СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Средства художественной выразительности" (9 класс)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Типовые материалы для подготовки учащихся к ОГЭ.

Просмотр содержимого документа
«"Средства художественной выразительности" (9 класс)»

Задание 1. Какое средство выразительности использовано в каждом из предложений? Найдите соответствия (например А1Б2…).

А. И Валька начал ломать голову над тем, какую работу может делать на пароходе слепой.

(Р. Достян.)

Б. Ночь беззвучно текла за окном. (И. Васильев)

В. Это был уже не крик, не зов, а плач по умершему. (Р. Достян.)

Г. Осенью у нас злые шторма. (Р. Достян.)

Д. Пятеро волокли от гаража грубый, как жестяной лист, брезент. (И. Васильев.)

  1. Метафора

  2. Сравнительный оборот

  3. Фразеологизм

  4. Гипербола

  5. Эпитет

  6. Противопоставление

Ответ: _____________________________________________________________________________


Заание 2. Укажите, какое из средств выразительности использовано во всех примерах: сравнение, противопоставление, метафора, ирония, гипербола.

  1. Вдоль забора, правда не очень густо, торчали зеленые гвозди травы, прямые, острые, все одного роста. (Р. Достян.)

  2. На улице шумел и шумел дождь, монотонно, нескончаемо. Продырявилось небо. (И. Васильев.)

  3. В окнах засветились оранжевые абажуры, и от окна к окну потянулись тонкие звуки скрипки. (Н. Баранская.)

  4. Вещи как будто сами бросались ей в руки. Ветер ходил по комнате от нее. (Р. Достян.)

Ответ: ____________________________________________________________________________________


Задание 3. Укажите средство выразительности речи, использованное в предложении.

  1. Плакучие ивы томно развесили длинные волосы до самой воды. (Б. Дедюхин.)

  1. Противопоставление 3) инверсия

  2. Фразеологизм 4) олицетворение


  1. По лужам, вдоль и поперек, шлёпали чумазые, тощие, счастливые куры. (Р. Достян.)

  1. Сравнение 3) эпитеты

  2. Ирония 4) гипербола

  1. Боря прочитал, удивляясь тому, как всё необыкновенное, случившееся с ним сегодня, уместилось в несколько обыкновенных коротких фраз. (Н. Баранская.)

  1. Синонимы 3) сравнение

  2. Метафора 4) противопоставление

  1. А дикий путь мой был опасен и труден. (А. Гайдар.)

  1. Противопоставление 3) инверсия

  2. Метафора 4) фразеологизм

Задание 5. В каждой группе предложений обведите номер примера, в котором средством речевой выразительности является инверсия.

  1. 1) Ей было лет восемь. Зимой это было. Наступил уже вечер. 2) Мать стала сердиться, дёргать её , трепать. 3) Любе стало тепло, хорошо,, чай был горячий и сладкий.. хозяйка разговаривала с ней, как с большой, как с гостьей. 4) --- Девочка, ты же простудишься! --- сказала женщина с мусорным ведром в руке. --- Что ты делаешь? Уже десятый час, иди домой. (Н. Баранская.)

  2. 1) Мы с сестрой близнецы, но она не такая красивая, как я. 2) Она стала торопливо писать записку. 3) Ну, ребята, жить становится интересно! 4) Мой двоюродный брат учится играть на флейте в Гнесинском музыкальном училище! (В. Медведев.)

Задание 6. В каждой группе предложений обведите номер примера, в котором средством речевой выразительности является гипербола.

  1. 1) Все дружными криками поддержали слова Татьяны. 2) Когда ты со мной рядом, я всё могу… 3) Гусев считает: чтобы хорошо прыгать, надо хорошо разбежаться. 4) А ты кто такая, чтобы командовать? (В. Медведев.)


  1. 1) Не сговариваясь, они стремились в те места, где были беззаботно счастливы раньше.

2) Дед Михаил по одному заносил в дом валенки, которые он на день выставлял сушиться.

3) По бесконечно длинной улице брели они вдоль трамвайных рельсов к Сашиному дому.

4) Запах тлеющих можжевеловых веток был горьковато ароматен. (Б. Дедюхин.)


Задание 7. В каждой группе предложений обведите номер примера, в котором средством речевой выразительности являются эпитеты.

  1. 1) Хотелось бы послушать, что скажет нам теперь Люба Сапожникова. 2) Она отошла, а потом мне веточку принесла тополёвую. 3) Всё это Люба видела в старых журналах, которые ворохом лежали у них в чулане при кухне ещё от прежних времён, когда у Розы Иосифовны был зубоврачебный кабинет. 4) Как это получается – думаешь про себя и слова находишь самые нужные, шершавые, колючие, но зато цепкие, сильные. (Н. Баранская.)


  1. 1) В четыре часа Боря вышел из магазина. Он вёл за руль новый, очень красивый велосипед. 2) ---Я очень рада, --- не унималась Зинаида Фоминична. ---А что дедушка подарил тебе? 3) В это время они подошли к дверям Юриной квартиры. Но прежде чем они прикоснулись к звонку, дверь распахнулась, Зоя Петровна схватила Юру за рукав и втащила в переднюю. 4) Сдачу Боря не считал --- теперь , когда у него есть велосипед, деньги ему не нужны.



Задание 8. В каждой группе предложений обведите номер примера, в котором средством речевой выразительности является олицетворение.

  1. 1) голые деревья не дают тени , над чёрной, с редкими кустиками Иван-чая землёй дрожит – переливается марево. 2) В узком длинном коридоре воздух от закатного неба казался розовым, из-за дверей слышалось ровное дыхание наконец-то угомонившихся малышей. 3) Ночь спрессовала в углах темноту, развесила на чёрных стёклах мерцающие звёзды. 4) Уже заалело небо и сгустился в лощинах туман, когда он вышел к деревне. (И. Васильев.)


  1. 1) Хорошо ещё, что ветра нет. А он ведь часто бывает. 2) Вскоре начались дожди. Они шли по ночам. 3) Бедные деревья! Даже видно, как тяжело им стоять. 4) Так кончился единственный хороший вечер в доме. (Р. Достян.)

Задание 9. В каждой группе предложений обведите номер примера, в котором средством речевой выразительности является метафора.

  1. 1) Отец стоял у холодного окна, лицом к стеклу, и что-то негромко и грустно насвистывал. 2) К городу из-за реки плыла огромная туча, неся на своих крыльях буран или метелицу, которую так красиво изображала на сцене Таня Копейкина. 3) Они по-прежнему молча поднялись по лестнице, и Настя, достав из кармана ключ, дрожащими руками открыла дверь. 4) Вот чего-то не хватало у них в городе – так это именно такой высокой и крутой горы с диким, густым и непроходимым лесом на склонах. (Г. Ширяева.)


  1. 1) Понимают ли ребята, что Любка хороша? 2) Музыка играла в Вальке. 3) Только Любка об этом ничего не знала. 4) Один Валька не принимал участия в веселье: не острил, не скалил зубы, не толкал в бок товарищей. (Н. Баранская.)



Задание 10. В каждой группе предложений обведите номер примера, в котором средством речевой выразительности является сравнение.

  1. 1) Сергей Николаевич сидел на табуретке, Толя на полу, на берёзовом полене, и, обжигаясь, отхлёбывали изалюминиевых кружек малиновый чай. 2) В голове товарного состава попыхивал дымком паровоз, словно старик раскуривал трубку. 3) Улетают недосмотренные сны, свежестью, радостной силой наливаются мускулы. 4) Ожил, зазвенел голосами большой дом. (И. Васильев.)


  1. 1) Сергей Николаевич скомандовал : « На озеро бегом марш!» 2) Разом вытянулись руки в стороны – кажется , чудная птица расправила крылья. 3) Степан откинул со лба волосы, почувствовал, что лоб мокрый. 4) Ценю всё, что сделано вами за два года. (И. Васильев.)


Задание 11. В каждой группе предложений обведите номер примера, в котором средством речевой выразительности является ирония.

  1. Наш физик Борис Борисович сказал : «Алексеева, тебе следует проветриться. Выйди из класса, походи по коридору и вернись. Может быть, после этого наука не будет тебя так усыплять». (В. Киселев.)

  2. – Нашивки-то красивые… Сам пришил?

-- Не-е, бабушка… Я ей нитку в иголку вдел!

-- Герой!

Задание 4. В каждой группе предложений обведите номер примера, в котором средством речевой выразительности является фразеологизм.

  1. 1) Из вагона доносилась песня, там пели, играли на гитаре. 2) ------ Заходи, земляк, ----- сказал Аким Ильич, цыкнув на Тузика, ---чего через забор попусту кричать? 3) Сержант достал записную книжечку, что-то черкнул в ней карандашиком и принялся рассматривать Тузика. 4) ---- И так яблоку негде упасть, ---- закричали на нас в тамбуре, ---- а эти с собакой. (Ю. Коваль.)

  2. 1) Старуха замечала все это, ценила, ворча, что, если бы поменьше молол языком, пришёлся бы ей по душе. 2) Зато очень понравилось бабке, когда Валька почистил кирпичом медные подсвечники. 3) Как – то Пелагея вернулась домой в тот момент, когда погас свет. 4) Щётка была из настоящей щетины, поэтому бабушка относилась к ней с почтением – отряхивала её об ладонь и клала на полку у печки. (Р. Достян.)

  3. 1) Ксюша то и дело приподнимала фонарь, чтобы видеть дальше. 2) Прогудел паровоз коротко и равнодушно. 3) Когда уже они дошли до Ксюшиных сеней, Валька решил, что войдёт с нею и скажет, что он виноват. 4) Поблизости – ни шороха, лишь по высокому весеннему небу ветер нёс грустный шум еловых игл. (Р. Достян.)



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!