№ Тема урока | Основные цели обучения | Ожидаемые результаты обучения | Стратегии, формы работы, используемые при активном обучении | Модули программы | Основные ресурсы |
ВВЕДЕНИЕ (2 часа) |
1. Своеобразие развития русской литературы 1-ой половины XIX века. Общая характеристика русской культуры XIX века. | 1. Дать учащимся представление об удивительной эпохе: времени правления Александра I и рождения гения русской литературы А.С. Пушкина. Учащиеся должны знать социально-экономическое и военно-политическое положение в стране, т.к. это отражается в тематике изучаемых в курсе литературы 9 класса произведений. 2. Формировать логическое и критическое мышление, творческое воображение. 3. Способствовать воспитанию интереса к художественной литературе и истории. | Учащиеся знают особенности эпохи, отраженной в произведениях писателей 1-ой половины XIX века; развивают логическое и критическое мышление. | 1 INSERT -метод помет. 2. Дневник двойной записи. 3.Рефлексивное эссе. | НП ОКМ, ТиО, ИКТ, ВОУ. ОО и ОДО | Учебник, презентация «Русская литература 1-ой половины 19 века», рабочие тетради. |
2. Понятие о классическом периоде в истории русской литературы. Русская классика в контексте мировой. Актуальность произведений русской классики в XX веке. | 1. Закрепить знания о литературных направлениях: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм. 2. Дать учащимся представление о жанровом разнообразии русской литературы 1-ой половины XIX века. 3. Способствовать развитию познавательного интереса учащихся, интеллекта, логического мышления. | Учащиеся знают основные направления и жанры литературы 1-ой половины XIX в. и умеют различать их; развивают навыки критериального оценивания и рефлексирования. | 1. Направленная лекция. 2.Сопоставительная таблица 3. Ромашка Блума. | НП, ОКМ, ИКТ, ОО и ОДО, ВОУ. | Учебник, презентация «Русская литература 1-ой половины 19 века» - 2 часть, рабочие тетради. |
А.С. ГРИБОЕДОВ (5 часов + 2 часа Р/Р) |
3. Очерк жизни и творчества А.С. Грибоедова. «Горе от ума» - «комедия нравов, галерея живых типов и острая сатира» | Познакомить учащихся с биографией и творчеством писателя; дать представление о Москве начала 19 века (историко-бытовой комментарий); повторить признаки классической комедии. Способствовать формированию аналитического мышления и эмоционального потенциала, интеллектуальных навыков сопоставления, обобщения, структурирования, развитие речевых навыков Формировать интерес к личности и творчеству русского писателя и общественного деятеля А.С. Грибоедова | Учащиеся знают биографию писателя, нравы современного ему общества; вспоминают необходимые для анализа литературоведческие понятия; приобретают навыки составления конспекта, партнерского общении, монологической и диалогической речи. | 1. Делегирование. 2. Диаграмма Венна. 3. Разработка критериев оценивания. 4. Рефлексия-эссе. | НП, ОКМ, ИКТ, ТИО, ВОУ, УиЛ ОО и ОДО | Видеоурок «Биография Грибоедова» Раздаточный материал. Учебник. Диаграмма Венна (слайд) Рефлексивный лист оценивания урока. |
4. По страницам комедии Грибоедова. (Анализ 1 и 2 действий комедии) Моральные устои фамусовского общества. | Показать жизненные идеалы представителей «века минувшего» Способствовать формированию аналитического мышления, интеллектуальных навыков сопоставления, обобщения, структурирования, развитие творческих способностей и речевых навыков Способствовать воспитанию самостоятельности, сотрудничества, коллективизма, коммуникативности. | 1. Учащиеся свободно ориентируются в тексте пьесы для заполнения Концептуальной таблицы; развивают артистические способности, умений партнерского общения, толерантности; совершенствуют навыки критериального само- и взаимооценивания, рефлексии. | 1. Обсуждение заданий презентации «Анализ комедии «Горе от ума» 2. Концептуальная таблица «Мнение героев о жизненных ценностях». 3. Инсценирование эпизодов. 4. Обсуждение критериев само- и взаимооценивания | НП, ОКМ, ИКТ, ТИО, ВОУ, УиЛ ОО и ОДО | Текст пьесы Презентация |
5. По страницам комедии Грибоедова. (Анализ 3 и 4 действий комедии). Молодое поколение в комедии. | Продолжить работу над характеристикой героев комедии. Формировать аналитическое мышление и интеллектуальные навыки сопоставления, обобщения, структурирования, развивать речевые навыки. Воспитывать нравственные качества, необходимые молодому человеку в жизни | Учащиеся знают содержание комедии; совершенствуют навыки анализа художественного текста; осваивают основы сценической речи и партнерского общения; определяют и применяют критерии оценивания. | 1. Работа в парах: взаимопроверка домашней работы с КТ. 2. Литературная викторина. 3. Обсуждение видеоуроков. 4. Продолжение работы с КТ. 5. Диаграмма Венна «Чацкий и фамусовское общество» 6. Разработка дебатного кейса: по 3 аргумента в защиту ФО и Чацкого. (д/з) | НП, ОКМ, ИКТ, ТИО, ВОУ, УиЛ ОО и ОДО | Видеоуроки «ФО» и «Ч». Викторина. Текст комедии. Слайд «Диаграмма Венна» |
6. Чацкий как выразитель взглядов автора. Трагедия Чацкого. | Познакомить с идейным содержанием и общечеловеческим смыслом комедии на примере характеристики главного героя Стимулировать самостоятельность учащихся в поиске ответов на поставленные вопросы; развивать навыки сопоставительного анализа, умения выделять главное, обобщать, делать выводы. Воспитывать нравственные качества учащихся (совесть, долг, честность). | Учащиеся составляют план характеристики литературного героя и используют его при написании сочинения; понимать критерии оценивания сочинения – характеристики литературного персонажа. | 1. Составление постеров «Что провозглашает Чацкий», «Идеалы П.А.Фамусова» 2. Мини-дебаты «На чьей стороне правда…» 3. Составление планов к сочинению. | НП, ОКМ, ТИО, ВОУ, ИКТ, УиЛ ОО и ОДО | Листы А3, маркеры. Слайд «Требования к плану сочинения» Тексты комедии. |
7. Урок - дебаты «Чацкий–победитель или побежденный?» | Познакомить учащихся с правилами дебатов по программе Карла Поппера. Формировать навыки корректного и аргументированного отстаивания своей точки зрения, навык выступления перед публикой. Повышать интерес к художественным произведениям писателей и поэтов XIX века. | учащиеся понимают формат дебатов; приобретают навыки цивилизованного дебатирования и выступления перед «большой» аудиторией. | 1. Составление кейсов: «Ч.- победитель», «Ч. – побежденный» 2. Кластеры 3. Дебаты 4. Рефлексия. | НП, ОКМ, ТИО, ВОУ, ИКТ, УиЛ ОО и ОДО | Листы А3, маркеры. Тексты комедии. |
8. РР. Подготовка к сочинению | Познакомить учащихся с различными видами вступлений и заключений сочинений; напомнить требования и критерии оценивания, предъявляемые к сочинению и его плану. Развивать аналитические навыки выбора темы сочинения, практические навыки написания вступления и заключения. Совершенствовать навыки работы в группах. | Ученики выбирают тему сочинения и составляют план к нему; получают практические навыки написания вступления и заключения сочинения; понимают критерии оценивания сочинения. | 1. Ассоциативная карта по выбранной теме сочинения. 2. Просмотр и обсуждение презентации «Виды вступлений» 3. «Малый круглый стол» (обсуждение и редактирование написанного вступления и заключения к сочинению) 4. Составление плана сочинения. | НП, ОКМ, ТИО, ВОУ, ИКТ, УиЛ ОО и ОДО | Презентация, тексты комедии, рабочие тетради. |
9. РР. Сочинение | Систематизировать знания учащихся о проблематике и главных героях комедии Грибоедова Формировать навыки критического анализа письменной творческой работы, навыки редактирования. Совершенствовать навыки групповой работы, само- и взаимооценивания. | Учащиеся, зная критерии оценивания сочинения, смогут проанализировать и обсудить работу товарища по группе; приобретут навыки совершенствования написанного; подготовятся к качественному выполнению д/з: написание сочинения на выбранную тему. | 1. Работа в парах сменного состава. 2. «Авторский стул». 3. Обсуждение и критериальное оценивание выбранных в группах работ. 4. Рефлексия «Кораблик». | НП, ОКМ, ТИО, ВОУ, ИКТ, УиЛ ОО и ОДО | Слайд «Критерии оценивания сочинения». Рисунок корабля и фигурки пряничных человечков (для рефлексии) |
А.С. ПУШКИН (16 часов + 2 часа Р/Р) |
10. Жизнь и творчество А.С.Пушкина. | 1. Углубить и систематизировать знания учащихся о жизненном и творческом пути писателя. 2. Вырабатывать умение активно воздействовать словом на слушателей, совершенствовать навыки монологической речи. 3. Способствовать развитию эмоциональной восприимчивости и отзывчивости учащихся. | Учащиеся знают основные этапы жизни и творчества поэта, совершенствуют навыки монологической речи. | 1. Просмотр презентации «Жизненный и творческий путь Пушкина». 2. Опережающие инд. задания учащихся (сообщения на темы: «Детство», «Лицей», «Петербург», «Южная ссылка», «Михайловское», «После ссылки», «Болдинская осень», «В Петербурге», «Последние годы»). 3. Делегирование. 4. Работа с таблицей «Основные периоды жизни и творчества». | НП, ОКМ, ТИО, ВОУ, ИКТ, УиЛ ОО и ОДО | Презентация Опережающие задания. Учебник |
11. Начало поэтической деятельности. Южная и Михайловская ссылки. | 1. Познакомить учащихся с жизнью поэта в южной ссылке, Михайловском, после ссылки; показать спасительную роль творчества в трагической судьбе поэта. 2. Совершенствовать навыки анализа лирического стихотворения. 3. Развивать логическое и творческое мышление, монологическую речь, навыки партнерской деятельности. | Учащиеся знают биографический материал о жизни поэта, демонстрируют навыки анализа лирического произведения, развивают критическое мышление, монологическую речь | 1. Эссе «В чем состоит подвиг Пушкина в русской литературе?» (д/з) 2. Просмотр видео-уроков «Южная ссылка в жизни Пушкина» и «Пушкин в Михайловском». 3. Тестирование. 4. Анализ стихов (в группах) 5. Презентация работы | НП, ОКМ, ТИО, ВОУ, ИКТ, УиЛ ОО и ОДО | Видеоуроки Раздаточный материал: а) план анализа лирического текста; б) тексты стихов. |
12. Болдинская осень | 1. Познакомить учащихся с одним из ярчайших периодов в жизни и творчестве Пушкина. 2. Увлечь учащихся исследовательской деятельностью. 3. Совершенствовать навыки само- и взаимооценивания, рефлексии. | Учащиеся совершенствуют навыки анализа поэтического текста, навыки само- и взаимооценивания, рефлексии.. | 1.Просмотр презентации «Пушкин в Болдино» и составление плана-конспекта. 2. Синквейн «Пушкин в Болдино». 3. Выразительное чтение и анализ стихов. | НП, ОКМ, ТИО, ВОУ, ИКТ, УиЛ ОО и ОДО | Презентация. Сборники стихов поэта. Учебник. |
13. Основные мотивы лирики Пушкина. Вольнолюбивая лирика. | 1. Углубить понимание учащимися эстетической и нравственной ценности поэзии Пушкина. 2. Развивать умение творчески мыслить, способность к ассоциациям. 3. Формировать навыки выступления перед аудиторией. | Учащиеся освоят навыки создания и редактирования электронных презентаций; отбора и размещения материала на слайде; демонстрации презентации, иллюстрирующей публичное выступление. Учащиеся получат опыт отбора материала для презентации по теме проекта; использования информации, содержащейся в мультимедийных продуктах, для решения своих задач | 1. Опережающее (за неделю) задание для групп: подготовить презентации «Анализ стихотворений Пушкина» (стихи на одну из тем творчества поэта). 2.Выработка критериев оценивания презентаций: оформление, иллюстративность, музыкальное сопровождение 3. Презентация и обсуждение, взаимооценивание работ. 4. Ассоциативная карта | НП, ОКМ, ТИО, ВОУ, ИКТ, УиЛ ОО и ОДО | Презентации Листы оценивания. Смайлики. |
14. Тема дружбы и любви в творчестве поэта. | 1. Показать учащимся непреходящую ценность лирических произведений Пушкина о любви и дружбе. 2. Совершенствовать навыки выразительного чтения учащихся и его критериального оценивания. 3. Совершенствовать навыки рефлексирования. | Учащиеся задумаются над общечеловеческими вопросами бытия, поднимаясь до авторского понимания ценностей жизни; учатся получать эстетическое удовольствие от высокохудожественных литературных и музыкальных произведений. | 1. Пятиминутное эссе: «В чем сила особой притягательности лирики Пушкина?» 2. «Авторский стул». 3. Работа в группах: а) лицейское братство; б) друзья-декабристы; в) любовная лирика; г) предательство в дружбе и любви. 4. Делегирование. 5.СМС-рефлексия. | НП, ОКМ, ТИО, ВОУ, ИКТ, УиЛ ОО и ОДО | Презентация «Любовь и дружба в лирике Пушкина». Аудиофайл музыки Свиридова. Шаблоны мобильного телефона. Сборники стихов. |
15. Философские раздумья о смысле жизни. Утверждение высокого предназначения поэта. | Познакомить учащихся с термином «философская лирика». Совершенствовать навык чтения и анализа поэтического текста. Способствовать пониманию бесценности жизни, любви к жизни. | Учащиеся осознают, что человек не одинок в мире, он в гармонии с ним, ФЛ – познание мира с его вечными законами жизни, приобретением жизненного опыта, формирования души; совершенствуют умения анализа лирического произведения. | 1.Видеоурок «Философская лирика Пушкина» 2. Ассоциативная карта «Тематика ФЛ». 3. Анализ стихов (по группам) – 4. Кластер. 5. Эссе. | НП, ОКМ, ТИО, ВОУ, ИКТ, УиЛ ОО и ОДО | Видеоурок Сборники стихов. Листы А3, маркеры. |
16. Жанровые особенности повести «Пиковая дама» | Расширить представление о творчестве А.С. Пушкина. Познакомить учащихся с творческой историей создания повести. Определить жанровые особенности произведения, его идею. Совершенствовать навыки анализа произведения в аспекте его жанрового своеобразия; выявление и сопоставление разных точек зрения на произведение и его героев; Создать условия для воспитания гуманизма, неприятия зла и насилия. | Учащиеся закрепят навык работы с текстом и исследовательской деятельности. | 1. Опережающее задание «История создания повести «ПД». 2. Ромашка Блума (составление в группах вопросов к повести). 3. Обсуждение. 4. Иллюстрирование. | НП, ОКМ, ТИО, ВОУ, ИКТ, УиЛ ОО и ОДО | Текст повести. Презентация |
17. Проблематика повести «Пиковая дама» | 1. Развивать умение анализировать художественные образы, определять авторскую позицию и делать выводы. 2. Продолжить работу над словарным материалом, необходимым на написания сочинения-миниатюры (д/з) 3. Формировать нравственные идеалы учащихся через характеристику героя и его жизненных ориентиров. | Учащиеся понимают, что привело героя к трагическому финалу; задумаются над вопросом: «Какие три злодейства совершил Герман?» | 1. Эвристическая беседа с элементами лекции. 2. «Дневник двойной записи». 3. «Дискуссионная карта» - обсуждение вопросов в группе. 4.Выставка детских иллюстраций. | НП, ОКМ, ТИО, ВОУ, ИКТ, УиЛ ОО и ОДО | Презентация «Повесть А.С. Пушкина «Пиковая дама». Аудиофайл: музыка из оперы Чайковского «ПД» «Что наша жизнь игра» Иллюстрации к повести. |
18. ВЧ. «Маленькие трагедии» | Формировать представления о многогранности таланта Пушкина; познакомить учащихся с историей создания «Маленьких трагедий» Развивать навыки анализа драматического текста; совершенствовать коммуникативные компетенции учащихся. Прививать интерес к жизни и творчеству А.С. Пушкина | Работа в группе поможет в формировании нравственных ценностей учащихся через анализ художественного текста. | 1. Опережающее задание группам: прочитать одну из трагедий, подготовить пересказ. 2. Обсуждение в группе: определение темы и идеи. 3. Делегирование. 4. Диаграмма Эйлера. 5. Эссе «О чем заставили меня задуматься «МТ» Пушкина?» | НП, ОКМ, ТИО, ВОУ, ИКТ, УиЛ ОО и ОДО | Слайд-шоу «Иллюстрации к «МТ» Пушкина». Тексты произведений. Листы А3, маркеры. |
Роман «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН» (6часов + 2 часа Р/Р) |
19. Творческая история романа. Своеобразие жанра и композиции. Проблематика романа. «Онегинская» строфа. | 1.Познакомить учеников с творческой историей романа; показать, что «Е.О» - первый реалистический роман; дать понятие об «онегинской строфе». 2. Развивать навыки исследовательской работы, навыки поиска материала по заданной проблеме. 3. Способствовать формированию навыков рефлексирования и само- и взаимооценивания | Учащиеся знают историю создания произведения и понимают основные литературоведческие термины, относящиеся к роману; развивают исследовательские навыки; совершенствуют навыки критериального само- , взаимооценивания и рефлексии. | 1. Просмотр и обсуждение док. фильма «Работа Пушкина над романом «Е.О.» 2. Кластер «Своеобразие романа «Е.О.» 3. «Летающие тарелочки» 4. Терминологическая таблица. 5. «Бортовой журнал» 6. Рефлексия-эссе | НП, ОКМ, ТИО, ВОУ, ИКТ, УиЛ ОО и ОДО | Текст романа. Учебник. Документальный фильм, Кластеры, фломастеры. |
21. Недюжинная натура главного героя, его жизненные искания. | Познакомить учащихся с новым типом в русской литературе – «лишним человеком»; проследить становление и развитие сложного и противоречивого характера героя. Развивать навыки исследовательской работы, навыки поиска материала по заданной проблеме. Способствовать формированию навыков рефлексирования и само- и взаимооценивания | Учащиеся закрепят знания о понятиях «литературный герой», «образ литературного героя», способах раскрытия образа; совершенствуют исследовательские навыи. | 1. Просмотр и обсуждение видеоурока «Образ Е.О. в романе Пушкина». 2. Концептуальная таблица. 3. Синквейн «Онегин». 4. Выразительное чтение. 5.Иллюстрирование романа. | НП, ОКМ, ТИО, ВОУ, ИКТ, УиЛ ОО и ОДО | Видеоурок. Текст романа. Учебник Листы А3, маркеры. |
22. Онегин и Ленский. Неоднозначность образа Ленского | Продолжить знакомство с романом и его героями. Познакомить учеников с основами сопоставительного анализа; развивать навыки исследовательской работы, навыки поиска материала по заданной проблеме. Способствовать формированию навыков рефлексирования | Учащиеся составляют план сравнительной характеристики героев; развивают исследовательские навыки и совершенствуют навыки рефлексии. | 1. Сопоставление синквейнов «Онегин» и «Ленский». 2. Диаграмма Венна» 3.Летающие тарелочки. 4. Эссе « Что ближе Пушкину: скептицизм Онегина или романтизм Ленского?» | НП, ОКМ, ТИО, ВОУ, ИКТ, УиЛ ОО и ОДО | Текст романа. Учебник. Презентация Листы А3, фломастеры. Шаблоны «тарелочек» |
23. Онегин и Татьяна. Татьяна и Ольга. Татьяна – любимая героиня поэта. | Показать значение образа Татьяны в системе образов р-на; помочь ученикам понять авторское отношение к героине; рассмотреть причины драмы несостоявшейся любви Татьяны и Онегина через мотивацию поступков героев. Совершенствовать умения и навыки анализа текста; умения анализировать различные стороны явлений; развивать способность к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности Способствовать формированию коммуникативных навыков и ответственности | Проанализировав характер и поступки героини, учащиеся составят план к сочинению «Татьяна – любимая героиня Пушкина»; формируют монологическую и диалогическую речь, навыки работы с информацией любой сложности | 1. Работа в группах по инд. заданиям – защита. 2. Синквейн «Т.Л.» 3. Кластер или таблица (по выбору группы) 4. Эссе «Есть ли место Онегину и Татьяне в современном мире?» 5. Просмотр и обсуждение видеоурока «Татьяна – милый идеал Пушкина» 6. Иллюстрирование 7. Чтение наизусть | НП, ОКМ, ТИО, ВОУ, ИКТ, УиЛ ОО и ОДО | Текст романа. Учебник. Видеоурок Кластеры, фломастеры и пр. материалы. |
24. Онегин и автор. Образ автора в системе художественных образов. Роман в оценке В.Г. Белинского. | Выявить функции образа автора: рассказчика, персонажа романа, лирического героя. Развивать навыки исследовательской работы, навыки поиска материала по заданной проблеме. Способствовать формированию навыков рефлексирования и само- и взаимооценивания. | Учащиеся понимают значение образа автора в композиционном построении романа; развивают исследовательские навыки, навыки рефлексирования | 1. Работа в группах. 2. Кластер. 3.Летающая тарелка 4. Диаграмма Венна 5. Просмотр и обсуждение презентации. 6. Составление сложного плана к сочинению. 7. Рефлексия. | НП, ОКМ, ТИО, ВОУ, ИКТ, УиЛ ОО и ОДО | Текст романа. Учебник. Презентация Кластеры, фломастеры и пр. материалы. Лист наблюдений. |
25. РР. Подготовка к сочинению | Познакомить ребят с критериями оценивания сочинения. Развивать аналитические навыки выбора темы сочинения; совершенствовать навыки редактирования написанного. Способствовать формированию личностного подхода к написанию творческой работы | Ученики умеют выбирать тему сочинения и составлять план к нему; получат практические навыки написания вступления и заключения сочинения. | 1. Ассоциативная карта по выбранной теме сочинения (сбор идей). 2. Составление плана сочинения 3.Малый круглый стол. (редактирование написанных вступления и заключения к сочинению) | НП, ОКМ, ТИО, ВОУ, ИКТ, УиЛ ОО и ОДО | Презентация Тексты романа |
26. РР. Сочинение по роману «Евгений Онегин» | 1. Систематизировать знания учащихся о проблематике и главных героях романа «Евгений Онегин» 2. Формировать навыки критического анализа письменной творческой работы, навыки редактирования. 3. Совершенствовать навыки групповой работы, само- и взаимооценивания. | Учащиеся, зная критерии оценивания сочинения, смогут проанализировать и обсудить работу товарища по группе; приобретут навыки совершенствования написанного; подготовятся к качественному выполнению д/з: написание сочинения на выбранную тему. | 1. Работа в парах сменного состава. 2. «Авторский стул». 3. Обсуждение и критериальное оценивание выбранных в группах работ. 4. Рефлексия «Воздушный шар». | НП, ОКМ, ТИО, ВОУ, ИКТ, УиЛ ОО и ОДО | Слайд «Критерии оценивания сочинения». Рисунок воздушного шара и фигурки пряничных человечков (для рефлексии) |
27. Значение творчества Пушкина для русской и мировой культуры. | 1. Осмыслить духовное наследие Пушкина, показать его величие как гениального человека и поэта. 2. Развивать умение выразительного чтения, целостного анализа поэтических произведений; развивать логическое и аналитическое мышление через художественное воображение и устное рисование. 3. Воспитывать интерес и уважение к творчеству Пушкина. | Учащиеся осознают значение творчества великого поэта для русской и мировой культуры, почувствуют величие его дара; увидят глубину понимания поэтических творений Пушкина лучшими поэтами других времен и других национальностей. | 1. Эвристическая беседа. 2. «Мастерская поэта» -работа в группах. 3. Презентация своей работы. 4. Анализ текстов. 5. Выразительное чтение стихов о Пушкине: Д Кугультинов, Р. Гамзатов, Б. Окуджава и др. 6 Эссе «Мой Пушкин» | НП, ОКМ, ТИО, ВОУ, ИКТ, УиЛ ОО и ОДО | Презентация Кластеры, маркеры Раздаточный материал (стихи о Пушкине) Аудиофайл: Б. Окуджава «На фоне Пушкина снимается семейство». |
М.Ю. ЛЕРМОНТОВ (10 часов + 2 часа Р/Р) |
28. Жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова. | 1.Дать полное представление о личности Лермонтова. 2. Определить причины трагической судьбы поэта. Сопоставить с судьбой и творчеством Пушкина. 3. Добиться эмоционального восприятия стихов Лермонтова. | Учащиеся будут знать основные события жизни и творчества Лермонтова; смогут объяснить, в чем заключается трагичность общественной жизни 30-х годов 19 века и личной судьбы поэта; поймут отличия эпохи Пушкина и эпохи Лермонтова, обусловленность мотивов творчества поэтов общественной жизнью и собственной судьбой. | 1. Просмотр и обсуждение видеоурока «Жизнь и творчество М.Ю.Лермонтова» 2. Составление хронологической таблицы жизни и литературной деятельности поэта. 3. Диаграмма Венна «Общее и различное в судьбах А.С.Пушкина и М.Ю. Лермонтова». 4. Сопоставление (по группам)стихотворений А.С.Пушкина «Узник», «Пущину», «Зимнее утро», «Я вас любил» и Лермонтова: «Узник», «Утес», «Одиночество», «Парус», «Листок». | НП, ОКМ, ТИО, ВОУ, ИКТ, УиЛ ОО и ОДО | Видеоурок Слайды с таблицей и планом сопоставительного анализа. Флипчарт с диаграммой Венна. |
29. Основные мотивы лирики. Тема родины и природы. Любовная лирика. | Познакомить учащихся с основными темами и мотивами в лирике М.Ю. Лермонтова; определить различие между темой и мотивом лирического произведения. Проанализировать стихи поэта и определить особенности любовной лирики Лермонтова. Осуществлять нравственное и эстетическое воспитание | Учащиеся будут знать основные мотивы лирики поэта; понимать разницу между темой и мотивом произведения; совершенствуют навыки выразительного чтения, анализа лирического произведения и критериального само- и взаимооценивания. | 1. Видеоурок «Основные темы творчества Лермонтова» 2. стр.«Fishbone» 3. «Дневник двойной записи» (работа со статьей В.Г. Белинского «Стихотворения М. Лермонтова») 4.Анализ стихов: «Родина», «Когда волнуется желтеющая нива», «Нет не тебя так пылко я люблю», «Нищий» | НП, ОКМ, ТИО, ВОУ, ИКТ, УиЛ ОО и ОДО | Видеоурок Слайды-образцы работы. Планы анализа лирического произведения. |
30. Тема вольности и протеста, социальной активности и одиночества. Судьба поколения 30-х годов 19 века в лирике Лермонтова. | 1. Продолжить обучение анализу лирических стихотворений. 2. Совершенствовать навыки сопоставительного анализа стихотворений «Дума», «Как часто пестрою толпою окружен», «Гляжу на будущность с боязнью», «Выхожу один я на дорогу», «Предсказание». 3. Совершенствовать навыки написания рефлексивного эссе на заданную тему. | Учащиеся увидят собирательный образ поколения, созданный поэтом; поймут, в чем Лермонтов усматривает его трагедию и кого винит в этом, что любит и что презирает поэт в своей стране. | 1. Просмотр и обсуждение презентации «Судьба поколения 30-х годов 19 века» 2. Анализ стихов: А) Составление цитатной характеристики поколения; Б) Кластер – Защита. 3. Эссе «Что я увидел, открыл и понял, читая стихи Лермонтова». | НП, ОКМ, ТИО, ВОУ, ИКТ, УиЛ ОО и ОДО | Презентация Сборники стихов. Листы А3, фломастеры. |
31. Тема поэта и поэзии. | 1. Дать учащимся представление о характерных особенностях стихотворений на тему назначения поэта и поэзии. 2. Научить видеть авторскую позицию и способы её выражения в лирическом произведении. 3. Учить анализировать стихотворения и выражать собственные мысли и чувства в связи с лирическим произведением. | Учащиеся будут знать и понимать особенности развития темы «Назначение поэта и поэзии» в творчестве Пушкина и Лермонтова, анализируют стихотворения, выражают свои мысли и чувства о прочитанном. | 1. Презентация «Тема поэта и поэзии в лирике Лермонтова». Просмотр и обсуждение. 2. Концепт. Таблица «Близость во взглядах Пушкина и Лермонтова на назначение поэта». 3. Сопоставит. Анализ стих-й Пушкина и Лермонтова «Пророк». 4. Чтение и анализ стихов «Поэт», «Нет, я не Байрон», «Смерть поэта». 5. Эссе «В чем суть размышлений Пушкина и Лермонтова о поэте и поэзии?» | НП, ОКМ, ТИО, ВОУ, ИКТ, УиЛ ОО и ОДО | Презентация Сборники стихов. Планы анализа лирических произведений. |
32. ВЧ. Поэма «Демон». | 1. Формировать представления о многогранности таланта Лермонтова. 2. Познакомить учащихся с понятием «демонизм», «демоническая личность» 3. Прививать интерес к жизни и творчеству М.Ю.Лермонтова. | Работа в группе поможет в формировании нравственных ценностей учащихся через анализ художественного текста. | 1. Опережающее задание. 2. Обсуждение в группе: тема и идеи. 3. Эссе «В чем внутренний конфликт Демона?» | НП, ОКМ, ТИО, ВОУ, ИКТ, УиЛ ОО и ОДО | Презентация «Демон Лермонтова и Врубеля». Текст поэмы. |
33. «Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе. Смысл названия, нравственная проблематика романа. | С помощью организации диалога в классе рассмотреть особенности психологического романа; помочь уч-ся осмыслить название романа. Развивать умение свободно мыслить по теме, выделять главное, сопоставлять, обобщать, аргументировать. Актуализировать проблему «потерянного» поколения. | Учащиеся понимают, что такое психологический роман; раскрывают смысл названия романа; анализируют представленную информацию; создают синквейн «Герой времени» | Прием «Корзина» (идей о смысле названия) Метод Табу (работа в парах) Таблица ЗХУ Рефлексия «Ладошка» | НП, ОКМ, ТИО, ВОУ, ИКТ, УиЛ ОО и ОДО | Видеоролик «Монолог Печорина» Раздаточный материал |
34. Своеобразие раскрытия образа Печорина (особенная композиция, нарушение хронологии, смена рассказчиков, значение картин природы) | Рассмотреть художественные приемы, помогающие раскрыть образ Печорина. Развивать умения выразительного чтения, памяти, логического мышления, устной и письменной речи учащихся, обогащать их словарный запас. Осуществлять нравственное и эстетическое воспитание | Учащиеся описывают характер Печорина; истолковывают особенности композиции; оценивают авторский ход – нарушение хронологии изложения событий; сопоставляют картины природы с душевным состоянием и переживаниями героя. | «Портрет Печорина» (выясняем, что знают о герое произведения, чего еще не знают) Прием «Мозаика» «Представитель» «Вопросы, направляющие ход мышления» | НП, ОКМ, ТИО, ВОУ, ИКТ, УиЛ ОО и ОДО | Видеофрагменты из экранизации романа (нарезка из разных частей) Схема – хронология Иллюстрации к роману Листы оценивания с критериями |
35. Печорин в системе художественных образов романа | Рассмотреть своеобразие образа Печорина в системе других образов Формировать исследовательские навыки, умения работать с информацией, представлять результаты в различных формах; развивать интеллектуально-творческое и эмоционально-образное мышление Способствовать воспитанию позитивно личностных качеств обучающихся: толерантность, милосердие. | Учащиеся описывают поведение Печорина во взаимоотношениях с разными героями; характеризуют душевное состояние героев романа; оценивают поведение Печорина в различных ситуациях; создают психологические портреты героев | Прием «Треугольник» Метод кубика (опиши, сравни, ассоциируй, анализируй, предложи, аргументируй «за» и «против») Таблица «З-Х-У» «Горячий стул» «Галерея стикеров» | НП, ОКМ, ТИО, ВОУ, ИКТ, УиЛ ОО и ОДО | Видеофрагменты с изображением разных героев, так или иначе связанных с Печориным. |
36. Реалистическое и романтическое начала в романе, их органическое единство. Психологизм, художественное совершенство романа. | Рассмотреть художественное своеобразие романа, определить черты реализма и романтизма в романе, отметить, в чем проявляется психологизм произведения. Формировать исследовательские навыки, умения работать с информацией, представлять результаты в различных формах; развивать интеллектуально-творческое и эмоционально-образное мышление Способствовать приобщению к культурному наследию; воспитанию культуры умственного труда; формированию коммуникативных качеств личности | Учащиеся понимают, чем реалистическое произведение отличается от романтического; объясняют свое понимание термина «психологизм». Оценивают по критериям художественное совершенство романа. | Прием «Морфологический ящик» Концептуальная таблица «Эссе» «Сигналы рукой» «Две звезды и пожелание» | НП, ОКМ, ТИО, ВОУ, ИКТ, УиЛ ОО и ОДО | Электронная презентация по теме урока Раздаточный материал, иллюстрации, таблицы |
37-38. РР. Подготовка к сочинению по роману «Герой нашего времени» | 1. Систематизировать знания учащихся о проблематике и главном герое романа «Герой нашего времени» 2. Формировать навыки критического анализа письменной творческой работы, навыки редактирования. 3. Совершенствовать навыки групповой работы, само- и взаимооценивания. | Учащиеся формулируют или выбирают тему сочинения; составляют план сочинения на основе изученных сведений; используют разнообразный материал, отбирают полезные интернет - ресурсы | Работа в коллаборативных группах Группа учащихся А разрабатывает план самостоятельно; группы В, С. – совместно с учителем, ОВ – по карточке-помощнице) Оценивание плана сочинения по критериям (требования к оформлению и содержанию плана) | НП, ОКМ, ТИО, ВОУ, ИКТ, УиЛ ОО и ОДО | Презентация (темы, проект плана сочинения, критерии оценивания) |
39.Традиции Лермонтова в русской литературе ХIХ-ХХ веков. Лермонтов и его герои в искусстве XX века | Познакомить с переводами произведений Лермонтова, Абая, Гёте, Байрона на разные языки. Развивать творческие способности учащихся, мыслительную и познавательную активность. Содействовать воспитанию познавательных интересов, поликультурной личности, уважительного отношения ко всем жанрам искусства. | Учащиеся исследуют творчество великих поэтов путем сопоставительного анализа переводов, развивают монологическую и диалогическую речь, познавательные интересы, творческие способности | Ассоциативный ряд «Инсерт» Концептуальная таблица - сравнительный анализ переводов Самооценивание и взаимооценивание по предложенным критериям | НП, ОКМ, ТИО, ВОУ, ИКТ, УиЛ ОО и ОДО | Презентация, музыкальное сопровождение, портреты Лермонтова, выставка книг, иллюстрации к произведениям, раздаточный материал, фломастеры |
Н. В. ГОГОЛЬ (5 часов+1 час Р/Р) |
40.Н.В.Гоголь. Очерк жизни и творчества писателя | Показать учащимся своеобразие Н.В.Гоголя как писателя и человека; помочь им понять, почему личность и творчество Гоголя неоднозначно воспринимались современниками Развивать речь учащихся, навыки литературоведческого анализа. Прививать интерес к изучению литературы и истории России, формировать культурные и эстетические качества личности. | Учащиеся умеют самостоятельно добывать знания; работать в группе, рассуждать и обсуждать увиденное, оценивать свои работы. | Диаграмма Джесси Джентиля Парная беседа, исследовательская беседа, диалог. Прием ключевые слова, Кластер. Разноуровневые задания. | НП, ОКМ, ТИО, ВОУ, ИКТ, УиЛ ОО и ОДО | Презентация РМ для работы в группах |
41. «Мертвые души». История создания поэмы. Особенности жанра и композиции. | Познакомить учащихся с историей создания поэмы, дать обзор содержания, показать жанровое своеобразие произведения и особенности построения произведения; Развивать речь учащихся, навыки литературоведческого анализа; Прививать интерес к изучению литературы и истории России, формировать культурные и эстетические качества личности | Учащиеся знают об истории создания поэмы, ее жанровом и композиционном своеобразии; развивают навыки литературоведческого анализа, монологическую и диалогическую речь, познавательные интересы, творческие способности, навыки взаимооценивания | Инсерт Прием «Мудрые совы» Создание постера или коллажа Тонкие и толстые вопросы Коллекция стикеров | НП, ОКМ, ТИО, ВОУ, ИКТ, УиЛ ОО и ОДО | Презентация РМ для работы в группах Листы А-3, фломастеры Иллюстрации поэмы |
42. Обобщающее значение образов помещиков, приемы их обрисовки. | Разобрать образы помещиков для раскрытия идейной позиции автора на основе индивидуальной работы с текстом Развивать внимание, ассоциативное мышление, творческое воображение и речь учащихся, умения работать в группе, слушать своих одноклассников, выражать свое мнение и обобщать знания, полученные на уроке Пробудить интерес к прочтению поэмы через организацию проблемных ситуаций | Учащиеся знакомятся с образами помещиков, на основе исследовательской деятельности для решения проблемного вопроса понимают идейный замысел писателя; развивают навыки литературоведческого анализа, монологическую и диалогическую речь, познавательные интересы, творческие способности, навыки взаимооценивания | Кластер Синквейн Концептуальная таблица Посол (Делегирование) Стратегия ПОПС - формула Кроссворд | НП, ОКМ, ТИО, ВОУ, ИКТ, УиЛ ОО и ОДО | Текст поэмы “Мёртвые души”. Презентация “Образы помещиков в поэме Н.В. Гоголя “Мёртвые души” Фрагменты видеофильма “Мёртвые души”. Виртуальная экскурсия Кроссворд Рабочие листы. |
43. Чичиков - новый герой эпохи. | Рассмотреть образ Чичикова через исследовательскую деятельность. Формировать умение проводить литературные аналогии и прогнозировать ситуацию. Воспитывать активную жизненную позицию, умение объективно оценивать явления жизни. | Учащиеся знакомятся с образом главного героя, на основе исследовательской деятельности определяют статус героя (подлец или предприниматель, «Живая» душа Чичиков или «мертвая»), развивают критическое мышление, монологическую и диалогическую речь, творческие способности, навыки взаимооценивания | Прием «Корзина идей» Ключевые слова Ассоциативный ряд Дискуссионная карта Ролевая игра 6 шляп мышления Приём «Карусель» (черты сходства с каждым помещиком) Проблемный вопрос. «Живая душа Чичиков или «мертвая»?» Мини-эссе «Возможно ли возрождение души Чичикова?» | НП, ОКМ, ТИО, ВОУ, ИКТ, УиЛ ОО и ОДО | Презентации «Досье Чичикова» Рабочая карта «Образ Чичикова» Оценочные листы |
44. Народные типы в поэме. Образ автора. | Показать учащимися место и значение образа автора и роль лирических отступлений в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»; Развивать метафоричность мышления, эмоционально-эстетическое восприятие, внимание, память, речь; Воспитывать повышенность чувств, читательскую культуру. | Учащиеся определяют роль лирических отступлений в поэме, выразительно читают наизусть фрагменты произведения, развивают творческие способности, навыки взаимооценивания | Горячий стул Концептуальная таблица Коллаж «Россия Гоголя» Тур по галерее | НП, ОКМ, ТИО, ВОУ, ИКТ, УиЛ ОО и ОДО | Презентация, видеофрагмент «Птица-тройка» Рабочий лист «Лирические отступления» |
45. «Мертвые души» в контексте мировой литературы. РР: Домашнее сочинение | Углубить знания учащихся по отдельным вопросам, связанным с изучением творчества Н. В. Гоголя, через организацию самостоятельной подготовительной работы к игре; учить применять полученные знания на практике. Совершенствовать умения работы с источниками; навыки анализа, обобщения; умения выступать и защищать свою точку зрения. Совершенствовать навыки общения, умение выслушать, умение работать в команде. | Учащиеся демонстрируют свои знания об изученном произведении, умения анализировать и обобщать изученный материал, совершенствуют навыки социального взаимодействия | 1 тур «Живой Гоголь» 2 тур «Рукописи не горят» 3 тур «Портреты заговорили» 4 тур «Слово о словах» 5 тур «Кот в мешке» (задание с видеофрагментами) 6 тур «Поэма в терминах» 7 тур «Все обо всем» | НП, ОКМ, ТИО, ВОУ, ИКТ, УиЛ ОО и ОДО | Презентация, учебные фильмы (нарезки), словари |
И.С. ТУРГЕНЕВ (9 часов+2 часа Р/Р+1 час ВЧ) |
46. И.С. Тургенев. Личность писателя. Путь к повести и роману. | 1. Познакомить учащихся с основными этапами биографии и творческого пути И. С. Тургенева; обратить внимание на особенности характера писателя, его политические убеждения, удивительный дар предвидения; вспомнить содержание и идейную направленность произведений писателя, изученных в предыдущих классах. 2. Научиться выбирать и конспектировать главную информацию из урока-композиции. 3. Воспитывать интерес к личности и творчеству И.С. Тургенева. | Учащиеся знают основные этапы жизни и творчества писателя; развивают культуру умственного труда при работе с познавательной информацией, монологическую речь | Ассоциативная карта Концептуальная таблица Рефлексия. Напишите 3-5 предложений. «Меня удивило, поразило...» Эссе "Какой мне представляется личность И.С.Тургенева?" | НП, ОКМ, ТИО, ВОУ, ИКТ, УиЛ ОО и ОДО | Слайд-фильмы по творчеству И.С.Тургенева |
47-48. Жанр повести в творчестве И.С. Тургенева. «Любовь земная» и «любовь небесная» в повести «Вешние воды». | Познакомить с автобиографической основой повести; выделить идейно-эмоциональное содержание повести. Совершенствовать умения и навыки словесного оформления собственного понимания литературного образа; умения находить подтверждение своим суждениям в тексте; развивать логическое и творческое мышление; формировать навыки исследовательской работы Способствовать воспитанию высокой эмоциональной культуры | Учащиеся знают об истории создании повести; демонстрируют навыки логического и творческого мышления, развивают коммуникативные умения, навыки само- и взаимооценивания | Дискуссионный вопрос График чувств Цветовой портрет героя (смена чувств и настроений) Эссе Авторский стул | НП, ОКМ, ТИО, ВОУ, ИКТ, УиЛ ОО и ОДО | Портреты И.С. Тургенева, его отца и матери, рисунки учащихся, раздаточный материал с цитатами из произведений И.С. Тургенева о любви, с биографическими сведениями о жизни отца писателя. |
49. Роман «Отцы и дети» – диалогический роман. Образ нигилиста Базарова. | 1. Напомнить учащимся позицию писателя в литературной и общественной борьбе в период работы над романом; подчеркнуть особенности таланта Тургенева «улавливать» современность, откликаться на все новое, только что зарождавшееся в русской жизни. 2. Рассказать об истории написания романа, выяснить смысл названия, обменяться первоначальными впечатлениями о прочитанном произведении; на материале романа «Отцы и дети» охарактеризовать эпоху 60-х годов XIX века. 3. Воспитывать у учащихся интерес к творчеству Тургенева. | Учащиеся дают характеристику эпохи 60-х годов XIX века; знают об истории создания романа, его идейном, композиционном и художественном своеобразии; выражают свою точку зрения по поводу образа главного героя и его идейной позиции; развивают навыки критического мышления, дебатирования | Ключевые слова (работа с термином «нигилизм») Инсерт (на материале высказываний Базарова) Спектральные дебаты (Базаров – нигилист?!) | НП, ОКМ, ТИО, ВОУ, ИКТ, УиЛ ОО и ОДО | Презентация РМ для работы в группах Фрагменты видеофильма «Ошибка Базарова» |
50. Конфликт Базарова и Павла Кирсанова- основной конфликт романа. | Создать условия для выявления основных «точек» идеологического спора между героями романа. Способствовать формированию аналитического и креативного мышления, развитию исследовательских умений и речевых навыков учащихся. Способствовать приобщению к культурному наследию; воспитанию культуры умственного труда; формированию коммуникативных качеств личности (сотрудничество, умение выслушать собеседника, высказать свою точку зрения). | Учащиеся знают основные линии спора и идейную позицию Базарова и Павла Кирсанова; развивают исследовательские умения работы с художественным текстом, совершенствуют монологическую и диалогическую речь | Индивидуальная мозговая атака Инсерт Сравнительная таблица Чтение с остановками Синквейн | НП, ОКМ, ТИО, ВОУ, ИКТ, УиЛ ОО и ОДО | Текст романа Презентация Фрагменты видеофильма «Ошибка Базарова» |
51. Любовь - главное испытание | Раскрыть суть отношений героев романа “Отцы и дети”; понять, для чего автор испытывает героев любовью к женщине Развивать творческую речевую деятельность учащихся через выражение своего представления о героях произведения; совершенствовать умения анализировать, доказывать, сравнивать, формулировать обобщенные выводы. Воспитывать трепетное отношение к женщине, к любви | Учащиеся исследуют проблему испытания героев романа любовью, определяют любовные линии романа и взгляды героев на любовь; демонстрируют умения анализировать, сравнивать и обобщать материал, высказывают собственную точку зрения о данной нравственной категории | Работа с эпиграфами. Ключевые слова Ранжирование «Жизненные ценности» Концептуальная таблица Эссе «Любовь – это благо!?». | НП, ОКМ, ТИО, ВОУ, ИКТ, УиЛ ОО и ОДО | РМ для работы в группах Презентация Видеофрагменты «Ошибка Базарова» Аудио-фрагменты романсов |
52-53. Отношение автора к своему герою. Споры вокруг романа. | Раскрыть взгляды автора на искусство, природу, любовь, нигилистические убеждения Базарова, научить видеть позицию автора в художественном тексте, познакомиться с оценками русских критиков образа Базарова. Развивать навыки самостоятельного анализа художественного текста и критических статей, совершенствовать дискуссионную культуру учащихся. Способствовать эстетическому воспитанию учащихся. | Учащиеся знакомы с различными точками зрения критиков 19 века на образ Базарова, в ходе дискуссии дают нравственный анализ и оценку жизни литературных персонажей; развивают интеллектуальные умения и навыки | Кластер Концептуальная таблица Проблемный вопрос «Кто из критиков находил в Базарове оригинал, а кто пародию?» Спектральные дебаты или стратегия «Углы» | НП, ОКМ, ТИО, ВОУ, ИКТ, УиЛ ОО и ОДО | Текст критических статей: Д.И.Писарев «Базаров», Н.Н.Страхов «И.С.Тургенев «Отцы и дети», М.А.Антонович «Асмодей нашего времени» |
54. Злободневное и общечеловеческое в романе. Особенности современного прочтения романа | Выяснить, чем интересен роман сегодняшнему читателю, что в произведении устарело и что современно; определить свое отношение к тургеневскому роману и его героям. Развивать речевую культуру, умение обосновывать свое отношение к герою. Осуществлять нравственное воспитание учащихся на основе содержания основных проблем повестей писателя | Определяют злободневное и общечеловеческое в романе, аргументируют свое отношение к тургеневскому роману и его героям | Дебаты или круглый стол Стратегия ПОПС - формула Эссе «Чем интересен роман Тургенева «Отцы и дети» и его герой сегодняшнему читателю?» | НП, ОКМ, ТИО, ВОУ, ИКТ, УиЛ ОО и ОДО | Листы А-3, фломастеры |
55. ВЧ. (читательская конференция): О. Бальзак. «Гобсек», «Шагреневая кожа». | Помочь учащимся увидеть в повести общечеловеческие проблемы; закрепить и углубить представление о литературном характере Развивать творческую речевую деятельность учащихся через выражение своего представления о героях произведения и его проблемах; совершенствовать умения анализировать, доказывать, сравнивать, формулировать обобщенные выводы. Осуществлять нравственное воспитание учащихся на основе содержания основных проблем повестей писателя | Учащиеся определяют общечеловеческие проблемы произведений Бальзака, дают характеристику литературным персонажам его повестей; развиваю творческую речевую деятельность, совершенствуют аналитические умения и навыки | Доска нелегких ответов Прием «Мудрые совы» Галерея стикеров РАФТ или сочинение-рассуждение «Деньги…что они значат для меня?» Авторский стул | НП, ОКМ, ТИО, ВОУ, ИКТ, УиЛ ОО и ОДО | Листы А-3, фломастеры, художественные тексты, презентация |
56-57. РР: Подготовка к сочинению. Сочинение по произведению И.С. Тургенева «Отцы и дети». | Формировать и развивать навыки анализа литературного произведения. Развивать литературно-творческие способности и речь учащихся; формировать личностный подход к проблеме. Приобщать учащихся к литературе как к виду искусства. | Учащиеся демонстрируют знание и понимание основных идей романа; совершенствуют умения анализа литературного произведения; выражают личностный взгляд и отношение к героям романа; развивают монологическую речь, литературно-творческие способности | Аукцион тем Конструирование плана «Зеркальное отражение». Составление фрагментов сочинения по клише | НП, ОКМ, ТИО, ВОУ, ИКТ, УиЛ ОО и ОДО | РМ для работы в группах |
Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКИЙ (2 часа) |
58. Н.Г. Чернышевский. Роман «Что делать?» как экспериментальный интеллектуально-философский роман. | Познакомить с фактами биографии писателя, повлиявшими на формирование его мировоззрения; с творческой историей романа «Что делать?» и прототипами героев романа; дать представление о проблематике, жанре и композиции произведения. Формировать и развивать учебно-интеллектуальные умения и навыки. Осуществлять нравственное воспитание учащихся на основе содержания основных проблем романа | Учащиеся знают биографический материал о писателе, творческую историю создания романа, его идейное, жанровое и композиционное своеобразие; развивают интеллектуальные умения, монологическую и диалогическую речь | Таблица ЗХУ Инсерт | НП, ОКМ, ТИО, ВОУ, ИКТ, УиЛ ОО и ОДО | Презентация Учебник или учебные статьи (РМ) |
59. «Новые люди» и «особенный человек» Рахметов. Концепция «разумного эгоизма». Роль сновидений. Четвертый сон Веры Павловны. Разнохарактерные оценки романа. | Расширить представления учащихся о «новых людях»; проследить по тексту превращение Рахметова в «особенного человека»; рассмотреть, как показано будущее в романе. Формировать и развивать учебно-интеллектуальные умения и навыки Определить воспитывающее значение духовно – ценностных установок героев | Понимают сложность, необычность романа, задумываются о будущем и о том, что же делать, чтобы оно действительно было прекрасным, какова роль «особенных» людей в жизни; развивают интеллектуальные и творческие способности, навыки само- и взаимооценивания. | Кластер «Система персонажей» Диаграмма Венна (Базаров и Рахметов) Досье героя Постер «Сновидения в романе» Опорная схема «Литературные типы» Рефлексия 1.Что делать, чтобы было «будущее светло и прекрасно»? Подберите глаголы. 2. Смысл эпиграфа в том, что… Д\з. Эссе по теме «Нет ничего выше человека, нет ничего выше женщины» (Чернышевский) | НП, ОКМ, ТИО, ВОУ, ИКТ, УиЛ ОО и ОДО | РМ для работы в группах Листы А-3, фломастеры |
И.А. ГОНЧАРОВ (7 часов+1 час ВЧ) |
60-61. И.А. Гончаров. Личность писателя. Трилогия Гончарова. Роман «Обломов». История создания. Особенности прочтения романа «Обломов» в XX веке. | 1. Познакомить с жизнью и творчеством писателя, показать место романа «Обломов» в его творчестве; проанализировать эпизод в контексте романа, показать идейные особенности и художественные открытия писателя в рамках традиций русской классической литературы. 2. Формировать и развивать учебно-интеллектуальные умения и навыки; подготовить учащихся к исследовательской деятельности. 3. Учить понимать своеобразие, выразительность и богатство художественной речи писателя. | Учащиеся знают биографический материал о писателе и истории создания романа «Обломов», систематизируют его в виде таблицы; развивают навыки анализа, сравнения и обобщения; совершенствуют монологическую речь | Концептуальная таблица Диаграмма Венна (помещики Гоголя в «Мертвых душах» и Обломов) Проблемный вопрос «Почему роман А. И. Гончарова «Обломов» является современным?» | НП, ОКМ, ТИО, ВОУ, ИКТ, УиЛ ОО и ОДО | Портрет И. А. Гончарова, презентация, видеоролик, заготовка диаграммы Венна |
62. Обломов – главный герой романа: его сущность, характер, судьба. | Определить особенности характера главного героя. Формировать умения работы с текстом с выявлением ключевых деталей, характеризующих главного героя; умения работы в группах. Определить воспитывающее значение особенностей характера главного героя в общефилософском контексте. | Учащиеся дают характеристику главному герою; развивают исследовательские умения, монологическую и диалогическую речь, участвуют в дискуссии | Ключевые слова Проблемный вопрос «На что мог бы поменять Обломов сложившийся образ жизни?» Досье Обломова Дискуссионная карта «Положительные и отрицательные моменты обломовской жизни» | НП, ОКМ, ТИО, ВОУ, ИКТ, УиЛ ОО и ОДО | Презентация Видео-фрагменты Текст романа Рабочая карта урока Лист оценивания |
63. Обломов и Штольц: сопоставительная характеристика героев | 1. Определить особенности характера и мировоззрения Штольца, сопоставить с Обломовым. 2. Формировать умения самостоятельной работы с текстом: анализ ключевых эпизодов, сравнительная характеристика героев. 3. Определить воспитательное значение жизненной философии Штольца: раскрытие внутреннего потенциала человека, стремление к самосовершенствованию, духовной и физической динамики. | Учащиеся дают характеристику Штольцу, сравнивают две жизненных позиции героев романа по определенным критериям, выражают собственную позицию по проблемному вопросу урока; развивают исследовательские умения, критическое мышление, коммуникативные навыки, навыки само- и взаимооценивания | Ассоциативный ряды: антипод и двойник Проблемный вопрос «Чья философия позитивна и конструктивна?» Сопоставительная таблица по критериям Рефлексия «Я-МЫ-ДЕЛО» | НП, ОКМ, ТИО, ВОУ, ИКТ, УиЛ ОО и ОДО | Презентация Видео-фрагменты Текст романа Рабочая карта урока Лист оценивания |
64. Любовь в жизни Обломова: образы Ольги Ильинской и Агафьи Матвеевны в романе | 1. Проследить динамику развития взаимоотношений Обломова и Ольги Ильинской, определить значение этих отношений в романе. Роль образа Агафьи Матвеевны в романе. 2. Формировать умения поисковой работы с текстом, умения вести диалог, аргументировать свою точку зрения. 3. Определить воспитывающее значение духовно – ценностных установок героев | Учащиеся прослеживают динамику развития взаимоотношений главных героев романа, характеризируют женские персонажи романа; развивают исследовательские умения, коммуникативные навыки, навыки само- и взаимооценивания | Опорная схема взаимоотношений героя (ломаная линия) Досье героинь | НП, ОКМ, ТИО, ВОУ, ИКТ, УиЛ ОО и ОДО | Презентация Видео-фрагменты Текст романа Рабочая карта урока Лист оценивания |
65. «Обломовщина – одно слово, … а какое ядовитое!» | 1. Определить общефилософское значение понятия «обломовщина» как основы характера главного героя романа. 2. Формировать умения полного текстуального анализа главы (часть 1, глава 9 – «Сон Обломова) 3. Определить актуальность понятия «обломовщина» в наши дни. | Учащиеся дают определение понятию «обломовщина» на основе прочитанного романа; определяют актуальность данного понятия для нашего времени; совершенствуют умения анализировать и обобщать, проявляют творческие способности при написании эссе | Кластер Эссе «Чем актуальна и страшна обломовщина во все времена?». | НП, ОКМ, ТИО, ВОУ, ИКТ, УиЛ ОО и ОДО | Презентация Текст романа Рабочая карта урока |
66. Роман «Обломов» в русской критике. Полемика Н.А. Добролюбова и А.В. Дружинина об Обломове и «обломовщине». Современная трактовка образов романов (литературоведение, кино и др.). | Помочь сопоставить разные точки зрения на роман и образ главного героя Развивать умение формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать ее; умение создавать свой текст, развивать мышление, внимание, память; Создать положительную мотивацию к уроку литературы через вовлечения учащихся в активную деятельность; воспитывать потребность в оценке деятельности и культуре речевого общения; нравственное воспитание учащихся на основе содержания основных проблем романа | Учащиеся знают и сопоставляют различные точки зрения на роман и образ главного героя; формулируют собственную точку зрения и аргументируют её; совершенствуют творческие способности при написании письма главному герою | Узнай героя Таблица «Два «лица» Обломова» («золотое сердце» и «русская лень») Письмо Обломову | НП, ОКМ, ТИО, ВОУ, ИКТ, УиЛ ОО и ОДО | Тексты критических статей РМ – вопросы для анализа статьи Презентация Оценочная таблица |
67. ВЧ. (читательская конференция): О. Уайльд. «Портрет Дориана Грея». | Познакомить учащихся с романом; подвести к выводу о том, что внешняя красота без нравственных устоев оборачивается безобразием, духовной и физической гибелью героя. Развивать исследовательские умения, творческие способности, коммуникативные навыки. Осуществлять нравственное воспитание учащихся на основе содержания основных проблем романа | Учащиеся знают биографию писателя, содержание и проблематику романа; развивают интеллектуальные умения, коммуникативные навыки при работе в группе, творческие способности при создании собственных иллюстраций к произведению | Ролевая игра (группы): «Архивариусы»: сообщение о писателе; история создания романа «Портрет Дориана Грея». «Текстологи»: проанализировать роман Оскара Уайльда по предложенному плану. «Художники - иллюстраторы»: отметить в тексте романа «Портрет Дориана Грея» описание внешности героя и изменения в портрете; нарисовать иллюстрации к описаниям. «Аналитики»: подготовить опровержение тезисов лорда Генри (по роману «Портрет Дориана Грея»). Фишбоун Рефлексия – «Закончи фразу!» Д\з: рецензия на роман «Портрет Дориана Грея» или фильм, созданный по мотивам данного романа. | НП, ОКМ, ТИО, ВОУ, ИКТ, УиЛ ОО и ОДО | Текст романа Презентация Заготовка «Фишбоун» |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ (1 час) |
68. Значение русской классики 1-ой половины XIX века и ее место в истории русской культуры. | Определить значение русской классики 1-ой половины XIX века и ее место в истории русской культуры. Совершенствовать учебно-интеллектуальные умения и навыки, коммуникативные навыки, навыки само- и взаимооценивания Осуществлять нравственное воспитание учащихся на основе изученных произведений русской классики | Учащиеся определяют значение русской классики 1-ой половины XIX века и ее место в истории русской культуры, формулируют основные проблемы, поставленные в произведениях этого периода; рассуждают об общечеловеческих ценностях, пропагандируемых русской литературой; совершенствуют интеллектуальные и творческие способности, монологическую и диалогическую речь, навыки взаимооценивания | Воронка идей Стратегия ПОПС – формула Строительство стены «Русская классика 1-ой половины XIX века» Тур по галерее | НП, ОКМ, ТИО, ВОУ, ИКТ, УиЛ ОО и ОДО | Листы А-3, фломастеры, оценочные листы, стикеры |