Ульяновская область Старокулаткинский район с. Старый Атлаш
МКОО «Староатлашская СШ»
Формирование исторической эмпатии
на школьных уроках
Учитель истории и обществознания
Юртаев Г.Р.
В современной школе происходит переориентация целей школьного исторического образования с усвоения содержания на развитие личности учащихся на основе знания прошлого, приобщения к достижениям мировой культуры и формирования умений ориентироваться в системе социальных норм. Приходит осознание, что изучение истории – это не только запоминание фактов, но и освоение ценностей разных исторических эпох, мысленная реконструкция в своем воображении поступков и взглядов людей прошлого, умение «встать на определенную позицию человека прошлого», понять, чем она обусловлена. В этой связи представляется целесообразным рассмотреть методические приемы формирования исторической эмпатии школьников. Но прежде надо уточнить содержание этого понятия.
Эмпатия – от греч. empatheia – «сопережевание».
В психологической литературе этот термин «обозначает наше осознание эмоционального состояния другого человека и способность разделить его опыт». «Эмпатия – вчувствование, познание субъектом имманентного мира другого индивида, а также чувственно – эмоциональная отзывчивость субъекта на негативные и положительные чувства – эмоции другого субъекта… Сами сопережевания могут быть соотнесены не только к реально конкретному субъекту, но и к переживаниям, эмоциям, замыслам, идеям персонажей из литературных произведений, кинематографа, сценического искусства». Применительно к процессу исторического познания под исторической эмпатией следует понимать способность субъекта «вчувствоваться», проникнуть в историческую эпоху. Эта способность предполагает умение воссоздать образ мыслей, переживания, настроения людей прошлого, оперировать категориями того времени, а не современными.
Один из путей формирования исторической эмпатии – это выполнение учениками образных заданий. В практику работы учителей уже довольно прочно вошли такие виды заданий:
- воображаемое путешествие – надо описать то, что мог бы видеть человек прошлого: «Я иду по русской деревне XVIII в. и вижу…», Наш корабль прибыл в Пирей (или Александрию), и мы увидели…»;
- воображаемое интервью – один ученик перевоплощается в историческую личность, класс задает ему вопросы;
- метод незаконченного предложения - надо продолжить фразу от первого лица, например, о чем мог просить в молитве средневековый крестьянин («Господи, спаси нас от…») или древний грек («О, Великая Афина, я прошу…»);
- ситуация выбора – задания типа: «Как бы вы поступили, если…», «За кого бы вы проголосовали?», «Какому направлению народничества вы бы примкнули?»;
- ожившая картина- придумать монологи или диалоги персонажей исторических картин;
- сочинение от первого лица – рассказ о событиях прошлого от лица очевидца или участника с использованием разных жанров: письма, воспоминаний, дневниковой записи и т.д.
Подобные образные задания являются критериально – ориентированными, что предполагает вычленение для каждого из них конкретных критериев оценки или определенных показателей – содержательных элементов ответа учащихся. Приведем примеры заданий с критериями по теме «Перестройка в СССР».
Напишите письмо в любое периодическое издание времен перестройки от лица вымышленного человека с изложением его взглядов на обсуждаемые в тот период вопросы. Из текста письма должны быть ясны идейные позиции, возраст, род занятий, образование, настроение человека.
Оценить данное задание можно по следующим критериям:
- правильное выделение актуальных проблем и тем, волновавших людей и обсуждавшихся на страницах периодики (например, гласность, критика сталинизма и идей социализма, пересмотр оценок советской истории и т.п.);
- понимание сути обсуждавшихся проблем и спектра мнений;
- умение встать на определенную позицию человека прошлого,
понять, чем она обусловлена, и исторически достоверно воссоздать ход его мыслей, аргументов, передать его переживания и настроение;
- соответствие направленности выбранного периодического издания и выраженной в письме позиции.
2. Подготовьте плакат, который мог бы появиться на остатках Берлинской стены в 1989г.
Критериями оценки могут быть:
- умение почувствовать и выразить эмоциональную атмосферу исторической ситуации;
- использование исторически достоверных образов, деталей, мнений, лозунгов;
- четкость замысла и ясность отображения основной идеи плаката;
- композиционная стройность, эстетичность и выразительность оформления. (Можно добавить – оригинальность идеи оформления.)
К сожалению, задания, позволяющие вчувствоваться» в историческую эпоху, используются на школьных уроках не системно, а эпизодически. Более эффективной представляется технология, рассчитанная на цикл уроков. В курсе отечественной истории для формирования исторической эмпатии можно использовать технологию «Дневниковые записи». На одном из уроков, например, по истории предвоенного времени учитель предлагает задание: представьте себе, что вы - подросток двенадцати лет, живете в Пскове в 1940 г. Опишите один свой день в форме дневниковых записей. Школьникам дается для написания 10-15 мин, а затем организуется беседа: у кого в записях присутствуют экономические процессы, факты, явления? Какие? Соответственно, выясняем, какие именно политические, социальные, культурные процессы отражены, присутствуют ли личные переживания и какие (это ведь подросток). Чтобы оценить работу каждого, можно использовать взаимооценку. Ребята по кругу обмениваются своими работами, и каждый должен написать два предложения, прочитав работу другого: «Тебе хорошо удалось…Можно посоветовать…» Затем работы возвращаются авторам. В ходе подобной деятельности ученики зачастую ощущают недостаток знания конкретных знания исторических реалий, особенно деталей повседневности. Так появляются запрос на информацию, стимул к конкретизации
исторических представлений.
Через несколько уроков, когда изучается материал о Великой Отечественной войне, продолжаем дневниковые записи. Ученики должны представить, что могло случиться с их персонажем, например, к 1943г. (ему уже 15 лет), и описать один день. Теперь каждый описывает «свой» вариант жизненной ситуации, главное, что - бы он был исторически возможным. Затем, когда изучаем послевоенное восстановление страны, ученики продолжают записи от лица своего повзрослевшего персонажа прошлого. Таким образом, ученик «проживает» историю вместе с судьбой одного человека. Ученики могут придумывать разные повороты судьбы для своего героя, недопустима только его гибель. Технология «Дневниковые записи» позволяет избежать абстрактности истории, приблизить мир людей прошлого к современному школьнику.
Примечания
Кордуэлл Майк. Психология. А-Я: Словарь - справочник. М.2000.
Современный словарь по психологии /Автор и сост.В. В. Юрчук. Минск, 2000.
ГодерГ. И. Преподавание истории в 5 классе: Пособие для учителя.
М. 1985г.