СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Строение и принципы работы нервной системы

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Строение и принципы работы нервной системы»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА БИОЛОГИИ.

ТЕМА УРОКА «Строение и принципы работы нервной системы»

Организационная информация

Тема урока

Строение и принципы работы нервной системы

Предмет

Биология

Класс

8А- 8В-

8Б- 8Г-

Автор урока (ФИО)

Могушкова Илона Багаудиновна

Образовательное учреждение

ГБОУ «Центр образования г. Магас»

Учебник соответствует ФГОС

8 класса «Биология. Человек. Культура здоровья» авторов Л.Н. Сухоруковой, В.С. Кучменко



Методическая информация

Тип урока

Открытие новых знаний

Цель урока

Развитие познавательной активности учащихся, умение реализовать имеющие знания путем активизации логического мышления в различных ситуациях.

Задачи урока

— раскрыть особенности строения и принципы работы нервной системы;

— сформировать представление о развитии нервной системы в онтогенезе.

Планируемый результат

называть структурные компоненты нейрона, части нервной системы, отделы вегетативной нервной системы; определять понятия по теме урока.

Основные понятия

нейрон, дендрит, аксон, синапс; центральная нервная система, периферическая нервная система; соматическая часть, вегетативная часть нервной системы

Необходимое оборудование и материалы

Интерактивная доска, компьютер, мультимедийный проектор. Раздаточные карточки.



Этапы урока,

время

Основное содержание деятельности учителя

Виды деятельности ученика

1.Организационный момент

Приветствие.

Проверка готовности к уроку. Доброжелательный настрой на урок.

Осуществляют самопроверку готовности к уроку.

2. Актуализация знаний

1.Какой образ жизни называют здоровым, а какой рискованным? Привести примеры.

2.На что направленны вредные привычки? Какие вредные привычки переходят в болезненные пристрастия и как они влияют на человека?

3.Назвать главные условия здорового образа жизни.

Отвечает на поставленные вопросы, пользуясь ранее полученными навыками и знаниями.

3. Мотивационный этап

Биологическая задача:

Клетки, ткани, органы и системы органов человека работают согласованно. При помощи чего создаются согласование функций и взаимосвязь частей организма?


Учащиеся называют тему урока, ставят цель и задачи урока.


4.

Изучение новой темы

Нервная система организма – отвечает  за согласованную деятельность различных органов и систем, за регуляцию функций, а также осуществляет связь организма с внешней средой. Давайте обозначим функции нервной системы. 

  1. рефлекторно регулирует работу каждого органа;

  2. согласовывает работу различных органов, создавая единое целое организма;

  3. обеспечивает взаимодействие организма с окружающей средой;

1.Из чего состоит нервная ткань и какое строение имеют нервные клетки?


2.На какие типы различают нейроны по функциям и чем они характеризуется?


3.На какие отделы делится нервная система? И на какие части делится НС по функциям?


Нервная система развивается из эктодермы, в конце третьей недели обр. нервная трубка. Дающая начало головному и спинному мозгу.

(ри.1\1)1. Нервная система образована нервной тканью - в ней различают собственно нервные клетки – нейроны и глиальные клетки, заполняющие пространство между нервными клетками. В нейроне выделяют центральную часть – тело и его отростки.

Нейрон (от греч. «neuron» — нерв) — нервная клетка, основная функциональная и структурная единица нервной системы; принимает сигналы, поступающие от рецепторов и других нейронов, перерабатывает их и в форме нервных импульсов передаёт к эффекторным нервным окончаниям, контролирующим деятельность исполнительных органов (мышцы, клетки железы или других нейронов). Каждый нейрон имеет ядро, которое вместе с околоядерной цитоплазмой образует тело клетки. 

Для восприятия информации у нейрона развились сильно ветвящиеся отростки — дендриты, по ним сигналы поступают к телу нервной клетки. Аксон - длинный отросток нейрона, сигнал передается от тела нейрона к другому нейрону или мышечным железистым клеткам.

(рис.2\1)Аксоны многих покрыты светлой миелиновой оболочкой и наз. нервными волокнами. Из таких пучков формируются нервы, в спином и головном мозге белое вещество. Дендриты и тела нейронов не покрыты миелиновой оболочкой, они обр. серое вещество.

(рис.3\1)2. Функции нейронов

Чувствительные. Проводят информацию об ощущении (импульс) от поверхности тела и внутренних органов в мозг.

Ассоциативные. Анализируют информацию и вырабатывают решения.

Двигательные. Проводят импульс от головного и спинного мозга ко всем рабочим органам.

(рис.3\2)Для передачи нервного импульса от одного нейрона к другому существуют специальные структуры – синапсы. Нервный импульс — волна возбуждения, распространяющаяся по нервным волокнам. В основе передачи импульса лежит колебания электрического потенциала мембран нейронов.

Синапс (от греч. «synapsis» — соединение) — место контакта аксона одной нервной клетки с дендритом другой, а также мышечным волокном или секретирующей железой. Передача возбуждения или торможения из клетки в клетку осуществляется через синапс с помощью электрических или химических механизмов.

3.Части нервной системы.

(рис.5\1)Центральная нервная система (ЦНС) — нервная трубка, расположенная на спинной стороне тела, и состоящая из спинного и головного мозга. ЦНС регулирует все процессы организма и служит центром управления всеми системами человека.

Периферическая нервная система — часть нервной системы, представленная нервами, соединяющими центральную нервную систему рецепторами, органами и мышцами, железами. Состоит из нервных волокон (нервов), нервных узлов (ганглиев) и нервных окончаний. Основные функции: восприятие раздражений, преобразование и передача импульсов к рабочим органам.

(рис.6.1)Функциональные отделы НС.

Соматическая - подчинена воле человека, управляет работой скелетных мышц. Двигательные центры находятся в коре больших полушарий.

Вегетативная - не подчинена воле человека, управляет работу внутренних органов. ВЦ находятся в гипоталамусе, среднем и продолговатом мозге, и в спином мозге.

Симпатическая – подготавливает организм к активным действиям.

Парасимпатическая – настраивает организм на работу в покое и восстановление.

5.Закр.

изученного материала

Тест с электронного приложения по теме.

Отвечает на поставленные вопросы, пользуясь ранее полученными навыками и знаниями.

6. Рефлексия

«Лестница успеха» сегодня я узнал…

я понял, что…

было трудно…


5.Домашнее задание.


Комментирует домашнее задание

Осмысливают объем задания.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!