Тема урока: Страны Древнего мира. (сл.1)
Цели: систематизация и контроль качества знаний учащихся.
Задачи:
сформировать навыки индивидуальной и групповой форм деятельности, навыки сотрудничества с одноклассниками;
развивать умения решать ребусы и головоломки, анализировать, сопоставлять и делать выводы; воспитывать познавательный интерес, потребность в знаниях, в самообразовании, стремлении к творчеству.
Тип урока: повторительно-обобщающий
Форма урока: интеллектуальная развивающая игра.
Формирование универсальных учебных действий.
Познавательные УУД:
– анализировать и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия;
- строить логически обоснованные рассуждения на простом и сложном уровне;
– устанавливать причинно-следственные связи на простом и сложном уровне.
Коммуникативные УУД:
– излагать своё мнение, аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии;
– организовывать работу в группе (самостоятельно определять цели, роли,
задавать вопросы, вырабатывать решения);
– различать в речи другого мнения, доказательства;
– преодолевать конфликты – договариваться с людьми, уметь взглянуть на ситуацию с позиции другого;
Регулятивные УУД:
– определять цель, проблему в учебной деятельности;
– выдвигать версии;
– планировать учебную деятельность;
– работать по плану, сверяясь с целью;
– находить и исправлять ошибки;
- оценивать степень и способы деятельности и достижения цели.
Личностные УУД:
– аргументированно оценивать свои и чужие поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях (в т.ч. учебных), опираясь на общечеловеческие нравственные ценности;
– осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, вырабатывать собственные мировоззренческие позиции.
Основное содержание темы, понятия и термины: Древни цивилизации Месопотамии. Древний Вавилон. Древний Египет. Финикия. Палестина. Ассирия. Израильское царство. Древняя Индия. Древний Китай. Культурные достижения.
Образовательные ресурсы: учебник, рабочая тетрадь, презентация Страны Древнего мира, мультимедийные игры
Ход урока:
Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами. Хорошего вам настроения и успехов!
Все ли готовы к уроку?
Тогда вперед!
II. Вступительное слово учителя
Ребята, мы с вами закончили изучение истории Древнего мира и сегодня ваша задача – показать свои знания, что вы запомнили и усвоили за курс истории. Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие по странам Древнего мира. Нас ждёт увлекательное путешествие по историческим станциям, на которых приготовлены разные задания. Вам нужно будет внимательно слущать задания и быстренько их выполнять, получая за это баллы. Ваша работа будет оцениваться валютой под названием «талант». В конце урока вы подсчитаете вами набранные «таланты». Чем больше «талантов» вы получите, тем больше баллов наберете.
После каждого конкурса при необходимости учителем выполняется корректировка ответов. Если дети не справляются с заданием, дается правильный вариант ответа. Учителем за каждый правильный ответ выдается «талант» (так после каждого конкурса).
Итак, начинаем!
1. Исторический диктант. (сл.2)
Учитель зачитывает определения, ученики записывают понятия в тетради.
- частицы полусгнивших растений и горных пород, остающихся на берегах Нила после разлива (ил);
- тростник в Египте (папирус);
- горная порода из которой в Междуречье делали различные предметы: кирпичи, посуду, таблички для письма, игрушки, гробы и т.д.(глина);
- плоды, из которых финикийцы выдавливали душистое масло (оливки);
- металл, пришедший на смену меди и бронзе (железо);
- густые, труднопроходимые леса в долине Ганга (джунгли);
- “белая шерсть” на кустах из которой изготовляли красивую, прочную ткань в Индии (хлопок);
- дерево, которое китайцы использовали в качестве материала для письма (бамбук).
По окончании диктанта учитель показывает ответы в таблице.
2.Конкурс «Угадай загадку». (сл.3)
Загадка № 1.
Он самый мудрый и почтенный,
Бог Брахма изо рта его создал,
И цвет его одежды белый.
К концу же жизни
Вдруг отшельником он стал. (Брахман)
Загадка № 2.
Этих слуг повсюду гнали,
Жить в деревне запрещали.
Те в лачугах жалких спали,
На судьбу свою роптали. (“Неприкасаемые”)
Загадка № 3.
Чтоб землю с севера обезопасить,
У гуннов землю отобрать,
Правители решили стену возвести,
Покой чтоб вечный обрести.
И людей великое множество
Согнали со всей страны.
Заставили ее строить,
Чтоб не было войны. (Великая китайская стена)
Загадка № 4.
Узнал Китай чрез много лет,
Как много может человек,
Из книг, на наши не похожих.
На связку дров скорее схожих.
Чтоб книгой стать,
Прошел чрез много мук
В Китае — расщепленный то... (Бамбук)
3. Конкурс “Черный ящик”. (сл.4)
По описанию нужно узнать предмет, который находится в черном ящике.
Вещество, которое в Древнем Китае считалось лекарством, и его неохотно употребляли китайцы. Это лекарство имело целебные свойства: возвращало человеку силы, помогало встать на ноги. Настой, который когда-то считался в Китае лекарством, любят пить ежедневно миллионы здоровых людей во всем мире. (Чай).
Зерно известного продукта, который вы не раз употребляли в пищу. А выращивали и выращивают его в Китае следующим образом: зерна намачивают, они прорастают. Затем на небольшом участке густо высеивают. Участок заполняют водой на 5 см. Когда рассада подрастет на 20-25 см в высоту, ее осторожно выдергивают и пучками по 5-6 ростков пересаживают на поле параллельными рядами. Поле должно быть покрыто водой на 5-10 см. (Рис).
То, без чего не обходится сегодня каждый из нас. А появилось это в Древнем Китае. Изготавливали это следующим образом: в котле варили массу из измельченных тряпок, бамбука и коры деревьев. Затем сеткой черпали слой полужидкой массы и высушивали. (Бумага)
Один путешественник, который побывал в Древней Индии, рассказывал о том, как индийцы выжимают сок из тростника и уваривают его на огне. Сок становится твердым и хрустит на зубах подобно соли. (Сахар)
Это изобретение появилось в Китае и в древние времена оно напоминало суповую ложку с длинной ручкой, сделанную из магнитного железняка. “Ложку” клали на гладкую деревянную подставку с делениями. Если бы древний египтянин увидел вращающуюся китайскую ложку, он закричал бы “Волшебство!”. О каком изобретении идет речь? (Компас)
Рассказывают, что в незапамятные времена китайская царица пила чай на открытой террасе своего дворца. Вдруг с ветки тутового дерева, что склонилось над террасой, в чай упал кокон бабочки. Длинным накрашенным ногтем царица попробовала вынуть его из пиалы, но за ноготь зацепилась тонкая нитка. Царица потянула за нитку, и кокон, распаренный в горячем чае, стал разматываться. С тех пор прошло уже пять тысяч лет. Об истории какого открытия повествует эта старинная легенда? (Шёлк)
4. Станция «Исторические даты» (сл.5)
Важные события в жизни людей всегда отмечены определёнными датами. В истории Древнего мира тоже много дат, связанных с войнами и другими историческими событиями. Давайте вспомним, что это за даты.
5. Китайская грамота. (сл.6)
По-китайски «человек» будет «жэнь», это слово обозначается особым знаком – квадратом. Слово «ограда» по-китайски «вэй» и обозначается другим знаком – перевернутой галочкой. Оба эти знака, взятые вместе, означают третье слово, по-китайски «цю» (см. рис. приложение 1).
Что означает по-китайски знак «цю»?
6. Экскурсия в музей. (сл.7-17)
На слайдах презентации представлены «экспонаты» из истории культуры Древнего мира:
- Троянский конь
- Великая китайская стена
- Акрополь
- Колизей
- Древние пещерные рисунки
- Олимпийские игры
- Бой спартанцев в Фермопильском ущелье
- Древнеиндийские касты
- Гладиаторские бои
- Миф о начале Троянской войны
Учащиеся – гиды. По желанию должны рассказать, что представляет собой каждый “экспонат” в музее Древнего Востока.
7. Конкурс “Отгадай” (Знание исторических личностей) (сл.18)
Задание: Назовите имя.
О ком идёт речь?
1. Мы знаем много об этом фараоне потому, что его гробница, единственная из всех, не была разграблена. За каменной дверью его погребения находился огромный каменный саркофаг, а в нём -второй, а во втором - третий. Лишь в последнем, четвёртом, саркофаге из чистого золота покоилась мумия этого юного фараона (Тутанхамон).
2.Это один из самых любимых богов египтян. Именно он научил египтян выращивать зерно и виноград, печь хлеб. Но его младший брат Сет ненавидел его и решил погубить (Осирис).
3.Он был самым могущественным царём Вавилонии, оставив о себе память в законах, записанных на» столбе из чёрного камня (Хаммурапи).
4.Этот великий молодой полководец, смог покорить всю Персию, дойти до Индии и основать в свою честь более десятка городов на завоёванных территориях. Однако самый значимый город он основал в Египте, лично сделав проект, на котором указал, где и что будет располагаться. (Александр Македонский)
5.Он был самым неуязвимым воином среди греков. По силе и ловкости не было ему равных. Именно благодаря ему, грекам удалось победить Трою. Но, он погиб от выпущенной стрелы, попавшей ему в пятку. (Ахиллес)
6.Кому принадлежит знаменитая фраза : «Жребий брошен» (Цезарь).
7.Великий полководец, которому впервые удалось перебраться через Альпы, потеряв при этом половину своего войска. (Ганнибал)
8.Бог древней Индии, от которого пошли касты индийцев /Брахма/
10.Китайский мудрец /Конфуций/
8-9. Мультимедийные игры. (сл.19-20)
Исторический футбол
Исторический воллейбол
Вызываются два ученика и они стараются забить в сетку соперника больше мячей, разгадывая при этом исторические задания.
10. Станция «Интересные исторические факты» (сл.21)
Учащиеся получили накануне урока домашнее задание, найти интересные исторические факты о странах Древнего мира. По очереди учащиеся представляют то, что нашли.
Формулирование выводов по изученному материалу. (сл.22)
Оценка результатов и подведение итогов урока.
Рефлексия.
1. Что для тебя было легко (трудно)?
2. Доволен ли ты своей работой?
3. За что ты хочешь похвалить себя или кого-то из одноклассников?
Слайд 23