СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Подготовка учащихся к написанию сочинения-рассуждения" (ЕГЭ: выполнение задания С)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья "Подготовка учащихся у написанию сочинения-рассуждения" (ЕГЭ: выполнение  задания С)

Просмотр содержимого документа
«Статья "Подготовка учащихся к написанию сочинения-рассуждения" (ЕГЭ: выполнение задания С)»

Дугарова Сэсэгма Юрьевна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Кижингинская СОШ им. Х.Намсараева»


Подготовка к написанию сочинения-рассуждения

( ЕГЭ: Задание части «С»)

Подготовка к выполнению блока «С»– одна из трудных: ученики плохо вчитываются в текст (этому надо учить), недостаточно четко определяют проблемы текста (этому надо учить),слабо их комментируют (этому надо учить),почти совсем не умеют аргументировать свою точку зрения, так как очень мало читают, а потому не умеют «связывать «и « протягивать ниточки» от одних произведений к другим, не видят общности проблем, к примеру – проблема отчего дома , проблема человека и природы, проблема чести и совести, проблема человеческого достоинства и т. д. – у разных писателей (этому тоже надо учить). С чего же начинать?

Во –первых, я считаю, что нужно вернуть списывание текста на урок. Сегодня наши школьники почти разучились и читать, и писать. Только частое списывание даст положительный результат. Списывать необходимо, и чем больше будет списывать ученик, тем очевиднее будет успех. Успех же зависит от того, что списывать, сколько списывать и, главное, как работать со списанным материалом.

Но самое главное условие подготовки к выполнению части С – учить читать так, чтобы для ученика стала понятной мысль текста, его основная мысль, и чтобы он умел читать между строк.

Тексты нужно тщательно отбирать, ведь подготовка к ЕГЭ начинается с 5 класса! Текст должен быть высокохудожественным, эмоциональным, воздействующим на чувства, на ум и сердце.

Тексты должны быть разными «по настрою»: нравственные, философские, патриотические, лирические, юмористические.

При подготовке к выполнению части «С» важно знать, понимает ли ученик текст, его тему и проблемы. Поэтому в конце каждого урока письменная работа на 15-20 минут. Примерные задания:

  • Определение темы, проблемы, позиции автора текста.

  • Воспроизведение только что проведенного на уроке анализа текста: идея, тема, изобразительно-выразительного средства.

  • Списывание небольшого текста с последующим нахождением и анализом орфограмм и пунктограмм.

  • Мини-сочинения.

  • Эссе

  • Репортажи

При работе с текстом должны возникать ассоциации, воспоминания о прочитанном, которые станут доказательством при выполнении задания части «С».

Например, при анализе стихотворения в прозе В.Г. Короленко «Огоньки»

  • сначала вспомним переносные значения слова «огонь»: глаза, полные огня, конь-огонь,глаза горят огнем, сердце пылает огнем.

  • Затем «собираем »фразеологизмы со словами « огонь»:между двух огней, из огня да в полымя; бояться как огня, огнем и мечом, пройти огонь, воду и медные трубы, днем с огнем не найдешь, подливать масла в огонь.

  • Затем работаем с паронимами: огневой-огненный

  • Работа со сложными словами, начинающимися на огне-: огнедышащий, огнеопасный, огнестойкий

  • Работа с крылатым выражением «прометеев огонь»; смысл выражения прометеев огонь – священный огонь, горящий в душе человека, стремление к достижению великих целей.

  • Собираем синонимы: Огонь – пламя, огненная стихия, пламень, полымя; огонь – свет, сияние, свечение, сверкание, мерцание; огонь- стрельба, пальба; огонь- страсть, пыл, пылкость

  • Самые употребляемые эпитеты к слову огонь: буйный, веселый, дрожащий, багровый

  • Составляем словообразовательное гнездо: Огонь –огонек

  • -огниво

-огневой- огневик

-огненный

-огн-е-мет-огнемет-н-ый

-огнеопасный- огнеопасно-огнеопасность

- огнестойкий-огнестойко

После этого самый трудный этап: работа с текстами писателей, которые рассказывают об огне, огоньках. Ученики должны увидеть, чем может стать для человека «огонек»:

  1. Стихотворение В. Г. Рубцова «Русский огонёк»

  2. Отрывок из рассказа И. С. Тургенева «Бежин луг»

  3. Отрывок из рассказа Ю. Казакова «Свечечка» (конец рассказа)

  4. Отрывок из рассказа В. Астафьева «Солдат и мать»

  5. Отрывок из рассказа И. Бунина «Антоновские яблоки»

Так выглядит подготовка к непосредственной работе со стихотворением в прозе «Огоньки В. Г. Короленко»

Ученики пишут сочинение-рассуждение после небольшой беседы, в которой скажем о том , что современники называли В.Г. Короленко «совестью зпохи», «солнцем России». «Огоньки»- это философские раздумья писателя о жизни. Скажем, что «Огоньки» – аллегория, не случайно автор употребляет слово «огоньки» девять раз», «огоньки – это символ. Это произведение построено на антитезе тьмы и света. Скажем о теме и проблеме, о позиции автора, об изобразительно-выразительных средствах. В тексте всего восемнадцать предложений, из них в девяти однородные члены. Указываем на многоточия, двоеточие, о лексических повторах, обособленные члены предложения. Все они к месту и нужны.

Итак, подготовка к выполнению задания части «С» требует особого внимания. Работы хоть отбавляй!


Литература :

  1. Павлова А. И. О технологии развития критического мышления учащихся на уроках русского языка «Русский язык в школе» №8 ., с. 11.,

  2. Соколова Г.П. О подготовке к ЕГЭ. Русский язык в школе» №9, с 7


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!