Игра как способ формирования коллектива младших школьников
Ксения Сергеевна Дружинина
«КГБПОУ Красноярский педагогический колледж №1 им. М. Горького»
Аннотация. Статья посвящена изучению возможностей игры в формировании коллектива младших школьников, раскрывает компоненты технологии организации игровой среды. В статье рассматривается игра как педагогический феномен культуры, а также особенности диалога как основы развития разных игр и организации взаимоотношений в группе младших школьников.
Ключевые слова: игра, игровая деятельность, коллектив.
Игра является важным видом детской деятельности и имеет большое значение для становления индивидуальности и формирования детского коллектива. Ведь в игре дети самостоятельно общаются со сверстниками, их объединяет одна цель, совместные усилия к ее достижению, общие интересы и переживания. В игре ребенок становится членом коллектива, учится оценивать свои действия и поступки.
Педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что игра - это огромное светлое окно, через которое в мир ребенка вливается поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра прививает навыки эффективного общения, развивает чувство общности, внимательность, учит правильно выражать свои мысли и строить диалоги, развивает речь. Ребенок учится выражать свои мысли, чувства, стремления, учится подчинять свою деятельность, мысли строгим правилам игры, учится быть целеустремленным.
Игра очень важна для формирования реальных взаимоотношений детей. В игре формируется “общественность” - важное качество, с которого начинается воспитание коллективизма. Только при наличии этого качества ребенок становится членом детского общества. Особенно важны для этого самостоятельные игры, в которых дети сами устанавливают свои взаимоотношения.
Игра младшего школьника выступает как средство познания мира и сплочения коллектива: через игру ребенок учится взаимодействовать с другими детьми, то есть в ней закладываются благоприятные предпосылки для развития коллективизма. В игровой деятельности происходит важный и сложный процесс освоения знаний, который мобилизует умственные способности ребенка, его воображение, внимание, память. Детский коллектив в игре формируется постепенно, под влиянием работы педагога - воспитателя.
Доказано, что в игре дети получают первый опыт коллективного мышления. Ученые считают, что детские игры стихийно, но закономерно возникли как отражение трудовой и общественной деятельности взрослых людей.
Важнейшим достижением является приобретение чувства коллективизма. Мотивом игры становится не действие с предметами, а общение детей друг с другом, в котором отражены взаимодействия и взаимоотношения людей. Когда необходимый уровень мышления сформирован, ребенок в состоянии заместить собой образ другого человека - взять на себя роль и действовать в соответствии с ее содержанием. Игра – главная сфера общения детей, в ней расширяются проблемы межличностных отношений, совместимости, партнёрства, дружбы, товарищества. В игре познаётся и приобретается социальный опыт, взаимоотношения людей.
Формирование игрового коллектива зависит от содержания игры, богатства замысла, в свою очередь сам факт образования коллектива оказывает влияние на развитие игрового творчества. Развитие коллективного игрового творчества приводит к более сложным взаимоотношениям детей. Они совместно обсуждают ход игры, согласовывают свои действия друг с другом. И в то же время конфликты между играющими становятся более острыми. Это связано с развитием самолюбия, которое проявляется в борьбе за выбор игры, за лучшую роль, правоту своего мнения.
Планируя игровую деятельность, педагог должен четко осознавать цель предстоящей игровой деятельности, на формирование каких навыков и умений должна быть направлена игра и какие способности детей она должна развивать. Игровая деятельность служит большой вспомогательной основой, средством устранения и коррекции конфликтных ситуаций, установлению положительного микроклимата в группе.
Каждый вид игры выполняет определённые функции:
1. Дидактические игры – одно из средств познавательной деятельности школьника. Дидактические игры развивают наблюдательность, внимание, память, мышление, речь, повышают эффективность обучения.
2. Сюжетные игры. Они носят преимущественно коллективный характер, ибо отражают структуру отношений в обществе.
Дети при помощи взятых на себя ролей воспроизводят жизнь взрослых людей, их взаимоотношения, их деятельность. В ходе игры ученик познаёт мир и усваивает общественный опыт. Воспитывается стремление к учению, умение и желание трудиться, а также моральные качества, обогащается речевой запас.
3. Театрализованные игры – это разновидность сюжетно-ролевых игр, однако они развиваются по заранее подготовленному сценарию, в основе которого – содержание сказки, рассказа. Эти игры требуют от педагога режиссирования, а от ребёнка – проговаривания реплик.
4. Подвижные игры. Они всегда требуют от играющих активных двигательных действий, направленных на достижение условной цели, оговоренной в правилах. Специалисты отмечают, что основные особенности подвижных игр школьников — их соревновательный, творческий, коллективный характер. В них проявляется умение действовать за команду в непрерывно меняющихся условиях. Велико значение подвижных игр в нравственном воспитании. Они развивают чувство товарищеской солидарности, взаимопомощи, ответственности за действия друг друга.
5. Для детей с нарушением интеллекта конструктивные игры служат средством развития восприятия формы, объёма, размеров различных предметов. В ходе конструктивных игр ребят развивается пространственная ориентация, а также мелкая моторика.
Поскольку детская игра – явление универсальное и дети в играх копируют окружающую жизнь, её функции разнообразны.
Наиболее важные функции игры:
Обучающая функция позволяет решить конкретные задачи воспитания и обучения, которые направлены на усвоение определённого программного материала и правил, которым должны следовать играющие. Важны обучающие игры также для нравственно-эстетического воспитания детей.
Развивающая функция заключается в развитии ребёнка, коррекции того, что в ней заложено и проявлено.
Воспитательная функция помогает выявить индивидуальные особенности детей. Позволяет устранить нежелательные проявления в характере своих воспитанников.
Коммуникативная функция состоит в развитии потребности обмениваться со сверстниками знаниями, умениями в процессе игр, общаться с ними и устанавливать на этой основе дружеские взаимоотношения, проявлять речевую активность.
Развлекательная функция способствует повышению эмоционально-положительного тонуса, развитию двигательной активности, питает ум ребёнка неожиданными и яркими впечатлениями, создаёт благоприятную почву для установления эмоционального контакта между взрослым и ребёнком.
Психологическая функция состоит в развитии творческих способностей детей.
Игра должна соответствовать определенным требованиям:
Игра должна содействовать сплочению коллектива.
Иметь познавательное значение.
Активизировать общественную деятельность учащихся.
Обеспечивать мыслительную активность участников игры.
Создавать условия для детского творчества.
Учитывая возрастные особенности и особенности социализации детей, необходимо подобрать эффективные воспитательные и социализирующие средства, которые будут способствовать формированию их самосознания, личностного становления и приобщенности к коллективу.
Именно через игровую деятельность происходит освоение детьми социального опыта, совершенствование коммуникативных навыков, навыков построения взаимоотношений со сверстниками, формирование детского коллектива.
Таким образом, нужно отметить, что к применению игровых приемов стоит подходить не менее ответственно, чем в применении любых других образовательных технологий. Стоит подготовить качественный раздаточный материал и ориентироваться в той информации, которую учитель преподносит детям. В заключении необходимо сказать, что игровые приемы для сплочения коллектива учеников – это неотъемлемая часть образовательного процесса.
Библиографический список:
Вишнякова С.М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. – Режим доступа: https://www.studmed.ru/vishnyakova-sm-professionalnoe-obrazovanie-slovar-klyuchevye-ponyatiya-terminy-aktualnaya-leksika_412b2ec4799.html
Педагогическое исследование на тему «Игра как средство сплочения детского коллектива», автор: Сороковикова Т.Н.- Режим доступа: https://portalpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=27268
Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике. – Режим доступа: https://www.studmed.ru/polonskiy-v-m-slovar-po-obrazovaniyu-i-pedagogike_e64ac474acb.html
Студопедия. – Режим доступа: https://studopedia.ru/15_11196_opredelenie-igrovih-priemov-obucheniya-obshchie-trebovaniya-k-ih-razrabotke-i-primeneniyu.html
Терминологический словарь современного педагога на официальном сайте ГБПОУ
"Чебаркульский профессиональный техникум". – Режим доступа: https://chpt.edusite.ru/p526aa1.html
Шуковская Р.И. Игра и ее педагогическое значение [Текст]: учебное пособие / Р.И. Шуковская. – М: 2015. – 234 с.