СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья: "Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках истории и обществознании"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

История это такой предмет, который участвует в процессе формирования нравственных ценностей. Она дает много примеров, чтобы воспитать чувства патриотизма, систему ценностей. В данной статье описываются формы работы с детьми, помогающие затронуть струнки детской души.   Исторический материал на уроке осмысливаться учениками разумом и сердцем.

Просмотр содержимого документа
«Статья: "Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках истории и обществознании"»

Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках

истории и обществознания

История — сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого, пример и поучение для настоящего, предостережение для будущего.

Сервантес


История это такой предмет, который участвует в процессе формирования нравственных ценностей. Исторический материал на уроке осмысливаться учениками разумом и сердцем, влияет на формирующиеся ценности, на складывающуюся этическую и нравственную культуру и, в конечном счете, на самовоспитание учеников. У нашей страны самая богатая история. Её прошлое связано со страшными войнами, великими победами, достижениями в области культуры и науки. Историческим прошлым нашей страны можно гордиться. Учащихся уроки истории и обществознания учат не быть слепой и жалкой игрушкой, средством в руках политиканов. Она помогает увидеть за красивыми словами и лозунгами истинные цели тех, кто за ними стоит, и научиться делать осознанный выбор.

Знание способов решения проблем в прошлом способно подсказать нам пути преодоления наших современных трудностей или, хотя бы удержать от принятия неверных решений, повторяющих ошибок, совершённых в прошлом. Например, зная то, что междоусобные войны приводят к разрухе в стране. Значит, лучше в них не ввязываться. Культ личности приводит к жестокой тирании. Значит, лучше такого не допускать. История дает нам уроки на будущее, чтобы мы учитывали их на практике.

На уроках применяются самые различные формы работы с детьми. Так в девятом классе при прохождении учащимися темы "Великая Отечественная Война" каждый ученик готовит сообщение, используя дополнительные источники: справочную литературу, Интернет, интервью с ветеранами войны и труда. Работа над рефератами о жизни замечательных людей обогащает школьников новыми знаниями, демонстрирует, какими нравственными качествами должен обладать человек, чтобы его имя жило в веках.

После каждой большой темы отводится один урок на изучение истории родного края в данный период. Считаю, что этот урок особенно важен для нравственного воспитания детей, так как именно на нём школьники ощущают причастность наших земляков к развитию страны, узнают об их вкладе в процветание Отечества. Особенно интересна информация, которую дети почерпнули у односельчан, например, рассказ бабушек - прабабушек о том, как они жили в трудные годы гражданской и Великой Отечественной войны, трудились, какие невзгоды выпали на их долю, как был обустроен их быт.

Изучение исторических документов, их подробный анализ позволяет детям высказать своё собственное мнение по проблеме, опираясь на нравственные ценности. Но оценивать действия кого-либо спустя сотни лет куда проще, нежели принять решение в то время. Поэтому я обычно предлагаю детям "перенестись" назад и предложить своё развитие событий, конечно, прошу как можно полнее объяснить их точку зрения.

Например, прежде чем изучать эпоху Ивана IV или Петра I, мы с учащимися обсуждаем вопросы:

  • как вы относитесь к исторической личности, которая имела благие цели, проводя реформы в стране, но привела эту страну к Смуте?

  • как вы относитесь к исторической личности, если его деятельность имеет положительный результат, но осуществляется жестокими методами и средствами?

Дети по-разному отвечают на каждый из этих вопросов, при этом наблюдаешь, как у них происходит формирование духовных ценностей. Ученику предоставляется реальные возможности примерять на себе исторические роли. Например, описание русского князя Владимира Великого. Каким страшным язычником он видится окружающим его людям, и совершенно противоположным человеком после принятия христианства. Князь Святослав "В повести временных лет" предстаёт идеальным мужем, храбрым воином, а в описании византийского историка, он дан как грубый варвар. Анализ подобных фактов заставляет учащихся отказаться от однозначных и прямолинейных суждений. Само присутствие в исторических текстах оценочных суждений и характеристик ставит ученика в позицию этического выбора, заставляя, с одной стороны примерять на себя исторические роли, а с другой - войти в круг тех, кто эти роли оценивает.

В истории очень много примеров для воспитания чувства патриотизма: в 5 классе изучается подвиг 200 спартанцев царя Леонида, которые в Фермопильском ущелье противостояли многочисленным персидским отрядам. В яростных схватках герои проявили величайшую доблесть и мужество. Ломались мечи и копья – спартанцы дрались руками и зубами, пока не погибли все до одного.

В 6 классе, изучая историю 12-13 веков во времена монголо-татарского нашествия, дети знакомятся с подвигом рязанского героя Евпатия Коловрата, который сразился во много крат превышающей армией монголов, но только осадные орудия смогли убить его. Его мужеству и храбрости удивлялся сам хан Батый. Преклоняясь перед его небывалой доблестью, он приказал похоронить Коловрата с воинскими почестями. А уцелевших воинов его отряда отпустить.

В 8 классе по теме "Тайные общества. Выступление на Сенатской площади перед детьми разыгрывается трагедия восстания декабристов.

Место подвигу есть и в быту, и в трудовых буднях: в 9 классе ученики знакомятся с героем 2-й пятилетки шахтером Алексеем Стахановым, вырубившим за смену 102 т угля вместо 7.

Герои Великой Отечественной войны, первый советский космонавт Гагарин Ю.А….

Пример религиозного духовного патриотизма в подвиге 19-летнего русского солдата Евгения Родионова, в 1996 году оказавшегося в чеченском плену и в момент самых изощренных пыток не предавшего Отечества и Веры, не снявшего с себя нательного креста. Чеченские головорезы убили Евгения Родионова 23 мая 1996 года - в праздник Вознесения Господня, в чеченском селении Бамут. В день смерти у Евгения был День рождения — ему как раз исполнилось 19 лет. Мать немного не успела — тогда она была в каких-то семи километрах от места казни. И российскими войсками Бамут был взят — на следующий день. Государство наградило Евгения Орденом Мужества. А однажды на его могилу в Курилово (под Подольском) приехал один из ветеранов Великой Отечественной войны. Он снял с себя фронтовую награду — медаль "За отвагу" - и положил ее на могильный камень...

Перед подвигом молодого солдата преклоняется старшее поколение.

Не стоит религиозный патриотизм путать с религиозным фанатизмом представителей ИГИЛа – бандой уголовников, уничтожающих не только людей, но религиозные здания, имеющие историческую ценность.

Сегодня мы сталкиваемся с фактами искажения истории. Это делается для того, чтобы вытеснить Россию с мировой арены, занизить значимость страны, подорвать её авторитет, принизить роль России, изменить сознание людей, лишить их исторической памяти, то есть: лишить Россию ее ценностей, воспитать подрастающее поколение в своих интересах, забывается историческая память и люди легко манипулируются, яркий пример – события на Украине, лишить народ исторической правды.
Поэтому незнание истории сегодня – не просто невежество, это – болезнь смертельно опасная. Сегодня политика нашего государства направлена на сохранение суверенитета и целостности нашей страны. Только объединив наши усилия, мы можем возродить духовно-нравственные ценности, воспитать духовного и физически здорового человека, который свяжет свою судьбу с будущим родного села, края и страны, будет способным встать на защиту государственных интересов России.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!