СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий музыкально-литературной композиции к 200-летию со дня рождения И.С.Тургенева

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий литературного вечера раскрывает новые страницы жизни и творчества И.С.Тургенева.

Просмотр содержимого документа
«Сценарий музыкально-литературной композиции к 200-летию со дня рождения И.С.Тургенева»

Сценарий литературно-музыкального вечера,

посвященного 200-летию со дня рождения И.С.Тургенева

Форма мероприятия: литературно-музыкальная композиция.

Цели мероприятия: расширить и углубить представления обучающихся о жизни и творчестве И.С. Тургенева, познакомиться с историей его любви к П.Виардо.

Задачи:

коррекционно-обучающие:

  • формирование и развитие познавательных интересов обучающихся;

  • отрабатывать навыки выразительного чтения, чтения наизусть, постановки по ролям драматического отрывка;

коррекционно-развивающие:

  • развивать и корригировать память, внимание, мышление на основе заучивания фрагментов, анализа биографического материала;

  • развитие и коррекция творческих способностей обучающихся;

  • развитие навыков сотрудничества, коллективизма в процессе совместной творческой деятельности;

  • формирование и совершенствование всех видов речевой деятельности обучающихся (слушание, чтение, говорение, различные виды пересказа);

коррекционно-воспитательные:

  • развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений словесного и музыкального искусства;

  • формирование всесторонне развитой личности обучающихся;

  • воспитывать познавательный интерес обучающихся к русской классической литературе.

Оборудование: мультимедийный проектор, колонки, компьютер, экран, магнитофон, мультимедийная презентация, диск с аудиозаписями музыкальных фрагментов, выставка книг Тургенева, портреты Тургенева и П.Виардо.







Мероприятие открывает полонез

(Хозяйка дома общается с гостями, открывая новые страницы жизни и творчества И.С.Тургенева)

Страница первая. И. С. ТУРГЕНЕВ — ПОЭТ? ПИСАТЕЛЬ?

- Н, вы прибыли из столицы. Расскажите мне, кого сегодня читают. Кто из писателей нынче в моде?

- Все говорят сегодня о И.С.Тургеневе, его «Записки охотника» стали открытием для читателя, открыли новую страницу в литературе.

1-й ведущий. «Изобразите мне портрет молодого Тургенева, чтобы я получил о нѐм понятие как о человеке; как писателя я его отчасти знаю: сколько могу судить по тому, что прочѐл, талант в нѐм замечательный и обещает большую деятельность в будущем»,— писал Н. В. Гоголь А. П. Анненкову в 1847 году. Несколько лет спустя Гоголь подтвердил своѐ мнение: «Во всей теперешней литературе больше всех таланта у Тургенева».

2-й ведущий. В числе немногих творцов, кому, по словам Тургенева, жизнь «открыла свои родники», был он сам — писатель, о котором говорят как об удивительно возвышенном и гармоничном художнике, проникновенном лирике в русской прозе ХІХ века. Именно русский аромат прозы помог ему обрести признание и особое уважение публики.

1-й ведущий. На книгах Ивана Сергеевича воспитывались поколения лучших людей нашей страны. Прошло немало лет с тургеневского времени, но по-прежнему жива благодарность великому писателю, который во всѐм мире прославил высоту духа русского народа и красоту родной земли.

2-й ведущий. «Хочешь быть счастливым? Выучись сперва страдать»,— таково было житейское правило, определѐнное самим писателем. Страдания Тургенева были отражением огромной силы чувства преданности, любви, бескорыстной и красивой настолько, насколько может быть красива настоящая любовь.

- «Записки охотника» - это проза. Хочется прочесть новые стихи. Не пишет ли Тургенев стихи?

- Нет, не читал…

1-й ведущий. А ведь мало кто знает, что начинал Тургенев своѐ творчество как поэт. Быть может, у писателя не было крупного поэтического дарования, да и сам он многие годы спустя говорил, что испытывает чувство стыда при упоминании своей поэтической деятельности, поэтому сам немало способствовал своему забвению как поэта.

2-й ведущий. Это суровое пренебрежение к своей поэзии решительно несправедливо. Под некоторыми его стихотворениями не отказались бы поставить своѐ имя и прославленные поэты.

(На фоне музыки П. И. Чайковского «Времена года» учащийся читает стихотворение «Моя молитва».)

Молю тебя, мой бог! Когда
Моими робкими очами
Я встречу черные глаза
И, осененная кудрями,
К моей груди приляжет грудь,
О, дай мне силу оттолкнуть
От себя прочь очарованье.
Молю — да жгучее лобзанье
Поэта уст не осквернит
И гордый дух мой победит
Любви мятежной заклинанье.

1-й ведущий. Лучше всего Ивану Сергеевичу удавались картины природы: тут уже ясно чувствуется та меланхолическая поэзия, которая составит главную красоту тургеневского пейзажа.

2-й ведущий. «Я не могу без волнения видеть, как ветка, покрытая молодыми, зеленеющими листьями, отчѐтливо вырисовывается на голубом небе. Жизнь, еѐ реальность, еѐ капризы, еѐ случайности, привычки, еѐ мимолетную красоту… всѐ это я обожаю. Я прикован к земле!»

(Учащиеся читают стихотворения И. С. Тургенева «Весенний вечер»,

Гуляют тучи золотые

Над отдыхающей землёй;

Поля просторные, немые

Блестят, облитые росой;

Ручей журчит во мгле долины,

Вдали гремит весенний гром,

Ленивый ветр в листах осины

Трепещет пойманным крылом.

Молчит и млеет лес высокий,

Зелёный, тёмный лес молчит.

Лишь иногда в тени глубокой

Бессонный лист прошелестит.

Звезда дрожит в огнях заката,

Любви прекрасная звезда,

А на душе легко и свято,

Легко, как в детские года. 1843 г.

«Брожу над озером» на фоне музыки «Времена года» П. И. Чайковского.)

Брожу над озером... туманны

Вершины круглые холмов,

Темнеет лес, и звучно-странны

Ночные клики рыбаков.

Полна прозрачной, ровной тенью

Небес немая глубина...

И дышит холодом и ленью

Полузаснувшая волна.

Настала ночь; за ярким, знойным,

О сердце! за тревожным днём, -

Когда же ты заснёшь спокойным,

Пожалуй, хоть последним сном. 1844 г.









Страница вторая. «ТОЛЬКО ЕЮ, ТОЛЬКО ЛЮБОВЬЮ… ДВИЖЕТСЯ ЖИЗНЬ…»

- Это очень красиво, так может писать человек, горячо любящий … Вы не находите?

- Не сомневаюсь в этом?

3-й ведущий. Одна из главных тем творчества Ивана Сергеевича Тургенева — невозможность жить без любви, любви в разных еѐ проявлениях.

4-й ведущий. Любовь для Тургенева — подвиг. И он воспевает еѐ как силу, способную противостоять всему: и эгоизму, в котором всегда видел главного врага человечества, и даже смерти.

3-й ведущий. В конце жизни в известном стихотворении в прозе «Воробей» Тургенев скажет: «Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь». Правда этих слов — итог долгих и глубоких раздумий писателя — подтверждается в каждом его произведении.

4-й ведущий. Иван Сергеевич был убеждѐн, что жизнь, каждый шаг человека в ней должны быть освящены любовью и верой в торжество добра и справедливости, ибо они зажигают в человеке то священное пламя и рождают ту благородную решимость, без которых он не может стать настоящим гражданином своей страны.

3-й ведущий. Не удивительно поэтому, что любовь в произведениях Тургенева — самое большое жизненное испытание, проверка сил человека, и прежде всего сил душевных и нравственных.

- Чем Вы удивите нас на вечере? Вам всегда удается открыть лучшие таланты.

- Вы услышите сегодня новый романс в исполнении известной певицы.

(Звучит романс «Утро туманное» (сл. И. С. Тургенева, муз. А. М. Абазы).)

5-й ведущий. Только человек, придающий любви такое огромное значение, мог написать этот удивительный романс.

6-й ведущий. Иван Сергеевич — один из тончайших певцов первой любви во всей мировой литературе. Он создал очаровательные женские образы, вошедшие в золотой фонд русской литературы под романтическим названием тургеневские девушки,— самоотверженных, искренних, решительных, не боящихся любить. Но чаще всего их любовь носит трагический характер.

5-й ведущий. Пушкинские дамы и барышни, некрасовские женщины… И вдруг — тургеневские девушки. Сколько споров и восторгов вызывали они и у современников, и многие десятилетия спустя. Ася, Наталья Ласунская, Елена Стахова, Марианна, Джемма… Какие они удивительно разные, сложные и загадочные! Но всегда способные к борьбе, к действию, к высокой любви.

6-й ведущий. Среди них была баронесса Юлия Вревская — друг Тургенева. В 16 лет еѐ выдали замуж за генерала Вревского, который погиб через 2 года на Кавказе. Юлия Петровна стала сестрой милосердия и тоже уехала в Болгарию. Она умерла от тифа, ухаживая за ранеными солдатами в необычайно трудных условиях. По выражению Тургенева, стихотворение «Памяти Ю. П. Вревской» было цветком, который он возложил на еѐ могилу.

( Звучит стихотворение И. С. Тургенева «Памяти Ю. П. Вревской» в сопровождении музыки Д. Д. Шостаковича «Душа».)

Страница третья: Роман «Отцы и дети»

- Все сегодня только и говорят о романе И.С.Тургенева «Отцы и дети».

- Что говорят? Хвалят?

- Чаще ругают…

7-й ведущий. Написанный в 1862 г., - этапный, знаковый, культовый роман для своего времени. Но по мере смены исторических эпох он никак не теряет своей актуальности. Конечно, бескомпромиссный Евгений Базаров, главный герой романа, стал образцом для подражания современной ему молодежи - его мировоззрение, убеждения, жизненные принципы и даже манера поведения вдохновили многих будущих "нигилистов".

8-й ведущий. Но в России "в силу ее циклического развития каждые пятнадцать-двадцать лет сменяется идеологическая матрица, и каждое следующее поколение оказывается в идеологическом - да и нравственном - перпендикуляре к "отцам". Драматизм этого противостояния не снижается, и потому вдумчивый современный читатель прочтет эту великую книгу с не меньшим интересом и пользой, чем его сверстник полтора века тому назад.

7-й ведущий: «Он быстро угадывал новые потребности, новые идеи, вносимые в общественное сознание, и в своих произведениях обыкновенно обращал внимание на вопрос, стоящий на очереди и уже смутно начинавший волновать общество», - писал Н. Добролюбов о Тургеневе. С присущей ему проницательностью он понял, что дворянство уходит с общественной арены, уступая место новым героям времени. Грустный привет прошлому шлет писатель в романе «Дворянское гнездо». Но его взор уже устремлен к новым людям: «Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная», - так в творческом сознании художника возникал образ разночинца Базарова.

8-й ведущий: «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта».

7-й ведущий: «Я уже доложил вам, что ни во что не верю».

8-й ведущий: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник».

7-й ведущий: «Аристократизм, либерализм, прогресс – подумаешь, сколько иностранных и бесполезных слов! Русскому человеку они и даром не нужны».

8-й ведущий: Мягок и светел талант И. Тургенева. Но писателя никогда не покидало ощущение глубокого неблагополучия русской жизни.

(Двое господ)

Хлопоты у меня большие с мужиками в нынешнем году. Не платят оброка. Что ты будешь делать?

А своими наемными работниками вы довольны?

Да, подбивают их, вот что беда; ну, и настоящего старания все еще нету. Сбрую портят. Пахали, впрочем, ничего. Перемелется — мука будет.

- А я вот разве что приказчика сменил. Решился не держать больше у себя вольноотпущенных, бывших дворовых, или по крайней мере, не поручать им никаких должностей, где есть ответственность. Теперь у меня приказчик из мещан: кажется, дельный малый. Я ему назначил двести пятьдесят рублей в год.

- А лес… Зачем ты его продал?

Деньги были нужны; притом же эта земля отходит к мужикам.

Которые тебе оброка не платят?

Это уж их дело, а впрочем, будут же они когда-нибудь платить.

Жаль леса…

- Быть может, что-то посоветуете.

- Обратитесь-ка лучше к Кирсановым, к отцу и сыну. Оба женились(вы слышали, верно про то) поселились в Марьине. Дела их начинают поправляться. Аркадий сделался рьяным хозяином, и «ферма» уже приносит довольно значительный доход

(Три дамы)

- Крестьяне, приказчики, вольноотпущенные… Об этом даже говорить неприлично. Неужели мужчины не понимают, что нам хочется говорить о любви, не заниматься же нам приказчиками и управлением хозяйством?

- А вот Анна Сергеевна Одинцова со всем этим, говорят, справляется неплохо.

-Милые дамы, расскажите мне о ней.

-Анна Сергеевна Одинцова родилась от Сергея Николаевича Локтева, известного красавца, афериста и игрока, который, продержавшись и прошумев лет пятнадцать в Петербурге и в Москве, кончил тем, что проигрался в прах и принужден был поселиться в деревне, где, впрочем, скоро умер, оставив крошечное состояние двум своим дочерям, Анне — двадцати и Катерине — двенадцати лет. Мать их, из обедневшего рода князей X… скончалась в Петербурге, когда муж ее находился еще в полной силе. Положение Анны после смерти отца было очень тяжело.

-И что Анна Сергеевна?

- Она, однако, не потеряла головы и немедленно выписала к себе сестру своей матери, княжну Авдотью Степановну Х…ю, злую и чванную старуху. Но судьба сулила ей другое. Ее случайно увидел некто Одинцов, очень богатый человек лет сорока шести, чудак, ипохондрик, пухлый, тяжелый и кислый, впрочем, не глупый и не злой; влюбился в нее и предложил ей руку. Она согласилась быть его женой, — а он пожил с ней лет шесть и, умирая, упрочил за ней все свое состояние.

- Анна Сергеевна около года после его смерти не выезжала из деревни; потом отправилась вместе с сестрой за границу, но побывала только в Германии; соскучилась и вернулась на жительство в свое любезное Никольское, отстоявшее верст сорок от города . Там у ней был великолепный, отлично убранный дом, прекрасный сад с оранжереями: покойный Одинцов ни в чем себе не отказывал.

-В город Анна Сергеевна являлась очень редко, большею частью по делам, и то ненадолго. Ее не любили в губернии, ужасно кричали по поводу ее брака с Одинцовым, рассказывали про нее разное, уверяли, что она помогала отцу в его шулерских проделках, что и за границу она ездила недаром, а из необходимости скрыть несчастные последствия…

- Вы понимаете чего?

-Прошла через огонь и воду, и через медные трубы.

-Все эти толки доходили до нее, но она пропускала их мимо ушей: характер у нее был свободный и довольно решительный.

- А вы слышали об этом любовном треугольнике?

- Да, да, я знаю, моя горничная состоит в дружбе с кем-то там из слуг Одинцовой… Так вот, Молодой Кирсанов и его друг разночинец Базаров…

- Разрешите Вас пригласить на вальс. (Пары уходят)

- Вы вернулись из-за границы. Скажите, что удивило Вас больше всего в путешествии?

- Кажется за границу отправились все русские. Не раз видел Павла Петровича Кирсанова. Он уехал из Москвы за границу для поправления здоровья и остался на жительство в Дрездене Наши туристы очень за ним волочатся.

- Матвей Ильич Колязин пребывал там же, ведь он у нас, вы, наверняка, слыхали, теперь оппозиционЭр

- И Кукшина попала за границу. Она теперь в Гейдельберге и изучает уже не естественные науки, но архитектуру, в которой, по ее словам, она открыла новые законы.

- Не встречали Вы Одинцовой Анны Сергеевны? Она недавно вышла замуж, не по любви, но по убеждению, человека очень умного, законника, с крепким практическим смыслом.

- Слышал, холодного, как лед…

-Но, думаю, они доживутся, пожалуй, до счастья... пожалуй, до любви.

(Звучит Е.Дога. Вальс из фильма “Мой ласковый и нежный зверь”)

Страница четвертая: Тургенев и Полина Виардо

9-й ведущий: Сам Тургенев в своей жизни пережил испытание любовью: осенью 1843 года произошло событие, наложившее неизгладимый отпечаток на всю жизнь И.С.Тургенева. Он познакомился с 22-летней выдающейся певицей, человеком культуры, умной и привлекательной женщиной, Мишель Полиной Виардо. Она в это время находилась на гастролях в Петербурге. Поэты писали ей стихи, композиторы создавали для нее свои оперы. Знаменитые писатели и музыканты добивались чести знакомства с нею.

10-й ведущий: Женой Тургенева любимая женщина стать не могла: у нее были дети, муж Луи Виардо, человек отнюдь не богатый, ничем особенным не примечателен, впрочем, за рубежом почитался знатоком живописи и культуры.

9-й ведущий: Нельзя без волнения читать строки из переписки Тургенева и П.Виардо:

(Выходят и садятся за столы ученик и ученица в костюмах. Они “пишут” письма и читают их.)

Тургенев: “Моя дорогая и добрая госпожа Виардо! Как Вы поживаете?

Часто ли думаете обо мне? Нет дня, чтобы Ваш милый образ не возникал предо мной сотни раз, нет ночи, чтобы я не видел Вас во сне...

Сегодня день моего рождения... В будущий вторник исполняется семь лет с тех пор, как я в первый раз был у Вас. И мне радостно сказать Вам, спустя семь лет, что я ничего не видел на свете лучше Вас, что встретить Вас на своем пути было величайшим счастьем всей моей жизни, что моя преданность и привязанность к Вам не имеют границ и умрут вместе со мной. Да благословит вас Бог тысячу раз!

Прошу его об этом на коленях и молитвенно сложив руки. Вы все, что есть самого лучшего, благородного и милого мне на земле...

Мне приятно ощущать в себе (спустя семь лет) все то же искреннее, глубокое, неизменное чувство к Вам; влияние его на меня благотворно и живительно, как яркий луч света; какой я счастливец, если заслужил, чтоб отблеск Вашей жизни смешивался с моей! Пока живу, буду стараться стать достойным такого счастья!..”

П. Виардо: “Здравствуйте, мой дорогой Тургенев. Как вы задерживаетесь с письмом! Мы каждый день ждем прихода почтальона... Может быть, сегодня?

Небо восхитительно. Легкий ветер оживляет вершины деревьев во дворе. Здесь все как всегда, только Вас недостает в этой уютной и милой жизни. Ваше отсутствие и боль, которую оно вызывает в наших сердцах, уверяю вас ежеминутно, заменяет Ваше дорогое присутствие. Память о Вас сопутствует всему, что мы делали с утра до вечера. Вам известны все наши привычки уже семь лет, они ничуть не изменились, так что в какое время суток вы о нас ни думали, Вы знаете, где нас искать, и чем мы заняты. Но, бедный друг, как знать, что делаете Вы, как следовать за Вами взглядом, если Вы не держите меня в курсе Вашей жизни? Ну опишите мне один из Ваших дней. Дорогой добрый друг, я протягиваю Вам свои руки и очень нежно люблю Вас. Прощайте. Пишите мне каждую неделю. Все Вас любят и посылают вам тысячу приветов”.

10-й ведущий: Эта любовь будет длиться 40 лет, до самой смерти Тургенева. Они “вместе спустились по склону Холма”. У Тургенева до конца жизни не было ни родной семьи, ни родного очага, всю жизнь он ютился “на краешке чужого гнезда”, а счастье его было мимолетно, как дым. Несмотря на это, отношения между Тургеневым и Виардо сохранили чистоту и прелесть истинной дружбы, за которой таилось высокое чувство любви.

9-й ведущий:  В последние годы жизни Тургенев тяжело болен.

Но он продолжает писать во Франции, в Буживале, и диктовать Полине Виардо свои произведения.

10-й ведущий:  1883 год...Тургенев прикован к постели страшной болезнью. Он пишет стихотворение в прозе.

Звучит Бетховен “Лунная соната”. На фоне музыки читается стихотворение в прозе.

“Когда меня не будет, когда все, что было мной, рассыплется прахом, - о ты, мой единственный друг, о ты, которую я любил так глубоко и так нежно, ты, которая, наверно, переживешь меня, - не ходи на мою могилу... Тебе там делать нечего.

Не забывай меня... но и не вспоминай меня среди ежедневных забот, удовольствий и нужд... Я не хочу мешать твоей жизни, не хочу затруднять ее спокойного течения. Но в часы уединения, когда найдет на тебя та застенчивая и беспричинная грусть, столь знакомая добрым сердцам, возьми одну из наших любимых книг и отыщи в ней те страницы, те строки, те слова, от которых, бывало, - помнишь? – у нас обоих разом выступали сладкие и безмолвные слезы...

И образ мой предстанет тебе – и из-под закрытых век твоих глаз польются слезы, подобные тем слезам, которые мы, умиленные красотою, проливали некогда с тобою вдвоем, о ты, мой единственный друг, о ты, которую я любил так глубоко и нежно”.

Ведущий: Пройдут годы, десятилетия. Новые поколения населят землю. Они по-новому прочтут, по-новому поймут творчество Тургенева. «Я глубоко убежден, - писал А.П. Чехов, - что пока на Руси существуют леса, овраги, летние ночи. Пока еще кричат кулики и плачут чибисы, пока существует русский язык и русский народ, Тургенева не забудут».

Звучит стихотворение Гаревой Н. С. «Раздумья»:

Закрыта книга…Белые страницы,
Сомкнувшись накрепко, не шелестят,
Но мысли, как встревоженные птицы,
Куда-то вдаль без устали летят.

Свое волнение в душе не скрою,
Вновь образы из памяти зову,
И светлый мир тургеневских героев
Встает передо мною наяву.

Так любящий свою страну Инсаров,
Не сдавшийся у жизни на краю,
Все в мире отрицающий Базаров
И Санин, предавший любовь свою.

Тургеневские девушки…Как нежны,
Решительны порою и мудры.
Их не страшит удел судьбы мятежной,
В любви они так искренни, добры.

Героев радости и огорченья,
Боль отреченья и любви слова.
Здесь в каждой строчке есть свое значенье,
Рождает мысли каждая глава.

Жизнь тороплива, не стоит на месте,
Мир переменчив каждый день и час,
Но вечные вопросы долга, чести,
Любви, добра всегда тревожат нас.

И я страницу открываю снова,
Вновь вчитываюсь в строчки, не спеша.
И в светлый мир тургеневского слова
Погружена опять моя душа…

 Наш литературный вечер окончен. Благодарим за внимание!

8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!