СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья на тему: "Новые методики преподавания в начальной школе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье учитель с сороколетним стажем делится опытом работы.

Просмотр содержимого документа
«Статья на тему: "Новые методики преподавания в начальной школе"»

Новые методики преподавания в начальной школе.

Авилова Татьяна Ивановна –учитель Сусатской СОШ, Семикаракорского района, Ростовской области, работает в 4мб классе, по УМК «Планета знаний», стаж работы - 40 лет.

За последние десятилетия, чётко обозначилась тенденция к изменению сущности, целей и приоритетных ценностей российского начального общего образования. В Федеральном компоненте государственного стандарта подчёркивается необходимость создания качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой начальной школы. На сегодняшний день в России практикуются несколько методик преподавания для учеников младших классов.

Существуют традиционные и развивающие программы каждая, из которых рассмотрена и утверждена Министерством образования. Обучаясь по той или иной системе, ребенок получит знания и умения не ниже тех, что указаны в едином образовательном стандарте. 

Наша программа УМК «Планета знаний» относится к традиционной системе обучения.
В традиционных программах преподавания основополагающим является принцип развития ребенка естественным путем – от простого к сложному. Материал закрепляется многократным повторением и большим количеством однотипных упражнений. Ребенок механически заучивает разнообразные правила, решая похожие задачи - запоминает способ их решения.  Но известно, что дети быстро устают делать одно и то же, снижается интерес к учебе, появляется невнимательность и скука, в результате чего ухудшается поведение на уроке. Так же недостатком традиционной системы обучения является то, что при нестандартной формулировке задач ребенок не способен применить имеющиеся у него типовые знания. Несмотря на это многолетняя практика доказывает, что традиционная система преподавания в целом достаточно действенна. В свою работу включаю задания из других УМК: Л.В. Занкова; Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова.
Общим для этих авторских методик является то, что нет привычного зазубривания правил и однотипных заданий. Вся программа сосредоточена на развитии личностного начала детей и их индивидуальности. Программы подразумевают самостоятельную активность ребенка, творческий подход к работе и любознательность. Развитие неординарного мышления ребенка – основная задача данных методик.

В связи с этим приоритетной становится развивающая функция обучения, которая должна обеспечить

- становление личности младшего школьника,

- раскрытие его индивидуальных возможностей.

В своей работе применяю личностно-ориентированные педагогические технологии, педагогика сотрудничества, здоровьесберегающие, проблемное обучение, создает проблемные ситуации, проектная работа, технологии “Портфолио”. Использование технологии «Портфолио» позволяет проследить индивидуальный прогресс ученика, помогает ему осознать свои сильные и слабые стороны, позволяет судить не только об учебных, но и творческих и коммуникативных достижениях

Использую следующие приёмы:

  1. Для настроя на учебную деятельность

Приём «Руки – ноги»

Вначале краткая инструкция: «Когда я хлопну в ладоши один раз, то я дам приказ вашим рукам — они должны поработать (подняться или опустить­ся). Когда хлопну два раза — это приказ ногам (согнуться или разогнуться, то есть встать или сесть)». После этого учитель быстрыми ритмичными хлопками, меняя темп и чередуя их последовательность, руководит действиями де­тей, пытаясь их запутать. Лишь начав играть и первый раз сбившись (например, при двух хлопках — сигнале ногам - сев и при этом, машинально опустив руки), дети обнаружи­вают скрытую сложность игры и множественность вариан­тов положения, они начинают смотреть на ведущего пристально, «ловить», а потом и стараться предугадать его движения.

Приём «Поздоровайся локтями»

Дети, выполняя задание, должны коснуться, улыбнуться, назвать имена как можно большего количества одноклассников.

Приём «Дерево ожиданий»

Учащимся раздают заранее вырезанные из бумаги яблоки, лимоны и предлагают попробовать более четко определить, что они ожидают (хотели бы получить) от сегодняшнего урока, и чего опасаются, записав и прикрепив на определенное дерево. После выполнения систематизируются сформулированные цели, пожелания, опасения и подводятся итоги.

  1. Для проверки изученного материала или закрепления нового:

Приём «Умный листок»

По трем рядам с последней парты передают вперед лист бумаги, на котором каждый ученик должен написать одно понятие из заданной темы. Выигрывает команда, справив­шаяся быстрее и точнее ос Для сообщения нового материала

Приём «Инфо-угадайка»

На доске записана тема урока. Остальное пространство доски разделено на секторы, пронумерованные, но пока не заполненные. Ученикам предлагается обдумать, о каких аспектах темы далее пойдет речь. По ходу работы с темой дети выделяют ключевые моменты и вписывают в секторы. Постепенно исчезают «белые пятна»

Приём «Мозговой штурм»

Ученик понимает, что от его усилий зависит лицо всей группы. Важно четко сформулировать проблему, затем учитель или 2-3 ученика информируют класс о существе проблемы. Далее ставится практическая цель, ориентированная на возможный реальный поступок (помочь, составить). Затем дается время на обсуждение (5-6 мин.) После обсуждения слово предоставляется представителям группы, проводится общий итог. Никакой критики. Приветствуются любые предложения, какими бы неле­пыми они ни казались. Чем более странной кажется идея, тем лучше.

Приём «Отсроченная отгадка»

В начале урока учитель даёт загадку (удивительный факт), отгадка к которой (ключик для понимания) будет открыта при работе с новым материалом.

  1. Для самостоятельной работы

Приём «Ульи»

Образование групп сменного или постоянного состава и обсуждение в группах.

Приём «Светофор»

Для проведения дискуссии и принятия решений. Во время дискуссии поднимаются карточки согласия – не согласия по цвету светофора.

Приём «На линии огня»

Каждая команда защищает свой проект 2-3 предложениями. Затем вопросы задают участники других групп, а они - защищаются.

На основе прочитанного или услышанного текста сочинить короткие стихотворения, отражающие основные положения и свойства изученного явления.

Это быстрый и веселый способ проверки материала.

Составление синквейна.

  • 1 строка одно слово, обычно существительное, отражающее тему синквейна;

  • 2 строка два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;

  • 3 строка три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;

  • 4 строка фраза из нескольких (обычно четырёх) слов, показывающая отношение к теме; таким предложением может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим учащимся фраза в контексте с темой.

  • 5 строка слово-резюме или словосочетание, связанное с первым, отражающее сущность темы, которое дает новую интерпретацию темы, выражает личное отношение пищущего к теме.

«Составление кластера»

Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления.

Последовательность действий проста и логична:

  • Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.

  • Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы (модель «планета и ее спутники»).

  • По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием.

В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы.

В работе с кластерами необходимо соблюдать следующие правила:

– не бояться записывать все, что приходит на ум. Давать волю воображению и интуиции;

– продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут;

– постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.

Слово «Фишбон» дословно переводится как «рыбная кость». Эта стратегия позволяет учащимся «разбить» общую проблемную тему на ряд причин и аргументов. Визуальное изображение этой стратегии похоже на «рыбную кость» (отсюда и название) или, если эту «кость» расположить вертикально, – на елочку.

Игра «Верите ли Вы, что…».

Правила игры:

  • У вас на столах лежат листочки, на которых начерчена таблица, как у меня на доске. Цифрами я указала № вопросов.

  • Я вам читаю вопросы, которые начинаются со слов «Верите ли Вы, что ...». Вы обсуждаете ответы в группах.

  • Если вы верите, то во второй строке поставьте знак «+», если нет, то «-».

Данные сравнительные таблицы помогают увидеть учащимся не только отличительные признаки объектов, но и позволяют быстрее и прочнее запоминать информацию. Составление сравнительных таблиц можно использовать как на стадии вызова, так и на стадии осмысления. На стадии вызова лучше всего попросить ребят заполнять ее карандашом, так как после работы с текстом у детей могут возникнуть исправления, которые выполняются ручкой. Общее лучше обводить красной ручкой.

Инсерт

Индивидуальная работа, самостоятельное чтение статьи. Учитель обращается с просьбой по ходу чтения статьи делать в тексте пометки:

V- эту информацию знал, знаю, вспомнил;

+ - это новая для меня информация;

? - эта информация мне непонятна, у меня появились вопросы.

Рефлексия

  • 1.  сегодня я узнал…

  • 2.  было интересно…

  • 3.  было трудно…

  • 4.  я выполнял задания…

  • 5.  я понял, что…

  • 6.  теперь я могу…

  • 7.  я почувствовал, что…

  • 8.  я приобрел…

  • 9.  я научился…

  • 10.  у меня получилось …

  • 11.  я смог…

  • 12.  я попробую…

  • 13.  меня удивило…

  • 14.   урок дал мне для жизни…

  • 15.  мне захотелось…



  1. На обобщающих уроках

Приём «Творческая мастерская»

К уроку дети готовят рисунки, иллюстрации на заданную тему, пишут сочинения, стихи, рассказы, подбирают пословицы, на уроках труда изготавливают блокноты, книги необычных форм. Дается задание разделиться на группы, создать и презентовать групповой проект на заданную тему. Предварительно необходимо составить план размещения принесенного на урок материала, оформления титульного листа. На работу отводится 20 – 25 минут. По истечении этого времени каждая группа или ее представитель должны презентовать свой проект.

  1. Для завершения урока

Приём «Ромашка»

Дети отрывают лепестки ромашки, по кругу передают разноцветные листы и отвечают на главные вопросы, относящиеся к теме урока, записанные на обратной стороне.

Приём «Чистый листок»

Ученик берёт чистый лепесток. Пишет вопрос другой группе, вывешивает вопрос перевернув. С доски другая группа берет лист, читает и выполняет участник, дополняют другие.

Приём «Мудрый совет»

Группа пишет в конце урока «совет» детям, которые: еще не совсем поняли тему урока или не изучали тему (младшим). Совет анализируется группой-соседкой.

  1. Приём «Итоговый круг»

Учитель дает минуту! Подготовленные представители группы встают в круг, задают вопросы детям других групп, те в свою очередь отвечают.

Дерево успеха.

В связи с этим приоритетной становится развивающая функция обучения, которая должна обеспечить

- становление личности младшего школьника,

- раскрытие его индивидуальных возможностей.

Развитие личностных качеств и способностей младшего школьника опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной. Поэтому особое место отводится деятельностному, практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, применению приобретённых знаний и умений в реальных жизненных ситуациях.

III. 1. Доброжелательность, чуткость и внимательность – одни из важных качеств. Умение легко находить общий язык и уделять достаточно времени каждому ребенку в решение его детских проблем.

2. Четко и грамотно поставленная речь, которую могут понять и дети, и взрослые.

3. Умение удерживать в центре внимания каждого ребенка, уделять особое внимание в трудных ситуациях.

4. Способность сохранять спокойствие и выдержку в любых ситуациях.

5. Осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку: тихому и вздорному, плохо пишущему и хорошо, медленному и быстрому и т. д.

6. Умение быть учителем не только на работе, но и идя с работы домой, и в отпуске, и вечером по телефону. Находить время беседовать с каждым родителем, отменяя свои домашние дела.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!