СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья на тему: "СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ КОМПЛЕКСНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ОРИЕНТИРОВАННОЙ НА КОРРЕКЦИЮ НЕДОСТАТКОВ РАЗВИТИЯ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Детям с ограниченными возможностями здоровья сложно адаптироваться в новой обстановке, затем пойти в какое-либо учебное заведение, найти работу, да и просто выйти в самостоятельную жизнь.

Поэтому школа несёт большую ответственность за обучение, а самое главное за воспитание таких детей.

Их необходимо поддерживать, направлять, давать возможность проявлять свои лучшие качества, это возможно путём вовлечения их в активную внеурочную деятельность.                                                                                                               Одной из приоритетных задач обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) является создание условий для успешной социализации.                                                                                                                           Реализация данной задачи невозможна без использования системы внеурочных занятий.

Просмотр содержимого документа
«Статья на тему: "СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ КОМПЛЕКСНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ОРИЕНТИРОВАННОЙ НА КОРРЕКЦИЮ НЕДОСТАТКОВ РАЗВИТИЯ"»

СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ КОМПЛЕКСНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ОРИЕНТИРОВАННОЙ НА КОРРЕКЦИЮ НЕДОСТАТКОВ РАЗВИТИЯ

А. Ф. Богородицкая, воспитатель детей с ОВЗ,

ГБОУ «Белгородская коррекционная

общеобразовательная школа-интернат№23»

Детям с ограниченными возможностями здоровья сложно адаптироваться в новой обстановке, затем пойти в какое-либо учебное заведение, найти работу, да и просто выйти в самостоятельную жизнь.

Поэтому школа несёт большую ответственность за обучение, а самое главное за воспитание таких детей.

Их необходимо поддерживать, направлять, давать возможность проявлять свои лучшие качества, это возможно путём вовлечения их в активную внеурочную деятельность. Одной из приоритетных задач обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) является создание условий для успешной социализации. Реализация данной задачи невозможна без использования системы внеурочных занятий.[1]

Согласно плану работы над темой по самообразованию я наметила следующие задачи:

- изучение психолого–педагогической литературы; - создавать необходимые условия для активизации познавательной деятельности учащихся; - внедрение интерактивных форм организации учебного процесса с целью повышения мотивации учащихся;

- повышение качества проведения внеклассных занятий на основе внедрения новых технологий; - разработка учебных, научно – методических и дидактических материалов.

Цель моей работы по данной теме: Создание оптимальных социально-психолого-педагогических условий для коррекции недостатков развития обучающихся, нормализации учебно-воспитательной деятельности, активизации познавательной деятельности, при овладении коммуникативными навыками во внеурочное время, благоприятной адаптации и социализации.

В связи с этим, я поставила перед собой ряд вопросов, которые мне необходимо изучить за период работы над данной темой: - изучение психолого-педагогической литературы; - исследовательская деятельность; - анализ и оценка результатов деятельности учащихся; - планомерное и систематическое совершенствование методов учебного процесса. Предполагаемым результатом работы будет являться накопление и активизация словарного запаса у моих воспитанников, успешная адаптация учащихся в учебно- воспитательном процессе, принятие себя и других, развитость коммуникативной сферы, умения находить ресурсы, рефлексивность.

В научно-методической литературе внеурочная деятельность рассматривается как проявляемая вне уроков активность детей, обусловленная в основном их интересами и потребностями, направленная на познание и преобразование себя и окружающей действительности, играющая при правильной организации важную роль в развитии учащихся и формировании ученического коллектива.

Как отмечают Д. В. Григорьев, П. В. Степанов, внеурочная деятельность обучающихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. .[1]

Целью внеурочной деятельности является содействие интеллектуальному, духовно-нравственному, социальному и физическому развитию обучающихся, создание условий для приобретения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья позитивного социального опыта в образовательном учреждении и за его пределами, проявления инициативы, самостоятельности, ответственности, применения полученных знаний и умений в реальных жизненных ситуациях.

В качестве задач внеурочной деятельности можно представить следующие:

-обеспечение условий для благоприятной адаптации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении; -обеспечение условий достижения обучающимися планируемых результатов освоения основных образовательных программ общего образования; -оптимизация условий для общего развития, коррекции и компенсации нарушений в развитии у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; -создание условий для закрепления и практического использования знаний и умений, приобретенных обучающимися в урочной деятельности; -создание условий для выявления и реализации интересов, склонностей и способностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; -развитие опыта творческой деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья во взаимодействии со сверстниками и взрослыми, а также в разновозрастной детской среде; -развитие опыта неформального общения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с учетом расширения рамок взаимодействия с социумом. .[2]

Внеурочная деятельность с детьми с ОВЗ выполняет следующие функции:

-образовательная - обучение ребенка по дополнительным образовательным программам, получение им новых знаний;

-воспитательная - обогащение и расширение культурного слоя общеобразовательной организации, формирование культурной среды;

-креативная - создание гибкой системы для реализации индивидуальных творческих интересов личности;

-компенсационная - освоение ребенком новых направлений деятельности, углубляющих и дополняющих основное (базовое) образование и создающих эмоционально значимый для ребенка фон освоения содержания общего образования, предоставление ребенку определенных гарантий достижения успеха в избранных им сферах творческой деятельности;

-рекреационная - организация содержательного досуга, как сферы восстановления психофизических сил ребенка;

-функция социализации - освоение обучаемым социального опыта, приобретение им навыков воспроизводства социальных связей и личностных качеств, необходимых для жизни в обществе;

-функция самореализации - самоопределение ребенка в социальной и культурной сферах жизнедеятельности, проживание им ситуаций успеха, личностное саморазвитие;

-контролирующая – проведение рефлексии, оценивание эффективности деятельности за определенный период времени.

В качестве основных направлений внеурочной деятельности обучающихся в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов общего образования определены следующие: духовно-нравственное, общекультурное, общеинтеллектуальное, социальное и спортивно-оздоровительное (физкультурно-спортивное и оздоровительное).

Мои воспитанники в течение 2018-2019 учебного года участвовали во всех школьных мероприятиях, праздничных концертах, спортивных соревнованиях, занимали призовые места.

Участие детей с ОВЗ во внеурочной деятельности положительно влияет на развитие и формирование универсальных учебных действий (УУД).

Прежде всего, это касается таких УУД как коммуникативные и регулятивные. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий позволяет ребенку с ОВЗ развивать социальную компетентность, формировать продуктивные формы взаимодействия с социумом путем учета позиции других людей, партнера по общению или деятельности; умения слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, успешно интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество с субъектами общения.

Формирование регулятивных универсальных учебных действий обеспечивают ребенку с ОВЗ развитие произвольного поведения, направленного на организацию своей учебной деятельности.

Таким образом, внеурочная деятельность детей с ОВЗ должна быть направлена на развитие индивидуальности, личной культуры, коммуникативных способностей, формирование социальной компетенции, адаптацию в обществе.

  1. Электронный ресурс: https://infourok.ru/organizaciya-vneurochnoy-deyatelnosti-s-detmi-s-ovz-533406.html

  2. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: практическое руководство / С. В. Крюкова, Н. П. Слободяник. – М. : Генезис, 2002. – 208 с.);















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!