СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья на тему: " Обучение редактированию текста и изложения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Необходимо обучать детей редактированию.Первоначально оно носит характер коллективного редактирования текста.Сначалоо можно проводить отдельно урок коллективного совершенствования целого связного текста с целью устранения различных ошибок.

Просмотр содержимого документа
«Статья на тему: " Обучение редактированию текста и изложения"»

Обучение редактированию собственного сочинения и изложения

Необходимо обучать детей редактированию. Первоначально оно носит характер коллективного редактирования текста. Сначала можно проводить отдельный урок коллективного совершенствования целого связного текста с целью устранения различных ошибок и улучшения общей связности.

Пример редактирования текста:

На доске записывается полный текст сочинения одного из учащихся данного класса. речевой ошибка школьник сочинение

1. Охотник шел домой. 2. Он услышал треск сучьев. 3. Из чащи вышла медведица с двумя медвежатами. 4. Медведица с медвежатами подошли к реке и стали купаться. 5. Медведица взяла медвежонка за шиворот и стала окунать его. 6. Охотник спрятался на дереве. 7. Медвежонок убежал, медведица догнала его и дала шлепков. 8. Потом они все ушли домой.

Учащимся предлагается прочитать текст, вдуматься и поискать, не нужно ли здесь что-либо исправить, улучшить?

Добавления учеников:

Они заметили, что в начале сочинения ничего не говорится о реке, и предложили дополнить первое предложение словами «берегом лесной реки» (исправления делаются на доске мелом между строк). Во втором предложении добавили слово «вдруг». Третье предложение не вызвало возражений. А вот в четвертом предложении сразу заметили повторение: «медведица с медвежатами» заменили местоимением «они». Шестое предложение не на месте - это заметили все дети. Сначала решили перенести его на третье место, а затем объединили со вторым. В седьмом предложении стало не ясным, какой медвежонок стал убегать, и дети предложили добавить слово «другой». В этом же предложении восстановили слово «надавала» (ведь было несколько шлепков). В последнем предложении добавили слово «довольные» и заменили слово «домой» словами «в чащу леса». Затем прочитали все и сразу заметили, что получили отредактированный текст.

Редактирование текста всегда проходит при высокой активности класса. Самопроверка и редактирование протекают так: когда учитель убеждается, что многие учащиеся уже завершают первоначальный вариант сочинения или изложения, он пишет на доске: «Самопроверка!». В отдельных случаях вывешивает плакат, на котором записаны 2-3 указания к самопроверке, например: «Проверь, не повторил ли одинаковые слова и выражения?». Наблюдая за классом, учитель подходит к тем ученикам, которые закончили писать и оказывает им индивидуальную помощь: напоминает, каких ошибок следует опасаться, сообщает, сколько времени осталось до конца урока, а в отдельных случаях указывает школьнику на то место в сочинении, над которым следует поработать.

Прямо указать на ошибку тоже можно, но лишь после того, как учитель убедится в неспособности ученика исправить ее самостоятельно.

Саморедактирование проводится на уроке. Дети заменяют слова, устраняют повторы, изменяют порядок слов, связывают предложения союзами, иногда изменяют последовательность или делают другие структурные изменения. Хорошим средством совершенствования речи могут стать черновики. В этом случае после самопроверки и редактирования школьники переписывают текст начисто. Переписывая, дети делают новые ценные исправления.

Существует система упражнений, подготавливающая детей к письменным изложениям и сочинениям - это работа над предложением. Она ведется систематически и не ограничивается ни календарными сроками, ни тематикой уроков. Назовем основные виды упражнений:

  • 1) составление полного ответа на вопросы по тексту;

  • 2) составление предложений из данных слов и словосочетаний;

  • 3) восстановление деформированного текста;

  • 4) подбор подходящего по смыслу пропущенного слова;

  • 5) составление предложений на определенную тему, по картинкам, по наблюдению за природой, замена формы одного предложения формой другого.

Составление полного ответа на вопросы по тексту.

Например, 2 класс. Тема «Текст». [Рамзаева 2007].

Задание. Прочитай текст. Письменно ответь на вопросы.

Как выглядят клены осенью?

Чем украсила себя рябина?

Как нарядился шиповник?

Все ребята очень хотели пойти на экскурсию в парк.

И вот мы в парке. На кленах нарядные пестрые платья. Рябина украсила себя красными ягодами. На кустах шиповника висят яркие плоды.

2 класс. Тема «Предложение и текст».

Задание. Прочитай.

Опускался ли человек на Луну?

Да, люди там побывали. На Луне нет воды, нет животных.

Напиши ответы на вопросы:

  • 1. Где побывали люди?

  • 2. Есть ли на Луне вода?

  • класс. Тема «Предложение».

Задание. Прочитай рассказ девочки.

Гость.

В нашем саду поселился еж. Каждый вечер он появлялся около летней кухни. Приходил ежик в сумерки. Сначала из кустов выглянет его мордочка. Потом еж смело семенит к блюдцу. На блюдечко мы клали еду для кошки и наливали молоко. К этому блюдцу и повадился ежик. Кошка уступала место ежу. Он гость!

Ответь на вопросы:

  • 1. Где появлялся еж в сумерки?

  • 2. Зачем он приходил?

  • 3. Как вела себя кошка?

Восстановление деформированного текста.

3 класс.

Задание. Напиши предложения в таком порядке, чтобы получился рассказ.

Вдруг она услышала стон.

Девочки собирали землянику для госпиталя.

Ася зашла в чащу.

Была война.

Летчик был спасен.

В кустах лежал раненый летчик.

Ася бегом помчалась в госпиталь.

2 класс. Тема «Обозначение гласных звуков».

Задание. Рассмотри рисунок. Озаглавь его. Прочитай предложения. Установи между ними связь по смыслу.

Рядом катались Алеша и Юра.

Таня в первый раз встала на коньки.

Ей трудно устоять на льду!

Они стали помогать Тане.

Напиши заголовок текста. Напиши предложения в таком порядке, чтобы получился текст.

Подбор пропущенного слова.

3 класс. Тема «Разделительный твердый знак».

ЗаданиеДополни пословицу словом с ъ или с ь. Напиши пословицы.

4 класс. Тема «Имя существительное. Правописание безударных окончаний сущ. в Творительном падеже».

Задание. Дополните предложения подходящими по смыслу существительными. Напишите.

Составление предложений на определенную тему.

Данный вид упражнений в учебниках по русскому языку Рамзаевой представлен довольно широко.

4 класс. Тема «Состав слова».

Задание. Составьте текст из 4-5 предложений на тему «Наш город» или «Моя улица», «Мой дом».

Тема «Текст».

Задание. Прочитайте. Напишите изложение.

Тема «Склонение имен прилагательных».

Задание. Рассмотрите рисунок. Составьте и напишите рассказ, используя опорные слова.

Опорные слова: вылепили, удивительные, снежные, животные, словно в сказке.