Формирование коммуникативных умений младших школьников.
С сентября 2011 г. все школы нашей страны перешли на обучение по новому Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС). Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования:
личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности;
метапредметным, включающим освоенные обучающимся универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные, и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, межпредметными понятиями;
предметным, включающим освоение обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.
Актуальность концепции развития УУД для НОО обусловлено, в том числе, возрастанием требований к коммуникационному взаимодействию и толерантности членов общества. Низкий уровень коммуникативной компетентности находит отражение в увеличении количества детей с высокой тревожностью. Все чаще наблюдаются случаи отвержения и травли детей одноклассников, проявления враждебности и агрессии по отношению к сверстникам. Все это придает особую актуальность воспитанию умению сотрудничать, быть толерантным к разнообразным мнениям, уметь слушать и слышать партнера, свободно излагать свою точку зрения на проблему.
Умение общаться - это залог безопасности и успеха как самого обучающегося, так и окружающего его общества, государства. Именно умение общаться вне зависимости от культуры, к которой принадлежит человек, позволяет ему удовлетворить основные потребности. Человеческие потребности, опосредующие личностный рост человека, согласно Абрахаму Маслоу, распределяются по уровням от более простых к более высоким. Схематично иерархию потребностей представляют в виде «пирамиды» (рис. 1).
Рис. 1. Пирамида потребностей А. Маслоу.
Источник: http://www.psychoanalyst.ru/depression/hierarchy.htm
Очевидно, что умение общаться с окружающими людьми является сегодня необходимым для удовлетворения потребностей всех семи уровней. В частности, коммуникативные умения дают человеку возможность зарабатывать средства для удовлетворения физиологических потребностей в жилье, пище, лечении, позволяют построить отношения с людьми, удовлетворяющие потребность в уважении и признании, создать семью и удовлетворить, таким образом, потребность быть принятым, любить и быть любимым и т.д. Никто не станет отрицать важность формирования коммуникативных умений у школьников.
Что такое «Коммуникация»? Слово «коммуникация» происходит от латинского слова «communicatio», что переводится как «сообщение, передача», и «communicare», что означает «делать общим, беседовать, связывать, сообщать, передавать». Именно на обучение коммуникации как взаимодействию человека с другими людьми, с окружающим его социальным миром по своей сути была и остается нацеленной любая школа с древности до современности.
Коммуникативные универсальные учебные действия (УУД) обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению и деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; способность интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
К коммуникативным универсальным учебным действиям в начальной школе относятся
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, а именно, определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
постановка вопросов, т.е. инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
разрешение конфликтов: выявление конфликтов, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
управление поведением партнера – контроль, оценка, коррекция его действий;
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка
Формирование и диагностика коммуникативных универсальных учебных действий
Для развития коммуникативных учебных умений организуется работа в парах и группах постоянного и сменного состава. Данную форму работы использую в своей практике довольно часто. Ребята активнее включаются в учебный процесс, работают увлеченно, учатся общению, конструктивному диалогу. А на первоначальном этапе изучила опыт учителей Красноярского края.
Парная форма учебной работы предполагает, что два человека занимаются друг с другом и ни с кем больше. При работе в паре может происходить сотрудничество, взаимопомощь, взаимопроверка. Дети сначала учатся работать в парах «учитель-ученик». Знакомятся с правилами общения. Работу в парах можно организовать на любом виде и этапе урока. Чаще всего работа организовывается в статической паре. Это пара образованная из детей, сидящих за одной партой. Работая в парах, дети проходят учебный материал быстрее и качественнее. У них повышается интерес к учебным занятиям.
Детям такая работа очень нравится. А так как дети ограничены временем и не хотят отстать от других пар, они стараются не отвлекаться, общаются по теме урока.
После того как ребята научились работать в постоянных парах, наступает переход к обучению в парах сменного состава или динамических парах. Динамическая пара – это группа из четырёх человек, работающих попарно. Сначала работают дети, сидящие за одной партой, затем разворачиваются к соседям, сидящим за следующей партой в ряду, и образуют новые пары. После завершения работы в парах необходимо обсуждение в группе результатов работы, подготовка к представлению результатов для общеклассного обсуждения.
После отработки навыков работы в парах переходим к работе в группах. Работа в малых группах по 3-4 человека.
Цель групповой работы - активное вовлечение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала.
Групповая работа младших школьников предполагает свои правила (Приложение № 1). Практика показывает, что именно во время групповой работы ученики с низкими интеллектуальными данными в группах более активны.
Формирование групп происходит разным способом, например, через игру «Молекула-моли», по симпатиям, счет по порядку (1, 2, 3…), «у кого есть братья, сестры, единственный ребенок в семье», «у кого есть кошки, собаки, те и другие», по временам года. Деление случайным способом может быть таким: 1) Выбирают 4 лидеров–это грибники. Они идут по лесу и находят грибы (подосиновики, рыжики и т.д)-выбирают ребят. Набрали грибники полные корзины грибов. Им предлагается ситуация: Вы заблудились в лесу. Придумайте свой пароль по хлопанью ладошек». 2) Мореплаватели. Выходят 4 человека владельцы кораблей, Они выбирают капитана, помощника капитана, лоцмана, кока и др. Расходятся по группам и выполняют задания. Ситуации «но вот буря, что …..», «вы приплыли к необитаемому острову, что вы…».
Групповая форма обучения даёт большой эффект не только в обучении, но и в воспитании учащихся. Учащиеся, объединившиеся в одну группу, привыкают работать вместе, учатся находить общий язык и преодолевать сложности общения. Однако необходимо учитывать ряд важных аспектов:
– результативность работы группы зависит от каждого её члена;
– учителю желательно наблюдать за работой каждого и сообщать учащимся о своих наблюдениях;
– за конечный результат отвечают все члены команды;
– целесообразно давать школьникам возможность самостоятельно оценивать свой вклад в работу всей команды.
Таким образом, группы выполняют коммуникативную (направленную на создание и сплочение коллектива) и личностно – ориентированную (направленную на самоорганизацию) функции.
В интернет-ресурсах можно найти уже существующие технологии и методы формирования у учащихся коммуникативных умений.
В этом году мы апробировали в учебном процессе инновационные методы и приемы формирования коммуникативных умений. Предлагаю некоторые методы диагностики и мониторинга уровня сформированности у учащихся коммуникативных умений.
1 класс - Приложение №2;
2 класс - Приложение № 3;
3 класс – Приложение № 4;
4 класс – Приложение № 5.
Главными показателями нормативно-возрастной формы развития коммуникативного компонента универсальных учебных действий в начальной школе можно считать умение договариваться, находить общее решение практической задачи (приходить к компромиссному решению) даже в неоднозначных и спорных обстоятельствах (конфликт интересов); умение не просто высказывать, но и аргументировать свое предложение, умение и убеждать, и уступать; способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации спора и противоречия интересов, умение с помощью вопросов выяснять недостающую информацию; способность брать на себя инициативу в организации совместного действия, а также осуществлять взаимный контроль и взаимную помощь по ходу выполнения задания.
Литература:
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: Пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. – 2-е изд-е. – М.: Просвещение, 2010.
«Коммуникативные универсальные учебные действия» nsportal.ru
Опыт учителей Красноярского края. Журнал «Начальная школа» №1 1990, № 2 1993.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373. Режим доступа: http://standart.edu.ru
Формирование коммуникативных умений школьников: SpbSchool21.ru›