Статья "История - важная наука"

Категория: Прочее

Статья "История - важная наука" предназначена для учителей, родителей и учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Статья "История - важная наука"»

История – важная наука

Валишина И.Н, учитель истории и обществознания, МБОУ «СОШ №5», г.Усинск, Республика Коми,


В течение последних 15-20 лет система исторической науки в России вступила в новую фазу своего развития. Это обусловлено сменой самого общественного устройства страны, устранением монополии марксистко - ленинской доктрины в формировании мировоззрения. Следствием этого стало активное использование иных социальных теорий и исторических концепций.

В Российских общественных науках произошла переоценка целого ряда ключевых событий мировой и отечественной истории. Многие проблемы до сих пор остаются дискуссионными как для профессионального сообщества, так и для общественности.

В связи с процессами обновления общественных наук возникла проблема содержания и методов исторического образования.

Цели и задачи истории соответствуют современному пониманию миссии образования в информационном обществе, приоритетам исторического образования, особенностям новой информационно – образовательной среды.

Разнообразие ответов на ключевые вопросы для учащегося начинающего самостоятельно осваивать окружающий мир, несомненное достижение современного российского образования. Многообразие точек зрения, открытость новым интерпретациям вроде бы давно известных истин, дискуссионность как основной дидактический принцип – все это становится основой методики истории.

Цель курса истории заключается в том, чтобы помочь учащимся в контексте всемирной истории осознать ключевые события отечественной истории с начала возникновения человечества до начала XXI века и важнейшие тенденции развития нашей страны, сформировать представление о месте и роли России в Современном мире, новом стратегическом курсе российского руководства, приоритетах внутренней и внешней политики. С целью развития социально-коммуникативной компетентности и самоопределения личности учащихся, углубления их интереса к изучению прошлого, стараюсь внедрять современные формы учебных занятий, основанные на самостоятельной работе с различными видами исторической информации. На моих занятиях применяются разнообразные приемы сбора, обработки и анализа исторических источников. Историческое образование делает акценты на реальные проблемы, с которыми сталкивалась наша страна во второй половине XX начале XXI века, стараемся искать способы решения этих проблем.

Значимость истории в том, что она помогает осмыслить ключевые события истории России в мировом контексте.

Наши учащиеся овладевают не только знаниями, но и умениями применять свои знания в конкретных жизненных ситуациях.

Задача истории в том, чтобы формировать, расширять пространство «освоения знаний учащимися». Учебные материалы должны выстраиваться адекватно в гуманитарной природе познания.

Успешность исторического образования в том, насколько открыт учащийся для контакта, насколько он информирован.

Историческое образование ориентирует на постоянное соотнесение знания с интересами отдельной личности. Новизна состоит в обращении не к человеку вообще, а к ценностно – смысловому ядру содержания, делающему человека и больше, чем он есть».

Задачей учителя сегодня в большей степени является не преподнесение суммы знаний как таковых, а общее развитие учащихся, в частности формирование общих учебных умений как средства усвоения и приобретения знаний.

На моих занятиях важное место занимает работа с различными источниками. Документы оживляют рассказ учителя, формируют представление о том или ином событии, делают более удивительными выводы. Работа с источниками – это самостоятельный поиск нового знания, сопровождающийся активизацией мыслительных процессов и воображения. Именно источники позволяют почувствовать неповторимый колорит эпохи, самим оценить исторические события. Такой подход формирует умение мыслить самостоятельно, находить реальные проблемы, доказывать свою точку зрения.

История способствует целостному пониманию проблем, которые возникают в процессе взаимодействия человека и общества, а так же поиску эффективных решений в реальных условиях социально-политического и экономического развития стран Европы и нашей страны. Очень важно пробудить интерес к истории, показать ее важность.

Важная составляющая истории – региональный компонент. Изучение истории приближается к личному опыту учащегося. В конце учебного года они делают своеобразные творческие отчеты «Образование в древности», «Помещичья усадьба» и т.д.

В процессе знакомства с историей и культурой Республики Коми учащиеся открывают для себя, сколько богата духовно именно эта земля, на которой живут. Только на этой основе можно вырастить любовь к Родине, без которой ни о каком возрождении не может быть и речи.

В процессе преподавания истории решаются многообразные задачи: образовательные, познавательные, воспитательные, мировоззренческие, благодаря чему обеспечивается гуманитаризация образования.

Однако одной из наиболее важных является задача формирования исторического сознания, представляющего собой сложное и многогранное духовное явление.

Основная цель истории – это развитие личности учащегося на основе знания прошлого и умения ориентироваться в важнейших достижениях мировой культуры.



Скачать

Рекомендуемые курсы ПК и ППК для Вас