.

1. Опережающее задание.

2. Обсуждение в группе: тема и идеи.

3. Эссе «В чем внутренний конфликт Демона?»

НП, ОКМ, ТИО, ВОУ, ИКТ, УиЛ

ОО и ОДО

Презентация «Демон Лермонтова и Врубеля».

Текст поэмы.

33. «Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе. Смысл названия, нравственная проблематика романа.

  1. С помощью организации диалога в классе рассмотреть особенности психологического романа; помочь уч-ся осмыслить название романа.

  2. Развивать умение свободно мыслить по теме, выделять главное, сопоставлять, обобщать, аргументировать.

  3. Актуализировать проблему «потерянного» поколения.


Учащиеся понимают, что такое психологический роман; раскрывают смысл названия романа; анализируют представленную информацию; создают синквейн «Герой времени»

  1. Прием «Корзина» (идей о смысле названия)

  2. Метод Табу (работа в парах)

  3. Таблица ЗХУ

  4. Рефлексия «Ладошка»



НП, ОКМ, ТИО, ВОУ, ИКТ, УиЛ

ОО и ОДО

Видеоролик «Монолог Печорина»

Раздаточный материал

34. Своеобразие раскрытия образа Печорина (особенная композиция, нарушение хронологии, смена рассказчиков, значение картин природы)

  1. Рассмотреть художественные приемы, помогающие раскрыть образ Печорина.

  2. Развивать умения выразительного чтения, памяти, логического мышления, устной и письменной речи учащихся, обогащать их словарный запас.

  3. Осуществлять нравственное и эстетическое воспитание

Учащиеся описывают характер Печорина; истолковывают особенности композиции; оценивают авторский ход – нарушение хронологии изложения событий; сопоставляют картины природы с душевным состоянием и переживаниями героя.

  1. «Портрет Печорина» (выясняем, что знают о герое произведения, чего еще не знают)

  2. Прием «Мозаика»

  3. «Представитель»

  4. «Вопросы, направляющие ход мышления»

НП, ОКМ, ТИО, ВОУ, ИКТ, УиЛ

ОО и ОДО

Видеофрагменты из экранизации романа (нарезка из разных частей)

Схема – хронология

Иллюстрации к роману

Листы оценивания с критериями

35. Печорин в системе художественных образов романа

  1. Рассмотреть своеобразие образа Печорина в системе других образов

  2. Формировать исследовательские навыки, умения работать с информацией, представлять результаты в различных формах; развивать интеллектуально-творческое и эмоционально-образное мышление

  3. Способствовать воспитанию позитивно личностных качеств обучающихся: толерантность, милосердие.

Учащиеся описывают поведение Печорина во взаимоотношениях с разными героями; характеризуют душевное состояние героев романа; оценивают поведение Печорина в различных ситуациях; создают психологические портреты героев

  1. Прием «Треугольник»

  2. Метод кубика (опиши, сравни, ассоциируй, анализируй, предложи, аргументируй «за» и «против»)

  3. Таблица «З-Х-У»

  4. «Горячий стул»

  5. «Галерея стикеров»

НП, ОКМ, ТИО, ВОУ, ИКТ, УиЛ

ОО и ОДО

Видеофрагменты с изображением разных героев, так или иначе связанных с Печориным.

36. Реалистическое и романтическое начала в романе, их органическое единство. Психологизм, художественное совершенство романа.

  1. Рассмотреть художественное своеобразие романа, определить черты реализма и романтизма в романе, отметить, в чем проявляется психологизм произведения.

  2. Формировать исследовательские навыки, умения работать с информацией, представлять результаты в различных формах; развивать интеллектуально-творческое и эмоционально-образное мышление

  3. Способствовать приобщению к культурному наследию; воспитанию культуры умственного труда; формированию коммуникативных качеств личности

Учащиеся понимают, чем реалистическое произведение отличается от романтического; объясняют свое понимание термина «психологизм». Оценивают по критериям художественное совершенство романа.

  1. Прием «Морфологический ящик»

  2. Концептуальная таблица

  3. «Эссе»

  4. «Сигналы рукой»

  5. «Две звезды и пожелание»

НП, ОКМ, ТИО, ВОУ, ИКТ, УиЛ

ОО и ОДО

Электронная презентация по теме урока

Раздаточный материал, иллюстрации, таблицы

37-38. РР. Подготовка к сочинению по роману «Герой нашего времени»

1. Систематизировать знания учащихся о проблематике и главном герое романа «Герой нашего времени»

2. Формировать навыки критического анализа письменной творческой работы, навыки редактирования.

3. Совершенствовать навыки групповой работы, само- и взаимооценивания.

Учащиеся формулируют или выбирают тему сочинения; составляют план сочинения на основе изученных сведений; используют разнообразный материал, отбирают полезные интернет - ресурсы

  1. Работа в коллаборативных группах

Группа учащихся А разрабатывает план самостоятельно; группы В, С. – совместно с учителем, ОВ – по карточке-помощнице)

  1. Оценивание плана сочинения по критериям (требования к оформлению и содержанию плана)

НП, ОКМ, ТИО, ВОУ, ИКТ, УиЛ

ОО и ОДО

Презентация (темы, проект плана сочинения, критерии оценивания)

39.Традиции Лермонтова в русской литературе ХIХ-ХХ веков. Лермонтов и его герои в искусстве XX века

  1. Познакомить с переводами произведений Лермонтова, Абая, Гёте, Байрона на разные языки.

  2. Развивать творческие способности учащихся, мыслительную и познавательную активность.

  3. Содействовать воспитанию познавательных интересов, поликультурной личности, уважительного отношения ко всем жанрам искусства.

Учащиеся исследуют творчество великих поэтов путем сопоставительного анализа переводов, развивают монологическую и диалогическую речь, познавательные интересы, творческие способности

  1. Ассоциативный ряд

  2. «Инсерт»

  3. Концептуальная таблица - сравнительный анализ переводов

  4. Самооценивание и взаимооценивание по предложенным критериям

НП, ОКМ, ТИО, ВОУ, ИКТ, УиЛ

ОО и ОДО

Презентация, музыкальное сопровождение, портреты Лермонтова, выставка книг, иллюстрации к произведениям, раздаточный материал, фломастеры

Н. В. ГОГОЛЬ (5 часов+1 час Р/Р)

40.Н.В.Гоголь.

Очерк жизни и

творчества писателя




  1. Показать учащимся своеобразие Н.В.Гоголя как писателя и человека; помочь им понять, почему личность и творчество Гоголя неоднозначно воспринимались современниками

  2. Развивать речь учащихся, навыки литературоведческого анализа.

  3. Прививать интерес к изучению литературы и истории России, формировать культурные и эстетические качества личности.

Учащиеся умеют самостоятельно добывать знания; работать в группе, рассуждать и обсуждать увиденное, оценивать свои работы.

  1. Диаграмма Джесси Джентиля

  2. Парная беседа, исследовательская беседа, диалог.

  3. Прием ключевые слова,

  4. Кластер.

  5. Разноуровневые задания.



НП, ОКМ, ТИО, ВОУ, ИКТ, УиЛ

ОО и ОДО

Презентация

РМ для работы в группах


41. «Мертвые души». История создания поэмы. Особенности жанра и композиции.

  1. Познакомить учащихся с историей создания поэмы, дать обзор содержания, показать жанровое своеобразие произведения и особенности построения произведения;

  2. Развивать речь учащихся, навыки литературоведческого анализа;

  3. Прививать интерес к изучению литературы и истории России, формировать культурные и эстетические качества личности

Учащиеся знают об истории создания поэмы, ее жанровом и композиционном своеобразии; развивают навыки литературоведческого анализа, монологическую и диалогическую речь, познавательные интересы, творческие способности, навыки взаимооценивания

  1. Инсерт

  2. Прием «Мудрые совы»

  3. Создание постера или коллажа

  4. Тонкие и толстые вопросы

  5. Коллекция стикеров



НП, ОКМ, ТИО, ВОУ, ИКТ, УиЛ

ОО и ОДО

Презентация

РМ для работы в группах

Листы А-3, фломастеры

Иллюстрации поэмы

42. Обобщающее значение образов помещиков, приемы их обрисовки.

  1. Разобрать образы помещиков для раскрытия идейной позиции автора на основе индивидуальной работы с текстом

  2. Развивать внимание, ассоциативное мышление, творческое воображение и речь учащихся, умения работать в группе, слушать своих одноклассников, выражать свое мнение и обобщать знания, полученные на уроке

  3. Пробудить интерес к прочтению поэмы через организацию проблемных ситуаций

Учащиеся знакомятся с образами помещиков, на основе исследовательской деятельности для решения проблемного вопроса понимают идейный замысел писателя; развивают навыки литературоведческого анализа, монологическую и диалогическую речь, познавательные интересы, творческие способности, навыки взаимооценивания

  1. Кластер

  2. Синквейн

  3. Концептуальная таблица

  4. Посол (Делегирование)

  5. Стратегия ПОПС - формула

  6. Кроссворд


НП, ОКМ, ТИО, ВОУ, ИКТ, УиЛ

ОО и ОДО

Текст поэмы “Мёртвые души”.

Презентация “Образы помещиков в поэме Н.В. Гоголя “Мёртвые души”

Фрагменты видеофильма “Мёртвые души”.

Виртуальная экскурсия

Кроссворд

Рабочие листы.

43. Чичиков - новый герой эпохи.

  1. Рассмотреть образ Чичикова через исследовательскую деятельность.

  2. Формировать умение проводить литературные аналогии и прогнозировать ситуацию.

  3. Воспитывать активную жизненную позицию, умение объективно оценивать явления жизни.


Учащиеся знакомятся с образом главного героя, на основе исследовательской деятельности определяют статус героя (подлец или предприниматель, «Живая» душа Чичиков или «мертвая»), развивают критическое мышление, монологическую и диалогическую речь, творческие способности, навыки взаимооценивания

  1. Прием «Корзина идей» Ключевые слова

  2. Ассоциативный ряд

  3. Дискуссионная карта

  4. Ролевая игра

  5. 6 шляп мышления

  6. Приём «Карусель» (черты сходства с каждым помещиком)

  7. Проблемный вопрос.

  8. «Живая душа Чичиков или «мертвая»?»

  9. Мини-эссе «Возможно ли возрождение души Чичикова?»

НП, ОКМ, ТИО, ВОУ, ИКТ, УиЛ

ОО и ОДО

Презентации «Досье Чичикова»

Рабочая карта «Образ Чичикова»

Оценочные листы

44. Народные типы в поэме. Образ автора.

  1. Показать учащимися место и значение образа автора и роль лирических отступлений в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»;

  2. Развивать метафоричность мышления, эмоционально-эстетическое восприятие, внимание, память, речь;

  3. Воспитывать повышенность чувств, читательскую культуру.

Учащиеся определяют роль лирических отступлений в поэме, выразительно читают наизусть фрагменты произведения, развивают творческие способности, навыки взаимооценивания

  1. Горячий стул

  2. Концептуальная таблица

  3. Коллаж «Россия Гоголя»

  4. Тур по галерее

НП, ОКМ, ТИО, ВОУ, ИКТ, УиЛ

ОО и ОДО

Презентация, видеофрагмент «Птица-тройка»

Рабочий лист «Лирические отступления»

45. «Мертвые души» в контексте мировой литературы.

РР: Домашнее сочинение

  1. Углубить знания учащихся по отдельным вопросам, связанным с изучением творчества Н. В. Гоголя, через организацию самостоятельной подготовительной работы к игре; учить применять полученные знания на практике.

  2. Совершенствовать умения работы с источниками; навыки анализа, обобщения; умения выступать и защищать свою точку зрения.

  3. Совершенствовать навыки общения, умение выслушать, умение работать в команде.

Учащиеся демонстрируют свои знания об изученном произведении, умения анализировать и обобщать изученный материал, совершенствуют навыки социального взаимодействия

1 тур «Живой Гоголь»

2 тур «Рукописи не горят»

3 тур «Портреты заговорили»

4 тур «Слово о словах»

5 тур «Кот в мешке» (задание с видеофрагментами)

6 тур «Поэма в терминах»

7 тур «Все обо всем»

НП, ОКМ, ТИО, ВОУ, ИКТ, УиЛ

ОО и ОДО

Презентация, учебные фильмы (нарезки), словари

И.С. ТУРГЕНЕВ (9 часов+2 часа Р/Р+1 час ВЧ)

46. И.С. Тургенев. Личность писателя. Путь к повести и роману.

1. Познакомить учащихся с основными этапами биографии и творческого пути И. С. Тургенева; обратить внимание на особенности характера писателя, его политические убеждения, удивительный дар предвидения; вспомнить содержание и идейную направленность произведений писателя, изученных в предыдущих классах.

2. Научиться выбирать и конспектировать главную информацию из урока-композиции.

3. Воспитывать интерес к личности и творчеству И.С. Тургенева.

Учащиеся знают основные этапы жизни и творчества писателя; развивают культуру умственного труда при работе с познавательной информацией, монологическую речь

  1. Ассоциативная карта

  2. Концептуальная таблица

  3. Рефлексия. Напишите 3-5 предложений. «Меня удивило, поразило...»

  4. Эссе "Какой мне представляется личность И.С.Тургенева?"



НП, ОКМ, ТИО, ВОУ, ИКТ, УиЛ

ОО и ОДО

Слайд-фильмы по творчеству И.С.Тургенева

47-48. Жанр повести в творчестве И.С. Тургенева. «Любовь земная» и «любовь небесная» в повести «Вешние воды».

  1. Познакомить с автобиографической основой повести; выделить идейно-эмоциональное содержание повести.

  2. Совершенствовать умения и навыки словесного оформления собственного понимания литературного образа; умения находить подтверждение своим суждениям в тексте; развивать логическое и творческое мышление; формировать навыки исследовательской работы

  3. Способствовать воспитанию высокой эмоциональной культуры

Учащиеся знают об истории создании повести; демонстрируют навыки логического и творческого мышления, развивают коммуникативные умения, навыки само- и взаимооценивания

  1. Дискуссионный вопрос

  2. График чувств

  3. Цветовой портрет героя (смена чувств и настроений)

  4. Эссе

  5. Авторский стул

НП, ОКМ, ТИО, ВОУ, ИКТ, УиЛ

ОО и ОДО

Портреты И.С. Тургенева, его отца и матери, рисунки учащихся, раздаточный материал с цитатами из произведений И.С. Тургенева о любви, с биографическими сведениями о жизни отца писателя.

49. Роман «Отцы и дети» – диалогический роман. Образ нигилиста Базарова.

1. Напомнить учащимся позицию писателя в литературной и общественной борьбе в период работы над романом; подчеркнуть особенности таланта Тургенева «улавливать» современность, откликаться на все новое, только что зарождавшееся в русской жизни.

2. Рассказать об истории написания романа, выяснить смысл названия, обменяться первоначальными впечатлениями о прочитанном произведении; на материале романа «Отцы и дети» охарактеризовать эпоху 60-х годов XIX века.

3. Воспитывать у учащихся интерес к творчеству Тургенева.

Учащиеся дают характеристику эпохи 60-х годов XIX века; знают об истории создания романа, его идейном, композиционном и художественном своеобразии; выражают свою точку зрения по поводу образа главного героя и его идейной позиции; развивают навыки критического мышления, дебатирования

  1. Ключевые слова (работа с термином «нигилизм»)

  2. Инсерт (на материале высказываний Базарова)

  3. Спектральные дебаты (Базаров – нигилист?!)

НП, ОКМ, ТИО, ВОУ, ИКТ, УиЛ

ОО и ОДО

Презентация

РМ для работы в группах

Фрагменты видеофильма «Ошибка Базарова»

50. Конфликт Базарова и Павла Кирсанова- основной конфликт романа.

  1. Создать условия для выявления основных «точек» идеологического спора между героями романа.

  2. Способствовать формированию аналитического и креативного мышления, развитию исследовательских умений и речевых навыков учащихся.

  3. Способствовать приобщению к культурному наследию; воспитанию культуры умственного труда; формированию коммуникативных качеств личности (сотрудничество, умение выслушать собеседника, высказать свою точку зрения).

Учащиеся знают основные линии спора и идейную позицию Базарова и Павла Кирсанова; развивают исследовательские умения работы с художественным текстом, совершенствуют монологическую и диалогическую речь

  1. Индивидуальная мозговая атака

  2. Инсерт

  3. Сравнительная таблица

  4. Чтение с остановками

  5. Синквейн

НП, ОКМ, ТИО, ВОУ, ИКТ, УиЛ

ОО и ОДО

Текст романа

Презентация

Фрагменты видеофильма «Ошибка Базарова»


51. Любовь - главное испытание

  1. Раскрыть суть отношений героев романа “Отцы и дети”; понять, для чего автор испытывает героев любовью к женщине

  2. Развивать творческую речевую деятельность учащихся через выражение своего представления о героях произведения; совершенствовать умения анализировать, доказывать, сравнивать, формулировать обобщенные выводы.

  3. Воспитывать трепетное отношение к женщине, к любви

Учащиеся исследуют проблему испытания героев романа любовью, определяют любовные линии романа и взгляды героев на любовь; демонстрируют умения анализировать, сравнивать и обобщать материал, высказывают собственную точку зрения о данной нравственной категории

  1. Работа с эпиграфами. Ключевые слова

  2. Ранжирование «Жизненные ценности»

  3. Концептуальная таблица

  4. Эссе «Любовь – это благо!?».


НП, ОКМ, ТИО, ВОУ, ИКТ, УиЛ

ОО и ОДО

РМ для работы в группах

Презентация

Видеофрагменты «Ошибка Базарова»

Аудио-фрагменты романсов

52-53. Отношение автора к своему герою. Споры вокруг романа.

  1. Раскрыть взгляды автора на искусство, природу, любовь, нигилистические убеждения Базарова, научить видеть позицию автора в художественном тексте, познакомиться с оценками русских критиков образа Базарова.

  2. Развивать навыки самостоятельного анализа художественного текста и критических статей, совершенствовать дискуссионную культуру учащихся.

  3. Способствовать эстетическому воспитанию учащихся.

Учащиеся знакомы с различными точками зрения критиков 19 века на образ Базарова, в ходе дискуссии дают нравственный анализ и оценку жизни литературных персонажей; развивают интеллектуальные умения и навыки

  1. Кластер

  2. Концептуальная таблица

  3. Проблемный вопрос «Кто из критиков находил в Базарове оригинал, а кто пародию?»

  4. Спектральные дебаты или стратегия «Углы»

НП, ОКМ, ТИО, ВОУ, ИКТ, УиЛ

ОО и ОДО

Текст критических статей: Д.И.Писарев «Базаров», Н.Н.Страхов «И.С.Тургенев «Отцы и дети», М.А.Антонович «Асмодей нашего времени»

54. Злободневное и общечеловеческое в романе. Особенности современного прочтения романа

  1. Выяснить, чем интересен роман сегодняшнему читателю, что в произведении устарело и что современно; определить свое отношение к тургеневскому роману и его героям.

  2. Развивать речевую культуру, умение обосновывать свое отношение к герою.

  3. Осуществлять нравственное воспитание учащихся на основе содержания основных проблем повестей писателя

Определяют злободневное и общечеловеческое в романе, аргументируют свое отношение к тургеневскому роману и его героям

  1. Дебаты или круглый стол

  2. Стратегия ПОПС - формула

  3. Эссе «Чем интересен роман Тургенева «Отцы и дети» и его герой сегодняшнему читателю?»

НП, ОКМ, ТИО, ВОУ, ИКТ, УиЛ

ОО и ОДО

Листы А-3, фломастеры

55. ВЧ. (читательская конференция): О. Бальзак. «Гобсек», «Шагреневая кожа».

  1. Помочь учащимся увидеть в повести общечеловеческие проблемы; закрепить и углубить представление о литературном характере

  2. Развивать творческую речевую деятельность учащихся через выражение своего представления о героях произведения и его проблемах; совершенствовать умения анализировать, доказывать, сравнивать, формулировать обобщенные выводы.

  3. Осуществлять нравственное воспитание учащихся на основе содержания основных проблем повестей писателя

Учащиеся определяют общечеловеческие проблемы произведений Бальзака, дают характеристику литературным персонажам его повестей; развиваю творческую речевую деятельность, совершенствуют аналитические умения и навыки

  1. Доска нелегких ответов

  2. Прием «Мудрые совы»

  3. Галерея стикеров

  4. РАФТ или сочинение-рассуждение «Деньги…что они значат для меня?»

  5. Авторский стул


НП, ОКМ, ТИО, ВОУ, ИКТ, УиЛ

ОО и ОДО

Листы А-3, фломастеры, художественные тексты, презентация

56-57. РР: Подготовка к сочинению.

Сочинение по произведению И.С. Тургенева «Отцы и дети».

  1. Формировать и развивать навыки анализа литературного произведения.

  2. Развивать литературно-творческие способности и речь учащихся; формировать личностный подход к проблеме.

  3. Приобщать учащихся к литературе как к виду искусства.


Учащиеся демонстрируют знание и понимание основных идей романа; совершенствуют умения анализа литературного произведения; выражают личностный взгляд и отношение к героям романа; развивают монологическую речь, литературно-творческие способности

  1. Аукцион тем

  2. Конструирование плана

  3. «Зеркальное отражение».

  4. Составление фрагментов сочинения по клише

НП, ОКМ, ТИО, ВОУ, ИКТ, УиЛ

ОО и ОДО

РМ для работы в группах

Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКИЙ (2 часа)

58. Н.Г. Чернышевский. Роман «Что делать?» как экспериментальный интеллектуально-философский роман.

  1. Познакомить с фактами биографии писателя, повлиявшими на формирование его мировоззрения; с творческой историей романа «Что делать?» и прототипами героев романа; дать представление о проблематике, жанре и композиции произведения.

  2. Формировать и развивать учебно-интеллектуальные умения и навыки.

  3. Осуществлять нравственное воспитание учащихся на основе содержания основных проблем романа


Учащиеся знают биографический материал о писателе, творческую историю создания романа, его идейное, жанровое и композиционное своеобразие; развивают интеллектуальные умения, монологическую и диалогическую речь

  1. Таблица ЗХУ

  2. Инсерт

НП, ОКМ, ТИО, ВОУ, ИКТ, УиЛ

ОО и ОДО

Презентация

Учебник или учебные статьи (РМ)

59. «Новые люди» и «особенный человек» Рахметов. Концепция «разумного эгоизма». Роль сновидений. Четвертый сон Веры Павловны. Разнохарактерные оценки романа.


  1. Расширить представления учащихся о «новых людях»; проследить по тексту превращение Рахметова в «особенного человека»; рассмотреть, как показано будущее в романе.

  2. Формировать и развивать учебно-интеллектуальные умения и навыки

  3. Определить воспитывающее значение духовно – ценностных установок героев

Понимают сложность, необычность романа, задумываются о будущем и о том, что же делать, чтобы оно действительно было прекрасным, какова роль «особенных» людей в жизни; развивают интеллектуальные и творческие способности, навыки само- и взаимооценивания.

  1. Кластер «Система персонажей»

  2. Диаграмма Венна (Базаров и Рахметов)

  3. Досье героя

  4. Постер «Сновидения в романе»

  5. Опорная схема «Литературные типы»

Рефлексия

1.Что делать, чтобы было «будущее светло и прекрасно»?

Подберите глаголы.

2. Смысл эпиграфа в том, что…

Д\з. Эссе по теме

«Нет ничего выше человека, нет ничего выше женщины» (Чернышевский)

НП, ОКМ, ТИО, ВОУ, ИКТ, УиЛ

ОО и ОДО

РМ для работы в группах

Листы А-3, фломастеры

И.А. ГОНЧАРОВ (7 часов+1 час ВЧ)

60-61. И.А. Гончаров. Личность писателя. Трилогия Гончарова. Роман «Обломов». История создания. Особенности прочтения романа «Обломов» в XX веке.

1. Познакомить с жизнью и творчеством писателя, показать место романа «Обломов» в его творчестве; проанализировать эпизод в контексте романа, показать идейные особенности и художественные открытия писателя в рамках традиций русской классической литературы.

2. Формировать и развивать учебно-интеллектуальные умения и навыки; подготовить учащихся к исследовательской деятельности.

3. Учить понимать своеобразие, выразительность и богатство художественной речи писателя.

Учащиеся знают биографический материал о писателе и истории создания романа «Обломов», систематизируют его в виде таблицы; развивают навыки анализа, сравнения и обобщения; совершенствуют монологическую речь

  1. Концептуальная таблица

  2. Диаграмма Венна (помещики Гоголя в «Мертвых душах» и Обломов)

  3. Проблемный вопрос «Почему роман А. И. Гончарова «Обломов» является современным?»



НП, ОКМ, ТИО, ВОУ, ИКТ, УиЛ

ОО и ОДО

Портрет И. А. Гончарова, презентация, видеоролик, заготовка диаграммы Венна

62. Обломов – главный герой романа: его сущность, характер, судьба.

  1. Определить особенности характера главного героя.

  2. Формировать умения работы с текстом с выявлением ключевых деталей, характеризующих главного героя; умения работы в группах.

  3. Определить воспитывающее значение особенностей характера главного героя в общефилософском контексте.


Учащиеся дают характеристику главному герою; развивают исследовательские умения, монологическую и диалогическую речь, участвуют в дискуссии

  1. Ключевые слова

  2. Проблемный вопрос «На что мог бы поменять Обломов сложившийся образ жизни?»

  3. Досье Обломова

  4. Дискуссионная карта «Положительные и отрицательные моменты обломовской жизни»

НП, ОКМ, ТИО, ВОУ, ИКТ, УиЛ

ОО и ОДО

Презентация

Видео-фрагменты

Текст романа

Рабочая карта урока Лист оценивания

63. Обломов и Штольц: сопоставительная характеристика героев

1. Определить особенности характера и мировоззрения Штольца, сопоставить с Обломовым.

2. Формировать умения самостоятельной работы с текстом: анализ ключевых эпизодов, сравнительная характеристика героев.

3. Определить воспитательное значение жизненной философии Штольца: раскрытие внутреннего потенциала человека, стремление к самосовершенствованию, духовной и физической динамики.

Учащиеся дают характеристику Штольцу, сравнивают две жизненных позиции героев романа по определенным критериям, выражают собственную позицию по проблемному вопросу урока; развивают исследовательские умения, критическое мышление, коммуникативные навыки, навыки само- и взаимооценивания

  1. Ассоциативный ряды: антипод и двойник

  2. Проблемный вопрос

  3. «Чья философия позитивна и конструктивна?»

  4. Сопоставительная таблица по критериям

  5. Рефлексия «Я-МЫ-ДЕЛО»

НП, ОКМ, ТИО, ВОУ, ИКТ, УиЛ

ОО и ОДО

Презентация

Видео-фрагменты

Текст романа

Рабочая карта урока Лист оценивания

64. Любовь в жизни Обломова: образы Ольги Ильинской и Агафьи Матвеевны в романе

1. Проследить динамику развития взаимоотношений Обломова и Ольги Ильинской, определить значение этих отношений в романе. Роль образа Агафьи Матвеевны в романе.

2. Формировать умения поисковой работы с текстом, умения вести диалог, аргументировать свою точку зрения.

3. Определить воспитывающее значение духовно – ценностных установок героев

Учащиеся прослеживают динамику развития взаимоотношений главных героев романа, характеризируют женские персонажи романа; развивают исследовательские умения, коммуникативные навыки, навыки само- и взаимооценивания

  1. Опорная схема взаимоотношений героя (ломаная линия)

  2. Досье героинь

НП, ОКМ, ТИО, ВОУ, ИКТ, УиЛ

ОО и ОДО

Презентация

Видео-фрагменты

Текст романа

Рабочая карта урока Лист оценивания

65. «Обломовщина – одно слово, … а какое ядовитое!»

1. Определить общефилософское значение понятия «обломовщина» как основы характера главного героя романа.

2. Формировать умения полного текстуального анализа главы (часть 1, глава 9 – «Сон Обломова)

3. Определить актуальность понятия «обломовщина» в наши дни.

Учащиеся дают определение понятию «обломовщина» на основе прочитанного романа; определяют актуальность данного понятия для нашего времени; совершенствуют умения анализировать и обобщать, проявляют творческие способности при написании эссе

  1. Кластер

  2. Эссе «Чем актуальна и страшна обломовщина во все времена?».

НП, ОКМ, ТИО, ВОУ, ИКТ, УиЛ

ОО и ОДО

Презентация

Текст романа

Рабочая карта урока

66. Роман «Обломов» в русской критике. Полемика Н.А. Добролюбова и А.В. Дружинина об Обломове и «обломовщине». Современная трактовка образов романов (литературоведение, кино и др.).

  1. Помочь сопоставить разные точки зрения на роман и образ главного героя

  2. Развивать умение формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать ее; умение создавать свой текст, развивать мышление, внимание, память;

  3. Создать положительную мотивацию к уроку литературы через вовлечения учащихся в активную деятельность; воспитывать потребность в оценке деятельности и культуре речевого общения; нравственное воспитание учащихся на основе содержания основных проблем романа

Учащиеся знают и сопоставляют различные точки зрения на роман и образ главного героя; формулируют собственную точку зрения и аргументируют её; совершенствуют творческие способности при написании письма главному герою

  1. Узнай героя

  2. Таблица «Два «лица» Обломова» («золотое сердце» и «русская лень»)

  3. Письмо Обломову

НП, ОКМ, ТИО, ВОУ, ИКТ, УиЛ

ОО и ОДО

Тексты критических статей

РМ – вопросы для анализа статьи

Презентация

Оценочная таблица

67. ВЧ. (читательская конференция): О. Уайльд. «Портрет Дориана Грея».



  1. Познакомить учащихся с романом; подвести к выводу о том, что внешняя красота без нравственных устоев оборачивается безобразием, духовной и физической гибелью героя.

  2. Развивать исследовательские умения, творческие способности, коммуникативные навыки.

  3. Осуществлять нравственное воспитание учащихся на основе содержания основных проблем романа


Учащиеся знают биографию писателя, содержание и проблематику романа; развивают интеллектуальные умения, коммуникативные навыки при работе в группе, творческие способности при создании собственных иллюстраций к произведению

  1. Ролевая игра (группы):

«Архивариусы»: сообщение о писателе; история создания романа «Портрет Дориана Грея».

«Текстологи»: проанализировать роман Оскара Уайльда по предложенному плану.

«Художники - иллюстраторы»: отметить в тексте романа «Портрет Дориана Грея» описание внешности героя и изменения в портрете; нарисовать иллюстрации к описаниям.

«Аналитики»: подготовить опровержение тезисов лорда Генри (по роману «Портрет Дориана Грея»).

  1. Фишбоун

  2. Рефлексия – «Закончи фразу!»

Д\з: рецензия на роман «Портрет Дориана Грея» или фильм, созданный по мотивам данного романа.

НП, ОКМ, ТИО, ВОУ, ИКТ, УиЛ

ОО и ОДО

Текст романа

Презентация

Заготовка «Фишбоун»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ (1 час)

68. Значение русской классики 1-ой половины XIX века и ее место в истории русской культуры.

  1. Определить значение русской классики 1-ой половины XIX века и ее место в истории русской культуры.

  2. Совершенствовать учебно-интеллектуальные умения и навыки, коммуникативные навыки, навыки само- и взаимооценивания

  3. Осуществлять нравственное воспитание учащихся на основе изученных произведений русской классики


Учащиеся определяют значение русской классики 1-ой половины XIX века и ее место в истории русской культуры, формулируют основные проблемы, поставленные в произведениях этого периода; рассуждают об общечеловеческих ценностях, пропагандируемых русской литературой; совершенствуют интеллектуальные и творческие способности, монологическую и диалогическую речь, навыки взаимооценивания

  1. Воронка идей

  2. Стратегия ПОПС – формула

  3. Строительство стены «Русская классика 1-ой половины XIX века»

  4. Тур по галерее

НП, ОКМ, ТИО, ВОУ, ИКТ, УиЛ

ОО и ОДО

Листы А-3, фломастеры, оценочные листы, стикеры



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!