Направление: историко-патриотическое краеведение
КРАЕВЕДЕНИЕ КАК ОСНОВА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ
Камнева В. И.,
учитель географии
Павлодарского филиала
МБОУ Моисеево-Алабушской сош
Уваровского района
Тамбовской области
2021 год
Патриотическое воспитание подрастающего поколения является одной из важнейших задач современной школы, это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами. Патриотизм олицетворяет неразрывность с его историей, культурой, достижениями, потребность в достойном, самоотверженном служении Родине. Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к своей малой Родине. Патриотическое воспитание в современных условиях - это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха. [1, с.115-120]
Патриотизм…Любовь к своей Родине… Патриотизм начинается с любви и уважения к тому, что завещано отцами, дедами. Очень важно, чтобы у учащихся постепенно формировалось понимание того, что они сами являются частицей бытия многих и многих поколений людей, продолжателями традиций своих земляков, своего народа, непосредственными участниками современной жизни, что они несут моральную ответственность за будущее своей малой и большой Родины. Истинный патриотизм по своей сущности гуманистичен, включает в себя уважение к другим народам и странам, к их национальным обычаям и традициям и неразрывно связан с культурой межнациональных отношений. Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания обучающихся. Однако социальное пространство для развития патриотизма не ограничивается школьными стенами. Большую роль здесь выполняют семья и другие социальные институты общества, такие как: средства массовой информации, общественные организации, учреждения дополнительного образования детей, религиозные организации, учреждения здравоохранения, правоохранительные органы, военные организации, учреждения социальной защиты населения. [2, с.4-7]
Одним из важнейших средств, связывающих обучение и воспитание с жизнью, является краеведение. Краеведение — это всестороннее изучения какой-либо территории, проводимое на научной основе. Оно позволяет воспитывать патриота и гражданина на конкретных примерах, приобщать ребят к культурному наследию страны и малой родины. Целью краеведческой работы является научить ребят любить, уважать свой народ, землю, край, Родину. Ведь краеведение обращает к прошлому, чтобы школьники, зная свои корни, могли создать достойное будущее. [3, с.23-31]
Краеведческая деятельность позволяет ученику познакомиться со своим краем, познать патриотические, духовно-нравственные традиции народа. А это и есть истоки и основа патриотического воспитания.
Патриотическое воспитание обучающихся начинается с познания малой Родины, с познания запахов пряных степных трав, таинственного дыхания морских глубин, пения жаворонка в поднебесье. Картины родной природы: горы и озера, степные дали и дремучие леса – все это в равной степени формируют у детей чувство к родному краю, а чудесные местные легенды, сказки и песни, исторические повествования и памятники оставляют большой след в детской душе, независимо от того, где живут дети. Многое связывает человека с местом, где он родился и вырос, свой, милый сердцу уголок земли, где он увидел свет солнца, сделал первые шаги, получил путевку в жизнь. Это место несравнимо ни с чем другим. Это малая Родина. Родной край, его люди, природа, пройдя через сознание, становятся частью человеческой судьбы. Дети должны твёрдо знать, то, что происходит сейчас, станет когда-то историей, а значит, мы живем с великими людьми, которые стремятся прославить наше государство сделать его лучше, справедливее, сильнее. Изучение истории родного края способствует формированию познавательного интереса к процессу обучения. Ведь местный материал доступен для ребенка, а значит, каждый может сделать свое собственное открытие или узнать что-то новое, т. е. почувствовать себя причастным к творению истории. Краеведение воспитывает творческую инициативу учащихся, их самостоятельность в выполнении различных заданий.
Любовь к родному краю, желание видеть родной город или село все более и более растущим и расцветающим – все эти чувства в большой степени зависят от того, как они были заложены в детях в школьные годы. Чем полнее, глубже, ярче, содержательнее будут знания учащихся о родном крае и его людях, тем более действенным скажутся они в формировании благородного нравственного чувства: интереса и любви к родному краю, глубокого уважения к патриотическим традициям земляков, а главное, - они помогут учащимся на доступных, близких примерах из окружающей жизни понять сущность и полноту большого патриотизма – патриотизма как чувства долга перед народом, перед Родиной. [4, с.78-80]
Углубленное знакомство ребят с историей родного края, деятельностью замечательных людей оказывает непосредственное воздействие на формирование их жизненных идеалов, помогает им найти образец для подражания. Прикосновение к подвигу усиливает чувство любви к своему народу, вызывает искренние, глубокие переживания, оставляет след на всю жизнь, а приобретенные знания, возможно, окажутся полезными и нужными в будущем.
Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знать о них, приучает их интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень. Изучение родного края, его истории необходимо для всех детей независимо от возраста. Содержание при этом будет различным, так как выбор информации и методов зависит от возрастных и познавательных особенностей учащихся. Краеведческое образование способствует духовно-ценностной и практической ориентации учащихся в их жизненном пространстве, а также социальной адаптации.
Интерес к краеведческой работе проявляют и ученики, и учителя и выпускники, давно покинувшие стены школы. Я считаю, что воспитание любви к Родине и формирование достойного гражданина должны стать основными составляющими в учебно-воспитательной работе школы. Здесь очевидны огромные возможности краеведческой деятельности, которая позволяет воспитывать патриота и гражданина не на абстрактных идеалах, а на конкретных примерах, приобщать ребят к культурному наследию страны и малой родины.
Краеведческая работа помогает школьникам устанавливать многообразные связи с местным населением, стимулирует их участие в общественно полезной деятельности. На местном материале раскрывается участие земляков в важнейших исторических событиях, в укреплении его могущества, что способствует патриотическому воспитанию молодежи.
Ученики погружаются в атмосферу действительности, они становятся очевидцами тех событий сквозь призму времени. Благодаря этому историческое прошлое как бы приближается к сознанию учащихся, становится для них реальной действительностью. Учебные краеведческие занятия, что очень важно в образовательном и воспитательном плане, часто связаны с общественно полезной деятельностью учащихся. Это ученические изыскания, представляющие научный интерес (поиск, сбор, изучение, публикации материалов краеведения), участие школьников в различных делах, проектах: охране и восстановлении памятников истории, культуры и природы, культурно-просветительной работе, возрождение народных традиций, помощь ветеранам войны и труда. Ученики не только самостоятельно изучают особенности краеведения с помощью специально организованных наблюдений, зарисовок, сравнений, проведения практических работ, высказывая собственные гипотезы, но и как бы проживают явления природы и культуры, пропуская их через собственное творчество.
Учащиеся испытывают интерес к тем событиям, которые близки им, с которыми их связывают близкие родные люди. История края, местные события изучаются в единстве трех временных измерений: прошлое, настоящее и будущее. Так изучая со школьниками историю села, важно познакомить их не только с прошлым, но и современным состоянием села, предположить перспективы развития.
История возникновения нашего села вызывает у учащихся неизменный интерес. События становятся более яркими и запоминающимися, когда в них участвуют конкретные люди, особенно, если это родственники или знакомые. Изучение родного края, его истории необходимо для всех детей независимо от возраста. Содержание при этом будет различным, так как выбор информации и методов зависит от возрастных и познавательных особенностей учащихся.
Изучение родного края способствует формированию познавательного интереса. Ведь местный материал доступен для ребенка, а значит, каждый может сделать свое собственное открытие или узнать что-то новое, т. е. почувствовать себя причастным к творению истории. Краеведение воспитывает творческую инициативу учащихся, их самостоятельность в выполнении различных заданий.
Изучение краеведения помогает развивать умение самостоятельно находить нужную информацию о заинтересовавшем объекте, о деятельности людей, предприятий, учреждений, о перспективах трудоустройства.
Ребятам нужно объяснить, что именно они ответственны за те материалы, которые будут изучать следующее поколение. Поэтому, собирая информацию, они должны подходить к современной истории критически высказывать различные точки зрения, показывать разные стороны проблемы, т. е быть исследователями и нести ответственность за научность и правильность информации. [6, с.123-124]
Основные направления деятельности по краеведению состоят в подготовке сообщений, рефератов, докладов, связанных с историей района, села, в сборе информации об истории села, в подготовке и проведении викторин и конкурсов по краеведческой тематике. Источниками изучения истории родного края для учащихся на уроках и во внеурочное время становятся воспоминания родных, домашние архивы, материалы школьного краеведческого уголка и собственных изысканий, дома, улицы, люди, природа родного села, районная газета «Уваровская жизнь», краеведческая литература.
В настоящее время в нашей школе сложилась система краеведческой работы.
При организации краеведческой работы с детьми используются разные формы и методы работы. Существует три направления работы с учениками.
Учебное. Это организация и проведение краеведческих уроков. Проведение уроков осуществляется в 5—9 классах. Также в предметной области географии и истории блочно вводится местный краеведческий материал.
Внеурочное. Это занятия в группе. Участники этой группы не только занимаются сбором и систематизацией краеведческого материала, но и пропагандируют традиции и обычаи народа, через фольклорные праздники и конкурсы-концерты, ярмарки. Кроме того, ребята создают творческие художественно-поэтические композиции, основанные на материале поисковой краеведческой работы. Формы творческих работ учащихся различны: описание родословной, отчеты, сочинения, исследовательские работы. За последние три года ребята выполнили исследовательские работы: «История моей школы», «Народные промыслы села Павлодар», «Система медицинского образования в селе Павлодар», «История детских организаций», «Дорогие мои земляки», «Журавли», «История моего родного села», «Пётр Алёшкин - писатель современности», «Мой вклад в экологию родного края», «Боевой путь моих земляков». Эти работы были направлены на муниципальный и региональный конкурсы исследовательских работ по краеведению, на научно-практические конференции «Малые грани», «Грани творчества», «Первые шаги в науку», «Моя земля, моё Отечество». Особый интерес у учащихся вызывают выступления, доклады, сообщения, подготовленные на основе рассказов родственников старшего поколения с подборкой фотографий из семейного архива.
Внеурочная краеведческая работа это и поисковые экспедиции, туризм, краеведческие теоретические занятия, тематические вечера, конкурсы, олимпиады, пленэры (живописные этюды с натуры). Воспитывать чувства любви к малой Родине помогают беседы на классных часах. Экскурсионные прогулки и туристические походы позволяют учащимся лучше узнать свой край. Дети активно принимают участие в мероприятиях усадебного комплекса Старая Ольшанка. Представляют интерес уроки мужества. Ежегодно вместе со своими родителями, учителями, ветеранами обучающиеся участвуют в возложении венков к мемориальному памятнику нашего села. В преддверии этого дня обучающиеся, под руководством педагогов, делают искусственные цветы, вплетают их в каркас венков. Воспитанники хорошо понимают: им оказана большая честь-готовить важное общее дело и непосредственно участвовать в нем. На внеурочных занятиях проводятся циклы бесед, посвященных символике страны. Патриотическое воспитание обучающихся характеризуется появлением ряда новых форм, причем таких, которые предполагают включение обучающихся в непосредственную патриотическую деятельность: «Зарница», смотры строя и песни, поиск материалов о подвигах родных и близких, героев-земляков, помощь в оборудовании экспозиции музея боевой славы, участие в патриотических церемониалах, слёте патриотов, патриотических квестах. В нашей школе с 2016 по 2019год действовала инновационная площадка гражданско-патриотического направления «Я-гражданин и патриот России», результатом деятельности был методический отчётный семинар по работе инновационной площадке. С 2019 года в нашей школе работает инновационная площадка краеведческого направления «По тропинкам родного края», разработана программа мероприятий, акций, конференций, экскурсий.
Результатом серьезной краеведческой работы является школьный музей.
Особая роль в воспитании патриотизма отводится школьным музеям.
Музей - это не только достояние школы, это достояние всех. Школьный музей - историческое прошлое нашего села. Основан он в мае 2005 года под моим руководством. В нём собран богатый материал по истории села, по истории школы, по знаменитым выпускникам, по истории села в годы Великой Отечественной войны. Сейчас музей расширяется: пополняется новыми экспонатами, исследовательскими работами, фотоальбомами, фотографиями.
Все это располагается на стендах, выставках, многочисленных фотографиях, отражается в сочинениях и исследовательских работах учащихся.
Изучение родного края дает возможность привлечь учащихся к поисково-исследовательской работе, выявить более одаренных детей для создания своих собственных исследовательских работ.
Посетители музея: жители села, выпускники и гости школы с большой благодарностью отзываются о работе музея. Первоклассники, только поступающие в школу, приходят в музей, чтобы в первый раз услышать о том, как интересна история нашего села и школы. Выпускники, прощаясь со школой, приходят сюда, чтобы принести какой-нибудь экспонат на память о себе.
Музей является центром духовно-нравственного воспитания. Формирует чувство причастности и уважения к прошлому, целостное отношение к культурно - историческому наследию. Музей можно назвать «волшебной машиной времени». В ней за считанные минуты, за короткое время, учащийся может совершить путешествие в минувшие десятилетия, увидеть не только прошлое и день сегодняшний, но и сопоставить, сравнить события разных времен.
В музее разработана система мероприятий, направленных на патриотическое воспитание детей через экскурсии, беседы. Лекции, уроки мужества, часы памяти, встречи со знаменитыми людьми, которые учат формировать активную жизненную и гражданскую позицию, приобретать опыт гражданских действий, развивать умения и навыки конструктивно – критического мышления, самостоятельности, воспитывать уважение к народным традициям и культуре других народов. [7, с.40-41]
Главный критерий работы музея — это проведение экскурсий. При этом поддерживается высокий теоретический и методический уровень, комплексный подход, актуальность и занимательность, учет возраста, интересов и знаний участников, опора на экспозицию, материалы и актив музея. [5, с.95-96]
Я пришла к выводу, что изучение родного края, его истории необходимо для всех детей независимо от возраста. Содержание при этом будет различным, так как выбор информации и методов зависит от возрастных и познавательных особенностей учащихся.
Результаты патриотического воспитания покажет жизнь, но первые выводы можно сделать уже сегодня. Это интерес детей к краеведению, к изучению истории родного края. Для занятий краеведением не нужно больших затрат, не нужно длительных поездок и дорогостоящего оборудования. Достаточно, внимательнее присмотреться к людям, живущим вокруг тебя, покопаться в подшивках старых газет, совершить небольшую пешую экспедицию по родному краю. И тогда малая родина откроет тебе массу своих тайн, массу таких факторов, которые вызовут любовь и уважение к родной земле, гордость за ее историю и культуру. И тогда станет ясно, что без твоей малой родины история России была бы не полной, что вся великая держава состоит из множества таких маленьких неповторимых уголков. Тогда изменится само отношение к своей деревне, возникнет необходимость бережного обращения с ней, как с уникальным местом, без которого Россия была бы, несомненно, беднее.
Таким образом, краеведческая работа реализуется через внеклассную и внешкольную деятельность мероприятий, через школьный музей как центр патриотического воспитания, посредством участия в Интернет- проектах, научно-практических конференциях, конкурсах.
Список литературы:
1.Борисов Н. С. Методика историко-краеведческой работы в школе / Н.С.Борисов. – М.: Просвещение, 2012. – с.115-120.
2.Быков А. Организационно-педагогические вопросы патриотического воспитания в школе // Воспитание школьников. - 2017. № 5. - с. 4-7.
3. Кирюханцев К. А. Экскурсия как средство патриотического воспитания учащихся общеобразовательных школ.- М.: Просвещение, 2015. – с.23-31.
4.Лутовинов В. И. Современное понимание российского патриотизма // Патриотическая идея накануне ХХ1 века: прошлое или будущее России: Материалы межрегиональной научно- практической конференции. г.Волгоград, — Волгоград: Перемена, 2019.-с.78-80.
5. Малявко И. В. Технология обучения школьников старших классов опыту самостоятельной творческой деятельности путем особой организации научно-исследовательской работы в музее // Образовательная деятельность.- М.: Просвещение, 2018. – с.95-96.
6. Медведева Е.Б., Юхневич М.Ю. Музейная педагогика как новая научная дисциплина: Сборник «Культурно-образовательная деятельность музеев». - М.: Просвещение, 2019. – с.123-124.
7. Рябцев, Ю.С., Козленко, С.И. История русской культуры. – М.: Владос, 2001.-с.40-41.
Учащиеся Павлодарского филиала на краеведческой
научно-практической конференции в ТГУ имени Г.Р.Державина
Учащиеся Павлодарского филиала на эколого-краеведческой научно-практической конференции «Мой вклад в экологию родного края»
в организации «Экосфера»
Районный фестиваль в Старой Ольшанке
Отчёт о работе инновационной площадке
гражданско-патриотического направления
«Я-гражданин и патриот России»
Мероприятие, посвящённое 70-летию П.Ф.Алёшкина
«Пётр Алёшкин-писатель современности»
Всероссийский урок Памяти и Славы
«Помните! Через века, через года…»
Региональный краеведческий форум «Истории моей малой родины»
Областной слёт патриотических объединений и патриотических клубов «Растим патриотов Тамбовщины»
Экскурсия в школьную историко-краеведческую музейную комнату
Вахта памяти у памятника
Краеведческий велопробег