СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья «Формирование коммуникативных умений младших школьников»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Создание условий для диагностирования и формирования коммуникативных УУД, сплочения детского коллектива;

Приучать  к соблюдению правил, работы в группах, умению вести диспут,  контролировать свои действия, правильно и объективно оценивать поступки других.

Просмотр содержимого документа
«Как работать в группе»

Приложение № 1


КАК РАБОТАТЬ В ГРУППЕ


  1. Будь добросовестным по отношению к товарищам, работай в полную меру своих сил.

  2. Слушайте каждого члена группы внимательно, не перебивая.

  3. Говорите коротко, ясно, чтобы все могли высказаться

  4. Поддерживайте друг друга, несмотря на интеллектуальные разногласия.

  5. Отвергая предложенную идею, делайте это вежливо и не забывайте предлагать альтернативу.

  6. Если никто не может начать говорить, начинайте по часовой стрелке от капитана (координатора)

  7. Координатором выбирайте того, кто сможет распределить нагрузку, уладить разногласия, выбрать лучшее решение вместе со всеми.

  8. Выступать от имени группы почетно. Это делает не камикадзе, а подготовленный все группой ее полномочный представитель.



КАК ВЕСТИ ДИСПУТ, ДИСКУССИЮ


  1. Четко определите собственную позицию. Не отходите от темы диспута.

  2. В начале спора изложите свои основные идеи и аргументы. Опирайтесь на факты.

  3. Не искажайте в споре доводы, высказывания оппонентов. Не говорите «вы не правы». А только - «я с вами не согласен»

  4. Излагайте свое мнение спокойно и логично.

  5. Не бойтесь признать, ошибочность совей точки зрения, если другая сторона оказалась более убедительной.


Просмотр содержимого документа
«1 класс»

«Узор»

Работа в парах

Задание. Нарисуйте узор по клеточкам под диктовку друг друга. Продолжите свой узор так, чтобы соблюдалась закономерность в рисовании узора. Докажите, что в узоре соблюдается закономерность.

План работы.

  1. Договариваемся, кто первым диктует узор (заполняем таблицу обязанностей).

  2. Диктуем по очереди друг другу узор (узоры № 1, № 2 в таблице обязанностей0 проверяем правильность узоров.

  3. Придумываем закономерность и продолжаем свой узор.

  4. Доказываем друг другу, что в своем узоре соблюдается закономерность.

  5. Заполняем оценочный лист (запись имен участников, оценка выполнения коммуникативных действий участниками: знак «+» - выполнялось действие, знак «-» - не выполнялось).

  6. Вывод (обозначение цветом).

Таблица обязанностей

Узор № 1

Что делаем

Кто делает

1 клетка вниз,

2 клетки вправо,

1 клетка вверх…

(остановка)






Узор № 2


1 клетка вверх,

2 клетки вправо,

1 клетка вниз …











































































































*






























































Оценочный лист

Участники

Коммуникативные действия


Я сам (а)

  1. Диктовал (а) узор партнеру по паре



  1. Рисовал (а) узор под диктовку правильно



  1. Придумал (а) закономерность и продолжил (а)



  1. Доказал (а), что есть закономерность



  1. Внимательно слушал (а) партнера



  1. Работал (а) дружно, без ссор



  1. С интересом выполняла задание





ВЫВОД.


Умею работать в паре

Знак «+» по оценке действий с №1 по № 6

Учусь работать в паре

От одного до пяти знаков знака «+» по оценке действий № 1-6

Пока не умею работать в паре

Нет ни одного знака «+» по оценке действий с №1 по №6


Оценка ученика

Оценка учителя


Красный цвет - умею вести диалог, умею сотрудничать;

Желтый цвет – учусь вести диалог, учусь сотрудничать;

Синий цвет – пока не умею вести диалог, пока не умею сотрудничать.


Действия, которые мне нужно научиться выполнять лучше

(нет «+» по оценке этих действий)





Источники.

  1. Арасланова Е. В., Багина О. Н. Тетрадь диагностических работ № 1.-Киров: ООО «Типография «Старая Вятка», 2015

  2. Губы - http://cliparts.co/cliparts/pc5/8gB/pc58gBGxi.jpg

  3. Карандаш - http://vse-raskraski.ru/images/malish/karandash/karandash-23.jpg

  4. Елочная игрушка https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=c2f3cb794518cbc0977d51110a238c24&n=33&h=215&w=161

Просмотр содержимого документа
«2 класс»

«Детский комплект 1»

Работа в группах по 3 человека.

Детям часто покупают необходимые вещи, которые представляют собой комплекты (одежды, школьных принадлежностей и др.) Комплект – это набор вещей, у которых может быть одинаковый цвет, рисунок или орнамент, расположение и количество этих элементов, то есть предметы из одного комплекта имеют одинаковое оформление

Задание. Подумайте, как можно оформить осенний комплект, в который входят зонтик и резиновые сапоги. Предложите свою точку зрения, затем создайте общий вариант оформления.

План работы.

  1. Обсуждение задания.

  2. Выполнение задания каждым участником в своей тетради (предложение своей тоски зрения на оформление данного комплекта предметов),

  3. Анализ предложенных вариантов и выбор совместного варианта выполнения задания.

  4. Распределение обязанностей (заполнение таблицы обязанностей)

  5. Выполнение каждым учеником своей части задания (на отдельных листочках с изображением предметов из комплекта).

  6. Обсуждение того, что получилось, совместная доработка и исправление недочетов (отметки о выполнении в таблицах обязанностей и ролей).

  7. Оформление и представление готового продукта деятельности внутри группы или всему классу.

  8. Заполнение каждым учеником оценочного листа (запись имен участников, оценка выполнения коммуникативных действий участниками: знак «+» - выполнялось действие, знак «-» - не выполнялось). обязанностей в рамках своей роли.

  9. Вывод (обозначение цветом).


Таблица обязанностей


Что делаем

Кто делает

Выполнено (+ или -)

1.



2.



3.



4.







Участники

Коммуникативные действия



Я сам(а)

  1. Предлагал (а) и доказывал (а) свою точку зрения




  1. С уважением принимал (а) точку зрения другого




3. Участвовал(а) в обсуждении и принятии общего решения группы




4. Выполнял(а) свою часть задания




5. Работал(а) дружно, без ссор




6. Участвовал(а) в доработке общего продукта




7. Представлял(а) результат своей работы




8. С интересом выполнял(а) это задание





ВЫВОД.



Могу участвовать в диалоге

Все знаки «+» по оценке действий № 1, 2, 3

Учусь участвовать в диалоге

Нет знака «+» по оценке одного-двух из этих действий

Пока не принимаю участие в диалоге

Нет знака «+» по всем трем действиям


Оценка ученика

Оценка учителя


Умею работать в группе

Все знаки «+» по оценке действий № 3, 4, 5, 6

Учусь работать в группе

Нет знака «+» по оценке от одного до трех из этих действий

Пока не умею работать в группе

Нет знака «+» по всем четырем действиям

Оценка ученика

Оценка учителя


Красный цвет - умею вести диалог, умею сотрудничать;

Желтый цвет – учусь вести диалог, учусь сотрудничать;

Синий цвет – пока не умею вести диалог, пока не умею сотрудничать.


Действия, которые мне нужно научиться выполнять лучше

(нет «+» по оценке этих действий)








Источники.

  1. Арасланова Е. В., Багина О. Н. Тетрадь диагностических работ № 2.-Киров: ООО «Типография «Старая Вятка», 2015

  2. Зонт, сапоги - http://www.playing-field.ru/img/2015/052111/5939142

  3. Лист клена - https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=8a18a1325717c06ac088527094d55506&n=33&h=215&w=216

Просмотр содержимого документа
«3 класс»

«Дешифровщик 1»

Шифр – разновидность кодирования секретной информации. Шифр используется в целях предупреждения получения данной информации посторонними людьми. Зашифрованные тексты передаются открыто, так как их содержание может быть понятно только тем людям, которые знают шифр. Это дешифровщики. Дешифровка – это чтение и восстановление понимания текста, написанного шифром, тайнописью.


Работа в группах по 4 человека

Задание. Расшифруйте части двух пословиц, используя шифр, и восстановите пословицы. Задайте вопрос об этих пословицах другим группам.


а

в

г

д

е

й

л

м

н

о

п

р

с

т

у

ы

ц

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17


А)

2

5

12

9

10

8

15


4

12

15

3

15















Б)

10

11

1

13

9

16

6


2

12

1

3














В)

17

5

9

16


9

5

14











Г)

9

5

2

5

12

9

16

6


4

12

15

3















План работы.

  1. Выбор капитана (лидера, организатора)

  2. Обсуждение задания.

  3. Распределение обязанностей (заполнение таблицы обязанностей)

  4. Распределение ролей (заполнение таблицы ролей)

  5. Выполнение каждым учеником своей части задания (в тетради), обязанностей в рамках своей роли.

  6. Обсуждение того, что получилось, совместная доработка и исправление недочетов (отметки о выполнении в таблицах обязанностей и ролей).

  7. Оформление и представление готового продукта деятельности внутри группы или всему классу.

  8. Заполнение каждым учеником оценочного листа (запись имен участников, оценка выполнения коммуникативных действий участниками: знак «+» - выполнялось действие, знак «-» - не выполнялось).

  9. Вывод (обозначение цветом).


Таблица обязанностей


Что делаем

Кто делает

Выполнено (+ или -)

1.



2.



3.



4.




Таблица ролей


Роль

Что делаем

Кто делает

Выполнено

(+ или -)

Капитан

  1. Организует работу группы по плану



Хранитель времени

2. Контролирует время работы группы (на разных этапах)



Критик

  1. Проверяет правильность выполненного задания (по эталону)



Спикер

  1. Представляет продукт деятельности группы (пословица и вопрос)





Оценочный лист


Участники

Коммуникативные действия






Я сам(а)

  1. Участвовал(а) в обсуждении и принятии общего решения группы







  1. Выполнял(а) свою часть задания







3.Выполнял(а) свою роль







4.Участвовал(а) в доработке общего продукта







5.Контролировал(а) выполнение работы участниками







6. Срставлял(а) вопросы







7. Работал(а) дружно, без ссор







8. Представлял(а) результат своей работы







  1. С интересом выполнял(а) это задание








ВЫВОД.


Умею работать в группе

Знак «+» по оценке действий с №1 по №8

Учусь работать в группе

Нет знака «+» по оценке одного до семи из этих действий

Пока не умею работать в группе

Нет знака «+» по оценке действий с №1 по №8

Оценка ученика

Оценка учителя


Красный цвет - умею вести диалог, умею сотрудничать;

Желтый цвет – учусь вести диалог, учусь сотрудничать;

Синий цвет – пока не умею вести диалог, пока не умею сотрудничать.

Действия, которые мне нужно научиться выполнять лучше

(нет «+» по оценке этих действий)







Источники.

  1. Арасланова Е. В., Багина О. Н. Тетрадь диагностических работ № 3.-Киров: ООО «Типография «Старая Вятка», 2015.

  2. Елочная игрушка - http://tr.colorkid.net/sites/default/files/styles/node_picture_views/public/1433779917_8.gif







Просмотр содержимого документа
«4 класс»

«Правила поведения на каникулах»


Скоро закончится весна, начнется лето, каникулы. А какие правила поведения во время летних каникул важно соблюдать?

Задание. Составьте 5 правил поведения во время летних каникул (в городе, деревне, на водоемах, в общественных местах и др.). Запишите каждое правило на отдельном листе.

Работа в группах по 5 человек.

План работы.

  1. Выбор капитана (лидера, организатора)

  2. Обсуждение задания.

  3. Распределение обязанностей (заполнение таблицы обязанностей)

  4. Распределение ролей (заполнение таблицы ролей)

  5. Выполнение каждым учеником своей части задания (в тетради), обязанностей в рамках своей роли.

  6. Обсуждение того, что получилось, совместная доработка и исправление недочетов (отметки о выполнении в таблицах обязанностей и ролей).

  7. Оформление и представление готового продукта деятельности внутри группы или всему классу.

  8. Заполнение каждым учеником оценочного листа (запись имен участников, оценка выполнения коммуникативных действий участниками: знак «+» - выполнялось действие, знак «-» - не выполнялось).

  9. Вывод (обозначение цветом).


Таблица обязанностей


Что делаем

Кто делает

Выполнено (+ или -)

1.



2.



3.



4.





Таблица ролей


Роль

Что делаем

Кто делает

Выполнено

(+ или -)

Капитан

  1. Организует работу группы по плану



Хранитель времени

2. Контролирует время работы группы (на разных этапах)



Критик

  1. Проверяет правильность выполненного задания (по эталону)



Спикер

  1. Представляет продукт деятельности группы (пословица и вопрос)










Оценочный лист


Участники

Коммуникативные действия






Я сам(а)

  1. Участвовал(а) в обсуждении и принятии общего решения группы







  1. Выполнял(а) свою часть задания







3.Выполнял(а) свою роль







4.Участвовал(а) в доработке общего продукта







5.Контролировал(а) выполнение работы участниками







6. Срставлял(а) вопросы







7. Работал(а) дружно, без ссор







8. Представлял(а) результат своей работы







  1. С интересом выполнял(а) это задание








ВЫВОД.


Умею работать в группе

Знак «+» по оценке действий с №1 по №8

Учусь работать в группе

Нет знака «+» по оценке одного до семи из этих действий

Пока не умею работать в группе

Нет знака «+» по оценке действий с №1 по №8

Оценка ученика

Оценка учителя


Красный цвет - умею вести диалог, умею сотрудничать;

Желтый цвет – учусь вести диалог, учусь сотрудничать;

Синий цвет – пока не умею вести диалог, пока не умею сотрудничать.


Действия, которые мне нужно научиться выполнять лучше

(нет «+» по оценке этих действий)









Источники.

  1. Арасланова Е. В., Багина О. Н. Тетрадь диагностических работ № 4.-Киров: ООО «Типография «Старая Вятка», 2015

  2. Елочная игрушка - //im0-tub-ru.yandex.net/i?id=c2f3cb794518cbc0977d51110a238c24&n=33&h=215&w=161



Просмотр содержимого документа
«Формирование коммуникативных умений младших школьников»

Формирование коммуникативных умений младших школьников.

С сентября 2011 г. все школы нашей страны перешли на обучение по новому Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС). Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования:

личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности;

метапредметным, включающим освоенные обучающимся универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные, и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, межпредметными понятиями;

предметным, включающим освоение обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.

Актуальность концепции развития УУД для НОО обусловлено, в том числе, возрастанием требований к коммуникационному взаимодействию и толерантности членов общества. Низкий уровень коммуникативной компетентности находит отражение в увеличении количества детей с высокой тревожностью. Все чаще наблюдаются случаи отвержения и травли детей одноклассников, проявления враждебности и агрессии по отношению к сверстникам. Все это придает особую актуальность воспитанию умению сотрудничать, быть толерантным к разнообразным мнениям, уметь слушать и слышать партнера, свободно излагать свою точку зрения на проблему.

Умение общаться - это залог безопасности и успеха как самого обучающегося, так и окружающего его общества, государства. Именно умение общаться вне зависимости от культуры, к которой принадлежит человек, позволяет ему удовлетворить основные потребности. Человеческие потребности, опосредующие личностный рост человека, согласно Абрахаму Маслоу, распределяются по уровням от более простых к более высоким. Схематично иерархию потребностей представляют в виде «пирамиды» (рис. 1).

Рис. 1. Пирамида потребностей А. Маслоу.

Источник: http://www.psychoanalyst.ru/depression/hierarchy.htm

Очевидно, что умение общаться с окружающими людьми является сегодня необходимым для удовлетворения потребностей всех семи уровней. В частности, коммуникативные умения дают человеку возможность зарабатывать средства для удовлетворения физиологических потребностей в жилье, пище, лечении, позволяют построить отношения с людьми, удовлетворяющие потребность в уважении и признании, создать семью и удовлетворить, таким образом, потребность быть принятым, любить и быть любимым и т.д. Никто не станет отрицать важность формирования коммуникативных умений у школьников.

Что такое «Коммуникация»? Слово «коммуникация» происходит от латинского слова «communicatio», что переводится как «сообщение, передача», и «communicare», что означает «делать общим, беседовать, связывать, сообщать, передавать». Именно на обучение коммуникации как взаимодействию человека с другими людьми, с окружающим его социальным миром по своей сути была и остается нацеленной любая школа с древности до современности.


Коммуникативные универсальные учебные действия (УУД) обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению и деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; способность интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

К коммуникативным универсальным учебным действиям в начальной школе относятся

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, а именно, определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

  • постановка вопросов, т.е. инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

  • разрешение конфликтов: выявление конфликтов, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

  • управление поведением партнера – контроль, оценка, коррекция его действий;

  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка


Формирование и диагностика коммуникативных универсальных учебных действий

Для развития коммуникативных учебных умений организуется работа в парах и группах постоянного и сменного состава. Данную форму работы использую в своей практике довольно часто. Ребята активнее включаются в учебный процесс, работают увлеченно, учатся общению, конструктивному диалогу. А на первоначальном этапе изучила опыт учителей Красноярского края.

Парная форма учебной работы предполагает, что два человека занимаются друг с другом и ни с кем больше. При работе в паре может происходить сотрудничество, взаимопомощь, взаимопроверка. Дети сначала учатся работать в парах «учитель-ученик». Знакомятся с правилами общения. Работу в парах можно организовать на любом виде и этапе урока. Чаще всего работа организовывается в статической паре. Это пара образованная из детей, сидящих за одной партой. Работая в парах, дети проходят учебный материал быстрее и качественнее. У них повышается интерес к учебным занятиям.

Детям такая работа очень нравится. А так как дети ограничены временем и не хотят отстать от других пар, они стараются не отвлекаться, общаются по теме урока.

После того как ребята научились работать в постоянных парах, наступает переход к обучению в парах сменного состава или динамических парах. Динамическая пара – это группа из четырёх человек, работающих попарно. Сначала работают дети, сидящие за одной партой, затем разворачиваются к соседям, сидящим за следующей партой в ряду, и образуют новые пары. После завершения работы в парах необходимо обсуждение в группе результатов работы, подготовка к представлению результатов для общеклассного обсуждения.

После отработки навыков работы в парах переходим к работе в группах. Работа в малых группах по 3-4 человека.

Цель групповой работы - активное вовлечение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала.

Групповая работа младших школьников предполагает свои правила (Приложение № 1). Практика показывает, что именно во время групповой работы ученики с низкими интеллектуальными данными в группах более активны.

Формирование групп происходит разным способом, например, через игру «Молекула-моли», по симпатиям, счет по порядку (1, 2, 3…), «у кого есть братья, сестры, единственный ребенок в семье», «у кого есть кошки, собаки, те и другие», по временам года. Деление случайным способом может быть таким: 1) Выбирают 4 лидеров–это грибники. Они идут по лесу и находят грибы (подосиновики, рыжики и т.д)-выбирают ребят. Набрали грибники полные корзины грибов. Им предлагается ситуация: Вы заблудились в лесу. Придумайте свой пароль по хлопанью ладошек». 2) Мореплаватели. Выходят 4 человека владельцы кораблей, Они выбирают капитана, помощника капитана, лоцмана, кока и др. Расходятся по группам и выполняют задания. Ситуации «но вот буря, что …..», «вы приплыли к необитаемому острову, что вы…».

Групповая форма обучения даёт большой эффект не только в обучении, но и в воспитании учащихся. Учащиеся, объединившиеся в одну группу, привыкают работать вместе, учатся находить общий язык и преодолевать сложности общения. Однако необходимо учитывать ряд важных аспектов:

– результативность работы группы зависит от каждого её члена;

– учителю желательно наблюдать за работой каждого и сообщать учащимся о своих наблюдениях;

– за конечный результат отвечают все члены команды;

– целесообразно давать школьникам возможность самостоятельно оценивать свой вклад в работу всей команды.

Таким образом, группы выполняют коммуникативную (направленную на создание и сплочение коллектива) и личностно – ориентированную (направленную на самоорганизацию) функции.

В интернет-ресурсах можно найти уже существующие технологии и методы формирования у учащихся коммуникативных умений.

В этом году мы апробировали в учебном процессе инновационные методы и приемы формирования коммуникативных умений. Предлагаю некоторые методы диагностики и мониторинга уровня сформированности у учащихся коммуникативных умений.

1 класс - Приложение №2;

2 класс - Приложение № 3;

3 класс – Приложение № 4;

4 класс – Приложение № 5.

Главными показателями нормативно-возрастной формы развития коммуникативного компонента универсальных учебных действий в начальной школе можно считать умение договариваться, находить общее решение практической задачи (приходить к компромиссному решению) даже в неоднозначных и спорных обстоятельствах (конфликт интересов); умение не просто высказывать, но и аргументировать свое предложение, умение и убеждать, и уступать; способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации спора и противоречия интересов, умение с помощью вопросов выяснять недостающую информацию; способность брать на себя инициативу в организации совместного действия, а также осуществлять взаимный контроль и взаимную помощь по ходу выполнения задания.


Литература:

  1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: Пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. – 2-е изд-е. – М.: Просвещение, 2010.

  2. «Коммуникативные универсальные учебные действия» nsportal.ru

  3. Опыт учителей Красноярского края. Журнал «Начальная школа» №1 1990, № 2 1993.

  4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373. Режим доступа: http://standart.edu.ru

  5. Формирование коммуникативных умений школьников: SpbSchool21.ru›





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!