
Cистемно-деятельностый подход на уроках английского языка
Великая цель образования -
это не знания, а действия.
Герберт Спенсер
Работая учителем иностранного языка, я пришла к выводу: невозможно использовать только те методики, которые сложились несколько десятков лет назад и являются общепринятыми. Школа сегодня стремительно меняется, старается идти в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, — это ускорение темпов развития. А значит, школа должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама ещё не знает. Важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить его умением учиться. По сути, это и есть главная задача, поставленная новыми образовательными стандартами, которые призваны реализовать развивающий потенциал общего среднего образования.[3]
Многие годы традиционной целью школьного образования было овладение системой знаний. Результаты проводимых международных исследований показывают, что российские школьники лучше учащихся многих стран выполняют задания репродуктивного характера, отражающие овладение предметными знаниями и умениями, но они плохо умеют выполнять задания с использованием методов наблюдения, классификации, сравнения, планирования эксперимента и проведения исследования. Из года в год снижается способность учащихся к логическому построению материала, к умению делать выводы и обобщения, знания становятся всѐ более фрагментарными, несистематизированными. В настоящее время в педагогике постоянно встает вопрос о применении новых технологий обучения. Говоря о новых технологиях обучения, имеются в виду не только современные технические средства обучения, но и новые формы и методы обучения, новые подходы в организации процесса обучения.[3]
В последнее время все большее распространение получает ориентация на такой тип обучения, который стимулирует интеллектуальное и духовно-нравственное развитие личности учащегося, активизирует его потенциальные возможности, развивает критическое мышление. Данному типу соответствует, прежде всего, системно-деятельностный подход в обучении английскому языку, формирующий определенные интеллектуальные умения: умения анализировать информацию, отбирать необходимые факты, выстраивая их в логической последовательности, выдвигать аргументы и контраргументы .[4]
На сегодняшний день именно системно-деятельностный подход наиболее полно описывает структуру учебной деятельности учащихся, а также основные психологические условия и механизмы процесса усвоения. Базовым положением служит тезис о том, что развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, формированием универсальных учебных действий (УУД), выступающих в качестве основы образовательного и воспитательного процесса.[4]
Деятельностный подход - это главное условие реализации ФГОС.
1 сентября 2011 года все Российские первоклассники начали учиться по новым стандартам. Перед учителями встала задача успешной реализации новых стандартов в образовательном процессе.[1]
Согласно новым стандартам учитель играет роль режиссёра учебного процесса. Он мотивирует школьника к самостоятельному принятию решений. Корректирует их действия. Участвует в обсуждении и ищет способы, чтобы включить в работу каждого ученика.[4]
Системно-деятельностный подход как концептуальная основа ФГОС общего образования обеспечивает:
формирование готовности личности к саморазвитию и непрерывному образованию;
проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся. [1]
Системно-деятельностный подход - методологическая основа стандартов начального общего образования нового поколения. [5]
Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие. Так как основной формой организации обучения является урок, то необходимо знать принципы построения урока, примерную типологию уроков и критерии оценивания урока в рамках системно-деятельностного подхода.[1]
При изучении иностранного языка термин системно- деятельностный подход дополняется словом коммуникативный системно-деятельностный подход – это процесс изучения языка в процессе общения. Формирование коммуникативной компетенции, которая лежит в основе всех прочих компетентностей поликультурной личности, является центральной проблемой современной лингводидактики .
Целью обучения иностранным языкам является обучение свободному ориентированию в иноязычной среде и умению адекватно реагировать в различных ситуациях, то есть общению. Задача коммуникативного подхода - заинтересовать обучаемых в изучении иностранного языка посредством накопления и расширения их знаний и опыта. Обучаемые должны быть готовы использовать язык для реальной коммуникации вне занятий, например, во время посещения страны изучаемого языка, во время приёма иностранных гостей дома, при переписке. Коммуникативная компетенция дает возможность человеку войти в чужую культуру, получать, анализировать, передавать информацию и получать ответ.[6]
Значит, научить коммуникации можно только за счет вовлечения обучающихся в различного рода деятельность через:
моделирование и анализ жизненных ситуаций на уроках;
использование активных и интерактивных методик;
участие проектной деятельности, владение приёмами исследовательской деятельности;
вовлечение обучающихся в игровую, оценочно-дискуссионную, рефлексивную, проектную деятельность, обеспечивающих свободный поиск эффективного, отвечающего индивидуальности ребёнка, подхода к решению задачи.[6]
На уроках английского языка для формирования коммуникативной компетенции я стараюсь выбрать такую технологию, найти такие методы и приёмы, которые создадут наиболее оптимальные условия для достижения поставленной цели. О некоторых из технологий я хочу рассказать подробнее.
Наиболее эффективным средством включения обучающегося в процесс общения на уроке является игровая деятельность. На уроках английского языка часто использую игровые технологии при введении и закреплении новой лексики.
Так при изучении темы провожу игры, такие как:
Много слов из одного слова"
Учитель называет слово, обучающиеся должны назвать, например, животных (еду, цвета и т.д), названия которых начинаются на буквы, которые есть в этом слове;
"Кто больше?"
За определенное время (5 мин.) надо написать на листках как можно больше слов, используя только буквы сложного слова, написанного на доске. Например, examination, constitution;
«Плюсы и минусы»
Обучающимся предлагается обсудить какое-либо событие или явление (например, обсудить закон, запрещающий курение во всех общественных местах). Участники должны назвать плюсы и минусы обсуждаемого события (явления), аргументировать свою точку зрения;
«Семья»
Обучающимся предлагается разыграть различные ситуации в семье. [5]
Одним из эффективных методов, применяемых в нашей практике и реализующих системно-деятельностный подход в обучении английскому языку, является метод проектов. Проект – это самостоятельно планируемая и реализуемая учащимися работа, в которой речевое общение вплетено в интеллектуально-эмоциональный контекст другой деятельности. Метод проектов позволяет решить проблему мотивации, создать положительный настрой в изучении иностранного языка. Это достигается при помощи переноса центра обучения с преподавателя на учащегося, создания условий для сотрудничества и взаимодействия между учащимися, что является мотивирующим фактором, а позитивная мотивация – это ключ к успешному изучению иностранного языка. Выполнение проектных заданий позволяет учащимся видеть практическую пользу от изучения иностранного языка, следствием чего является повышение интереса к этому предмету.[7]
Обучающимся предлагаю темы для проектной деятельности, соответствующие их возрасту и интересам, например:
1) «My family» (“Моя семья)”
На младшей ступени обучения обучающийся может просто сделать подписи на семейной фотографии или кратко рассказать о своей семье (как зовут, возраст, профессия). На средней ступени обучения он может написать рассказ о жизни своих родителей, а на старшей ступени ему по силам провести исследование по теме «The origin of my name»;
2) «Национальные праздники Англии»
Обучающийся знакомится с культурой изучаемой страны, старается сам выбрать материал, который ему интересен (в данном случае выбирает сам праздник и подбирает интересующий его материал);
3) «Достопримечательности Лондона»
Предлагает обучающимся познакомиться с достопримечательностями Лондона (Big Ben, Tower of London, Westminster, London Bridge, Hyde Park, B Palace, Trafalgar Square) и выбрать одну для подробного изучения, поиска информации и разработки проекта.[5]
Таким образом, системно-деятельностный подход в рамках урока с использованием метода проектов базируется на следующих принципах:
1) позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом,
2) позиция ученика: за познание мира (в специально организованных для этого условиях),
3) учебная задача – задача, решая которую ребенок выполняет цели учителя,
4) учебная деятельность – управляемый учебный процесс,
5) учебное действие – действие по созданию образа,
6) образ – слово, рисунок, схема, план,
7) оценочное действие – Я умею! У меня получится!,
8) эмоционально-ценностная оценка – Я считаю…(формирование мировоззрения). [5]
На уроках английского языка можно использовать следующие интерактивные технологии обучения:
• Работа в парах и группах
• Различные игры
• «Мозговой штурм»
• Дискуссия
• Проектная работа
• Ролевая (деловая) игра
Все эти технологии помогают реализовывать все основные дидактические принципы обучения при системно-деятельностном подходе.
Уроки английского языка провожу в соответствии с основными дидактическими принципами системно-деятельностного подхода как методологической основы ФГОС; [2]
Применяю различные виды интерактивных технологий на уроках, которые помогают реализовывать в большей степени отдельные дидактические принципы, в то время как полностью интерактивные уроки, такие как урок творчества, урок-ролевая игра и т.д. работают сразу на реализацию всех дидактических принципов.[2]
Роль учителя на уроках иностранного языка огромна: учитель должен построить урок так, чтобы передать часть своих функций обучающимся, найти причины неудач, использовать проблемные формы обучения, показать критерии оценки и самооценки, отслеживать реальный рост знаний каждого обучающегося , принимать его мнение , обучая правильным формам выражения мнения, создавать атмосферу сотрудничества и хорошего психологического климата.[7]
Итак, системно-деятельностный подход в образовании – это не совокупность образовательных технологий, методов и приемов, это своего рода философия образования новой школы, которая дает возможность учителю творить, искать, становиться в содружестве с обучающимися мастером своего дела, работать на высокие результаты, формировать у обучающихся универсальные учебные действия – таким образом, готовить их к продолжению образования и к жизни в постоянно изменяющихся условиях.
Как гласит китайская народная мудрость “Я слышу - я забываю, я вижу - я запоминаю, я делаю – я усваиваю” и смысл данной пословицы отражает суть системно-деятельностного подхода.[8]
Литература
Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М., Толмачева И.Н., Шилкунова З.И. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2008.
Семушина Л.Г. Рекомендации по внедрению современных технологий обучения // Специалист. – 2005. – № 9, 10, 11.
Купавцев А.В. Деятельностный аспект процесса обучения // Педагогика. 2002. № 6.
Петерсон Л.Г. Деятельностный метод обучения. - АПК и ППРО, Москва, 2007 г.
Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М., Толмачева И.Н., Шилкунова З.И. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2008.
Семушина Л.Г. Рекомендации по внедрению современных технологий обучения // Специалист. – 2005. – № 9, 10, 11.