СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Страны Древнего мира" - обобщающий урок-игра

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщающий урок-игра по теме "Страны Древнего мира" будет интересным завершением изучения курса История Древнего мира.

Все материалы можно скачать из облачного хранилища по сылке  -  https://cloud.mail.ru/public/YnPQ/Rjw3zMRHF

 

Просмотр содержимого документа
«"Страны Древнего мира" - обобщающий урок-игра»

Тема урока: Страны Древнего мира. (сл.1)

Цели: систематизация и контроль качества знаний учащихся.

Задачи:
  1. сформировать навыки индивидуальной и групповой форм деятельности, навыки сотрудничества с одноклассниками;

  2. развивать умения решать ребусы и головоломки,  анализировать, сопоставлять и делать выводы;
  3. воспитывать познавательный интерес, потребность в знаниях, в самообразовании, стремлении к творчеству.

Тип урока: повторительно-обобщающий

Форма урока: интеллектуальная развивающая игра.

Формирование универсальных учебных действий.

Познавательные УУД:

– анализировать и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия;

- строить логически обоснованные рассуждения на простом и сложном уровне;

– устанавливать причинно-следственные связи на простом и сложном уровне.

Коммуникативные УУД:

– излагать своё мнение, аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии;

– организовывать работу в группе (самостоятельно определять цели, роли,

задавать вопросы, вырабатывать решения);

– различать в речи другого мнения, доказательства;

– преодолевать конфликты – договариваться с людьми, уметь взглянуть на ситуацию с позиции другого;

Регулятивные УУД:

– определять цель, проблему в учебной деятельности;

– выдвигать версии;

– планировать учебную деятельность;

– работать по плану, сверяясь с целью;

– находить и исправлять ошибки;

- оценивать степень и способы деятельности и достижения цели.

Личностные УУД:

– аргументированно оценивать свои и чужие поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях (в т.ч. учебных), опираясь на общечеловеческие нравственные ценности;

– осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, вырабатывать собственные мировоззренческие позиции.

Основное содержание темы, понятия и термины: Древни цивилизации Месопотамии. Древний Вавилон. Древний Египет. Финикия. Палестина. Ассирия. Израильское царство. Древняя Индия. Древний Китай. Культурные достижения.

Образовательные ресурсы: учебник, рабочая тетрадь, презентация Страны Древнего мира, мультимедийные игры

Ход урока:


  1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами. Хорошего вам настроения и успехов!

Все ли готовы к уроку?

Тогда вперед!

II. Вступительное слово учителя

Ребята, мы с вами закончили изучение истории Древнего мира и сегодня ваша задача – показать свои знания, что вы запомнили и усвоили за курс истории. Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие по странам Древнего мира. Нас ждёт увлекательное путешествие по историческим станциям, на которых приготовлены разные задания. Вам нужно будет внимательно слущать задания и быстренько их выполнять, получая за это баллы. Ваша работа будет оцениваться валютой под названием «талант». В конце урока вы подсчитаете вами набранные «таланты». Чем больше «талантов» вы получите, тем больше баллов наберете.

После каждого конкурса при необходимости учителем выполняется корректировка ответов. Если дети не справляются с заданием, дается правильный вариант ответа. Учителем за каждый правильный ответ выдается «талант» (так после каждого конкурса).

Итак, начинаем!

1. Исторический диктант. (сл.2)

Учитель зачитывает определения, ученики записывают понятия в тетради.

- частицы полусгнивших растений и горных пород, остающихся на берегах Нила после разлива (ил);
- тростник в Египте (папирус);
- горная порода из которой в Междуречье делали различные предметы: кирпичи, посуду, таблички для письма, игрушки, гробы и т.д.(глина);
- плоды, из которых финикийцы выдавливали душистое масло (оливки);
- металл, пришедший на смену меди и бронзе (железо);
- густые, труднопроходимые леса в долине Ганга (джунгли);
- “белая шерсть” на кустах из которой изготовляли красивую, прочную ткань в Индии (хлопок);
- дерево, которое китайцы использовали в качестве материала для письма (бамбук).

По окончании диктанта учитель показывает ответы в таблице.





2.Конкурс «Угадай загадку». (сл.3)



Загадка № 1.
Он самый мудрый и почтенный, 
Бог Брахма изо рта его создал, 
И цвет его одежды белый. 
К концу же жизни 
Вдруг отшельником он стал. (Брахман)

Загадка № 2.
Этих слуг повсюду гнали, 
Жить в деревне запрещали. 
Те в лачугах жалких спали, 
На судьбу свою роптали. (“Неприкасаемые”)

Загадка № 3.
Чтоб землю с севера обезопасить, 
У гуннов землю отобрать, 
Правители решили стену возвести, 
Покой чтоб вечный обрести. 
И людей великое множество 
Согнали со всей страны. 
Заставили ее строить, 
Чтоб не было войны. (Великая китайская стена)

Загадка № 4.
Узнал Китай чрез много лет, 
Как много может человек, 
Из книг, на наши не похожих. 
На связку дров скорее схожих. 
Чтоб книгой стать, 
Прошел чрез много мук 
В Китае — расщепленный то... (Бамбук)



3. Конкурс “Черный ящик”. (сл.4)
По описанию нужно узнать предмет, который находится в черном ящике. 

  1. Вещество, которое в Древнем Китае считалось лекарством, и его неохотно употребляли китайцы. Это лекарство имело целебные свойства: возвращало человеку силы, помогало встать на ноги. Настой, который когда-то считался в Китае лекарством, любят пить ежедневно миллионы здоровых людей во всем мире. (Чай).

  2. Зерно известного продукта, который вы не раз употребляли в пищу. А выращивали и выращивают его в Китае следующим образом: зерна намачивают, они прорастают. Затем на небольшом участке густо высеивают. Участок заполняют водой на 5 см. Когда рассада подрастет на 20-25 см в высоту, ее осторожно выдергивают и пучками по 5-6 ростков пересаживают на поле параллельными рядами. Поле должно быть покрыто водой на 5-10 см. (Рис).

  3. То, без чего не обходится сегодня каждый из нас. А появилось это в Древнем Китае. Изготавливали это следующим образом: в котле варили массу из измельченных тряпок, бамбука и коры деревьев. Затем сеткой черпали слой полужидкой массы и высушивали. (Бумага)

  4. Один путешественник, который побывал в Древней Индии, рассказывал о том, как индийцы выжимают сок из тростника и уваривают его на огне. Сок становится твердым и хрустит на зубах подобно соли. (Сахар)


  1. Это изобретение появилось в Китае и в древние времена оно напоминало суповую ложку с длинной ручкой, сделанную из магнитного железняка. “Ложку” клали на гладкую деревянную подставку с делениями. Если бы древний египтянин увидел вращающуюся китайскую ложку, он закричал бы “Волшебство!”. О каком изобретении идет речь? (Компас)

  2. Рассказывают, что в незапамятные времена китайская царица пила чай на открытой террасе своего дворца. Вдруг с ветки тутового дерева, что склонилось над террасой, в чай упал кокон бабочки. Длинным накрашенным ногтем царица попробовала вынуть его из пиалы, но за ноготь зацепилась тонкая нитка. Царица потянула за нитку, и кокон, распаренный в горячем чае, стал разматываться. С тех пор прошло уже пять тысяч лет. Об истории какого открытия повествует эта старинная легенда? (Шёлк)

4. Станция «Исторические даты» (сл.5)

Важные события в жизни людей всегда отмечены определёнными датами. В истории Древнего мира тоже много дат, связанных с войнами и другими историческими событиями. Давайте вспомним, что это за даты.

5. Китайская грамота. (сл.6)

По-китайски «человек» будет «жэнь», это слово обозначается особым знаком – квадратом. Слово «ограда» по-китайски «вэй» и обозначается другим знаком – перевернутой галочкой. Оба эти знака, взятые вместе, означают третье слово, по-китайски «цю» (см. рис. приложение 1).

Что означает по-китайски знак «цю»?

6. Экскурсия в музей. (сл.7-17)

На слайдах презентации представлены «экспонаты» из истории культуры Древнего мира:

- Троянский конь

- Великая китайская стена

- Акрополь

- Колизей

- Древние пещерные рисунки

- Олимпийские игры

- Бой спартанцев в Фермопильском ущелье

- Древнеиндийские касты

- Гладиаторские бои

- Миф о начале Троянской войны


Учащиеся – гиды. По желанию должны рассказать, что представляет собой каждый “экспонат” в музее Древнего Востока.




7. Конкурс “Отгадай” (Знание исторических личностей) (сл.18)

Задание: Назовите имя.

О ком идёт речь?

1. Мы знаем много об этом фараоне потому, что его гробница, единственная из всех, не была разграблена. За каменной дверью его погребения находился огромный каменный саркофаг, а в нём -второй, а во втором - третий. Лишь в последнем, четвёртом, саркофаге из чистого золота покоилась мумия этого юного фараона (Тутанхамон).

2.Это один из самых любимых богов египтян. Именно он научил египтян выращивать зерно и виноград, печь хлеб. Но его младший брат Сет ненавидел его и решил погубить (Осирис).

3.Он был самым могущественным царём Вавилонии, оставив о себе память в законах, записанных на» столбе из чёрного камня (Хаммурапи).

4.Этот великий молодой полководец, смог покорить всю Персию, дойти до Индии и основать в свою честь более десятка городов на завоёванных территориях. Однако самый значимый город он основал в Египте, лично сделав проект, на котором указал, где и что будет располагаться. (Александр Македонский)

5.Он был самым неуязвимым воином среди греков. По силе и ловкости не было ему равных. Именно благодаря ему, грекам удалось победить Трою. Но, он погиб от выпущенной стрелы, попавшей ему в пятку. (Ахиллес)

6.Кому принадлежит знаменитая фраза : «Жребий брошен» (Цезарь).

7.Великий полководец, которому впервые удалось перебраться через Альпы, потеряв при этом половину своего войска. (Ганнибал)

8.Бог древней Индии, от которого пошли касты индийцев /Брахма/

10.Китайский мудрец /Конфуций/

 

8-9. Мультимедийные игры. (сл.19-20)

Исторический футбол

Исторический воллейбол

Вызываются два ученика и они стараются забить в сетку соперника больше мячей, разгадывая при этом исторические задания.


10. Станция «Интересные исторические факты» (сл.21)

Учащиеся получили накануне урока домашнее задание, найти интересные исторические факты о странах Древнего мира. По очереди учащиеся представляют то, что нашли.

  1. Формулирование выводов по изученному материалу. (сл.22)

  2. Оценка результатов и подведение итогов урока.

  3. Рефлексия.

1. Что для тебя было легко (трудно)?

2. Доволен ли ты своей работой?

3. За что ты хочешь похвалить себя или кого-то из одноклассников?

Слайд 23