Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Октябрьского района города Ростова-на-Дону
«Центр дополнительного образования детей»
«ПРИНЯТА»
На заседании методического совета
Протокол №________
От «__» ____________2021г.
Методическая разработка
Сценария «Масленица»
Дата проведения: 11 марта
Кол-во присутствующих:20
Место проведения: помещение кружка в школе №79
Разработчик мероприятия:
Педагог дополнительного образования высшей категории Волынец Г.П.
г. Ростов-на-Дону
2021
Пояснительная записка
Актуальность. Народные традиции, обряды, праздники занимают важное место в жизни каждого народа и представляют огромное поле деятельности в работе с детьми. Сейчас, когда современная цивилизация постоянно разрушает многие культурно нравственные ценности народа, знание русских традиций дает возможность подрастающему поколению по-новому взглянуть не только на историческое прошлое своих предков, но и очиститься от всего фальшивого. Без знания основ народной жизни, родного фольклора, невозможно воспитать в детях интерес и уважение к культуре других народов нашего многонационального государства.
Русские народные праздники позволяют познакомить с народным фольклором, приобщить воспитанников к культуре и традициям родного края, углубить работу по воспитанию уважения к народным традициям. Народные праздники закреплены в народном сознании и современные дети должны о них знать, потому что в их основе всегда были заложены воспитательные функции. Народность праздника состоит в том, что она, развлекая, поучает. На занятиях ребята узнают об истории определенного праздника, проигрывают характерные для праздника игры, развлечения, просматривают подготовленную театрализацию, тем самым познавая смысл народного творчества и общечеловеческих ценностей. Фольклорный праздник является очень важной и плодотворной формой работы детского объединения. Именно он создает ситуацию наиболее приближенную к естественному бытованию русской культуры, русского фольклора.
Цель мероприятия: Приобщить обучающихся в объединении детей к русским народным праздникам через различные виды деятельности
Задачи мероприятия.
Образовательные - прививать любовь к народному творчеству, способствовать формированию у детей представлений о русской культуре;
Развивающие - расширять знания детей об обычаях и традиционных календарных праздниках;
Воспитательные - воспитывать любовь и уважение к народным традициям, культуру поведения на массовых мероприятиях, доставить детям радость, удовольствие от совместной деятельности.
Оборудование и технические средства: аудиоколонка, флешка с записями фольклорного ансамбля
Оформление:
1 .Музыкальное оформление:
1.«Ой, блины, блины, блины…»- русская народная песня, ансамбль
2. «Масленичные частушки» Казачий хор Петра Матрёничева.
3. Широкая Масленица! Веселая детская песня (канал Ю-туб) 4. «Прощай, Масленица»»- Ансамбль "Чибатуха" муз. С. Рыбалченко
2. Наглядное:
Большие живописные аппликации: самовар, солнышко, заварочный чайник, блюдо с блинами, вазочка с вареньем, связка бубликов, пушистый кот.
Декорации, реквизит, атрибуты:
Оформление классной доски на тему «Масленица» живописными аппликациями, образец куклы Масленица из цветных салфеток, «Снежки» из ткани и синтепона, 4 картонные коробки.
Дидактический, раздаточный материал:
Салфетки декоративные, трёхслойные, красные хлопчатобумажные нитки, «снежки» из ткани и синтепона, карточки для игры «Что едят на Масленицу»
Условия и особенности реализации. В связи с тем, что в данный период времени по постановлению губернатора мы можем проводить мероприятия только в помещении кружка, мы включили в программу праздника практическое занятие-изготовление куклы Масленицы. Для проведения праздника мы переставили школьные столы в один большой стол, вокруг расставили стулья по количеству участников.
Методические советы по проведению. Для того, чтобы мероприятие прошло более организованно, я организовала группу помощников из ребят старшей группы 4 года обучения. Я заранее договорилась с ними, что и когда они будут делать во время праздника. Это помогло обеспечить контроль за младшими детьми в ходе мероприятия и значительно ускорить и упорядочить организацию игр.
Ход мероприятия.
Действующие лица: ведущая, помощники, приглашённые на праздник гости.
Ведущая: - Здравствуйте, гости дорогие! Проходите, не стесняйтесь! К столу присаживайтесь!
Гости рассаживаются вокруг большого стола.
Ведущая: - Кто знает, какой праздник мы сегодня празднуем?
Ребята отвечают: - Масленицу!
Ведущая: - Правильно! Масленица – это радостный и сытный праздник. Начинается Масленица за неделю до Великого поста, или за 56 дней до Пасхи. Знаете, какой главный атрибут этого праздника?
– Правильно, это блин, круглый как солнышко. На масляной неделе уже не употребляют мяса, но другую скоромную пищу есть можно – сливочное масло, молоко, сливки, яйца. По окончанию Масленицы наступает Великий пост, во время которого, как говорила моя бабушка, питались «ерундой на постном масле». Кроме того, ограничения накладывалось не только на пищу. Поведение человека должно свидетельствовать о его духовном очищении, а это значит, всякие праздники и увеселения на период поста исключались. Вот и веселился народ на масленичной неделе вовсю! Молодые люди строили снежные крепости и сражались снежками, катались на тройках с бубенцами, на санках и на лыжах. Все затеи и веселье продолжались в течение всех дней недели и заканчивались вечером в воскресенье.
А в четверг молодежь изготавливала чучело Масленицы. Устанавливали его на горке, где проходили гулянья и катания. В воскресенье чучело сжигали на костре, а пепел развеивали над полем. Масленица-олицетворение зимы. Уничтожение Масленицы означает уход зимы. И сегодня я предлагаю каждому гостю самостоятельно изготовить куклу Масленицы.
Ведущая: - Сейчас мои помощники раздадут каждому участнику необходимые для работы материалы. Я покажу вам что и как мы будем делать и мы вместе сделаем куколку! Итак, у каждого из вас есть красивая салфетка и красная ниточка. Мы неспроста приготовили именно красную нитку. Как вы думаете, почему?
Ребята предлагают разные версии – красиво, чтобы заметно было и т.д.
Ведущая: - Издавна на Руси считалось, что красная нить служит оберегом. То есть оберегает то, что перевязано, от нечистой силы или злых духов. А цветная салфетка сегодня заменит нам лоскуток разноцветной ткани. Обычно для чучела Масленицы использовали старые негодные вещи. Считалось, что старые вещи сохраняют в себе различные болезни и неудачи.
Для работы нам надо разделить салфетку на три слоя. Верхний цветной слой мы сложим как конфетку, один из белых слоёв мы сворачиваем в комочек – это будет голова нашей куклы. Складываем нашу «конфетку» чуть выше середины. Вкладываем комочек – голову и перевязываем ниткой. Теперь складываем вторую внутреннюю часть салфетки пополам и собираем «гармошкой». Вкладываем получившуюся «гармошку» в сложенную салфетку после перевязанного шарика – головки, обматываем красной ниткой и крепко завязываем. Теперь мы расправляем нашу куколку. Ну, получилось? Вам понравилось?
Ведущая: - А теперь отложим на стол наши поделки и поиграем! Сейчас разделимся на команды и поиграем в игру «Что едят на Масленицу»
Игра «Что едят на Масленицу»
Итак, вы разделились на 4 команды. Каждая команда получает набор карточек с названием продуктов (блины, колбаса, сыр, масло, мёд, молоко, сливки, селёдка, шашлык, икра красная, икра кабачковая, варенье и т.д) и тарелку. Задание для каждой команды: сложить в тарелку только те продукты, которые можно есть на масленой неделе. Победит та команда, которая сделает меньше всего ошибок!
Ведущая: - Итак, вы помните, сколько продолжается Масленица?
Ребята отвечают: - неделю!
Ведущая: - А в какие игры играли молодые люди на масленичной неделе?
Ребята перечисляют зимние забавы.
Ведущая: - А мы с вами сейчас будем бросать снежки! Да не просто так, а соревнуясь! Мы проверим, в какой команде ребята самые меткие!
Игра «Снежки»
Ставим 4 картонные коробки – по коробке на каждую команду. Раздаём каждому участнику по 1 снежку. Участники команды выстраиваются в очередь к линии старта и по команде ведущего бросают по очереди снежки в коробку своей команды. Дождавшись броска последнего участника, считаем
снежки в каждой коробке. Выигрывает та команда, в чьей коробке больше снежков.
Ведущая: - Ну и конечно мы поиграем в нашу любимую игру! Для неё нам понадобятся стулья! Берём каждый свой стул и ставим стулья в круг! А играть мы будем в «Музыкальную карусель»!
Игра «Музыкальная карусель»
Ставим стулья в круг, сиденьями наружу. Стульев должно быть на один меньше, чем участников. Ребята двигаются под музыку вокруг стульев. Как только музыка смолкает, надо сесть на ближайший стул. Тот, кто остался стоять – выбывает. Убираем ещё один стул и смыкам круг. Начинаем следующий тур «Карусели». Игра продолжается до тех пор, пока не останется на последнем стуле один победитель.
Ведущая: - Ну вот и подошёл к концу наш сегодняшний праздник! Мы
хорошо его провели! И куклу Масленицу сделали, и поиграли, и
повеселились! Давайте поблагодарим наших помощников и поаплодируем
себе за то, что всё получилось так здорово! Теперь мы наведём порядок,
возьмём своих кукол и разойдёмся по домам! До следующей встречи!
До свидания!
5