СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 17.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья на тему "Сальвадор Дали. Сюрреализм-это я".

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья о Сальвадоре Дали посвящена биографии этого великого художника. В статье через вехи биографии показываются и описываются его великие и известные картины.

Просмотр содержимого документа
«Статья на тему "Сальвадор Дали. Сюрреализм-это я".»

Сальвадор Дали. Сюрреализм- это Я.


Искусство- это ужасная болезнь, но жить без нее пока нельзя.

С. Дали.

Сальвадор Дали родился в городке Фигерас , в Каталонии 11 мая 1904г. Его отец был адвокатом, его тоже звали Сальвадор, но назвали его великого сына не в честь него, а в честь умершего брата отца. Сальвадор по испански значит спаситель. Второй был призван продолжить древний род. Это всегда беспокоило Дали.

Учился Сальвадор очень плохо, был очень избалованным, но у него очень рано проявился талант рисования. Первую свою картину в стиле импрессионизма он написал в 10 лет. Уже в 14 лет его картины выставлялись в г. Фигерас. Дали упорно ищет свой стиль. В 16 лет он стал писать литературные опусы: заметки о Гойя, Эль Греко, Микеланджело.. Литература и живопись стали основными составляющими его жизни.

В 1921г , в 17 лет он уехал в Мадрид и поступил в Академию изобразительных искусств. Учеба ему не нравилась, он презрительно относился к своим учителям, считая , что он сам может им преподавать. В 1923г он начал эксперименты с кубизмом, он стал лидером группы испанских интеллектуалов среди которых были кинорежиссер Луис Бюнюэль и поэт Гарсия Лорка . Его исключили из Академии в 1924г, он восстановился в ней через год , но в 1926г снова был отчислен без права восстановления. Причиной исключения был то, что на вопрос преподавателя на экзамене-назвать три великих художника, он ответил, что ни один преподаватель не может быть ему судьей.

К этому времени Дали имел уже собственную выставку. В 1925г с 14 по 27 ноября он выставлялся в галерее Далмау. На этой выставке было 27 картин и 5 рисунков. Вскоре он познакомился с самим Пабло Пикассо. Имя его и картины уже привлекают внимание. В картинах пока чуствуется влияние кубизма. В 1926 году он уехал в Париж, пытается найти себе что-то по душе.

Вступив в группу Андре Бретона начинает создавать свои первые пробы в сорреализме- «Мед слаще крови» 1928г, «Светлые радости»1929г.
















«Молодые девушки» 1923г



На картине изображены три объекта: справа горшок с сероватым цветком, в центре девушка повернутая к зрителю спиной и слева –девушка с лицом обращенным к нам. Фигуры девушек массивны, даже можно сказать утрированы. Девушки стоят на черно-белом полу напоминающим шахматную доску. Цетральная фигура держит руки за спиной, как будто у нее скованы руки. Она в черных чулках но далее на ногах мы видим ленты пуантов, становится понятным, что девушка балерина. Та девушка что сидит слева изображена со скрещенными ногами. Голова ее склонена влево и ладонь также раскрыта в данном направлении. Таким образом мы можем проследить динамику символизма: цветок это аллегория детства, центральная фигура девушки-подневольная юность, а пышногрудая девушка указывает на переходный период от незрелой пассивности к зрелому взрослому наставничеству. На картине в основном преобладают холодно-голубой и кирпично-красные глинянные тона. Общие пропорции фигур искажены.

«Мед слаще крови» 1928г



На картине изображены отрубленные головы, руки, ноги. Женский манекен, какие мелкие предметы напоминающие стрелы. Дали находится в поиске. Чувствуется влияние Лорки. Картина имела несколько название. Первоначально она называлась «Лес приспособлений». Название предложил Лорка. Затем картина получила название, под которым известна сейчас.

Впервые это полотно демонстрировалось на выставке в Барселоне и сразу же было приобретено герцогиней Лермской.
















1929 год вообще был переломным для Дали: в этот год случилось два важнейших события в его жизни. Первое –это встреча в Галой Элюар в Кадакесе, со своей будущей женой и музой. Второе событие- решение Дали вступить в группу парижских сюрреалистов.

Дали создал пышный культ Галы, она присутствует на многих его работах, в конце концов в почти божественном обличии.

В начале 1929г состоялась премьера фильма «Андалузский пес» по сценарию Сальвадора Дали и Л. Бюнюэля. Сценарий был написан за 6 дней. Андалузкими щенками называли выходцев с юга Испании. Это прозвище означало «слюнтяй», «маменькин сынок». Это был короткий фильм, чтобы шокировать, задеть за живое буржуазию. Там была одна из самых известных сцен , придуманная Дали, где глаз разрезается лезвием. После скандальной премьеры был задуман еще один фильм -«Золотой век», который был выпущен через 2 года и восторженно был принят критиками.

В 1930г картины Дали стали приносить ему известность. «Расплывшееся время». « Постоянство памяти»


«Постоянство памяти»- одна из известнейших картин великого художника.

Помимо привычного названия у этой картины были другие : «Мягкие часы», «Стойкость памяти», «Твердость памяти».

Эта картина является символом скоротечности и относительности времени. Идея написания картины пришла художнику, когда он размышлял о плавленном сыре. В этом весь Дали. Картина представляет собой спокойный пейзаж на фоне которого растекаются, плавятся часы. По мнению художника времени свойственно меняться и растягиваться. В настоящее время эта картина находится в музее современного искусства в Нью-Йорке.

Начавшаяся гражданская война в Испании помешала возвращению Дали в Испанию, где он построил дом на берегу моря.

Страх за свою родину , за судьбу своего народа отразился в его картинах. Среди них самая трагическая «Предчувствие гражданской войны» написанная в 1936г. Дали любил говорить, что эта картина была проверкой гениальности его интуиции поскольку она была закончена за 6 месяцев до начала войны.




Полотно «Мягкая композиция с варенными бобами: предчувствие гражданской войны» . На ней изображены два огромных существа, напоминающие деформированные, случайно сросшиеся части человеческого тела устрашают возможными последствиями своих мутаций. Одно существо образовано из искаженного болью лица, человеческой груди и ноги, другое из двух человеческих рук уподобленных тазобедренной форме. Оба монстра сцепились в схватке. Эти мутанты вызывают ужас и отвращение как тело разорвавшее само себя. Существа изображены на фоне реалистичного пейзажа. Вдоль линии горизонта на фоне невысокой горной гряды, расположены миниатюрные изображения старинных по виду городков. Картина небольшая, но обладает подлинной момументальной выразительностью, которая рождается из эмоционального контраста противопоставления безгранично живой природы и сокрушающей тяжеловесности фигур-мутантов. Антивоенная тема поднятая Дали звучит пугающе, предупреждает разум и взывает к нему. Квадратная фигура, формируемая конечностями, напоминает географические очертания Испании.

Художник по поводу картины говорил: «Дурные предчувствия надвигающейся гражданской войны мучили меня. Приправленная варенными бобами, она изображает огромное человеческое тело в виде чудовищных наростов рук и ног, которые ломают друг друга в пароксизме безумия. Это не просто монстры-призраки гражданской войны, а войны как таковой вообще.»

Между 1936 и 1937г Дали пишет одну из самых известных картин «Метаморфоза Нарцисса».


За основу картины взято множество сюжетов, центральное же место занимает история Нарцисса- юноши, который однажды склонившись у родника с чистой водой, был настолько покорен своей красотой, что умер от невозможности удовлетворить свои чувства. Легенда заканчивается гибелью юноши, отказавшегося от всех благ, в том числе и от еды, ради удовлетворения любви к самому себе. Боги взяли Нарцисса к себе и превратили в прекрасный весенний цветок. На первом плане картины зрителю представляется возможность увидеть Нарцисса в задумчивости сидящего у воды. На втором плане картины виднеется каменная глыба в виде руки из нескольких пальцев. Рука держит яйцо- символ возрождения новой жизни. Задний план картины украшает группа обнаженных людей, а так же шахматная доска с пьедесталом в центре. Других картин на доске нет, что тоже символично и напоминает о любви Нарцисса к самому себе и его одиночестве. «Метаморфоза Нарцисса» одно из самых красивых и символичных картин Дали. К написанию картины Дали подготовил особенные кисти и краски и даже освоил работу с совершенно незнакомыми техниками накладывания мазков. Помимо всего прочего Дали написал к картине небольшое лирическое стихотворение, в котором сравнивал себя с главным героем , громогласно провозгласив, что он и есть Нарцисс.

Одновременно с картиной выходит выходит его литературное произведение «Метаморфоза Нарцисса. Параноидная тема.»

Ранее в работе «Покорение иррационального» Дали сформулировал теорию параноидально-критического метода. В этом методе он использовал различные формы иррациональных ассоциаций, особенно образы , которые меняются в зависимости от зрительного восприятия- так что, например, группа сражающихся солдат может внезапно обернуться женским лицом. Отличительной особенностью Дали было то,что как бы не были причудливы его образы, они всегда написаны в безупречной «академической» манере, с фотографической точностью.

После путешествия Дали и Гала в Италию, и на Сицилию, где они посмотрели работы художников Возрождения, которыми Дали больше всего восхищался, он написал «Африканские впечатления» в 1938г.



Поездка на Сицилию дала Дали «смутные отголоски Африки».. Дали неподражаем. Обращает внимание автопортрет Дали сидящего перед мольбертом и пристально на него смотрящего в попытке собрать воедино образы своего бессознательного, чтобы выплеснуть их на холст. Его сокращенная перспективой рука, выброшенная в сторону зрителя, напоминает приемы живописца 17 века Караваджо. Задний план картины заполнен типичными для Дали двойными образами, среди них изображение жены Галы, затененные глаза которой могут воспиниматься как часть аркады, а фигура священника в тоже время похожа на голову ослика. Об африканском содержании полотна можно судить по собственному заявлению художника о том, что «Африка занимает в моей работе далеко не последнее время, поскольку, никогда там небывав, я помню ее прекрасно!»


В 1940г Дали и Гала за несколько недель до фашисткого вторжения улетели из Франции трансатлантическим рейсом, заказанным и оплаченным Пикассо. В Штатах они пробыли 8 лет. Именно там Сальвадор пишет одну из самых лучших книг- биографию «Тайная жизнь Сальвадора Дали, написанная им самим». Она была издана в 1942 году и сразу вызвала серьезную критику со стороны прессы.

Новое видение мира рождается у художника после взрыва атомной бомбы 6 августа 1945 года в Хиросиме. Он написал картину «Расщепление атома» 1947г.

Попытка переработать окружающий мир в картине, сделать его иным , не понимаемым разумом, но понятым сердцем. Вот он атом. Спелый гранат, распадающийся а две части, заключенный в твердый каменный монолит, на боку которого можно разобрать греческие буквы, указывающие на то , что это именно атом. Вот люди. стоящие вокруг- гимнаст в ярком трико, задирающий голову в немом восторге, юный паж, опирающийся на меч, склонившийся в поклоне. Женщина укутанная в отрез белой ткани, чья поза указывает на внимание и настороженность. И взирает на это вытесанный из камня юноша с тонкими, греческими чертами лица. Над ними храмовая арка, парит в воздухе, символизирует божественное участие во всех сферах жизни человеческой. Одинокий кипарис тянется к небу из пустынной равнины. Эту картину Дали современники –сюрреалисты отказывались признавать искусством , как и многие другие из его картин.









http://opisanie-kartin.com/opisanie-kartiny-salvadora-dali-rasshheplenie-atoma/

Но ностальгия по родине берет свое и в 1948г Дали и Гала возвращаются на родину. Находясь в Порт-Льисгате ,Дали в своих творениях , обращается к религиозно-фантастической тематике. Дали ставит перед собой цель донести до зрителя мысль о постоянстве духовного бытия, даже после изчезновения материи. ( «Взрывающаяся голова Рафаэля» 1951г) фрагментированные формы в этой картине, так же как и в других, написанных в этот период,коренятся в интересе Дали к ядерной физике. Голова похожа на одну из Мадонн Рафаэля- образа классически ясного и спокойного. Одновременно она включает в себя купол римского Пантеона с падающим внутрь потоком света. Оба образа хорошо различимы, несмотря на взрыв, разбивающий всю структуру на небольшие фрагменты в форме носорожьего рога.

В 1952г была написана «Галатея сфер».



Лицо своей жены Галы он изображает из множества маленьких сфер атомов, сливающихся в единый целый коридор. Симметричность этих кругов создает могущественную перспективу и придает картине трехмерный вид. Губы Галатеи являются тенью ряда шаров, глаза будто две отдельные маленькие планеты. Очертания носа, овала лица, ушей, волос словно разбивает эти сферы на отдельные атомы. Цветовые сочетания и контрасты заставляют их казаться объемными выпуклыми и рельефными. Работа выполнена в сине-голубых тонах-оттенках космоса, неба, невесомости.


Рог носорога стал для Дали новым символом, наиболее полно воплощен им в картине «Носорогообразная фигура Илисса Фидия» 1954г




На картине один из торсов Парфенона работы самого Фидия, расчленяется на фрагменты в форме головы и рога носорога, которые висят над типичным морским пейзажем Дали. Картина относится ко времени, которое Дали назвал как «божественный строгий период носорожьего рога», утверждая, что изгиб этого рога-единственная в природе абсолютно точная логарифмическая спираль, а потому единственная совершенная форма.

В 1968-70г была создана картина «Галюциногенный Тореадор»-шедевр метаморфизма. Сам художник этот огромный холст называл «весь Дали в одной картине». Поскольку он представляет собой целую антологию его образов. Наверху, над всей сценой господствует одухотворенная голова Галы, в правом нижнем углу стоит шестилетний Сальвадор в костюме моряка. В картине присутствует серия Венер Милосских, постепенно поворачивающихся и одновременно меняющих пол. Самого тореадора нелегко разглядеть-до тех пор, пока мы не осознаем, что обнаженный торс второй справа Венеры, может быть воспринят как часть его лица.(правая грудь соответствует носу, тень на животе- рту, а зеленая тень на ее драпировке-как галстук.) Слева мерцает расшитая блестками тореадорская куртка, сливающаяся со скалами , в которых угадывается голова умирающего быка.










Любимая женщина Дали - Гала умерла в июне 1982г. Среди работ , созданных Дали за несколько недель до ее смерти- «Три знаменитые загадки Гала». Дали в похоронах не участвовал. По свидетельству очевидцев он вошел в склеп черех несколько часов спустя. «Посмотри –я не плачу»- все , что он сказал.




Взглянув на картину впервые , вы не сможете точно сказать , что на ней изображено. Если расфокусировать зрение и наклонить голову вправо, можно различить часть женского профиля, трижды расположенную в рисунке в горизонтальном положении. Нет никаких сомнений, что это профиль Гала.В чем же загадка. Существует версия , что картину нужно рассматривать снизу вверх- автор как бы удаляет от нас женское изображение, считается так художник предвосхитил уход из жизни своей любимой. Вторая версия предлагает посмотреть на картину сверху вниз. Так Дали обозначает этапы жизни со своей музой. Каким бы не был тайный смысл картины его точно мог раскрыть только сам Дали.





После смерти Галы здоровье Дали стало ухудшаться. Последние годы жизни он провел в полном одиночестве. Последнюю свою работу «Ласточкин хвост» он закончил в 1983г.





На картине художник использует виолончель как символ печали и грусти.

Виолончель вписана в ласточкин хвост как символизирующее ранимое человеческое чувство или затронутое эго. В данной картине объясняется уникальное сочетание двух таких далеких и в тоже время близких точек соприкосновения красоты и боли, не идеальности и совершенства.

Умер Дали 23 января января 1989 года в возрасте 84 лет. Он завещал похоронить себя в городе, где он родился-в Фигерасе. Он оставил свое состояние и все работы Испании.








Моя любимая картина у С. Дали. «Сон навеянный полетом пчелы вокруг граната , за миг до пробуждения.» 1943г.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя