СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья. Мастерская творческого письма.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Статья. Мастерская творческого письма.»

Урок – мастерская построения знаний и творческого письма в 8 классе.



Тайна красной комнаты или



Мой Пушкин.





Учитель: Гажева Т.В.



































Цель урока: 1. Развитие творческого мышления учащихся.

2.Работа над развитием письменной речи учащихся.

3.Научить учеников действовать автономно и рефлексивно.

4.Перейти от анализа художественного произведения к пониманию важных проблем познания мира и самопознания.

Оборудование: портрет А.С.Пушкина ,иллюстрации к повести «Капитанская дочка»,раздаточный материал: стихотворения А.С.Пушкина и М.И.Цветаевой.

Ход урока.

  1. В начале романа английской писательницы Шарлотты Бронте «Джен Эйр», написанном в 1847 году, фигурирует «красная комната с таинственными видениями».

И именно так : «В красной комнате был тайный шкаф…» начинается эссе М.И.Цветаевой «Мой Пушкин».

2.Мы сегодня поговорим о тех тайнах и открытиях, которые вы увидите в себе, прочитав ранее неизвестные вам стихотворения А.С. Пушкина. У нас тоже будет шкаф ,тайный, состоящий из двух половинок ,но чуть позже.

3.Эссе М.И.Цветаевой называется «Мой Пушкин». Тут хотелось бы внести ясность : Цветаева впервые читала свой очерк в марте 1937 года в эмиграции, очень далеко от родной страны. Она была удивлена тем ,что слушатели не поняли, почему «мой Пушкин», решили ,что это присвоение .Но это было не так. «У всякого – свой, это – мой ».

4.Запишем на листах два слова:

МОЕ ,НЕ МОЕ.

Попробуем распределить слова, понятия ,чувства, которые важны для вас, по этим двум столбикам.

5.Читаем первый столбик по цепочке .Помним о том, что можно записывать слова одноклассника, если они соответствуют вашему видению мира.

6.У каждого из нас – свой Пушкин. Мы любим его с очень раннего возраста, с детского полусонного состояния, когда уже почти спишь, а все просишь ,

просишь маму: «Расскажи еще раз сказку о золотом петушке!» И глаза слипаются, а пушкинский текст проходит сквозь тебя.

7.Произнесем про себя: « Пушкин.»

Запишем ассоциации, мысли. Читаем по цепочке.

8.Вспомним очерк М.И.Цветаевой «Мой Пушкин». Запишем несколько запомнившихся слов, впечатлений, фраз, картинок по памяти из этого очерка.

9.Прочитайте стихотворения, положенные на ваши столы. Каждый ученик читает все стихотворения. Обсудите в группе, ответьте на вопрос: «Что эти стихи открывают в поэте?»

Соберите общее впечатление.

10.Выступление каждой группы.

11.Выбрать одно стихотворение, выписать из него три, четыре слова, которые поместить в таблицу:

слово

Ассоциации. Вкус, цвет, запах, звук, чувство, состояние.

Синоним, антоним, однокоренные слова.

Определение на логическом уровне.

Определение на ассоциативном уровне.










12.Читаем по порядку свои слова и ассоциативные образы.

13.Ученица читает стихотворение М.И.Цветаевой «Встреча с Пушкиным».

14.Найти это стихотворение среди предложенных вам , выписать из него заинтересовавшие вас слова, словосочетания, образы.

15. Перечитать все свои записи на листе.

16.Перечитать все цитаты, написанные на доске.

Цитаты.

« И долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал…» А.С.Пушкин.

«Читая его творения, можно превосходным образом воспитать в себе человека». В.Г.Белинский.

«Тебя ж , как первую любовь, России сердце не забудет».Ф.И.Тютчев.

«Весь роман Пушкина – одно большое доказательство, что жизнь не исчерпывается действительностью фактического уровня, она глубже, неожиданнее, чудеснее. Там лишь действительность, тут – сама реальность, открывающая лучшие глубины человека.» В.Н.Катасонов.

«Собственная гениальность сделала лучезарной личность Пушкина» Д.С.Лихачев.

17.Итак, переходим к тайному шкафу или, по словам Д.С.Лихачева, к двойному дневнику.

Делим лист на две части. В первую часть записываем цитаты или отрывки из них, которые произвели наибольшее впечатление. Во второй части даем комментарии: что заставило записать именно эту фразу? Какие мысли, вопросы, ассоциации она вызвала?

18.Перечитываем все свои записи.

19.Тема сочинения- эссе: «Мой Пушкин».

20.Чтение сочинения в классе.

21.Общая рефлексия.



























































Осьминоги являются наиболее интеллектуальными животными среди головоногих моллюсков и превосходят в этом отношении не только всех беспозвоночных, но даже и некоторых позвоночных, например, рыб. Давно было установлено, что осьминоги поддаются дрессировке. У них хорошая память. Они различают геометрические фигуры: маленький квадрат отличают от более крупного, ромб от треугольника, прямоугольник, поставленный вертикально, от прямоугольника, поставленного горизонтально, круг от квадрата. Осьминоги узнают людей, привыкают к тем, кто их кормит. Если проводить с ними достаточно времени, то они становятся ручными. Осьминоги прекрасно обучаются.

Однако издавна существовали страшные рассказы об осьминогах. Вероятно, ни об одних морских животных не бытовало столько легенд, мифов, неверных представлений, сколько их существует об осьминогах. Надо сказать, что внешний вид осьминогов у неискушенного человека вызывает безотчетный страх: бесформенное тело, постоянно извивающиеся, как змеи, щупальца, и в довершение всего пара почти человеческих глаз, глядящая на вас в упор!

В немалой степени укоренению неверных представлений об осьминогах способствовала и классическая литература. Знаменитый французский писатель В.Гюго не пожалел красок, описывая сражение героя его романа «Труженики моря» со спрутом – страшным обитателем морской пучины: «Нет тисков, равных объятиям осьминога. Тигр может сожрать вас, но осьминог - страшно подумать – высасывает вас, вы чувствуете, как медленно переливаетесь в страшный мешок, каким является это чудовище...» Так что своей дурной славой осьминог в значительной степени обязан В.Гюго, и у ряда поколений читателей его романа укоренилось представление об осьминогах как о смертельно опасных тварях.

Неверные представления подкреплялись время от времени появляющимися в печати сенсационными событиями о нападении осьминогов на людей. И вот осьминог, создание не более опасное, чем крупная треска, но гораздо более понятливое и доброжелательное, превратился в чудовище непомерной силы и свирепости.

(262 слова) (По материалам энциклопедии «Жизнь животных».)

ПАМЯТКА

Как слушать текст, чтобы понять его содержание.

1.Настройтесь на работу, требующую повышенной концентрации внимания. Четко сформулируйте цель аудирования и старайтесь подчинить ей всю работу с аудиотекстом

2.В процессе слушания готовьте рабочие материалы, отражая в них ключевые слова и выражения или составляя логико- смысловую схему текста, на основе которой запишите его план. Следите за интонационным выделением слов и фрагментов текста, так как именно с их помощью привлекается внимание слушателя к ключевым понятиям и мыслям.

3.Пользуйтесь толковым словарем для уточнения лексического значения непонятных слов и выражений. Помните также и о том, что лексическое значение незнакомого слова может быть подсказано содержанием всего аудиотекста.

ПАМЯТКА

Как читать текст, чтобы понять его содержание

1.Четко сформулируйте цель чтения и старайтесь подчинить ей всю работу с данным текстом.

2.Пользуйтесь толковым словарем для уточнения лексического значения непонятных слов и выражений. Помните также и о том, что лексическое значение незнакомого слова может быть подсказано содержанием всего текста.

3.Выделяйте в тексте основную информацию, по ходу чтения делайте выписки, отражая в них основные идеи текста. Следите за графическими выделениями ( курсив, жирный шрифт), так как именно с их помощью привлекается внимание читателя к ключевым понятиям и мыслям.

4.Особое внимание уделяйте первым фразам каждого абзаца, так как именно они, как правило, выражают обобщающие суждения автора.

5.Ведите диалог с автором, спорьте с ним, выдвигайте свои аргументы в защиту основной мысли или, напротив, формулируйте контрдоводы.



Сколько же тайн и легенд может быть связано с самым привычным предметом, без которого невозможно представить себе нашу повседневную жизнь!

Возьмем, к примеру,… кефир. Судьба этого привычного кисломолочного продукта на редкость необычна.

Исторической родиной небольших желтовато - белых кефирных грибков принято считать северный склон Кавказского хребта. Легенда гласит, что когда - то их принес в своем посохе сам Магомет, научив горцев готовить совершенно особый продукт. Процедура приготовления оставалась неизменной на протяжении не одного столетия. В сосуд заливали молоко и, поместив туда закваску, выносили на дорогу, чтобы каждый путник мог пнуть его ногой. Постоянное встряхивание только ускоряло процесс брожения.

О том, как этот напиток появился в России, рассказывает еще одна легенда. В начале прошлого века помощнице известного молокозаводчика Ирине Сахаровой удалось покорить сердце владельца сыроваренного завода в окрестностях Кисловодска. Красивая и бесстрашная девушка добилась того, что в ее руки попали бесценные горошинки закваски. Спустя некоторое время московская фирма приступила к массовому выпуску кефира, первые бутылки которого были направлены пациентам Боткинской больницы.

Ценность этого целебного напитка заключается и в его главной тайне: искусственно вывести кефирный грибок людям пока так и не удалось.

(175 слов)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!