СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья на тему "Обучение школьников составлять вопросы к тексту как один из путей формирования навыков смыслового обучения на уроках истории"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Из опыта работы учителя истории и  обществознания МБОУ «Белогорская СШ №3» г.Белогорска Республики Крым Хомяковой Г.Н.

Просмотр содержимого документа
«Статья на тему "Обучение школьников составлять вопросы к тексту как один из путей формирования навыков смыслового обучения на уроках истории"»

Обучение школьников составлять вопросы к тексту как один из путей формирования навыков смыслового обучения на уроках истории



Из опыта работы учителя истории и

обществознания МБОУ «Белогорская СШ №3»

г.Белогорска Республики Крым Хомяковой Г.Н.


Современное общество является информационным обществом, и одна из важнейших задач школы - научить школьников критически воспринимать поступающую к ним информацию. Единицей информации является  текст– по сути, законченное, устное, письменное, мысленное высказывание. Умение грамотно работать с текстом является одним из основополагающих умений для человека. Наряду с письмом и владением компьютером к базовым умениям сегодня относится чтение.

Навык чтения – это и база всего последующего образования. Работая много лет учителем, заместителем директора по учебно-воспитательной работе, могу сказать, что именно несформированные навыки чтения и работы с текстом являются одной из главных причин низкого уровня знаний и умений обучающихся. Недостаточный темп чтения, непонимание прочитанного не позволяют обучающимся усвоить информацию, а о ее преобразовании, интерпретации часто говорить не приходится. И если под руководством учителя, пошагово, обучающиеся еще разбираются в учебном материале, то оставшись один на один с информацией, текстом, (параграфом учебника, математической задачей, тестовым заданием и т.д.) очень многие школьники с ним не справляются. Всем учителям, конечно, приходилось сталкиваться с ситуацией, когда на уроке школьники прекрасно усваивали материал, активно отвечали, хорошо решали у доски, а итоги самостоятельных и контрольных работ оказывались низкими. Проводимый анализ ученических работ показывает, что одной из главных причин низкой результативности образовательного процесса является неумение школьников самостоятельно работать с текстом, элементарное непонимание читающим смыслового содержания текста. Часть школьников вообще не работают с учебником, часть работают, как умеют, то есть многократно прочитывают текст с установкой на запоминание. У многих обучающихся к концу начального обучения не сформирована даже техника чтения (темп, способ, правильность, выразительность чтения). Анализ же текста проводится под полным контролем учителя. Между тем наблюдения показывают, что мало кто из учителей-предметников (кроме учителей-филологов) работают над формированием у обучающихся навыков смыслового чтения и работы с текстом

Сегодня всем, работающим в школе, должно быть понятно, что, если школа не сформирует в ребенке грамотного читателя, который способен понимать текст, рефлексировать на него и его использовать, достичь планируемых результатов обучения будет невозможно. Смысловое чтение является метапредметным результатом освоения образовательной  программы основного общего образования, а также является универсальным учебным действием. Научить пониманию текста сложно, но учитель может создать благоприятные условия для овладения школьниками приёмами понимания и совершенствования чтения в целом. Понимание и интерпретация информации основаны на её анализе учеником. Читая, ученик мысленно выделяет структурные и логические единицы текста, выявляет те связи, ко­торые есть между ними, а затем фиксирует это либо в плане, тезисе, пометках, либо в граф-схеме, либо в таблице. Такая работа помогает ученику всю полученную информацию привести в систему, а значит, глубже понять и использовать в дальнейшей работе. Нельзя добиться от учащегося глубокого понимания текста без специально организованного обучения приёмам переработки информации: составлению плана, тезисов, кодированию информации в графических схемах и т. д. Поэтому, очень важно, что в соответствии с ФГОС основного общего образования Основная образовательная программа основного общего образования предусматривает реализацию междисциплинарной программы «Стратегии смыслового чтения и работа с текстом».

Целенаправленная и систематическая работа над реализацией этой программы должна быть неотъемлемой частью преподавания истории в школе. Сформированный навык смыслового чтения и работы с текстом является базовым условием достижения планируемых результатов изучения школьного курса истории. Вместе с тем специфика этого предмета создает благоприятные условия для систематической работы над формированием у школьников умений работать с текстом и использовать стратегии смыслового чтения.

На примере преподавания истории Древнего мира в 5 классе хочу поделиться некоторым опытом работы в данном направлении, конкретно опытом обучения школьников составлять вопросы к тексту. Пятый класс, на мой взгляд, очень благоприятный период для формирования в ребенке грамотного читателя:

-дети переходят на более «»взрослую» ступень, а они хотят быть более взрослыми;

- интерес вызывают новые учителя;

- есть потенциал начальной школы;

-у детей еще есть желание учиться;

-учебник истории содержит много интересных, доступных текстов.

К ключевым направлениям формирования умений работы с текстом в 5 классе относят следующие:

-выделение главного в тексте;

-составление примеров, аналогичных приведенным в тексте;

-умение найти в тексте ответ на поставленный вопрос.

Выделяется пять основных приёмов осмысления текста. Основным приемом в процессе уяснения содержания является постановка вопросов к тексту и поиск ответов на них. Ставя вопросы, ученик анализирует материал, подвергает его умственному досмотру, выделяет главное, обнаруживает новые связи, не всегда для него ясные, находит непонятные места, тёмные пятна и пробелы, стремясь их заполнить. «Ключом ко всякой науке является вопросительный знак», – сказал великий французский писатель Оноре де Бальзак.

Постановка вопросов и поиск ответа на них включает :

- постановку к тексту и поиск в тексте

- рассуждения и умозаключения;

- припоминание;

- обращение к учителю, однокласснику .

Работу по обучению учащихся составлять вопросы учителю истории нужно сразу же с начала работы с пятиклассниками. В первую очередь, необходимо выяснить насколько это умение сформировано у обучающихся в начальной школе. Для этого можно просто на первых уроках предлагать обучающимся задания на составление вопросов к тексту параграфа. После того, как учитель получил необходимую информацию, можно начинать работать с обучающимися по этому направлению. Чтобы добиться планирумых результатов учителю нужно:

-на первом этапе уделять внимание обучению учащихся составлять вопросы к тексту практически на каждом уроке;

-практиковать эту работу на разных этапах урока, в том числе в домашней, в проектной работе школьников;

-давать обучающимся необходимые теоретические знания с учетом их возраста и познавательных возможностей;

-осуществлять постепенный переход от групповых, парных форм работы к самостоятельной работе, сочетать эти формы работы;

- с целью мотивирования обучающихся использовать разнообразные технологии, такие приемы обучения, которые содержать элементы игры, занимательности;

-правильно подбирать тексты для работы, они должны соответствовать цели работы;

-уже в пятом классе можно учить школьников работать не только со сплошными текстами( текст параграфа, документ, художественное произведение и т.д.), но и с текстами не сплошными ( в учебнике истории Древнего мира это карты, картосхемы, таблицы.

У некоторых пятиклассников часто вызывает затруднения построение вопросительных предложений. Поэтому в начале работы с ними уместно будет повторить вопросительные слова: что, где, когда, почему и поупражняться в составлении таких предложений на разные темы. Следующим шагом может быть задавание вопросов к предложению. Предложение несет много информации. Задача читающего – эту информацию извлечь. Вместе с учителем ученик должен уметь выполнить следующие шаги:

1) чтение предложения;

2) выделение главной мысли;

3) задавание вопроса по поводу основного смысла предложения;

4) задавание вопросов по содержанию дополнительной информации.

Например, на уроке «Древнейшие люди» работаем с текстом пункта 4 «Овладение огнем»:

-Прочитайте про себя первое предложение(Разные опасности подстерегали человека).

-Выделите в нем главную мысль(Древнейшего человека подстерегало много опасностей).

-Задайте вопрос по поводу основного смысла предложения(Что подстерегало древнейшего человека?)

-Какие еще вопросы мы можем поставить к этому предложению?(Почему жизнь древнейших людей была трудной?)

Затем переходим к следующему предложению. Текст небольшой по объему. Такая работа позволяет не только поработать над формированием умений работать с текстом, но и усвоить учебный материал.

Точно такая же техника применима в работе с текстом. Информационное поле при этом расширяется. Пошаговая деятельность аналогична той, которая проводилась при работе над предложением:

1) чтение текста;

2) выделение смысловых кусочков текста;

3) задавание вопросов к смысловым кусочкам.

В практической работе учителю поможет приведенная в книге академика А.Г.Асмолова («Формирование универсальных учебных действий в основной школе : от действия к мысли. Система зада­ний : пособие для учителя / [А. Г. Асмолов, Г. В. Бур­менская, И. А. Володарская и др.] ; под ред. А. Г. Асмолова. — М. : Просвещение, 2010. ) классификация вопросов по Б.Блуму:

1. Простые вопросы. Отвечая на них, нужно назвать какие-то факты, вспомнить, воспроизвести некую информацию.

2. Уточняющие вопросы. Обычно они начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что...?», «Если я правильно понял, то...?». Такие вопросы нужны для предоставления собеседнику обратной связи относительно того, что он только что сказал.

3.Объясняющие вопросы. Обычно начинаются со слова «почему?». Они направлены на установление причинно-следственных связей.

4.Творческие вопросы. Когда в вопросе есть частица «бы», а в его формулировке есть элементы условности, предположения, фантазии, прогноза: «Что бы изменилось, если бы...?», «Как вы думаете, как будут развиваться события дальше?».

5.Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов: «Почему что-то хорошо, а что-то плохо?», «Чем один герой отличается от другого?».

6.Практические вопросы. Они направлены на установление взаимосвязи между теорией и практикой: «Как бы вы поступили на месте героя?».

Пятиклассникам еще трудно использовать такую классификацию. Использую памятку «Такие разные вопросы», которую предлагают учителя начальных классов»:

1. «Вопросы с поверхности».

-Кто..?

-Что сделал..?

-Где..?

2. «Вопросы – подводники».

-Почему..?

-Как..?

-А что если..?

-Будет ли так..?

3. «Вопросы из сундука».

-Как текст связан с событиями из твоей жизни?

-Если бы ты был на месте..?

-На что похоже..?

-Есть ли связь с тем, что происходит сегодня..?

-Что хотел сказать автор?

Чтобы закрепить у пятиклассников понятие о классификации вопросов, использую прием «тонких» и «толстых» вопросов, который широко применяют в своей работе многие учителя. Этот прием может быть использован на любой из стадий урока. Если мы пользуемся этим приемом на стадии вызова, то это будут вопросы, на которые наши учащиеся хотели бы получить ответы при изучении темы. На стадии осмысления содержания прием служит для активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания; при рефлексии – для демонстрации понимания пройденного.

Начинаю использовать этот прием, ввожу понятие «тонких» и «толстых» вопросов в ходе изучения темы «Древний Египет». Целью первого урока по теме «Государство на берегах Нила» ставлю: сформировать у обучающихся представление о местоположении Египта на карте мира, особенностях природных и климатических условий; помочь обучающимся понять процесс образования единого государства в Древнем Египте; способствовать усвоению школьниками понятий: речные пороги, оазис, рельеф, фараон, столица.

Планируемые результаты:

-предметные: устанавливать причинно-следственные связи между природными условиями и образом жизни египтян; анализировать и обобщать данные исторической карты, использовать их для получения нового знания;

метапредметные:

- регулятивные УУД: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, выбирать средства достижения цели;

- познавательные УУД: понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний; анализировать, сравнивать, обобщать факты; давать определения понятиям;

-работать с учебным текстом( правильно составлять вопросы к тексту );

-коммуникативные УУД: развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли; сохранять и развивать умение сотрудничать в паре и группе. Отвечать на вопросы, слушать и слышать; формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения;

личностные УУД: положительное отношение к уроку, понимание необходимости изучать историю, выражать свое отношение к роли истории в жизни человеческого общества.

Работу с учебным текстом (обучение правильно составлять вопросы к тексту ) провожу на этапе изучения нового материала.Фрагмент урока

III. Работа по теме урока

2.Разливы Нила

2.1. Работа с карточками.

-Прочитайте молча предложения, которые записаны на карточке.

-Согласны ли вы с тем, что эти предложения -это вопросы? Почему? (они содержат вопросительные слова)

-Какую роль играют вопросы в нашей жизни, в нашей речи?

Учитель: в школе вас учат многому: писать, считать, думать, работать с компьютером. Одним из основополагающих умений, которое приобретает ученик в школе, является чтение, и от того, как он им владеет, напрямую зависят не только его учебные успехи в школе, но и профессиональные достижения в последующей жизни. Очень важно, чтобы каждый из вас стал грамотным читателем: умел понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать свои цели, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. На уроках истории мы тоже стараемся стать грамотными читателями, учимся работать с текстом. Для этого есть разные пути. Один из них –умение правильно ставить вопрос: Оно поможет вам научиться самостоятельно работать с текстом, понимать информацию, содержащуюся в тексте. Составление вопросов -дело непростое, и сегодня мы продолжаем ему учиться.

-Распределите вопросы, которые есть на ваших карточках на две группы: обозначьте цифрой 1 вопросы, на которые можно ответить одним словом, а цифрой 2 вопросы, на которые одним словом ответить нельзя.

-Зачитайте вслух вопросы, на которые можно ответить одним словом. Объясните свой выбор(идет обсуждение, исправление допущенных ошибок).

-Зачитайте вопросы, на которые нельзя ответить одним словом. Объясните свой выбор(обсуждение, исправление ошибок).

Учитель: вопросы, требующие однословного ответа называют «тонкими» вопросами. Вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать, называют «толстыми» вопросами.

2.2.Работа в парах по вариантам с текстом учебника (п.2 «Разливы Нила»).

_-Прочитайте молча в параграфе пункт 2 «Разливы Нила».

-Составьте к нему «тонкие» вопросы(по два вопроса) и ответьте на него:

1вариант: вопрос, который начинается со слова «Что?»

2 вариант: вопрос, который начинается со слова «Когда?»

3 вариант: вопрос, который начинается со слова «Где?»

-Составьте по одному «толстому»вопросу, который начинается со слова «Почему?»

2.3. Проверка итогов работы в парах (обучающиеся зачитывают свои вопросы, отвечают на них, класс обсуждает правильность составленных вопросов). Домашнее задание.

-Можно ли эти вопросы назвать «тонкими», «толстыми»? Почему?

-При подготовке домашнего задания подготовьте по тексту параграфа «Государство на берегах Нила» один «тонкий» и один «толстый вопрос». На следующем уроке при проверке домашнего задания вы получите возможность задать его одноклассникам.


Приложение №1.(карточка с вопросами)

Какой предмет мы сейчас изучаем?


Нравиться ли тебе этот предмет?


Почему?


Для чего, по вашему мнению, нужно изучать этот предмет?


Какие исторические источники вы знаете?


О чем мы узнаем из письменных исторических источников?


Как помогает изучать историю археология?


В чем различие межу письменными и вещественными историческими источниками?


Закрепляем умения школьников на следующем уроке «Как жили земледельцы и ремесленники». Фрагмент урока:

I. Проверка домашнего задания.

1. Игра «Задай вопрос другу»(закрепление умений формулировать «тонкие вопросы»)

-Задайте по одному «тонкому » вопросу своему другу по теме «Государство на берегах Нила». Заданные вами вопросы должны помочь нам вспомнить местоположение Египта на карте, природу Египта, ее влияние на жизнь древних египтян.

III. Работа по теме урока

План

1.Жители Египта.

2.Труд и жизнь земледельца.

3. Ремесла и обмен.

4. Писцы собирают налоги.

3.2.Работа в группах (овладевать основами смыслового чтения учебных и художественных текстов).

Цель для обучающихся:

-Изучить жизнь и быт крестьян в Древнем Египте.

-Подумать, какое значение для нас имеет опыт жизни и труда древнеегипетских крестьян.

-Учиться составлять к тексту вопросы по заданной теме.

1 группа

Задание:

1.Прочитайте п. 1 (стр. 38-39) «Труд земледельца».

2. Составьте к тексту вопросы, по теме «Труд земледельца»:

-два вопроса , которые начинаются со слова «Как?»;

-один вопрос, который начинается со слова «Для чего?».

3. Подготовьте ответы на эти вопросы.

4. Распределите между собой, кто будет задавать вопросы, а кто будет на них отвечать.

2 группа

Задание:

1.Прочитайте фрагмент «Хвалебные песни египтян Нилу и солнцу» (стр. 38).

2. Составьте к тексту вопросы по теме «Труд земледельца»:

-один вопрос, который начинается со слова «Как?»

-два вопроса, которые начинаются со слова «Что?»

3. Подготовьте ответы на вопросы цитатами из текста.

4. Распределите между собой, кто будет задавать вопросы, а кто будет на них отвечать.

3 группа

Задание:

1.Прочитайте п. 3 (стр. 40-41) «В гостях у египтянина».

2. Составьте к тексту вопросы, по теме «Быт древнеегипетского крестьянина»(еда, жилище, одежда и укращения):

-один вопрос , которые начинаются со слова «Чем?»;

-один вопрос, который начинается со слова «Как?»;

-один вопрос, который начинается со слова «Какие?»

3. Подготовьте ответы на эти вопросы.

4. Распределите между собой, кто будет задавать вопросы, а кто будет на них отвечать.

3.3.Проверка результатов групповой работы.

-Как вы думаете, какое значение для нас имеет опыт жизни и труда древнеегипетских крестьян?

-Поделитесь, какие мысли чувства, возникли у вас в связи с изученной темой.

Не требует больших затрат времени, но дает хорошие результаты прием «Задай вопрос» . Учитель создаёт ситуацию, когда ученик самостоятельно формулирует вопросы к новому учебному материалу. Например, во время самостоятельной работы над текстом ученики получают задание составить вопросы. К примеру, задать вопросы, которые начинались бы со слов «Кто…?», «Когда…?», «Где…?», «Почему…?» и т.д. Целесообразно ограничить число вопросов и время на их составление. Ребятам не ставится задача прочесть текст, а затем задать вопросы. Это очень важно. Так или иначе, чтобы грамотно и лаконично сформулировать вопрос, ученик должен хотя бы бегло ознакомиться с текстом. Но он делает это гораздо быстрее, чем в режиме «Прочти…». Подводя итоги, отмечаем лучшие вопросы, тут же предлагая ученикам ответить на них. Этим самым мы закрепляем только что изученный материал. Подобную работу можно провести в форме игр «Почемучки», «Кто?Что?», «Где? Когда?». Учитель предлагает обучающимся задать к тексту все возможные вопросы, которые , например, начинаются с вопроса «Кто?», «Что?», «Почему?», «Где?», «Для чего?» и т.д. Игра «Кто? Что?» может быть проведена на уроках «Древнейшие люди», «Родовые общины охотников и собирателей»,«Возникновение земледелия и скотоводства», «Библейские сказания». Игру «Где? Когда?» рекомендую провести на уроках «Финикийские мореплаватели», «Персидская держава «царя царей»», «Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей ». На уроке «Олимпийские игры в древности», «В городе богини Афины» хорошо проходит игра «Приставалки», «Почемучки». Учебные тексты данных уроков способствуют этому.

Считаю, что для обучения школьников задавать вопросы к тексту, учитель может успешно использовать и такой известный прием как «Маркировка текста». На уроке «Жизнь египетского вельможи »провожу следующую работу.Фрагмент урока:

III. Работа по теме урока

3.2. Самостоятельная работа по вариантам. Упражнение «Маркировка текста» «В усадьбе вельможи»(стр.43-44)

Задания по вариантам:

1 вариант

-Прочитайте текст, отметьте на полях буквой «Г» предложения, в которых содержится ответ на вопрос «Где?». Задайте этот вопрос классу.

2 вариант

-Прочитайте текст, отметьте на полях буквой «Ч» предложения, в которых содержится ответ на вопрос «Что?». Задайте этот вопрос классу.

3 вариант

-Прочитайте текст, отметьте на полях буквой «К» предложения, в которых содержится ответ на вопрос «Кто?». Задайте этот вопрос классу.

Задание для всех:

-Сравните быт крестьянина и быт вельможи в Древнем Египте. Сделайте свои выводы.

-Подумайте, чему вы научились, выполняя это задание.

На уроке «Военные походы фараонов» так использую прием «Цепочка вопросов».

Фрагмент урока:

III. Работа по теме урока

3.2. Фронтальная работа с текстом учебника параграф 8, п.2 (стр. 47-48) «Боевые колесницы» (продолжить работу по овладению навыками смыслового чтения). Игра «Цепочка вопросов».

а/Задание обучающимся. Чтение текста молча:

- Мы продолжаем с вами учиться быть грамотными читателями. Из начальной школы вы знаете способ чтения «цепочкой». Сейчас мы с вами тоже будем читать «цепочкой». Но «цепочкой» необычной, а «цепочкой» , состоящей из вопросов.

-Прочитайте текст молча. Попробуйте заменить предложения вопросами к ним.

Затем мы «цепочкой » будем читать вслух эти вопросы. Из игры выбывает тот, кто не смог или неправильно заменил предложение вопросом.

б/игра «Цепочка вопросов»(учащиеся читают текст вслух, заменяя предложения вопросами к ним).

-Почему колесницы считались самым грозным оружием египтян?

-Дома подготовьте вопросный план по теме «Боевые колесницы». Подготовьте по нему устный рассказ.

Уже в 5 классе на уроках истории мы обучаем школьников составлять простой план текста. Учить составлению вопросов к тексту мы можем на примере вопросного плана. Для этого на уроке «Искусство Древнего Египта» использую прием «Экскурсовод».Фрагмент урока:

Ход урока:

II. Работа по теме урока

План

1. Первое из чудес света.

2. Храмы-жилища богов.

3. Гробница фараона Тутанхамона.

4. Пойдемте в музей.

2.1. Самостоятельная работа с текстом параграфа 11 «Искусство Древнего Египта» стр. 56-57(п.1 «Первое чудо света») Упражнение «Экскурсовод»(составление простого плана в виде вопросов по тексту)

-Представьте себя экскурсоводом, которому предстоит провести экскурсию к одному из чудес света, первому чуду света- египетским пирамидам. Экскурсантами являются ваши одноклассники. Вам необходимо подготовиться к этой экскурсии, чтобы она была интересной и познавательной. Поможет вам в этом материал учебника(стр. 57-56 «Первое чудо света»).

-Прочитайте самостоятельно текст учебника, составьте на его основе план своей экскурсии. Пусть он будет в виде вопросов, отвечая на которые, вы сможете интересно и грамотно рассказать туристам о египетских пирамидах.

-Расскажите по составленному плану о египетских пирамидах.

Интересным приемом работы по обучению пятиклассников задавать вопросы по тексту может стать игра «Следопыт (Вслед за героем)». На уроке «Поэма Гомера «Одиссея» мы предлагаем обучающимся с помощью вопросов проследить путь Одиссея и его товарищей от Трои до Итаки( где он оказался, что с ним произошло, кого Одиссей встретил, куда он направился дальше и.т.д.). Этот же прием можно использовать на уроках «Поход Александра Македонского на Восток», «Вторая война Рима с Карфагеном», «Восстание Спартака».

Для обучения пятиклассников составлению вопросов использую прием «Тайм-аут» (Чтение с остановками). «Тайм -аут»- одна из стратегий смыслового чтения. Цели стратегии: самопроверка и оценка понимания текста путём обсуждения его в парах и в группе. Подробный алгоритм реализации стратегии следующий :

1. Прочитайте самостоятельно про себя 1-й пункт текста параграфа. Дальше работайте в парах.

2. Задайте друг другу вопросы уточняющего характера. Ответьте на них. Если у вас нет уверенности в правильности ответа, вынесите свои вопросы на обсуждение всей группы после завершения работы с текстом.

3. Проделайте ту же работу со следующими абзацами.

4. Найдите значение новых слов, пользуясь любой стратегией.

5. Суммируйте то новое, что вы узнали из текста,

6. Составьте краткий пересказ из нижеследующих предложений, расположив их в нужном порядке.

Многие учителя истории дают учащимся задания творческого характера. Среди них есть и задания, которые способствуют формированию умения вдумчиво читать, преобразовывать текстовую информацию с учётом цели дальнейшего использования, а также составлять вопросы по тексту. Упражнение «Составь задание» может предусматривать составление тест, учебная задача по теме или составление викторины, ребуса, кроссворда, головоломок. Но в 5 классе к таким заданиям следует относиться взвешено. В течение традиционного урока ученик не обладает достаточным временем, чтобы составить хороший кроссворд, сканворд или остроумную головоломку. Поэтому такие задания лучше задать на дом. Можно предложить ученикам самостоятельно придумать оригинальное задание. Такая работа уже не просто беглое прочтение учебного текста. Это его осмысление, анализ, связь с предыдущим пройденным материалом. Подготовленные школьниками задания можно использовать для проверки домашнего задания, повторения изученного.

Обучение школьников постановке вопросов к тексту и поиску ответов на них является важнейшим условием формирования у обучающихся стратегий смыслового чтения и работы с текстом. Умения школьников ставить вопросов к тексту и находить в тексте ответы на них –основа для уяснения обучающимися содержания учебного текста . Вести работу по обучению школьников ставить вопросы к тексту и находить ответы на них можно на всех этапах урока. Творчески работающий учитель может успешно использовать существующие образовательные технологии, приемы для обучения школьников стратегиям смыслового чтения и работе с текстом. Уроки истории играют большую роль в формировании этого важнейшего метапредметного универсального учебного действия. А для учителя истории открываются новые возможности для педагогического творчества, профессионального роста.


Источники:

1. А.Г.Асмолова («Формирование универсальных учебных действий в основной школе : от действия к мысли. Система зада­ний : пособие для учителя / [А. Г. Асмолов, Г. В. Бур­менская, И. А. Володарская и др.] ; под ред. А. Г. Асмолова. — М. : Просвещение, 2010.

2.Сметанникова, Н.Н. Стратегиальный подход к обучению чтению: Междисциплинарные проблемы чтения и грамотности.-М.: Школьная библиотека,2005.-512 с.

3.Сметанникова, Н.Н. Чтение и грамотность. Размышления в контексте Национальной программы поддержки и развития чтения // Как разорвать замкнутый круг: Поддержка и развитие чтения : проблемы и возможности : научно-практический сборник / сост.: Е.И. Кузьмин, О.К. Громова. – М.: МЦБС, 2007.

4.Соболева О. В. Обучение пониманию текста: учебная книга — учитель — ученик // Психологическая наука и образование. — 2006. — № 1.



 























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!