СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья на тему: "Потенциал уроков истории в вопросах воспитания гражданственности у учеников"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье раскрывается потенциал уроков истории в вопросах формирования гражданственности у учеников. Дана попытка ответить на вопрос - как путем изучения истории воспитывать в учениках чувства гражданственности и патриотизма?

Просмотр содержимого документа
«Статья на тему: "Потенциал уроков истории в вопросах воспитания гражданственности у учеников"»

Кузьминов Д. А.

МБОУ СОШ № 2 г. Серпухова



Потенциал уроков истории в вопросах воспитания гражданственности у учеников.

В современной России у молодежи происходит стремительное падение моральных ценностей, уважения к прошлому, так и снижение общего культурного уровня. В рамках обучения в школе, на учителей накладывается задача по воспитанию из детей достойных граждан, прививание основ патриотизма и нравственности. Для решения данных задач как нельзя лучше подходят уроки истории, так как изучения прошлого способствует пониманию настоящего и прогнозированию будущего.

Известный просветитель, поэт и публицист В. В. Попугаев (1778 - 1816) видел в изучении истории важнейший метод воспитания человека достойным гражданином. В своей работе «Об истории как предмете политического воспитания» он говорит: «история не есть наука для настроения умов обыкновенных, она есть наука, образующая героев». Автор называет историю «пантеоном славных мужей», хранящим «великие дела для подражания и соревнования душ, способных чувствовать благо общественное и ценить истинные достоинства». По мнению Попугаева история должна давать ученикам не набор фактов и событий, а она должна показывать причины основавшие благополучие государства, удерживающие его от падения и сохраняющие его целостность. Таким образом, по его мнению, история является необходимым предметом в воспитании человека.1

В современной педагогической науке, как и ранее, образование понимается как результат прижизненного научения, который напрямую зависит от культурно-исторических особенностей и обстоятельств жизни человека2. Исходя из этого, современный урок истории, должен служить для учеников одним из главных факторов гражданского воспитания. Как это можно реализовать на практике?


Например, при изучении темы «Смутное время», можно поставить перед учениками главную проблему – «Каковы причины Смутного времени?», и далее, раскрывая данный вопрос через разделения его на различные исторические аспекты, мы тем самым способствуем развитию познавательного интереса к истории России у учеников, навыков анализа, критического мышления, установки причинно-следственных связей между событиями истории. Изучая личностей данного периода и их подвиги, например, Ивана Сусанина, Дмитрия Пожарского, Кузьму Минина, акцентируя на их жертве во благо будущего своей страны и народа, мы пробуждаем у учеников чувство патриотизма, достоинства, чести и долга, а так же уважения родины в настоящем. Подобные результаты в воспитании гражданственности у учеников, могут быть достигнуты с помощью технологий проектного обучения, когда ученики, на протяжении длительного периода времени, готовят проект по истории на тему, которая может вызвать у них патриотические чувства, например «Александр Невский», «Куликовская битва», «28 панфиловцев» и т.д. Ключевым моментом здесь будет проект связанный с личностью, или военным событием, так как эти истории наиболее сильно могут положительно повлиять на учеников с точки зрения формируемой гражданственности.

Однако, нельзя воспитать гражданственность и патриотизм, довольствуясь только историей личностей или событиями из истории. Для полного формирования ученика как гражданина и патриота своей страны, он должен полностью видеть и осознавать исторический путь своего государства, видеть через какие трудности она прошла, чтобы сильнее чувствовать с ней связь. Для выработки подобных установок, подойдет прием составления таблиц на уроке истории, чтобы целостно и последовательно показать историю жизни государства и народа. Так же прием совместного заполнения таблицы, например "Политические партии России начала XX века», формирует у учеников гражданскую активность, так как необходимо будем обсуждать идеи партии, сравнивать их, и рассуждать над тем какие были лучше для страны. Стоит отметить, что таблицы, направленные на сравнивание политических действий страны и её политической обстановки, способствуют развитию у учеников политического мышления.

В современный школе, в рамках процесса ужимания программы, уроки истории направленные на изучение культуры и искусства, как правило отводятся на второй план перед уроками повествующими о войнах, политике и т.д. Данная ситуация осложняет процесс гражданского воспитания, так как при изучении культуры, ученик имеет возможность с другой стороны взглянуть на величие своего народа, почувствовать и осознать ментальность, а так же развить эстетические чувства. В связи с этим, логичным видится регулярная подготовка учениками проектов, касающихся вопросов культуры и искусства, так как эти вопросы имеют большой потенциал в вопросе формирования общей культуры ученика и гражданственности3.

Особую роль на уроке истории ив вопросе формирования гражданственности играет краеведческий материал. Уделяя внимание его изучению, мы делаем историю ближе для учеников, так как говорим о родном крае, городе, улицах и жителях. История Серпухова необычайна богата на события, а сам Серпухов на протяжении своей истории имел немалую значимость для государства, особенно славен он своей военной историей. В 1982 г. Серпухов награжден орденом Отечественной войны I степени. В 2005 году город награжден почетным знаком Московской области «Штандарт славы», на котором начертано «Город воинской славы». С 2016 года Серпухов носит звание населенного пункта воинской доблести.



Старинный город Серпухов по праву имеет славу защитника Русской земли. Еще в XIV веке Серпухов был прославлен в повести «Задонщина», где воспевался подвиг русских воинов на Поле Куликовом. Тогда город был местом сбора русских воинов. Немалую роль в этом сражении сыграл серпуховский князь Владимир Андреевич Храбрый, возглавивший русские полки в решающий момент битвы. На Поле Куликовом погибли 40 бояр серпуховских. Они были похоронены в серпуховском Высоцком монастыре, а над их могилами был возведен каменный Зачатьевский собор. В битве при Молодях в 1572 г. серпуховские пушкари на окраине города у Владычного монастыря дали первый бой войскам Дивлет-Гирея, стремившегося захватить Москву. Несколько дней московская рать из Серпухова и у Молодей наносила удары в тыл крымско-турецкого войска. Враги дрогнули и побежали. В январе 1610 года серпуховичи вместе с казаками первыми в Московии подняли оружие в борьбе с польско-литовскими захватчиками, разгромив польский отряд Лжедмитрия II в Серпухове. В годы Великой Отечественной войны серпуховичи вместе со всеми гражданами СССР проявили массовый героизм в борьбе с фашистскими захватчиками. На фронтах Великой Отечественной войны сражались 36 000 серпуховичей, 12 000 из них не вернулись домой. Более 20 серпуховичей были удостоены звания Героя Советского союза. Нерушимой стальной стеной встали защитники Москвы у ворот прекрасного русского города Серпухова в 1941 г. Советские воины и мирные граждане почти три месяца обороняли Серпухов от немецко-фашистских захватчиков, совершая боевые и трудовые подвиги4.

Помимо славных военных страниц, история города оставила для нас большое культурное наследие: остатки древнего Кремля на Соборной горе, Высоцкий и Владычный Монастыри, усадьба Мараевых, а так же множество древних церквей и домов.

Подобные уроки способствуют воспитанию у наших обучающихся таких элементов гражданственности, как гордость за свою малую родину, уважение к прошлому, к истории родного края, необходимости сохранения целостности страны и желания принести пользу Отечеству и своему городу.

Таким образом, уроки истории способствуют накоплению ценного духовного опыта подростка, который затем преобразуется в особую привязанность к Родине и те качественные характеристики, которые включает в себя понятие гражданственности5.





























Список использованной литературы:

  1. Катунина О.И. Воспитание гражданственности и патриотизма на уроках истории и обществознания средствами краеведения. http //festival.1september.ru

  2. Балматова М.В., Мамонтов Б.С., Павлихин А.В., Шилов В.В. История города Серпухова и Серпуховского края. Очерки по археологии / Гафурова Л.В., Пантелеева М.П. Тула: ИПО «Лев Толстой», 2010. 227 c.

  3. Баев В.Г., Давыденкова А.Г.«Воспитание патриотизма и гражданственности как институционально-ментальных ценностей» Материалы Международной научной конференции. СПб 9-10 июня 2005.

  4. Корнетов Г.Б. История педагогики сегодня, Материалы Первого национального форума российских историков педагогики- Москва, 2013. С. 112.

  5. Попугаев В.В. Об истории как предмете политического воспитания. Антология педагогической мысли России первой половины XIX в., Москва, «Педагогика», 1987. С. 96-97.

1 Попугаев В.В. Об истории как предмете политического воспитания. Антология педагогической мысли России первой половины XIX в., Москва, «Педагогика», 1987. С. 96-97.

2 Корнетов Г.Б. История педагогики сегодня, Материалы Первого национального форума российских историков педагогики- Москва, 2013. С. 112.

3 Баев В.Г., Давыденкова А.Г.«Воспитание патриотизма и гражданственности как институционально-ментальных ценностей» Материалы Международной научной конференции. СПб 9-10 июня 2005.

4 Балматова М.В., Мамонтов Б.С., Павлихин А.В., Шилов В.В. История города Серпухова и Серпуховского края. Очерки по археологии / Гафурова Л.В., Пантелеева М.П. Тула: ИПО «Лев Толстой», 2010. 227 c.

5 Катунина О.И. Воспитание гражданственности и патриотизма на уроках истории и обществознания средствами краеведения. http //festival.1september.ru


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!