СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий урока окружающий мир "Что это за листья?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Сценарий урока окружающий мир "Что это за листья?"»

Тема: Что это за листья?

(учебник, с. 62, рабочая тетрадь, с.12)


Цели деятельности учителя

Формировать представления о строении листьев и их видах

Тип урока

Усвоение новых знаний

Планируемые образовательные результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся наблюдать осенние изменения окраски листьев на деревьях, сравнивать и группировать листья по различным признакам; определять названия деревьев по листьям; получат возможность научиться описывать внешний вид листьев; узнавать листья в осеннем букете, в гербарии; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний; отвечать на вопросы и оценивать свои знания.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): регулятивные – освоить начальные формы познавательной и личностной рефлексии; овладеть способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать средства её осуществления; познавательные – освоить способы решения проблем творческого и поискового характера; овладеть логическими действиями сравнения, анализа, классификации по признакам; коммуникативные – формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Личностные: формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств, целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы; формирование уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения

Методы и формы
обучения

Частично-поисковый; индивидуальная, фронтальная, работа в парах

Ход урока

Этапы урока

Обучающие
и развивающие
компоненты, задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы совзаимо-действия

Универсальные учебные действия

Промежу-точный контроль

1

2

3

4

5

6

7

I. Организационный момент

Эмоциональная, психологическая
и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Проверяет готовность обучающихся к уроку, создает эмоциональный настрой


Слушают

и обсуждают тему урока

Фронтальная

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; положительно отзываются о школе; стремятся хоро-

шо учиться и сориентированы

на участие в делах школьника; правильно идентифицируют се-бя с позицией школьника

Устный опрос

II. Актуализация знаний


































III. Самоопределение к деятельности: постановка цели и задач урока


Беседа по теме

- К нам на урок вновь пришел Муравьишка – Вопросик и его помощница Мудрая Черепаха.

Муравьишка приготовил для вас вопросы:

-Какое сегодня число? День недели? Время года?

- Докажите, что сейчас время года осень?


– В осеннем лесу хозяйничает художница – осень. Она не жалеет красок для деревьев, раскрашивая их листву в желтые, оранжевые, красные цвета.


– Как называется явление природы, когда листья опадают с деревьев? (листопад)

– Почему осенью с деревьев опадают листья?

(ответы детей)

(Осенью становится холодно и ветрено. Солнце светит мало, и листья не могут жить так же, как в теплые дни. Вода не может проникнуть в лист. Умирающий лист меняет цвет, затем засыхает и отмирает. Ветер срывает его с дерева. После того как все листья опадут, дерево засыпает до весны. Опавшие листья, как теплая перина, будут защищать корни дерева от морозов).

Приметы осени

В народе существует много примет, связанных с листопадом.

1.Если с берёзы в октябре ещё не опали полностью   листья, то снег выпадет поздно. (Лиза)


2.Поздний листопад – на неурожайный год. (Аня Сосунова)


3.Когда лист с дуба и берёзы опал чисто, то год будет хорошим, урожайным.


4.Если листья, осыпаясь, лягут изнанкою вверх – к урожаю и тёплой зиме, лицевой стороной вверх – к холодной зиме. Полина Боева)


Понаблюдаем за природой. Проверим, работают ли эти приметы в этом году.


III. Самоопределение к деятельности: постановка цели и задач урока


1 . Постановка учебной задачи.


Великий русский поэт А.С.Пушкин так написал об осени:

«Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото, одетые леса.»


- Что помогает осени быть красивой? (Разноцветные листья.)


- Верно. Попробуйте определить тему урока: о чем будем говорить сегодня на уроке?

(О листьях.)

Назовите тему нашего урока: «Что это за листья?»

- Чему будем учиться на уроке?

(Будем учиться узнавать листья разных деревьев, определять деревья по листьям.)


Правильно, сегодня поговорим о разнообразии форм листьев, их строении, научимся их различать.


– Сегодня мы с вами будем говорить о листьях разных деревьев. Учиться определять, что за листья перед нами.


Представим, что мы тоже листики.


Физкультминутка

Мы листики осенние,

На ветках мы сидим. (Дети поднимают руки вверх.)

Дунул ветер – полетели. (Движения руками

Мы летели, мы летели. из стороны в сторону.)

И на землю тихо сели. (Дети приседают.)

Ветер снова набежал

И листочки все поднял. (Кружатся на месте.)

Закружились, полетели

И на землю снова сели. (Дети садятся по местам.)


Отвечают
на вопросы:

– Осень.


– Сентябрь, октябрь, ноябрь.



– Октябрь

Фронтальная


Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о сезонном изменении окраски листьев на деревьях; логические – осуществление поиска необходимой информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, из фильмов, стихотворений, рассказов, сказок)

Устные ответы

IV. Изучение нового материала

Презентация на тему «Что это за листья»





















































Игра “Какое дерево потеряло эти листочки”



Ребята!

Познакомимся с наиболее распространёнными деревьями и их листьями.

Прочитайте название дерева, посмотрите на картинку. Нажмите на красную мигающую кнопку- появится лист этого дерева.

IV. Работа по теме урока.

Работа с учебником, с.28

Рассмотрите листья.

Муравьишка Вопросик принес на урок очень много листьев. Как вы думаете, по каким признакам их можно разделить на группы? (По форме, цвету, размеру).

- Верно. Давайте обратимся к рисункам учебника.

- Листья каких деревьев вы видите?

- Как отличить лист березы от листа осины?

- Сколько на рисунке листьев клена?

- Чем отличаются листья?

- Сколько на рисунке листьев березы?

- Что можете сказать об их окраске?

- Сколько листьев осины на рисунке?

- Чем они отличаются?

- Какие из листьев, изображенных на рисунке, вы видели на прогулке? Отметьте их крестиком.

- Я обратила внимание на одну интересную вещь: листков клёна – 2, берёзы – 5, осины – 3. Догадайтесь, что я хочу сказать.


(Обучающиеся работают с иллюстрациями  учебника, анализируют форму, размер, цвет листьев деревьев: клена, березы, осины.

- У березы верхняя часть листа образует уголок, а у осины верхняя часть листка закруглена.

- 2 кленовых листа отличаются цветом и размером.

- 5 листьев  березы  разной окраски: зелёные, жёлтые, красно-жёлтые.

- 3 осиновых листа темнее

других, они тёмно-коричневые, бордовые.

- Между числами 2, 3, 5 существует такая связь:

5 = 2 + 3.

-Да. На каждом дереве определенная форма листьев и окраска.

Обучающиеся работают в парах , группируют и сравнивают листья разных деревьев.

- На 4 группы:  клён, берёза, осина, дуб.

Обучающиеся отыскивают глазами дубовый лист в классе.)



2. Практическая работа. Работа в паре.

- Ребята, а можно по листу узнать дерево? Как это сделать?

- Пользуясь рисунками учебника, разложите листья по группам, работая в парах. Какие правила такой работы должны помнить?

Постарайтесь определить, с какого дерева каждый лист.

- На сколько групп разложили листья?

- Можете по этим листьям назвать деревья?


- Некоторые ребята из нашего класса, пользуясь атласом-определителем, подготовили интересные рассказы о деревьях.

- С какого дерева этот лист? О … расскажет … 




- А сейчас проведем игру “Какое дерево потеряло эти листочки”. Внимательно слушайте загадки, стихи, отгадывайте название дерева и по сигналу показывайте его листочки.


Он встречает самым первым осени приход. (слайд 2)
Кружит в воздухе весёлый,
Листьев хоровод. 
Землю быстро укрывает
Золотым ковром –
Пусть родная засыпает 
Долгим зимним сном.
-Догадайтесь, о каком дереве говорится в этой загадке? (Клен)
-Покажите его листочки.

 (Слайд 4)

Я из крошки-бочки вылез, 
Корешки пустил и вырос, 
Стал высок я и могуч, 
Не боюсь ни гроз, ни туч,
Я кормлю свиней и белок-
Ничего. Что плод мой мелок.

“Красавец” - так переводится латинское, научное название этого дерева. Но оно не только красиво: это дерево - богатырь. Что это за дерево? (Дуб).

Покажите его листочки.

Что вы знаете о дубе? Слайд№8

Дуб

Мощь и величественная красота дуба привлекает всех. Корни его уходят глубоко в землю, и поэтому ему не страшны никакие бури. В старину дуб шел на строительство кораблей. Сейчас из древесины дуба делают мебель, паркет, используют в вагоностроении и судостроении. Кору используют в кожевном деле. Положите несколько листьев дуба в банку с солеными огурцами и они станут хрустящими, крепкими, вкусными.



- О каком дереве идет речь? (Слайд 5)

Стоит Алёна:
Платок зелёный,
Тонкий стан,
Белый сарафан.

- Покажите листочки этого дерева, как оно называется? (Берёза)


Берёза

Берёза – светлая красавица русских лесов. Это гордость и символ России. Её часто называют деревом жизни.

Название «берёза» происходит от слова «беречь». Ещё с давних времён люди считали, что веточки берёзы, принесённые в дом, могут защитить жилище.

Берёза неспроста считается священным деревом, духовным символом. С древних времён она заботится о человеке. Листья - для здоровья, ветви - для веников, кора для письма, поделок, дёгтя и разведения огня, древесина для тепла.

Осенью листочки на березе начинают желтеть сначала наверху, где воздух холоднее, а потом и внизу.



-О каком дереве говорится в этой загадке? (Слайд 7)

Осень в сад к нам пришла,

Красный факел зажгла.

Здесь дрозды, скворцы снуют.

И, галдя, его клюют.

Как оно называется, объясните, как вы догадались? (Рябина)


- Отгадайте ещё загадку. (Слайд 8)

Дерево чудесное,
Листья интересные,
Веерочки, веерки,
Белой свечкою цветки.

- Покажите листочки этого дерева, как оно называется? (Каштан)


- Следующая загадка. (Слайд 9)

Никто не пугает, а вся дрожит.

- Покажите листочки этого дерева, как оно называется? (Осина)


Листья осины

Очень красивы листья осины осенью. Они бывают розовые, огненно-красные, лиловые.

Иван Сергеевич Тургенев так описал осину: «Трепетнолистая осина бывает красива и заметна только осенью. Золотом и багрянцем покрываются ее листья, и ярко отличаясь от зелени других деревьев, придает она много прелести и разнообразия лесу во время осеннего листопада».

Все листья состоят из черешка и листовой пластинки.

Черешок у осины длинный и сплюснутый в верхней части, а в середине совсем тонкий, поэтому при малейшем дуновении ветерка листья начинают дрожать, трепетать. Отсюда и выражение – «трепетная осинка».


- А про это дерево попробуйте отгадать загадку: (Слайд 10)

С моего цветка берёт
Пчёлка самый вкусный мёд.
А меня всё ж обижают,
Шкурку тонкую сдирают. (Липа)


- Давайте еще раз повторим названия деревьев, которые мы отгадали.


2. Строение листа.

Ребята, посмотрите внимательно на листья, которые лежат на ваших столах. Каждый лист имеет листовую пластинку и черешок.

- Кто догадался и может показать, что такое “листовая пластинка”, что такое “черешок”?

(Один из учеников выходит к доске и показывает. Остальные дети выполняют задание на партах)

- Листовая пластинка может быть простой. Например, у дуба, у берёзы листовая пластинка простая. У рябины, каштана листовая пластинка сложная.

- Рассмотрите листья и подумайте, а у каких из них листовая пластинка сложная, а у каких - простая.

- А теперь проверим: правильно ли вы определили вид листовой пластинки. 


Работа в парах. Задание: Посмотрите на листья и попробуйте определить, какие листья называют простыми, а какие сложными?


- Если на черешке пластинка одна, то лист называется …простой.

-Если пластинок на черешке несколько, то лист называется …сложный.

Назовите примеры простых и сложных листьев.




Просматривают презентацию

Фронтальная

Познавательные: общеучебные – извлечение необходимой информации из просмотренной

Устные ответы


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7






презентации; логические – дополнение и расширение имеющихся знаний



Практическая работа по материалам учебника (с. 28–29)
с использованием коллекции осенней листвы.


Физкультминутка

Выполнить задание 1 в рабочей тетради (с. 12).

Работа с учебником, с.28

Рассмотрите листья.

-Сколько листьев клена на рисунке? (2)Чем они отличаются?

-Сколько листьев березы? (5)Чем они отличаются?

-Сколько листьев осины?(3)Чем они отличаются?

Какой еще окраски могут быть листья осенью?


– Листья каких деревьев вы узнали в коллекции? Как вы это определили?


Физкультминутка


Выполнить задание 1 в рабочей тетради (с. 12).


Выполняют задания, отвечают на вопросы:

– Клен, дуб, береза, рябина, осина, смородина.




Выполняют упражнение.

Выполняют задания
в рабочей тетради

Фронтальная, работа

в парах








Индивидуальная

Познавательные: общеучебные – осуществляют поиск нужной информации в учебнике, атласе-определителе; логические – анализируют объект, выделяют главное.

Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения.


Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают оценку учителя.

Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу

Самостоятельное задание, самопроверка.






Проверка заданий
в рабочей тетради

V. Первичное осмысление и закрепление

Выполнить задание 2 в рабочей тетради (с. 12)

Формулирует задание, создает эмоциональный настрой, осуществляет индивидуальный контроль за выполнением
задания

Выполняют задания
в рабочей тетради

Индивидуальная

Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения.

Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу

Проверка заданий
в рабочей тетради

Окончание табл.

1

2

3

4

5

6

7

VI. Итоги урока. Рефлексия

Обобщить полученные на уроке сведения и определить свое эмоциональное состояние на уроке.

Проводит беседу по вопросам:

– Чем различаются листья разных деревьев? (Размерами, формой, цветом)

- Листья, каких деревьев сегодня рассмотрели?

Какие листья имеют простую листовую пластину.

Какие сложную?


- Осень дарит нам красивые осенние листья.

- Как сохранить нам эту красоту, чтобы она нас могла радовать и зимой?

(Показ поделок из осенних листьев)

-Послушайте стихотворение


Мы любим лес в любое время года

Мы слышим речек медленную речь.

Все это называется природа.

Давайте же всегда ее беречь!


- Я думаю, ребята, что вы будете настоящими защитниками природы.

-Оцените свою работу на уроке, довольны ли вы собой?

У вас на столах лежат листики.

 Если вы работали на уроке с желанием, были уверены в себе, вам было интересно и у вас всё получилось, то покажите желтый листик.

Если вы в чём-то сомневались, вам было очень сложно и осталось много вопросов, на которые вы не могли ответить – красный листик.

Всем спасибо за работу. Молодцы, ребята. Порадовали не только Муравья Вопросика, но и друг друга хорошей и дружной работой. Муравей Вопросик и Мудрая Черепаха благодарят вас за работу.

Урок окончен.


- А теперь прикрепите свои листочки на доску, и мы посмотрим, листиков какого цвета больше.


Отвечают
на вопросы.

Определяют свое эмоциональное состояние
на уроке

Фронтальная

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала

Оценивание учащихся
за работу на уроке


В народе существует много примет, связанных с листопадом.


Если с берёзы в октябре ещё не опали полностью   листья, то снег выпадет поздно. (Лиза)


  1. Поздний листопад – на неурожайный год. (Аня Сосунова)


  1. Когда лист с дуба и берёзы опал чисто, то год будет хорошим, урожайным.


  1. Если листья, осыпаясь, лягут изнанкою вверх – к урожаю и тёплой зиме, лицевой стороной вверх – к холодной зиме. Полина Боева)

Понаблюдаем за природой. Проверим, работают ли эти приметы в этом году.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!