СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья Семья как основа духовно - нравственного воспитания школьника

Категория: ОРК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Статья Семья как основа духовно - нравственного воспитания школьника»

Семья как основа духовно - нравственного воспитания школьника



Душа ребёнка – пламенный сосуд,

Прозрачны стены, совершенны формы

Но от того, чем мы его наполним

Зависит будущего человека суть.

Основные положения Концепции духовно-нравственного воспитания школьников, входят в структуру основной образовательной программы. Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности. Эти ценности мы храним в культурных и семейных традициях, передаем от поколения к поколению.

Семья — это первая инстанция на пути ребёнка в жизнь.

Семья воспринимает и передаёт своим воспитанникам культурные и моральные ценности. «Семья есть первичное лоно человеческой духовности; а потому и всей духовной культуры, и прежде всего - Родины».

Родители составляют первую общественную среду ребёнка. Родители являются образцами, на которые ребёнок ориентируется ежедневно. Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека.

 Протопресвитер Василий Зеньковский еще более полувека назад писал:

«Духовная крепость семьи раньше давалась легче…теперь же она дается с трудом…Целостность в семье сохраняется и проявляется легче в сфере внешнего быта, ущемление же этой целостности больше всего касается духовной стороны… Тот духовный аромат, который раньше выделялся семьей… ныне стал редким, в силу чего семья начинает утрачивать свою главную, питательную для детей силу…».

Сейчас уже для всех очевиден дефицит добра, любви, сострадания и душевной щедрости в детской среде. Одной из причин этих явлений является утрата обществом семейных ценностей и традиций, которые на протяжении многих веков сохраняла и приумножала наша страна и Православная Церковь.

Большие возможности для формирования у детей ценностного отношения к семье имеет материал учебного курса «Основы религиозной культуры и светской этики» в 4 классе. Содержание всех модулей группируется вокруг трёх базовых национальных ценностей: Отечество, семья и культурная традиция нашей страны. В нашей школе с самого начала введения курса, родители выбирают модуль «Основы православной культуры», так как в нашем селе православная культура, является приоритетной. Формирование осознанного отношения к семье как к одной из главных христианских ценностей наблюдается почти с первых уроков учебного курса ОРКСЭ и ОДНКНР и внеурочной деятельности.

Укоренению этой идеи в детском сознании способствует изучение библейских сюжетов, трудов святых отцов, заповеди о почитании своих родителей, чтение житийных произведений, просмотр православных фильмов.

Счастливая, радостная семья — не случайность, а великое достижение, основанное на труде и выполнении своих обязанностей каждым ее членом. При изучении тем «Христианская семья» и «Христианин в труде» ребята знакомятся с тем, как распределяются обязанности в православной семье. Мужчина в семье – глава, кормилец, и ему решать основные семейные вопросы. Женщина – помощница мужу, ее роль – воспитание детей и ведение домашних дел. Роль детей в семье – помощь родителям, а по мере взросления – замена их во всех трудах, уход за ними в старости.

О нравственном здоровье семьи, ее духовных ценностях можно судить по установившимся в ней традициям. Возрождению такой традиции, как семейное чтение, Очень поучительным в этом отношении является чтение и обсуждение произведений К.Д. Ушинского, Б.Ганаго, Л.Родиной. Святоотеческое наследия, труды о воспитании святых отцов Православной Церкви: Тихон Задонский, Феофан Затворник, Иоанна Златоуст, Иоанн Кронштадский и др. Необходимы ученикам и примеры истинного послушания, которых много в жизни святых, например, земная жизнь Пресвятой Богородицы, преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского.

Сегодня существует дефицит общения детей и родителей, для этого используем так званый метод домашней рефлексии. Изготовление буклет-памятки к домашней теме урока. Одна из важнейших задач курса основ православной культуры – это доверительное общение между родителями и детьми с опорой на нравственные основы семейной жизни. Счастье детей зависит от обстановки в семье, от степени взаимопонимания и доверия. Нравственно-ориентированный курс открывает перед родителями дополнительные возможности для укрепления и развития отношений с ребенком. В подростковом возрасте ребенок особенно нуждается в духовной связи с родными для него людьми. В начале изучения курса родителям предлагаются практические советы по отношению общения с детьми.

Мы не имеем права забывать, что для ребёнка самый действенный образец жизнелюбия, духовно-нравственного самоопределения – это его родители

  • Поучения родителей ничего не дадут, если они вступают в противоречие с их делами и словами. Семья царя Николая II – образец семи, икона семьи. Чтобы понять, какое влияние оказали на развитие своих детей государь Николай и государыня Александра, обратимся вновь к их светлым образам, может быть самым притягательным в мировой истории.

  • Просматривая фотографии семейного альбома, кадры кинохроники семьи Романовых, читая письма императрицы Александры Федоровны и императора Николая Александровича, ребята проникаются духом семьи, воплотившей черты идеальных отношений между мужем и женой, родителями и детьми многодетной семьи.

Ежегодно уже на протяжении последних лет проводятся школьные мероприятия совместно с родителями: «Святость подвига матери», «Рождество Христово», «Светлое Христово Воскресение», и др. Где ребята не только активно принимают участие, но и изучают истории этих праздников и событий.

К совместному творчеству хочу отнести и участие в конкурсах исследовательских и проектных работ школьного, муниципального, регионального и всероссийских уровней: «Край мой Православный!», «Отечество», «Ушаковские чтения», «Куряне – подвижники Святаго Духа», «Лествица», «Хранима, любима курской землей» и др. где ребята становятся победителями и призерами и их работы печатаются в сборниках.

Духовное краеведение, история родного края становится для многих жителей России нравственным ориентиром. Стремление к возрождению культурно исторического наследия родного края наши ученики занимаются исследованием, где исследуют историю села, историю сельского храма, священнослужителей и жителей села. «История храма Архангела Михаила села Локоть», «Возрождение духовности села Локоть», «Жизненный путь простой женщины», «Святые заступники моего края», «Православные традиции в современной семье» , «Судьба человека» и др.

Вопрос о семье и какие традиции сохранились в современных семьях, интересуют очень давно. Дети проводили социальный опрос в школе и в сельских жителей и анализ ежегодных сочинений о традициях семьи. Результат очень интересный и не радостный со стороны православных традиций. В основном дети описывают светские праздники Новый год, отдых на море, дни рождения. А о традициях празднования православных праздников дети узнают в основном в школе. Это часто встречается у молодых семьях. Дети рассказывают, что именно от них молодые родители узнают об истории многих праздников и обычаи их празднования.

Работа «Судьба человека», «Жизненный путь простой женщины» работы показывают, что воспитание духовных ценностей в семье, возможна и в такое страшное время как гонение и война. Эти работы я использую в старших классах и дети их слушают с открытым ртом, потом несколько уроков задают вопросы и удивляются, что такие сильные люди когда-то жили в нашем селе.

Сохранению православных традиций способствуют конкурсы «Рождественская открытка», «Пасхальное яйцо», «Патриот Отечества», «Моя семья» и др. Для детей очень важно живое общение с священнослужителями, батюшка является частим гостем нашей школы, это и посещение тематических уроков, школьных мероприятий. Экскурсии в сельский храм, проводятся регулярно

Уже на протяжении нескольких лет наши дети становятся победителями и призёрами муниципального и областного этапов всероссийской олимпиады школьников по основам православной культуры.

Партнерство семьи и школы работает в интересах ребенка, разделяя ответственность за его образование и развитие. Человека высокой духовно-нравственной культуры можно воспитать только в лоне культуры своего народа, опираясь на традиционные ценности, святыни, многовековую историю и литературу, на язык - важнейшее средство воспитания и образования личности.

Изучение основ православной культуры помогает:

- школьнику вырасти добрым и честным, трудолюбивым и ответственным, почтительным к родителям, благодарным к учителям и воспитателям, любящим свою Родину, стремящимся помочь тем, кто нуждается в помощи и благожелательно относится к людям других национальностей, верований и убеждений;

- семье воспитать добрых сыновей и дочерей, продолжателей своего рода;

- школе воспитать свободных и ответственных граждан России.

«Домашнее воспитание есть корень и основание всему последующему», - говорил святитель Феофан Затворник, автор многочисленных трудов о воспитании.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!