СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Страницы русской поэзии начала 20 века. М.Цветаева. Б.Пастернак

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект урока внеклассного чтения по теме "Страницы русской поэзии начала 20 века. М.Цветаева. Б.Пастернак".

Просмотр содержимого документа
«Страницы русской поэзии начала 20 века. М.Цветаева. Б.Пастернак»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
__________________________________________

Страницы русской поэзии начала 20 века. М.Цветаева. Б.Пастернак.

  1. Будаева Лидия Александровна

  2. МОУ «Гимназия №1 им. В.И.Ленина»

  3. Учитель русского языка и литературы

  4. Литература

  5. 9 класс

  6. Факультативное занятие по теме «Страницы русской поэзии начала 20 века. М.Цветаева. Б.Пастернак».

  7. Учебник – В.И. Сахаров, С.Я. Зинин, В.И. Чалмаев. Литература 9 класс.

  8. Цель урока: Дать общее представление о судьбе и особенностях творчества М.Цветаевой и Б.Пастернака

  9. Задачи:

- обучающая: формировать навыки анализа поэтического произведения;

- развивающая: пробудить интерес к самостоятельному изучению творчества М.Цветаевой и Б.Пастернака;

- воспитательная: Воспитывать чувство прекрасного, формировать художественный вкус учащихся

10. Тип урока – изложение нового материала.

11. Формы работы: индивидуальная, фронтальная.

12. Оборудование: компьютер, проектор, аудиопроигрыватель.

13. Структура и ход урока:

  1. Вступительное слово учителя.

Есть люди, без которых невозможно представить себе мир, жизнь, искусство, и именно им выпадает тяжелая доля делать наш мир лучше, добрее, интереснее, делать людей людьми. Сегодня начинается наше знакомство с 2 выдающимися явлениями русской и мировой поэзии – творчеством М.Цветаевой и Б.Пастернака. Их связывало очень многое: время, в котором они жили, личные отношения (они были дружны в жизни), схожесть судеб, очень трудных, трагических. Мне очень хочется, чтобы вы открыли для себя этих поэтов, полюбили их творчество. А для того, чтобы любить поэзию, наверное, надо интересоваться поэтом, его судьбой.

Итак, страница первая нашего урока – Судьба и поэзия Марины Цветаевой

  1. Литературная композиция о судьбе М.Цветаевой.

- «Трудно говорить о такой безмерности, как поэт. Откуда начать? И можно ли вообще начинать и кончать, если то, о чем я говорю – Душа – есть повсюду - вечно»

(М.Цветаева. Слово о Бальмонте)

-Она прожила менее полвека, начала серьезно заниматься поэзией в 16 лет и за 3 десятилетия непрерывного, напряженного труда оставила такое материальное наследство, с которым по духовной напряженности и масштабу мало что может сравниться в культуре 20 века.

Все перипетии человеческой судьбы предугадать не дано никому. Кто мог представить, что именно этой московской гимназистке из профессорской семьи, выросшей в центре старой Москвы и проводившей лето на живописных старорусских холмах, доведется стать трагическим поэтом великой силы? ЕЕ путь был очень непростым. Живя в сложное время, Цветаева во главу своей жизни поставила труд, работу поэта. Невзирая на часто нищенское существование, многие бытовые неурядицы и трагические события, буквально преследовавшие ее: смерть близких, войны, эмиграция, непонимание и враждебность. Но через все – «нельзя … заставить поэта обойтись без стихов.

-Чтение стихотворения «Я счастлива жить образцово и просто…»

- «И вот результат – сотни стихов, пьесы, более 10 поэм, критические статьи, проза, в которой Цветаева сказала все о себе сама.»

- Чтение стихотворения «Кто создан из камня, кто создан из глины…»

-Так какой она была?

Была блестящим рассказчиком. Была действительно добра и щедра; спешила помочь, выручить, спасти – хотя бы подставить плечо; делилась последним, наинасущнейшим, ибо лишним не обладала.

Беспомощна не была никогда, но всегда беззащитна. Снисходительная к чужим, с близких – друзей, детей – требовала как с самой себя.

Считалась с юностью, чтила старость, к людям труда относилась – неизменно – с глубоким уважением собрата. Была человеком слова, человеком действия, человеком долга

Трудно говорить о такой безмерности, как поэт. Сама Марина писала «Возьмите мои стихи – это и есть моя жизнь»

- Прослушивание стихотворения Мандельштама О.Э "На розвальнях, уложенных соломой…"

  1. Анализ стихотворения «Красною кистью рябина зажглась…»

Цветаеву-поэта не спутаешь ни с кем другим. Стихи ее можно узнать безошибочно – по особому распеву, неповторимым ритмам, интонации. Давайте еще раз обратимся к стихотворению «Красною кистью рябина зажглась…»

- На каких образах построено стихотворение?

Красная кисть рябины, листопад, колокольный звон, суббота – конкретные предметные образы.

-Имеет ли то же конкретное значение образ в последней строфе?

Нет, в последней строфе образ рябины превращается в символ, «знак судьбы». Рябина, пылающая и горькая, на излете осени, в преддверии зимы, стала символом судьбы, тоже переходной и горькой, пылающей творчеством и грозившей уйти в забвение.

-У Цветаевой стихи построены не только на образе, но и на звуке. Какие звуки преобладают в стихотворении?

К, р, л, с – именно они помогают создать картину яркую, запоминающуюся, зримее передать образ – аллитерация.

-Обратите внимание на стихотворную строку. Какую особенность она имеет в стихотворении?

Строка короткая, состоит из 2х слов, отсюда четкий ритм.

-Какие еще изобразительные средства используются в стихотворении?

«Красною кистью рябина зажглась...» - метафора.

«…Жаркой рябины горькая кисть…» - эпитеты

-Совокупность изобразительных средств, используемых в стихотворении, создает простоту и ясность языка, мысли.

Поэзия – это чудо. И мы будем учиться это чудо разгадывать. С этим же чудом поэзии мы встречаемся, когда читаем стихи Б. Пастернака.

  1. Вторая страница нашего занятия – судьба и творчество Б.Пастернака.

- Прослушивание фонограммы стихотворения «Гамлет», просмотр фотографий Б.Пастернака

Чем измеряется человеческая жизнь? Количеством прожитых лет, числом событий, участником и свидетелем которых был человек? Несомненно. Но, наверное, не только этим. Опыт души, сердца, духовная биография личности – вот что определяет подлинную жизнь человека.

И судьба Пастернака – явное тому подтверждение. Огромный опыт внешней жизни и огромная духовная биография, подтверждавшая и доказавшая, что отдельный человек, его хрупкая малая личность может стать огромной величиной в искусстве, в эпохе.

-Прослушивание фонограммы стихотворения «Февраль.»

Борис Леонидович Пастернак родился в Москве. Отец его был художником, мать - известной пианисткой. Пастернак был с детства окружен искусством. В доме, где он рос, бывали музыканты, художники, писатели, и среди них - Лев Толстой.


Под влиянием крупного русского композитора А. Н. Скрябина тринадцатилетний Пастернак увлекся музыкой. Но в 1909 году он оставляет мысль о композиторстве и поступает на философское отделение историко-филологического факультета Московского университета. Для совершенствования в области философии Пастернак отправляется в Германию, где учится в университете в Марбурге. И хотя изучение философии идет у него успешно, он расстается с ней так же решительно, как раньше расстался с музыкой.


Пастернак начинает писать стихи. В 1914 году выходит первый его поэтический сборник "Близнец в тучах". Поэзия становится его призванием, его "почвой и судьбой". Она вобрала в себя и его страсть к музыке, и интерес к философии.

- Прослушивание фонограммы стихотворения «Во всем мне хочется дойти до самой сути»

На первых порах своей поэтической деятельности Пастернак писал изысканные стихи для узкого круга ценителей. Перелом произошел в 20-е годы, когда поэт обратился к социальным проблемам. Суть происшедшего с Пастернаком хорошо охарактеризовал М. Горький в письме к поэту после знакомства с его поэмой "Девятьсот пятый год": "Книга - отличная; книга из тех... которым суждена долгая жизнь. Не скрою от вас: до этой книги я всегда читал стихи ваши с некоторым напряжением, ибо - слишком чрезмерна их насыщенность образностью и не всегда образы эти ясны для меня... В "905 г." Вы скупее и проще, Вы классичнее в этой книге, насыщенной пафосом, который меня, читателя, быстро, легко и мощно заражает".


Дальнейшее поэтическое развитие Пастернака, шло именно по пути, названному Горьким,- он становился "скупее, проще, классичнее".


Литературная деятельность Пастернака была разнообразна. Он писал прозу, занимался переводами, достигнув в этом искусстве высокого мастерства, был автором поэм, романа в стихах "Спекторский". Но наиболее значительна все же его лирика. Он владел талантом выражать глубокие и тонкие человеческие чувства и мысли через посредство проникновенных картин природы. Восхищение красотой мира, стремление отыскать повсюду прекрасное характерно для Пастернака.

5. Анализ стихотворения «Снег идет»

-Иногда приходится слышать мнение, что поэзия Пастернака сложна для понимания. Но я думаю, что это не так. Надо просто учиться его читать, потому что настоящая поэзия требует настоящего читателя. Давайте прослушаем стихотворение «Снег идет»

- Прослушивание фонограммы стихотворения «Снег идет»

- Какой образ в стихотворении является центральным?

Падающий снег.

-Как образ падающего снега связан с другими образами стихотворения?

Снег – цветок герани, ступени лестницы, перекресток – небо – время – творчество – снег.

Снег связывает все воедино.

- Обратите внимание на то, что основной прием, который используется в стихотворении – олицетворение. Он помогает передать главную мысль о связи всего существующего на земле, о безостановочности времени, вмещающего в себя жизнь и творчество. Это одна из характерных черт поэзии Пастернака – умение видеть в обычных предметах возвышенное и поэтическое.

Стихи Пастернака очень мелодичны, поэтому они так легко ложатся на музыку.

6. Выдача домашнего задания.

7. Подведение итогов.

Итак, очень хочется надеяться, что наше первое знакомство с творчеством М.Цветаевой и Б.Пастернака состоялось, что вы придете домой и откроете их книги. Помните, что у Цветаевой есть строки: «Моим стихам, как драгоценным винам, настанет свой черед». Черед поэзии М.Цветаевой и Б.Пастернака настал, и их время уж не пройдет никогда, потому что их поэзия будет современной всегда. Их современность – вечность.



Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)


1

Вступительное слово учителя

-

Знакомство учащихся с темой урока.

Восприятие проблемы урока при постановке целей учителем.

1

2

Литературная композиция о судьбе М.Цветаевой.


  1. Стихотворение «Я счастлива жить образцово и просто…»

  2. Стихотворение «Кто создан из камня, кто создан из глины…»

  3. Аудиофрагмент стихотворения Мандельштама О.Э "На розвальнях, уложенных соломой…"

Контроль деятельности учащихся, предоставление материала для чтения и прослушивания

Подача заранее подготовленного материала по теме, чтение выданного учителем материала

5

3

Анализ стихотворения «Красною кистью рябина зажглась…»


-

Направляет учеников для анализа стихотворения

Анализируют особенности стихотворения

10

4

Литературная композиция о судьбе Б.Пастернака

4 )Аудиофрагмент стихотворения Б.Пастернака «Гамлет»

5) Фотография Б.Пастернака 1930 г.

  1. Фотография Б.Пастернака 1932 г.

  2. Фотография Б.Пастернака 1946 г.

  3. Фотография Б.Пастернака 1957 г.

  4. Аудиофрагмент стихотворения Б.Пастернака «Февраль»

  5. Аудиофрагмент стихотворения Б.Пастернака «Во всем мне хочется дойти до самой сути»

Демонстрирует видео- и аудио-материал, контроллирует деятельность учащихся

Подача заранее подготовленного материала по теме, прослушивают и просматривают аудиофрагменты и фотографии

15

5.

Анализ стихотворения «Снег идет»

  1. Аудиофрагмент стихотворения Б.Пастернака «Снег идет»

  2. Стихотворение «Снег идет»


Предоставляет материал, направляет учеников для анализа стихотворения

Прослушивают аудиофразмент, анализируют стихотворение

10

6

Выдача домашнего задания.

  1. Тренажер для заучивания стихотворения Б.Л.Пастернака «Определение поэзии». История создания стихотворения

  2. Тренажер для заучивания стихотворения М.И.Цветаевой «Моим стихам, написанным так рано…». История создания стихотворения

Дает задание выучить стихотворения с помощью тренажеров для заучивания.

Записывают домашнее задание в дневник

2

7

Подведение итогов

-

Объявляет и комментирует оценки

Воспринимают информацию

2




Приложение к плану-конспекту урока «Страницы русской поэзии начала 20 века. М.Цветаева. Б.Пастернак.»


Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР


Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

  1. Стихотворение «Я счастлива жить образцово и просто…»


Текст

Текстовая

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/c474b004-46d8-4258-a873-27e6daf1b7c4/?interface=pupil&subject=10

2

  1. Стихотворение «Кто создан из камня, кто создан из глины…»


Текст

Текстовая

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/dad8a33f-a15d-4cfd-b70a-5190cefc3f0e/?interface=pupil&subject=10

3

  1. Аудиофрагмент стихотворения Мандельштама О.Э "На розвальнях, уложенных соломой…"

Аудиофрагмент

Аудиоинформация

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/b5d54cd0-283c-d333-6e80-911a66e49e51/?interface=pupil&subject=10

4

4 )Аудиофрагмент стихотворения Б.Пастернака «Гамлет»


Аудиофрагмент

Аудиоинформация

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/f4b21326-ca79-41a6-839b-7ddc65fe0e35/?interface=pupil&subject=10

5

5) Фотография Б.Пастернака 1930 г.

Фотография

Иллюстрация

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/08161e95-329f-4f9a-9259-0d96f7427188/?interface=pupil&subject=10

6

  1. Фотография Б.Пастернака 1932 г.


Фотография

Иллюстрация

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/4da33e9a-9c87-4196-833a-a6074af35d93/?interface=pupil&subject=10

7

  1. Фотография Б.Пастернака 1946 г.


Фотография

Иллюстрация

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/bdc3e13e-7e92-45b3-9fae-40432ebb76d9/?interface=pupil&subject=10

8

  1. Фотография Б.Пастернака 1957 г.


Фотография

Иллюстрация

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/7f9d864d-f987-411b-be99-45787681a386/?interface=pupil&subject=10

9

  1. Аудиофрагмент стихотворения Б.Пастернака «Февраль»


Аудиофрагмент

Аудиоинформация

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/170859d2-8d42-47d4-a79e-be5f3ef20eaa/?interface=pupil&subject=10

10

  1. Аудиофрагмент стихотворения Б.Пастернака «Во всем мне хочется дойти до самой сути»

Аудиофрагмент

Аудиоинформация

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/a2fd4753-f490-497e-96d9-2301546f949b/?interface=pupil&subject=10

11

  1. Аудиофрагмент стихотворения Б.Пастернака «Снег идет»


Аудиофрагмент

Аудиоинформация

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/15e830c3-861c-494f-a193-79851aefb718/?interface=pupil&subject=10

12

  1. Стихотворение «Снег идет»


Текст

Текстовая

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/d80d44df-6111-4526-a94c-7e97a11af3ae/?interface=pupil&subject=10

13

  1. Тренажер для заучивания стихотворения Б.Л.Пастернака «Определение поэзии». История создания стихотворения


Учебный модуль

Текстовая, аудиофрагменты и иллюстрации

http://www.fcior.edu.ru/card/10589/praktika-trenazher-dlya-zauchivaniya-stihotvoreniya-b-l-pasternaka-opredelenie-poezii-istoriya-sozda.html


  1. Тренажер для заучивания стихотворения М.И.Цветаевой «Моим стихам, написанным так рано…». История создания стихотворения

Учебный модуль

Текстовая, аудиофрагменты и иллюстрации

http://www.fcior.edu.ru/card/5988/praktika-trenazher-dlya-zauchivaniya-stihotvoreniya-m-i-cvetaevoy-moim-stiham-napisannym-tak-rano-is.html










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!