СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья на тему "МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ МУЗЫКИ И ПЕНИЯ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ)"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

При изучении различных дисциплин в школе-интернате, в том числе музыки и пения, у обучающися часто складывается ощущение, что материал, изучаемый ими на уроках, никак не связан с окружающим миром, а потому не может им пригодиться. Чтобы изменить это ощущение, показать взаимосвязь теории с практикой, а также общность изучаемых предметов, следует изменить подходы к организации образовательного процесса, найти новые методы и приемы активизации познавательной деятельности обучающихся на уроке.

Развитие навыков культурного диалога, умение отвечать на вопросы оппонентов, изложение и обоснование своего мнения, отстаивание правоты суждений, анализ результатов - все это особенно важно для нас, учителей, где учатся дети с задержкой психического развития. Ведь зачастую, обучающиеся, приходящие к нам, не умеют говорить, обобщать и делать выводы. Они привыкли к недоверию, сомнению учителя в их силах. Нам нужно научиться доверять обучающимся, а обучающимся принимать помощь учителя. Работая с детьми, имеющими различную степень задержки психического развития, отмечаю, что эмоциональная атмосфера во многих классах неблагоприятная и часто характеризуется высоким уровнем тревоги, конфликтности и агрессивности. В процессе обучения возникают трудности из-за того, что учащиеся не умеют общаться друг с другом и вести диалог.

Коррекционно-развивающее обучение – это обучение, направленное на исправление каких-либо дефектов личности ребёнка с одновременным развитием, «раскручиванием» его потенциальных возможностей, т.е. развитием механизма компенсации, которое осуществляется на программном материале.

Просмотр содержимого документа
«Статья на тему "МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ МУЗЫКИ И ПЕНИЯ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ)"»

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ МУЗЫКИ И ПЕНИЯ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ)


Кастюхина Ольга Владимировна,

учитель первой квалификационной категории

КОУ ОО «Болховская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»


При изучении различных дисциплин в школе-интернате, в том числе музыки и пения, у обучающися часто складывается ощущение, что материал, изучаемый ими на уроках, никак не связан с окружающим миром, а потому не может им пригодиться. Чтобы изменить это ощущение, показать взаимосвязь теории с практикой, а также общность изучаемых предметов, следует изменить подходы к организации образовательного процесса, найти новые методы и приемы активизации познавательной деятельности обучающихся на уроке.

Развитие навыков культурного диалога, умение отвечать на вопросы оппонентов, изложение и обоснование своего мнения, отстаивание правоты суждений, анализ результатов - все это особенно важно для нас, учителей, где учатся дети с задержкой психического развития. Ведь зачастую, обучающиеся, приходящие к нам, не умеют говорить, обобщать и делать выводы. Они привыкли к недоверию, сомнению учителя в их силах. Нам нужно научиться доверять обучающимся, а обучающимся принимать помощь учителя. Работая с детьми, имеющими различную степень задержки психического развития, отмечаю, что эмоциональная атмосфера во многих классах неблагоприятная и часто характеризуется высоким уровнем тревоги, конфликтности и агрессивности. В процессе обучения возникают трудности из-за того, что учащиеся не умеют общаться друг с другом и вести диалог.

Коррекционно-развивающее обучение – это обучение, направленное на исправление каких-либо дефектов личности ребёнка с одновременным развитием, «раскручиванием» его потенциальных возможностей, т.е. развитием механизма компенсации, которое осуществляется на программном материале.

Использование звуковой наглядности является ведущим методом музыкального обучения как основы восприятия музыки. Основное содержание метода – исполнение музыкальных произведений педагогом или использование ТСО (аудиозаписи, грамзаписи, компакт-диски).

Зрительная наглядность – это картины, рисунки, видеозаписи, графическое изображение музыки, схемы, таблицы и т.д. Я применяю для конкретизации впечатлений, иллюстрации незнакомого явления, образа, ознакомления с изображением музыкального инструмента. Сочетаю со звуковой наглядностью, что помогает слуховому восприятию.

Комбинированная (аудиовизуальная) наглядность включает учебное кино, телевидение, видеофильмы.

Словесные методы в музыкальном обучении носят универсальный характер. С их помощью организуется внимание учащихся, передаются знания о музыке, композиторах, исполнителях, музыкальных инструментах, поясняется содержание произведений. Использование на уроках музыки такого словесного метода как беседа, т.е. вопросно-ответного метода, позволяет активизировать познавательную активность, самостоятельность учащихся, стимулирует их речевую активность.

Практические методы. Восприятие музыки ребенком гораздо полнее, если опирается на практические действия. Некоторые движения – хлопки, танцевально-ритмические движения, подпевание, цоканье языком и др. использую в качестве приемов, стимулирующих осознанное восприятие детьми характера мелодии, средств музыкальной выразительности.

В пении и игре на музыкальных инструментах наиболее важным является не столько сама выработка навыков и умений исполнительства (которые заметно отличаются от профессиональных), сколько возможность выразить собственные переживания музыки с помощью освоенных представлений и способов действий. К практическим методам относятся: упражнение, показ, игра.

Игра у умственно отсталого обучающегося является основным видом деятельности, с помощью которого он овладевает знаниями о внешнем мире (применяются различные дидактические игры, пособия, подвижные игры, сюжетно-ролевые игры, игра на музыкальном инструменте).

Метод убеждения средствами музыки. В процессе непосредственного слушания музыки, знакомства с яркими музыкальными образами, самостоятельного исполнения музыкальных произведений сознание детей обогащается новыми сведениями о поступках людей, их чувствах, деятельности; эмоциональная сфера – разнообразными оттенками переживаний. Настроение, создаваемое у детей с помощью музыки, активизирует их познавательную, мыслительную деятельность, способствует возникновению внемузыкальных представлений о картинах природы, повседневных явлениях. С помощью убеждения происходит изменение мотивационной основы поведения, отношения учащихся к образовательному процессу.

Методы музыкального обучения и воспитания дополняют друг друга. Коррекционно-развивающее обучение предполагает вариативность их применения. Выбор методов определяется задачами музыкального образования, проявлением интереса учащихся к музыкальной деятельности, степенью их активности, учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей, этапом работы над музыкальным произведением, уровнем эмоционально-поведенческих расстройств. 

Музыкальное воспитание является частью системы коррекционно-педагогической работы, проводимой с детьми с нарушением интеллекта. Органично вписываясь в эту систему оно решает как собственно музыкальные, так и коррекционно-развивающие задачи.

Музыкальное воспитание обеспечивает гармоничность развития личности обучающегося. Оно позволяет ему переосмыслить значение мира вещей в жизни человека, показать его вторичность по отношению к духовным и нравственным ценностям. Стимулируя эмоциональное переживание обучающегося с интеллектуальной недостаточностью, развивая его художественную эмпатию. Искусство способствует воспитанию человечности, формирует способность принять и понять другого человека, ощутив красоту его чувств и эмоциональных переживаний.

Школьный возраст является наиболее сенситивным периодом для развития творческих способностей, что способствует формированию у детей эстетического отношения к окружающему миру. Богатство и красота окружающего мира постепенно открывается ребенку, если он прислушивается к звукам природы, всматривается в ее меняющиеся образы и картины, если взрослый постоянно обращает его внимание на красоту окружающего мира.

Обучающийся с ОВЗ должен научиться видеть красоту во всем: в одежде, предметах быта, праздничного оформления зала, красках и явлениях постоянно меняющейся природы, звуках музыки, теплоте объятия и человеческой поддержки.

Приобщение обучающихся с интеллектуальной недостаточностью  к искусству начинается со знакомства их с народным декоративно-прикладным творчеством, фольклором и классикой.

В процессе занятий у обучающихся с нарушениями интеллекта развиваются и корригируются сенсорные, моторные и речевые и мыслительные способности. При этом благодаря этой деятельности, у детей складываются полимодальные образы, которые лежат в основе художественного воспитания.

Разнообразные виды занятий развивают и корригируют воображение, память, внимание. У обучающихся с ОВЗ формируются индивидуальные творческие способности, которые педагог должен заметить как можно раньше и уделить им пристальное внимание. Обучающийся с нарушением интеллекта нуждается в эстетическом воспитании, более того, под влиянием организующей и направляющей поддержки взрослого он способен чувствовать и воспринимать в ряде случаев острее, чем его нормально развивающийся сверстник. Значимость эстетического развития, становления личностных качеств обучающегося с нарушением интеллекта очень велика. Именно в процессе музыкальных, художественно-ритмических занятий и занятий изобразительным искусством ребенок может проявлять те индивидуальные возможности, которые не находят своего выражения во время других занятий в рамках коррекционно-развивающего обучения. Позитивная обстановка и образность выразительных средств на занятиях эстетического цикла позволяют создавать условия для регуляции детского поведения и общения, способствуют накоплению у детей собственного опыта успехов и достижений.

Таким образом, музыкальное обучение и воспитание обучающихся с задержкой психического развития обеспечивает значительные успехи в коррекции личности этих учащихся и их подготовки к жизни.

В процессе музыкального обучения у обучающихся развиваются элементарные способности, которые способствуют развитию духовных, нравственных и физических качеств ребенка. У обучающихся развивается правильное дыхание, исправляются дефекты речи и заикание; развиваются кисти рук и координация движений; воспитываются такие качества, как внимание, инициатива, смелость, чувство товарищества, дисциплина, умение действовать в коллективе, ловкость, гибкость, самостоятельность. У обучающихся развиваются все стороны психики.

Связь учебной и внеклассной работы по музыке и выступление обучающихся перед зрителями и слушателями повышает их уверенность в своих силах, их общественную активность.

В итоге занятий у обучающихся с отклонениями формируется интерес к музыке и сознательное отношение к произведениям музыкального искусства. Обучающиеся не только учатся слушать музыку, понимать ее, но и с большим удовольствием участвуют в исполнительской деятельности.




Список использованных источников

  1. Евтушенко И.В. / Музыкальное воспитание умственно отсталых детей – сирот. – М., 2003.

  2. Идеи эстетического воспитания. Антология. В 2 т. / Сост. В.П. Шестаков. М., 1973.

  3. Миловская С.М. О коррекционных возможностях эстетического воспитания учащихся вспомогательной школы // Дефектология. – 1980. – №4.

  4. Орехова Г.А. Использование средств искусства для коррекции нарушений личностного развития детей с выраженными интеллектуальными нарушениями // Коррекционная педагогика. – 2004. – №2.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!