-тема (записана знаками химических элементов) Цель работы на уроке. Проблема №1 Демонстрация опыта Проблема №2 Демонстрация опыта Проблема №3 Демонстрация опыта Подведение итога работы по поставленным проблемам Загадка | -Тему урока вы узнаете, воспользовавшись таблицей Д.И. Менделеева. -На уроке вы изучаете новый материал для чего? -Вам необходимо решить несколько проблем… Изменится ли цвет индикаторной бумаги в кислоте, если ее растворить в ацетоне? В две пробирки кислота в ацетоне, кислота в воде. Лакмусовая бумага меняет цвет на малиновый (во второй пробирке). Будет ли изменять окраску индикатора сухая щелочь? В две пробирки гидроксид кальция, в каждую лакмусовую бумагу. Во вторую прилить воду. Будет ли железо взаимодействовать с раствором сульфата меди (11), если соль растворена не в воде, а в ацетоне? В две пробирки обезвоженный сульфат меди с ацетоном и с водой. Поместить в обе железные скрепки. Вывод: кислоты, щелочи, соли, т.е. вещества с ионной и ковалентной полярной связью проявляют свои качества только в водных растворах. В водных растворах что-то происходит с веществами!!! Электролитическая диссоциация-распад электролита на ионы. | Находят знаки химических элементов по таблице. Записывают тему в тетрадь. «Электролитическая диссоциация». Знать Уметь Применять Ответы: да, нет, не знаем. Вывод в тетрадь: кислоты изменяют окраску индикатора в водном растворе. Ответы: да, нет, не знаем. В пробирке с водой цвет изменился на синий. Вывод в тетрадь: индикатор изменяет окраску только в водном растворе щелочи. Ответы: да, нет, не знаем. Вывод в тетрадь: железо вытесняет медь только в водном растворе. (запись уравнения реакции) Запись в тетрадь определения. |
Строение молекулы воды Механизм электролитической диссоциации на примере диссоциации хлорида натрия. | Связь ковалентная полярная. Образование диполей воды. Механизм электролитической диссоциации: 1. Вначале хаотически движущиеся молекулы воды у ионов кристалла ориентируются к ним противоположно заряженными полюсами - происходит ориентация. 2. Затем диполи воды притягиваются, взаимодействуют с ионами поверхностного слоя кристалла-происходит гидратация. 3. Молекулы воды, перемещаясь в раствор, захватывают с собой гидратированные ионы- происходит диссоциация. NаCl-Nа+Cl Ковалентная полярная НCl-Н+Cl Ориентация. Гидратация. Ионизация. Диссоциация. | Запись в тетрадь. Зарисовывают в тетрадь, слушают, записывают стадии в тетрадь. Сравнивают по учебнику стр.195-196, рис. 127, рис. 128. |
Демонстрация опыта: (прибор для определения электропроводности раствора с лампочкой) Хлорид натрия (крист.) Хлорид натрия (раствор) Гидроксид кальция (крист.) Гидроксид кальция (раствор) Серная кислота (раствор) Рассказ | Вопрос: можно ли подтвердить факт, что в растворе есть ионы? Почему кристаллические вещества не проводят эл.ток? Шведский ученый Сванте Аррениус придерживался физической теории растворов, не учел взаимодействия электролита с водой. В отличие от него русские химики И.А. Каблуков и В. А. Кистяковский применили к объяснению электролитической диссоциации химическую теорию растворов Д.И. Менделеева и доказали, что при растворении электролита происходит химическое взаимодействие растворенного вещества с водой, которое приводит к образованию гидратов, а затем они диссоциируют на ионы. Электролиты – вещества, растворы которых проводят электрический ток. НЕэлектролиты – вещества, растворы которых не проводят электрический ток. В растворах электролитов с ионами присутствуют и молекулы, растворы электролитов характеризуются степенью диссоциации, которую обозначают греческой буквой-альфа. Степень диссоциации – это отношение числа молекул, распавшихся на ионы (Nд), к общему числу растворенных молекул (Nр). Степень диссоциации электролита определяют опытным путем и выражают в процентах или в долях. Если а=0, то диссоциация отсутствует, если а=1, или 100%, то электролит полностью распадается на ионы. С разбавлением раствора степень диссоциации увеличивается. Сильные электролиты: все растворимые соли; сильные кислоты: серная, соляная, азотная; все щелочи: гидроксид натрия и калия. Слабые электролиты: кислоты: угольная, сероводородная, азотистая; водный раствор аммиака. | Вывод: лампочка горит в растворах. Знаем из физики: при пропускании эл. тока ионы приобретают направленное движение. Отрицательно заряженные ионы к (+), положительно заряженные ионы к (-). Цепь замыкается, лампочка загорается. Ионы связаны друг с другом. Определения записывают в тетрадь. |