3 чтец. Из письма Чайковского: Отчего простой русский пейзаж, отчего прогулка летом в России, в деревне, по полям, по лесу, бывало, приводила меня в такое состояние, что я ложился на землю в каком-то изнеможении от любви к природе, от тех неизъяснимо сладких ощущений, которые навевали на меня лес, степь, речка, деревня вдали, скромная церквушка, словом, все, что составляет русский родимый пейзаж…»
1 чтец. П. И. Чайковский... "ЛАНДЫШИ» Когда в конце весны последний раз срываю Любимые цветы, - тоска мне давит грудь, И к будущему я молитвенно взываю Хоть раз еще хочу на ландыши взглянуть. Вот отцвели они. Стрелой промчалось лето, Короче стали дни, умолк пернатый хор, Скупее солнце нам дает тепла и света, И разостлал уж лес свой лиственный ковер. 2 чтец. Я жду весны. И вот волшебница явилась, Свой саван сбросил лес и нам готовит тень, И реки потекли, и роща огласилась, И наконец настал давно желанный день. Скорее в лес! Бегу знакомою тропою. Ужель сбылись мечты, осуществились сны? Вот он! Склонясь к земле, я трепетной рукою Срываю чудный дар волшебницы весны.
Выходит хор 6б и 7 а 2 ведущий. Знаменитый фортепианный цикл «Времена года»- поэма, воспевающая русскую землю. Здесь природа воспринимается как волнующий душу вечный и неизменный процесс жизни. Вечная прелесть зимы, нежность весны, грусть осеннего увядания, буйство красок и ощущений лета с удивительной тонкостью передано в музыкальных образах, созданных Чайковским. «Баркарола» из цикла «Времена года» (3.30) И мирной неги уголок Ночь сумраком одела, В камине гаснет уголек, И лампа нагорела. Звучит пьеса П.И.Чайковского «Январь. У камелька». Музыка тихая, спокойная, нежная. Я представляю маленький деревянный дом. Чайковский сидит у камина в старинном кресле и смотрит на огонь. За окном серо и тускло. Сквозь облака еле видны солнечные лучи. Идет снег. Холодно. Но вот выглянуло солнышко, и все изменилось: и погода, и настроение. Петр Ильич встал и подошел к роялю. Зазвучала прекрасная мелодия. В ней и спокойствие, и тепло домашнего уюта, и туманный зимний день… Лиза Борисова, 5а класс Слушая прекрасную мелодию пьесы П.И.Чайковского , я представляю красивую молодую девушку. Она сидит у камина с томом Парни на коленях. Ее голубые глаза с длинными ресницами устремлены на пламя. Легкая белая сорочка струится по ее изящному, тонкому телу. Рядом с девушкой – рыжая, словно пламя, кошка. Она прыгает и ловит искры, выскакивающие из камелька. Девушка, погладив кошку, встает, берет лист бумаги и перо и начинает что –то писать. Бушевавшая за окном метель стихает. В комнате слышны мурлыканье кошки, скрип пера по бумаге, потрескиванье поленьев в камине да тихая песня, что напевает молодая барышня. Снег все сыплется с высокого, задумчивого звездного неба. Ветер стих. И только иней серебрится от нежного света луны. Влада Недашковская, 5а класс
Голубенький, чистый подснежник цветок! А подле – сквозистый последний снежок. Последние слезы о горе былом И первые грезы о счастье ином…
Когда играет музыка П.И.Чайковского «Апрель. Подснежник», мне кажется, что подснежник только что появился на свет и пытается расти все выше, и выше, и выше… Но он не один: с ним рядом его друзья и семья… Вдруг набежали тучи и начали ронять жемчужинки – росинки. Несколько таких чудо – капелек упали на подснежник. Ему это так понравилось, что он хотел взлететь к тучке и подержать жемчужинку в своих лепестках. Но сделать этого подснежник не мог, ведь он навек прикован к земле, и это только мечты… А пока он мечтал, тучки улетели и забрали свои жемчужинки, и только одна осталась с цветком. Подснежник так обрадовался, что от счастья чуть не заплакал! Теперь они всегда будут вместе и никогда не расстанутся… Надя Моченова, 5а класс
Я слушаю музыку Чайковского, и передо мной открывается необыкновенная картина: из- под толстого слоя снега появляется нежно-зеленый стебелек, неся на себе белую, полупрозрачную юбочку. Цветок тянется к свету и раскрывает свои лепестки. Подснежник кланяется солнцу и видит вокруг удивительный мир: птицы поют песни, весело журчат ручейки, порхают бабочки. В весеннем лесу бушует любовь! А наш храбрый маленький подснежник греется под лучами солнца. Я думаю: даже хрупкий цветок может быть сильным! Вика Аллахвердова, 5а класс
Чайковский и дети. «Детский альбом» Чайковского. 1 чтец. Тихо , тихо сядем рядом, Входит музыка в наш дом В удивительном наряде Разноцветном, расписном. 2 чтец. И раздвинутся вдруг стены, И земля видна вокруг, Плещут волны речки пенной, Чутко дремлют лес и луг.
1 чтец. Вдаль бегут степные тропки, Тают в дымке голубой… Это музыка торопит и зовет нас за собой.
1ведущий. Весной 1878года, вернувшись из-за границы, П.И. Чайковский решил погостить в имении своей сестры. В свободное время композитор любил возиться с племянниками, придумывал для них праздники с фейерверками и танцами. Сидя на веранде за чаем, Петр Ильич слышал, как его племянник Володя играет гаммы. Для Володи, делавшего большие успехи в игре на фортепиано, композитор решил создать «Детский альбом».
2 ведущий. « Детский альбом»-24 легкие пьесы для фортепиано. Здесь встречаются картины природы и сказочные герои. Все пьесы разные по характеру, с интересными названиями: « Баба Яга», «Новая кукла», «Нянина сказка», «Сладкая греза». Стоит приоткрыть ноты и прикоснуться к фортепиано, как зашумит под окнами быстрая речка, а в одной из комнат барского дома мы увидим горящий камин, старую няню с вязаньем в руках и стайку притихших детей, слушающих удивительные старинные истории. «Старинная французская песенка» Наташа Антонюк «Простая французская песенка» из цикла «Детский альбом» (2.15) Уходит 6 б Выходит 8 -9 классы Чайковский и образ русской женщины. 3 чтец. Из письма Чайковского: «Я вырос в глуши, с детства самого раннего проникся неизъяснимой красотой русской народной музыки. Я до страсти люблю русский элемент во всех его проявлениях. Я русский в полнейшем смысле этого слова». 1 ведущий. Романс П.И.Чайковского на стихи поэта Ивана Захаровича Сурикова звучит как истинно народная песня. В ней столько задушевности, искренности, русской тоски и боли… «Я ли в поле да не травушка была» на стихи Сурикова (2.30) солистка Полина Васильева
3 часть. Содружество музыки и литературы. 1 ведущий. Тесные узы связывали Чайковского со всей русской художественной культурой. Страстный любитель чтения, он отлично знал русскую литературу и внимательно следил за всем новым, что в ней появлялось. Чайковский любил Тургенева, тонко чувствовал лирику Фета, восхищался точностью описаний Аксакова. Композитор преклонялся перед гением А.С.Пушкина.
3 чтец Из письма Чайковского: «В художнике -безусловная правда не в банальном, а в высшем смысле, открывающем нам какие-то неведомые горизонты, какие-то недосягаемые сферы»…
2 ведущий Соученик Чайковского по консерватории Г.А.Ларош вспоминал: «Литература занимала в его творчестве место гораздо большее, чем у простого человека. Он сам был в значительной мере рожден литератором….Человек, живший в мире аккордов и ритмов , писал яснее, чище и изящнее большинства наших современных литераторов по ремеслу… Чайковскому принадлежат тексты в его операх и романсах, стихи , среди которых знаменитый «Ландыш», каламбуры. Известно, что Чайковского в раннем детстве называли «маленьким Пушкиным».
3 чтец. Из письма Чайковского: «Я вспомнил, как весной мы все ездили в лес за ландышами…Я ужасно горжусь этим стихотворением. В первый раз в жизни мне удалось написать в самом деле недурные стихи, к тому же глубоко прочувствованные… Я работал над ними с таким удовольствием, как и над музыкой…»
1 ведущий. А сколько точных и метких высказываний о музыке, литературе, искусстве, философии находим мы в письмах композитора! Письма - дневники, написанные во время путешествий П.И.Чайковского - прекрасные описания природы и окружающей действительности. Предположительно, Чайковский написал более 7 тысяч писем за свою жизнь!
2 ведущий. Опера «Евгений Онегин» - стала любимейшим детищем композитора и выразила в музыке сложный и многогранный мир человеческой души. 1 ведущий. В центре творческого внимания композитора всегда находился живой реальный человек с его простыми, но сильными чувствами, радостями, огорчениями и невзгодами. Образы, созданные Чайковским в опере «Евгений Онегин», воспринимаются нами как близкие, понятные и любимые. Это ставит композитора в один ряд с величайшими представителями русского реализма: Пушкиным, Толстым, Достоевским. 3 чтец. Из письма Чайковского Надежде Филаретовне фон Мекк 18 мая 1877 года: «Есть нечто неудержимое, влекущее всех композиторов к опере… На прошлой неделе я был как-то у Лавровской. Разговор зашел о сюжетах для оперы. Возникло предположение взять сюжет «Евгения Онегина».. Перечел с восторгом и провел совершенно бессонную ночь…Я влюблен в образ Татьяны, я очарован стихами Пушкина и пишу на них музыку потому, что меня к этому тянет. Я совершенно погрузился в сочинение оперы…» Ариозо Ольги, солистка Светлана Давыдова (2.00) Инсценировка фрагмента романа Пушкина «Евгений Онегин» Письмо Татьяны. Ариозо Ольги, солистка Светлана Давыдова (2.00)
Именины Татьяны.
С утра дом Лариных гостями Весь полон; целыми семьями Соседи съехались в возках, В кибитках, бричках и в санях.
Приехал и мосье Трике, Остряк, недавно из Тамбова, В очках и рыжем парике. Как истинный француз, в кармане Трике привез куплет Татьяне. Именины Татьяны.
Куплеты Трике. (2.10) солист Глеб Брандуков Хор 9 класса уходит
4 часть. Чайковский и его современники. 1 чтец. Не может жизнь утратить смысл высокий, Сомкнув над нами круг дневных забот, Пока звучат нам пушкинские строки И музыка Чайковского поет. 1 чтец. Оценим ли теперь великую потерю, Горячая слеза найдется ль у кого? Тогда лишь в будущность народа я поверю, Когда он гения оплачет своего;
2 чтец. Когда печаль свою он глубоко сознает, И вещие слова поэта он поймет: Пусть арфа сломана,- аккорд еще рыдает… Не говорите мне : он умер,- он живет!»
«Рассвет» на стихи И. Сурикова. (3.30) 1 чтец. Дарите музыку друг другу. Пусть каждый день и каждый час, Подобно радостному чуду, Она звучит в сердцах у нас.
2 чтец. Весь мир прекрасный и зовущий Вмещает музыка в себя. В ней рокот волн, о берег бьющих, И трепет ветра декабря. 1 чтец. Волнует музыка, тревожит, Вновь пробуждая красоту, И никогда никто не сможет Сравниться с ней по волшебству. Гимн «Школа 75» |