СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий праздника «Вдохновение», посвященного 175-летию со дня рождения П.И.Чайковского.

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий праздника «Вдохновение», посвященного 175-летию со дня рождения П.И.Чайковского.

Просмотр содержимого документа
«Сценарий праздника «Вдохновение», посвященного 175-летию со дня рождения П.И.Чайковского.»

Сценарий праздника «Вдохновение», посвященного 175-летию
со дня рождения П.И.Чайковского.

Вступление. Посвящение Чайковскому.
Вальс «Вдохновение» (3.00)

1 ведущий
7 мая 2015 года исполнилось 175 лет со дня рождения П.И.Чайковского – великого русского композитора, дирижера, педагога, музыкального критика, общественного деятеля. Творчество Чайковского - образец национальной музыкальной русской классики.
Наш праздник «Вдохновение» в этом году посвящен великому сыну русского народа - П.И.Чайковскому.

1 чтец. Дом Чайковского в Клину -
Старая открытка.
Подержи меня в плену,
Старая калитка!
Помнишь, помнишь, как с утра
Пробегала бричка?
И по имени Сестра
Протекала речка?
2 чтец
Дух кувшинок от болот,
Дух пчелы – от меда.
Кто потом тебя поймет,
Русская природа? Кто еще, спустившись в сад
На заре дремотной,
Повернет скорей назад,
К рукописи нотной?
1 чтец
Кто споткнется без причин,
Но найдет причину,
Увидав, как птичий клин
Сверху машет Клину?
Где подсвечник отразит
Лаковая крышка-
Там усталость погрозит,-
Пальцам передышка.


2 чтец
Кто потом заплачет всласть
Над листом бумаги,
Где еще имеют власть
Точки и зигзаги?
Это птичье колдовство-
Вскрикнет и сорвется.
Эта клинопись его-
Музыкой зовется.

2 ведущий
Музыка Чайковского при жизни получила всемирное признание, и число ее поклонников растет. По сведениям ЮНЕСКО, Чайковский - самый исполняемый композитор в мире, каждую минуту в каком - нибудь уголке планеты звучит его музыка.

1 ведущий
.
Современную театральную и концертную жизнь невозможно представить без таких шедевров, как оперы «Евгений Онегин» и «Пиковая дама», балетов «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Спящая красавица», симфоний, романсов, инструментальных произведений, произведений для детей: фортепианного цикла «Времена года « и «Детского альбома».


2 ведущий
«Из века в век, из поколения в поколение переходит наша любовь к Чайковскому, к его прекрасной музыке, и в этом ее бессмертие, - так говорил о музыке гениального русского композитора Д.И.Шостакович.

Полонез из оперы «Евгений Онегин» (1.50)
Хор мальчиков из оперы «Пиковая дама» (1.00)

1 часть. Слово о Чайковском. Чайковский и Россия.
1 чтец.
«Я желал бы всеми силами души, чтобы музыка моя распространилась, чтобы увеличилось число людей, любящих ее и находящих в ней утешение и подпору»- в этих словах П.И.Чайковского определена задача его искусства - служить музыке и людям, «правдиво, искренне и просто говорить о самом главном, серьезном и волнующем».
2 ведущий
Музыка Чайковского воплощает драгоценные свойства русской культуры- любовь и сострадание к человеку, чуткость к беспокойным исканиям души, непримиримость к злу, страстную жажду добра и красоты.
1 ведущий.
Удивительна власть музыки Чайковского! Покоренные ее бессмертной красотой, мы остаемся на всю жизнь в этом волшебном плену.

«Танец феи Драже» (1.40)

«Неаполитанская песенка»(2б – 3в класс)(1.10)
«Люблю балет» переложение «Танца маленьких лебедей» из балета «Лебединое озеро» (3 а -3в класс)(1.50)
3чтец.
Из письма Чайковского:
«Я еще не встречал человека, более меня влюбленного в матушку-Русь вообще. Я страстно люблю русского человека, русскую речь, русский склад ума, русскую красоту лиц, русские обычаи. Лермонтов прямо говорит, что темной старины заветные преданья не шевелят души его. Я даже это люблю…».

2 ведущий.

10 мая 2015 года у стен Храма Спасителя прошел концерт, посвященный 175-летию со дня рождения П.И.Чайковского. Большой симфонический оркестр имени Чайковского, Московский синодальный хор и Академический хор Московского государственного университета исполнили 2 произведения П.И.Чайковского - кантату «Москва» и торжественную увертюру «1812 год».

1 ведущий.

По окончании концерта Святейший Патриарх Кирилл сказал: «Достаточно послушать эти 2 выдающихся произведения, чтобы было ясно, каков масштаб таланта и какая высокая духовная идея сосредоточены были в личности нашего великого композитора».

Монолог из кантаты «Москва», стихи А.Майкова (5 класс)(2.30)

2 часть. П.И.Чайковский и русская природа. (видео ряд)

1 чтец.
Не найти гениальней и проще
Ритмов тех, что подскажет капель.
Соловей, растревоженный в роще,
Пастуха запевает свирель.

2 чтец.
Все вливается в чуткую душу
И вернется мелодией вдруг…
Тихий мальчик из Воткинска слушал
Звуки милой природы вокруг.

1 ведущий.
«Чайковский обладал удивительно сильным, феноменальным чувством природы. Мне неизвестно другого человека, который так сильно воспринимал бы впечатления от красоты природы и так сильно на нее реагировал. Мало сказать, что Петр Ильич страстно любил природу - он ее обожал»,- писал критик Кайгородов.

1 чтец

3 чтец.

Из письма Чайковского:

Отчего простой русский пейзаж, отчего прогулка летом в России, в деревне,
по полям, по лесу, бывало, приводила меня в такое состояние, что я ложился
на землю в каком-то изнеможении от любви к природе, от тех неизъяснимо
сладких ощущений, которые навевали на меня лес, степь, речка, деревня вдали,
скромная церквушка, словом, все, что составляет русский родимый пейзаж…»



1 чтец.
П. И. Чайковский... "ЛАНДЫШИ»

Когда в конце весны последний раз срываю
Любимые цветы, - тоска мне давит грудь,
И к будущему я молитвенно взываю
Хоть раз еще хочу на ландыши взглянуть.
Вот отцвели они. Стрелой промчалось лето,
Короче стали дни, умолк пернатый хор,
Скупее солнце нам дает тепла и света,
И разостлал уж лес свой лиственный ковер.

2 чтец.
Я жду весны. И вот волшебница явилась,
Свой саван сбросил лес и нам готовит тень,
И реки потекли, и роща огласилась,
И наконец настал давно желанный день.
Скорее в лес! Бегу знакомою тропою.
Ужель сбылись мечты, осуществились сны?
Вот он! Склонясь к земле, я трепетной рукою
Срываю чудный дар волшебницы весны.



Выходит хор 6б и 7 а

2 ведущий.
Знаменитый фортепианный цикл «Времена года»- поэма, воспевающая русскую землю.
Здесь природа воспринимается как волнующий душу вечный и неизменный процесс
жизни. Вечная прелесть зимы, нежность весны, грусть осеннего увядания, буйство
красок и ощущений лета с удивительной тонкостью передано в музыкальных образах,
созданных Чайковским.

«Баркарола» из цикла «Времена года» (3.30)

И мирной неги уголок
Ночь сумраком одела,
В камине гаснет уголек,
И лампа нагорела.


Звучит пьеса П.И.Чайковского «Январь. У камелька». Музыка тихая, спокойная, нежная.
Я представляю маленький деревянный дом. Чайковский сидит у камина в старинном кресле и смотрит на

огонь. За окном серо и тускло. Сквозь облака еле видны солнечные лучи. Идет снег. Холодно.
Но вот выглянуло солнышко, и все изменилось: и погода, и настроение. Петр Ильич встал и подошел

к роялю. Зазвучала прекрасная мелодия. В ней и спокойствие, и тепло домашнего уюта, и

туманный зимний день…
Лиза Борисова, 5а класс

Слушая прекрасную мелодию пьесы П.И.Чайковского , я представляю красивую молодую девушку.

Она сидит у камина с томом Парни на коленях. Ее голубые глаза с длинными ресницами устремлены

на пламя. Легкая белая сорочка струится по ее изящному, тонкому телу.
Рядом с девушкой – рыжая, словно пламя, кошка. Она прыгает и ловит искры, выскакивающие

из камелька. Девушка, погладив кошку, встает, берет лист бумаги и перо и начинает что –то писать.

Бушевавшая за окном метель стихает. В комнате слышны мурлыканье кошки, скрип пера

по бумаге, потрескиванье поленьев в камине да тихая песня, что напевает молодая барышня.
Снег все сыплется с высокого, задумчивого звездного неба. Ветер стих.

И только иней серебрится от нежного света луны.
Влада Недашковская, 5а класс



Голубенький, чистый подснежник цветок!
А подле – сквозистый последний снежок.
Последние слезы о горе былом
И первые грезы о счастье ином…

Когда играет музыка П.И.Чайковского «Апрель. Подснежник», мне кажется, что подснежник

только что появился на свет и пытается расти все выше, и выше, и выше… Но он не один:
с ним рядом его друзья и семья… Вдруг набежали тучи и начали ронять жемчужинки – росинки.

Несколько таких чудо – капелек упали на подснежник. Ему это так понравилось, что он хотел взлететь

к тучке и подержать жемчужинку в своих лепестках. Но сделать этого подснежник не мог,

ведь он навек прикован к земле, и это только мечты… А пока он мечтал, тучки улетели и

забрали свои жемчужинки, и только одна осталась с цветком.

Подснежник так обрадовался, что от счастья чуть не заплакал! Теперь они всегда будут вместе и

никогда не расстанутся…
Надя Моченова, 5а класс


Я слушаю музыку Чайковского, и передо мной открывается необыкновенная картина:
из- под толстого слоя снега появляется нежно-зеленый стебелек, неся на себе белую,

полупрозрачную юбочку. Цветок тянется к свету и раскрывает свои лепестки.

Подснежник кланяется солнцу и видит вокруг удивительный мир: птицы поют песни, весело журчат

ручейки, порхают бабочки.
В весеннем лесу бушует любовь! А наш храбрый маленький подснежник греется под лучами

солнца. Я думаю: даже хрупкий цветок может быть сильным!
Вика Аллахвердова, 5а класс






Чайковский и дети.
«Детский альбом» Чайковского.

1 чтец.

Тихо , тихо сядем рядом,
Входит музыка в наш дом
В удивительном наряде
Разноцветном, расписном.
2 чтец.

И раздвинутся вдруг стены,
И земля видна вокруг,
Плещут волны речки пенной,
Чутко дремлют лес и луг.

1 чтец.

Вдаль бегут степные тропки,
Тают в дымке голубой…
Это музыка торопит
и зовет нас за собой.





1ведущий.

Весной 1878года, вернувшись из-за границы, П.И. Чайковский

решил погостить в имении своей сестры. В свободное время композитор любил возиться
с племянниками, придумывал для них праздники с фейерверками и танцами.
Сидя на веранде за чаем, Петр Ильич слышал, как его племянник Володя играет гаммы.
Для Володи, делавшего большие успехи в игре на фортепиано, композитор решил
создать «Детский альбом».



2 ведущий.

« Детский альбом»-24 легкие пьесы для фортепиано. Здесь встречаются картины
природы и сказочные герои. Все пьесы разные по характеру, с интересными названиями:
« Баба Яга», «Новая кукла», «Нянина сказка», «Сладкая греза».
Стоит приоткрыть ноты и прикоснуться к фортепиано, как зашумит под окнами быстрая
речка, а в одной из комнат барского дома мы увидим горящий камин, старую няню
с вязаньем в руках и стайку притихших детей, слушающих удивительные старинные
истории.
«Старинная французская песенка» Наташа Антонюк

«Простая французская песенка» из цикла «Детский альбом» (2.15)

Уходит 6 б

Выходит 8 -9 классы
Чайковский и образ русской женщины.
3 чтец.
Из письма Чайковского:
«Я вырос в глуши, с детства самого раннего проникся неизъяснимой красотой
русской народной музыки. Я до страсти люблю русский элемент во всех его
проявлениях. Я русский в полнейшем смысле этого слова».
1 ведущий.
Романс П.И.Чайковского на стихи поэта Ивана Захаровича Сурикова звучит
как истинно народная песня. В ней столько задушевности, искренности,
русской тоски и боли…
«Я ли в поле да не травушка была» на стихи Сурикова (2.30) солистка Полина

Васильева



3 часть. Содружество музыки и литературы.

1 ведущий.
Тесные узы связывали Чайковского со всей русской художественной культурой.
Страстный любитель чтения, он отлично знал русскую литературу и внимательно следил
за всем новым, что в ней появлялось. Чайковский любил Тургенева, тонко
чувствовал лирику Фета, восхищался точностью описаний Аксакова. Композитор
преклонялся перед гением А.С.Пушкина.

3 чтец
Из письма Чайковского:

«В художнике -безусловная правда не в банальном, а в высшем смысле,
открывающем нам какие-то неведомые горизонты, какие-то недосягаемые
сферы»…


2 ведущий
Соученик Чайковского по консерватории Г.А.Ларош вспоминал:
«Литература занимала в его творчестве место гораздо большее, чем у простого человека.

Он сам был в значительной мере рожден литератором….Человек, живший в мире
аккордов и ритмов , писал яснее, чище и изящнее большинства наших современных
литераторов по ремеслу… Чайковскому принадлежат тексты в его операх и романсах,
стихи , среди которых знаменитый «Ландыш», каламбуры. Известно, что Чайковского
в раннем детстве называли «маленьким Пушкиным».

3 чтец.

Из письма Чайковского:
«Я вспомнил, как весной мы все ездили в лес за ландышами…Я ужасно горжусь
этим стихотворением. В первый раз в жизни мне удалось написать
в самом деле недурные стихи, к тому же глубоко прочувствованные…
Я работал над ними с таким удовольствием, как и над музыкой…»


1 ведущий.
А сколько точных и метких высказываний о музыке, литературе, искусстве, философии
находим мы в письмах композитора! Письма - дневники, написанные во время
путешествий П.И.Чайковского - прекрасные описания природы и окружающей
действительности. Предположительно, Чайковский написал более 7 тысяч писем за свою
жизнь!

2 ведущий.

Опера «Евгений Онегин» - стала любимейшим детищем

композитора и выразила в музыке сложный и многогранный мир человеческой души.

1 ведущий.

В центре творческого внимания композитора всегда находился живой реальный человек
с его простыми, но сильными чувствами, радостями, огорчениями и невзгодами.
Образы, созданные Чайковским в опере «Евгений Онегин», воспринимаются нами как
близкие, понятные и любимые.

Это ставит композитора в один ряд с величайшими представителями русского реализма:
Пушкиным, Толстым, Достоевским.


3 чтец.

Из письма Чайковского Надежде Филаретовне фон Мекк 18 мая 1877 года:
«Есть нечто неудержимое, влекущее всех композиторов к опере… На прошлой
неделе я был как-то у Лавровской. Разговор зашел о сюжетах для оперы.
Возникло предположение взять сюжет «Евгения Онегина».. Перечел с восторгом
и провел совершенно бессонную ночь…Я влюблен в образ Татьяны, я очарован
стихами Пушкина и пишу на них музыку потому, что меня к этому тянет.
Я совершенно погрузился в сочинение оперы…»

Ариозо Ольги, солистка Светлана Давыдова (2.00)

Инсценировка фрагмента романа Пушкина «Евгений Онегин»

Письмо Татьяны.

Ариозо Ольги, солистка Светлана Давыдова (2.00)



Именины Татьяны.


С утра дом Лариных гостями

Весь полон; целыми семьями

Соседи съехались в возках,

В кибитках, бричках и в санях.



Приехал и мосье Трике,

Остряк, недавно из Тамбова,

В очках и рыжем парике.

Как истинный француз, в кармане

Трике привез куплет Татьяне.

Именины Татьяны.

Куплеты Трике. (2.10) солист Глеб Брандуков

Хор 9 класса уходит


4 часть. Чайковский и его современники.
1 чтец.
Не может жизнь утратить смысл высокий,
Сомкнув над нами круг дневных забот,
Пока звучат нам пушкинские строки
И музыка Чайковского поет.

1 чтец.
Оценим ли теперь великую потерю,
Горячая слеза найдется ль у кого?
Тогда лишь в будущность народа я поверю,
Когда он гения оплачет своего;

2 чтец.
Когда печаль свою он глубоко сознает,
И вещие слова поэта он поймет:
Пусть арфа сломана,- аккорд еще рыдает…
Не говорите мне : он умер,- он живет!»

«Рассвет» на стихи И. Сурикова. (3.30)

1 чтец.
Дарите музыку друг другу.
Пусть каждый день и каждый час,
Подобно радостному чуду,
Она звучит в сердцах у нас.


2 чтец.
Весь мир прекрасный и зовущий
Вмещает музыка в себя.
В ней рокот волн, о берег бьющих,
И трепет ветра декабря.

1 чтец.
Волнует музыка, тревожит,
Вновь пробуждая красоту,
И никогда никто не сможет
Сравниться с ней по волшебству.


Гимн «Школа 75»





10




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!