СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

СТАТЬЯ "Значение нравственного воспитания в системе образовательно-воспитательного процесса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Значение формирования представлений обучающихся  о понятиях добра, его значимости и необходимости.

 

Просмотр содержимого документа
«СТАТЬЯ "Значение нравственного воспитания в системе образовательно-воспитательного процесса»

Значение нравственного воспитания в системе образовательно-воспитательного процесса

Происходящие в современном обществе заставляет нас размышлять о будущем России и воспитании молодёжи. Переоценка ценностей, потеря нравственных ориентиров, равнодушие, агрессивность подрастающего поколения. Настало время, когда необходимо обращать взор детей к доброму, вечному, благому. Эту задачу поможет решить нравственное воспитание.

Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации, поскольку жизнь общества зависит от гражданской позиции человека, его жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей.

Перед педагогами ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно ­ нравственных свойств личности школьника.

Проблема нравственного воспитания интересовала педагогическую науку на протяжении долгих лет. Во все времена ценились в людях такие качества, как доброта, справедливость, милосердие, честность, отзывчивость, уважение к людям. Эти качества провозглашались как особо ценностные категории в трудах Я. А. Каменского, И. Г. Песталоцци, А. Дистервега, К. Д. Ушинского.

Под «нравственным воспитанием» понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма), нравственного облика и нравственной позиции.

В последнее время возникла необходимость в возрождении общечеловеческих ценностей таких как жизнь человеческая, патриотизм, долг, честь, труд, бескорыстие, порядочность, совесть, доброта.

Проблемы нравственного развития ребёнка рассматривала в своих трудах психолог А. Люблинская. По её утверждению, система нравственных отношений формируется в течение всей жизни и закладывается тогда, когда ребёнок поступает в различные по содержанию и организации формы общения со взрослыми и ровесниками.

С целью нравственного воспитания все методы, формы и средства можно использовать для формирования у ребёнка потребности совершать нравственные поступки. Система поступков приведёт к формированию нравственной привычки.

В.А Сухомлинский считал, что с детства должна войти в привычку доброта. «Жизнь убеждает, если ребенок только "потребляет" радости, не добывая их трудом, напряжением духовных сил, его сердце может стать холодным, черствым, равнодушным. Доброта должна стать таким же обычным состоянием человека, как мышление. Сердечная чуткость к духовному миру другого человека пробуждается в детстве и под влиянием слова учителя, и под влиянием настроения коллектива. Очень важно пробуждать порыв сердечной участливости, готовность к доброму поступку у всех детей. Но этот порыв лишь тогда облагораживает сердце, когда он выливается в индивидуальную деятельность» - говорил он. (3, с.220,227)

В. А. Сухомлинский утверждал, что огромной нравственной силой, облагораживающей детей, является творение добра для людей. Одна из воспитательных задач состоит в том, чтобы ребёнок сердцем чувствовал, что вокруг него есть люди, нуждающиеся в помощи, заботе, ласке, сердечности, участии. Самое главное-чтобы совесть не позволяла детям проходить мимо этих людей, чтобы добро человеку ребенок приносил не из желания отличиться перед другими, а из бескорыстных побуждений. (3, с.220)

Самое главное, считал Василий Александрович - это развивать в ребёнке внутренние силы, благодаря которым человек не может не делать добра.

К. Паустовский: Каждый человек нуждается в поддержке и добром отношении к нему со стороны окружающих, но и сам человек должен делать добро другим.

Добрый - делающий добро другим, отзывчивый, а также выражающий эти качества. Добрая душа. Добрые глаза. (2, с. 30)

"Доброта — это душевное качество человека, которое выражается в нежном, заботливом отношении к другим людям, в стремлении сделать что-то хорошее, помочь им". Такое определение дано в словаре Д.В. Дмитриева.

Доброта делает нас отзывчивыми и терпимыми. Задача педагогов -воспитывать у детей потребность совершать добрые поступки с самого раннего возраста. Воспитание доброты - это одна из существенных сторон воспитания ребёнка, так как детская доброта заключается в пробуждении в ребёнке сострадания в беде и умении радоваться и сопереживать успеху другого как к своему собственному.

Нас окружают люди, нуждающиеся в помощи. Желание нести людям добро необходимо культивировать в ребёнке, поскольку это делает из него гуманную личность. Настоящий гуманизм проявляется в способности нести добро. В сознании подрастающего ребёнка должен чётко сформироваться образ доброго человека, сопереживающего и стоящего на стороне добра. Задача взрослых - поощрять стремление ребёнка к доброте.


Список литературы:

1. Борисова Н. О нравственном воспитании дошкольников // Дошкольное воспитание. - 1998. - №5

2. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля. - СПб. - 1903-1909

3. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. - К.: 1988. - 272о.

4. Сластенин В.А. и др. Педагогика: -- М.: 2002. - 576 с.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!