СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Формы и способы проблемного изучения нового материала на уроках химии (на примере изучения темы «Электролитическая диссоциация»)"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье представлены формы и способы проблемного изучения нового материала на уроках химии. Материал рассмотрен на примере изучения темы «Электролитическая диссоциация».

Просмотр содержимого документа
«Статья "Формы и способы проблемного изучения нового материала на уроках химии (на примере изучения темы «Электролитическая диссоциация»)"»



Формы и способы проблемного изучения нового материала на уроках химии (на примере изучения темы «Электролитическая диссоциация»)

Изучение нового материала



-тема (записана знаками химических элементов)


Цель работы на уроке.





Проблема №1



Демонстрация опыта




Проблема №2


Демонстрация опыта







Проблема №3




Демонстрация опыта



Подведение итога работы по поставленным проблемам







Загадка



-Тему урока вы узнаете, воспользовавшись таблицей Д.И. Менделеева.


-На уроке вы изучаете новый материал для чего?


-Вам необходимо решить несколько проблем…

Изменится ли цвет индикаторной бумаги в кислоте, если ее растворить в ацетоне?

В две пробирки кислота в ацетоне, кислота в воде. Лакмусовая бумага меняет цвет на малиновый (во второй пробирке).

Будет ли изменять окраску индикатора сухая щелочь?

В две пробирки гидроксид кальция, в каждую лакмусовую бумагу. Во вторую прилить воду.





Будет ли железо взаимодействовать с раствором сульфата меди (11), если соль растворена не в воде, а в ацетоне?

В две пробирки обезвоженный сульфат меди с ацетоном и с водой. Поместить в обе железные скрепки.

Вывод: кислоты, щелочи, соли, т.е. вещества с ионной и ковалентной полярной связью проявляют свои качества только в водных растворах.


В водных растворах что-то происходит с веществами!!!

Электролитическая диссоциация-распад электролита на ионы.


Находят знаки химических элементов

по таблице. Записывают тему в тетрадь. «Электролитическая диссоциация».

Знать

Уметь

Применять



Ответы: да, нет, не знаем.




Вывод в тетрадь: кислоты изменяют окраску индикатора в водном растворе.

Ответы: да, нет, не знаем.


В пробирке с водой цвет изменился на синий.

Вывод в тетрадь: индикатор изменяет окраску только в водном растворе щелочи.



Ответы: да, нет, не знаем.




Вывод в тетрадь: железо вытесняет медь только в водном растворе. (запись уравнения реакции)








Запись в тетрадь определения.

Строение молекулы воды


Механизм электролитической диссоциации на примере диссоциации хлорида натрия.

Связь ковалентная полярная.

Образование диполей воды.

Механизм электролитической диссоциации:

1. Вначале хаотически движущиеся молекулы воды у ионов кристалла ориентируются к ним противоположно заряженными полюсами - происходит ориентация.

2. Затем диполи воды притягиваются, взаимодействуют с ионами поверхностного слоя кристалла-происходит гидратация.

3. Молекулы воды, перемещаясь в раствор, захватывают с собой гидратированные ионы- происходит диссоциация.

NаCl-Nа+Cl

Ковалентная полярная

НCl-Н+Cl

  1. Ориентация.

  2. Гидратация.

  3. Ионизация.

  4. Диссоциация.

Запись в тетрадь.


Зарисовывают в тетрадь, слушают, записывают стадии в тетрадь.















Сравнивают по учебнику стр.195-196, рис. 127, рис. 128.

Демонстрация опыта: (прибор для определения электропроводности раствора с лампочкой)

Хлорид натрия (крист.)

Хлорид натрия (раствор)

Гидроксид кальция (крист.)

Гидроксид кальция (раствор)

Серная кислота (раствор)



Рассказ

Вопрос: можно ли подтвердить факт, что в растворе есть ионы?







Почему кристаллические вещества не проводят эл.ток?

Шведский ученый Сванте Аррениус придерживался физической теории растворов, не учел взаимодействия электролита с водой. В отличие от него русские химики И.А. Каблуков и В. А. Кистяковский применили к объяснению электролитической диссоциации химическую теорию растворов Д.И. Менделеева и доказали, что при растворении электролита происходит химическое взаимодействие растворенного вещества с водой, которое приводит к образованию гидратов, а затем они диссоциируют на ионы.

Электролиты – вещества, растворы которых проводят электрический ток.

НЕэлектролиты – вещества, растворы которых не проводят электрический ток.

В растворах электролитов с ионами присутствуют и молекулы, растворы электролитов характеризуются степенью диссоциации, которую обозначают греческой буквой-альфа.

Степень диссоциации – это отношение числа молекул, распавшихся на ионы (Nд), к общему числу растворенных молекул (Nр).

Степень диссоциации электролита определяют опытным путем и выражают в процентах или в долях.

Если а=0, то диссоциация отсутствует, если а=1, или 100%, то электролит полностью распадается на ионы. С разбавлением раствора степень диссоциации увеличивается.

Сильные электролиты: все растворимые соли; сильные кислоты: серная, соляная, азотная; все щелочи: гидроксид натрия и калия.

Слабые электролиты: кислоты: угольная, сероводородная, азотистая; водный раствор аммиака.

Вывод: лампочка горит в растворах. Знаем из физики: при пропускании эл. тока ионы приобретают направленное движение. Отрицательно заряженные ионы к (+), положительно заряженные ионы к (-). Цепь замыкается, лампочка загорается.

Ионы связаны друг с другом.


Определения записывают в тетрадь.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!