СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Формирование исторической эмпатии на школьных уроках"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические приемы формирования исторической эмпатии школьников.Осмысление ценностей различных исторических эпох.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Формирование исторической эмпатии на школьных уроках"»

Ульяновская область Старокулаткинский район с. Старый Атлаш

МКОО «Староатлашская СШ»








Формирование исторической эмпатии

на школьных уроках




















Учитель истории и обществознания

Юртаев Г.Р.


В современной школе происходит переориентация целей школьного исторического образования с усвоения содержания на развитие личности учащихся на основе знания прошлого, приобщения к достижениям мировой культуры и формирования умений ориентироваться в системе социальных норм. Приходит осознание, что изучение истории – это не только запоминание фактов, но и освоение ценностей разных исторических эпох, мысленная реконструкция в своем воображении поступков и взглядов людей прошлого, умение «встать на определенную позицию человека прошлого», понять, чем она обусловлена. В этой связи представляется целесообразным рассмотреть методические приемы формирования исторической эмпатии школьников. Но прежде надо уточнить содержание этого понятия.

Эмпатия – от греч. empatheia – «сопережевание».

В психологической литературе этот термин «обозначает наше осознание эмоционального состояния другого человека и способность разделить его опыт». «Эмпатия – вчувствование, познание субъектом имманентного мира другого индивида, а также чувственно – эмоциональная отзывчивость субъекта на негативные и положительные чувства – эмоции другого субъекта… Сами сопережевания могут быть соотнесены не только к реально конкретному субъекту, но и к переживаниям, эмоциям, замыслам, идеям персонажей из литературных произведений, кинематографа, сценического искусства». Применительно к процессу исторического познания под исторической эмпатией следует понимать способность субъекта «вчувствоваться», проникнуть в историческую эпоху. Эта способность предполагает умение воссоздать образ мыслей, переживания, настроения людей прошлого, оперировать категориями того времени, а не современными.

Один из путей формирования исторической эмпатии – это выполнение учениками образных заданий. В практику работы учителей уже довольно прочно вошли такие виды заданий:

- воображаемое путешествие – надо описать то, что мог бы видеть человек прошлого: «Я иду по русской деревне XVIII в. и вижу…», Наш корабль прибыл в Пирей (или Александрию), и мы увидели…»;

- воображаемое интервью – один ученик перевоплощается в историческую личность, класс задает ему вопросы;

- метод незаконченного предложения - надо продолжить фразу от первого лица, например, о чем мог просить в молитве средневековый крестьянин («Господи, спаси нас от…») или древний грек («О, Великая Афина, я прошу…»);

- ситуация выбора – задания типа: «Как бы вы поступили, если…», «За кого бы вы проголосовали?», «Какому направлению народничества вы бы примкнули?»;

- ожившая картина- придумать монологи или диалоги персонажей исторических картин;

- сочинение от первого лица – рассказ о событиях прошлого от лица очевидца или участника с использованием разных жанров: письма, воспоминаний, дневниковой записи и т.д.

Подобные образные задания являются критериально ориентированными, что предполагает вычленение для каждого из них конкретных критериев оценки или определенных показателей – содержательных элементов ответа учащихся. Приведем примеры заданий с критериями по теме «Перестройка в СССР».

  1. Напишите письмо в любое периодическое издание времен перестройки от лица вымышленного человека с изложением его взглядов на обсуждаемые в тот период вопросы. Из текста письма должны быть ясны идейные позиции, возраст, род занятий, образование, настроение человека.

Оценить данное задание можно по следующим критериям:

- правильное выделение актуальных проблем и тем, волновавших людей и обсуждавшихся на страницах периодики (например, гласность, критика сталинизма и идей социализма, пересмотр оценок советской истории и т.п.);

- понимание сути обсуждавшихся проблем и спектра мнений;

- умение встать на определенную позицию человека прошлого,

понять, чем она обусловлена, и исторически достоверно воссоздать ход его мыслей, аргументов, передать его переживания и настроение;

- соответствие направленности выбранного периодического издания и выраженной в письме позиции.

2. Подготовьте плакат, который мог бы появиться на остатках Берлинской стены в 1989г.

Критериями оценки могут быть:

- умение почувствовать и выразить эмоциональную атмосферу исторической ситуации;

- использование исторически достоверных образов, деталей, мнений, лозунгов;

- четкость замысла и ясность отображения основной идеи плаката;

- композиционная стройность, эстетичность и выразительность оформления. (Можно добавить – оригинальность идеи оформления.)

К сожалению, задания, позволяющие вчувствоваться» в историческую эпоху, используются на школьных уроках не системно, а эпизодически. Более эффективной представляется технология, рассчитанная на цикл уроков. В курсе отечественной истории для формирования исторической эмпатии можно использовать технологию «Дневниковые записи». На одном из уроков, например, по истории предвоенного времени учитель предлагает задание: представьте себе, что вы - подросток двенадцати лет, живете в Пскове в 1940 г. Опишите один свой день в форме дневниковых записей. Школьникам дается для написания 10-15 мин, а затем организуется беседа: у кого в записях присутствуют экономические процессы, факты, явления? Какие? Соответственно, выясняем, какие именно политические, социальные, культурные процессы отражены, присутствуют ли личные переживания и какие (это ведь подросток). Чтобы оценить работу каждого, можно использовать взаимооценку. Ребята по кругу обмениваются своими работами, и каждый должен написать два предложения, прочитав работу другого: «Тебе хорошо удалось…Можно посоветовать…» Затем работы возвращаются авторам. В ходе подобной деятельности ученики зачастую ощущают недостаток знания конкретных знания исторических реалий, особенно деталей повседневности. Так появляются запрос на информацию, стимул к конкретизации

исторических представлений.

Через несколько уроков, когда изучается материал о Великой Отечественной войне, продолжаем дневниковые записи. Ученики должны представить, что могло случиться с их персонажем, например, к 1943г. (ему уже 15 лет), и описать один день. Теперь каждый описывает «свой» вариант жизненной ситуации, главное, что - бы он был исторически возможным. Затем, когда изучаем послевоенное восстановление страны, ученики продолжают записи от лица своего повзрослевшего персонажа прошлого. Таким образом, ученик «проживает» историю вместе с судьбой одного человека. Ученики могут придумывать разные повороты судьбы для своего героя, недопустима только его гибель. Технология «Дневниковые записи» позволяет избежать абстрактности истории, приблизить мир людей прошлого к современному школьнику.




Примечания

  1. Кордуэлл Майк. Психология. А-Я: Словарь - справочник. М.2000.

  2. Современный словарь по психологии /Автор и сост.В. В. Юрчук. Минск, 2000.

  3. ГодерГ. И. Преподавание истории в 5 классе: Пособие для учителя.

М. 1985г.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!