Просмотр содержимого документа
«Статья "Методические принципы уроков МХК"»
ОСНОВНЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ УРОКОВ МХК
«Не потрясенья и перевороты
Для новой жизни очищают путь,
А откровенья, бури и щедроты
Души воспламененной чьей-нибудь»
Б. Пастернак
Задача учителя искусства и МХК – «влюбить» учеников в искусство, которое оказывается таким нужным, полезным, а иногда и просто единственным источником постижения окружающего мира и самого себя в нем. Задача учителя – указать возможные пути познания жизни через искусство, научить владеть основами его языка. Поэтому в основе проведения уроков искусства и МХК лежат методические принципы.
Принцип интеграции различных видов искусства на одном уроке (синтез, взаимосвязь музыки, литературы, изобразительного искусства и др.) и принцип историзма;
Принцип увлечённости, согласно которому в основе урока МХК лежит эмоциональное восприятие произведений искусства, предполагает развитие личностного отношения ученика к явлениям художественного искусства, его творческое самовыражение, активное включение в процесс художественно-образного восприятия; можно думать словами, можно изображением, а можно – чувствами (эмоциональное мышление – уникальный дар человека!)
Принцип триединства деятельности автора произведения - исполнителя (если это музыкальное или литературное произведение) - слушателя ориентирует учителя на развитие художественного мышления учеников во всех формах общения с произведениями искусства (кто и как сочинил, кто и как исполнил, как учащиеся создали и исполнили бы это сами).
Принцип сходства и различия реализуется в процессе выявления жанровых, стилистических связей произведений и освоения художественного языка.
Принцип педагогического сотрудничества, где учитель с учащимися вместе познают мир искусства. Вместе – в музеях, на концертах, в театрах, вместе читают литературное произведение, «живую» книгу.
Принцип диалога культур предполагает знакомство с народной и профессиональной культурами других национальностей на основе её сопоставления и выявления общности содержания, различие стилей, языка, творческого почерка представителей разных эпох и культур.