СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий внеклассного мероприятия "История создания русских народных инструментов"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знакомство с русскими народными инструментами, с историей их создания, классификацией, приёмами звукоизвлечения.

У каждого народа есть свои инструменты, это инструменты, которые люди сами смастерили, придумали, научили эти инструменты печалиться и плакать, смеяться и безудержно веселиться.

Просмотр содержимого документа
«Сценарий внеклассного мероприятия "История создания русских народных инструментов"»

Муниципальное образовательное учреждение

«Гимназия №10»

г. Железногорска Курской области







«Путешествие в страну народных инструментов»

(внеклассное-мероприятие)









Подготовила:

Алехина Г.И.

Педагог дополнительного образования








Путешествие в страну русских народных инструментов


Ведущая. Здравствуйте дорогие ребята

Сегодня мы собрались, для того, чтобы познакомить вас с русскими народными инструментами, с историей их создания, классификацией, приёмами звукоизвлечения.

У каждого народа есть свои инструменты, это инструменты, которые люди сами смастерили, придумали, научили эти инструменты печалиться и плакать, смеяться и безудержно веселиться.

Мы живём с вами в России, инструменты, которые люди смастерили, называются русскими народными инструментами.

В летописях и преданиях и во многих трудах иностранных писателей средних веков находится множество указаний о страстной преданности славян к музыке. Карамзин в "Истории Российского государства" пишет: "Северные венеды в VI веке сказывали греческому императору, что главное услаждение жизни их есть музыка, и что они берут обыкновенно в путь с собою не оружие, а кифары или гусли ими выдуманные".

С древнейших времён восточные славяне употребляли ударные инструменты в ратном деле, на охоте, в обрядах, в пастушестве и в качестве музыкального инструмента для ритмизующего сопровождения пения или пляски. Использование этих инструментов родственно хлопанью в ладоши, притопыванию, что существовало у всех народах мира с древности.

1.Ударно – шумовые инструменты

В наше время существует ряд очень самобытных ударных инструментов русского народа, рожденных самой повседневной жизнью и тесно связанных с бытом. Одни из них, такие, как ложки, трещотки, бубенцы, узаконили свое место не только в домашних ансамблях и самодеятельных оркестрах, но и на профессиональной сцене. Другие появляются и там и тут эпизодически. Но всех их роднит оригинальность, как внешнего вида, так и звучания, простота и забавность. Все ударные инструменты состоят из двух групп:

инструментов, имеющих звуки определенной высоты: металлофон (колокольчики), ксилофон и литавры. Не имеющих определенной высоты звуков: треугольник, бубен, пастуший барабан, деревянная коробочка, ложки, трещотки, бубенцы, тарелки, рубель. На некоторых из них мы остановим ваше внимание.

Время возникновения на Руси ложек как музыкального инструмента пока не установлено. Первые довольно подробные сведения о них появляются в конце XVIII века и свидетельствуют о широком распространении их среди крестьян. Некоторые исследователи предполагают, что ложки возникли у русских в подражание испанским кастаньетам.

То, что инструмент бытовал задолго до конца XVII в. косвенно свидетельствуют лубочные картинки, относящиеся к XVIII — XIX векам. Например, изображены ложки в руках «потомственных» скоморохов Савоськи и Парамошки. Их инструменты снабжены бубенцами. Под другой картинкой, изображающей козу и медведя есть надпись «Медведь с козою прохлаждается, на музыке своей забавляются. Медведь шляпу вздел, в дудку играл, а коза сива в сарафане красивом — с рожками, и с колокольчиками, и с ложками скачет, и в присядку пляшет»

В XIX — XX веках ложки широко бытовали в хорах песенников и ансамблях русских народных инструментов в качестве эффектного номера с элементами трюкачества. Игра на ложках достигала в прошлом веке высокого мастерства, о виртуозах-ложечниках сохранились в литературе весьма восторженные отзывы. Ложечники выступали соло, сопровождали пение и пляски, а также входили в состав различных ансамблей.

Музыкальные ложки по внешнему виду мало, чем отличаются от обычных столовых деревянных ложек, только выделываются они из более твёрдых пород дерева. Кроме того, музыкальные ложки имеют удлинённые рукоятки и отполированную поверхность соударений. Иногда вдоль рукоятки подвешивают бубенцы.

(играет ансамбль шумовых инструментов)

В. Когда люди охотились на диких зверей с луком и стрелами, они заметили, что если слегка прикоснуться пальцами к туго натянутой струне (тетиве) лука, она начинает звучать, издавая красивые звуки. Тогда и появились первые струнно-щипковые инструменты, т.е. инструменты с туго натянутыми струнами, которые начинают петь, если их перебирать или пощипывать пальцами.


2. Струнные щипковые музыкальные инструменты — группа струнных музыкальных инструментов, источником звука которых являются натянутые струны, а звукоизвлечение осуществляется защипыванием струн пальцами, плектром или другим приспособлением. Многие щипковые инструменты относятся к семейству лютни, и состоят из резонирующего корпуса и грифа. Инструменты семейства цитры не имеют грифа, их струны крепятся к корпусу, вдоль (напр., гусли) или поперёк (в арфе).

Домра — русский народный струнный щипковый музыкальный инструмент с тремя или четырьмя струнами. Для извлечения звука используется медиатор.

Сведения о домре в России сохранились в старинных дворцовых записях и в лубочных картинках. Игроки на домре назывались домрачеями. Весьма вероятно, что домра, существующая до сих пор у калмыков (под названием домбр), и у казахов, татар и киргизов (под названием домра́, домбра, дунбура, думбра), была заимствована во времена монгольского ига. История домры трагична. В средневековой Руси она была основным инструментом народных музыкантов и актёров-скоморохов. Скоморохи ходили по сёлам и городам и устраивали весёлые представления, в которых часто позволяли себе небезобидные шутки над боярами и церковью. Это вызвало гнев как светских, так и церковных властей и в XVII веке их начали ссылать или казнить. Так же казнили и домру. Она исчезла в XIX веке, никто не знал о её существовании. Лишь в конце века руководитель первого оркестра народных инструментов музыкант-исследователь Василий Андреев проделал труднейшую кропотливую работу по восстановлению и усовершенствованию русских народных инструментов. Вместе с Налимовым С.И они разработали конструкцию домры, опираясь на форму и конструкцию найденного Андреевым в 1896 году в Вятской губернии неизвестного инструмента с полусферическим корпусом. Историки до сих пор спорят о том, был ли найденный Андреевым инструмент действительно старинной домрой. Тем не менее, реконструированный в 1896 году инструмент получил название «домра». Круглый корпус, средней длины гриф, три струны, квартовый строй — так выглядела реконструированная домра.

(играет домра)

Гитара — струнный щипковый музыкальный инструмент, один из самых распространённых в мире. Применяется в качестве аккомпанирующего инструмента во многих музыкальных стилях. Является основным инструментом в таких стилях музыки, как блюз, кантри, фламенко, рок-музыка. Изобретённая в XX веке электрическая гитара оказала сильное воздействие на массовую культуру.

Слово «гитара» происходит от слияния двух слов: санскритского слова «сангита», что означает «музыка» и древнеперсидского «тар», означающего «струна». По другой версии, слово «гитара» происходит от санскритского слова «кутур», означающего «четырехструнный» (ср. сетар — трёхструнный). По мере распространения гитары из Средней Азии через Грецию в западную Европу слово «гитара» претерпевало изменения: «кифара в древней Греции, латинское «cithara», «guitarra» в Испании, «chitarra» в Италии, «guitare» во Франции, «guitar» в Англии и, наконец, «гитара» в России. Впервые название «гитара» появилось в европейской средневековой литературе в XIII веке.

В Средние века основным центром развития гитары была Испания, куда гитара попала из древнего Рима (латинская гитара) и вместе с арабскими завоевателями (мавританская гитара). В XV веке получает распространение изобретённая в Испании гитара с 5 сдвоенными струнами (первая струна могла быть и одиночной). Такие гитары получают название испанских гитар. К концу XVIII века испанская гитара в процессе эволюции приобретает 6 одиночных струн и немалый репертуар произведений, на формирование которого оказал значительное влияние живший в конце XVIII—начале XIX века итальянский композитор и гитарист-виртуоз Мауро Джулиани.

      1. Классическая гитара

В течение XVIII—XIX веков конструкция испанской гитары претерпевает значительные изменения, мастера экспериментируют с размером и формой корпуса, креплением грифа, конструкцией колкового механизма и прочим. Наконец, в XIX веке испанский гитарный мастер Антонио Торрес придает гитаре современную форму и размер. Гитары конструкции Торреса сегодня называют классическими. Наиболее известным гитаристом того времени является испанский композитор и гитарист Франсиско Таррега, заложивший основы классической техники игры на гитаре. В XX веке его дело продолжил испанский композитор, гитарист и педагог Андрес Сеговия.

(играет гитара)

Ведущая. Следующий музыкальный инструмент – баян

Баян – это гармоника, старинный музыкальный инструмент с кнопочками.

Предшественниками гармоники были шеен, орган, волынка - сходные по принципу звукоизвлечения. Звучания свободно колеблющегося язычка.

В 1818 году была известна фисгармония (Франция) – это современный предшественник гармоники. В тоже время появились ещё два вида гармоники - губная и ручная. В Россию гармонику завезли купцы, странствующие артисты, моряки, она сразу получила широкое распространение среди народа. В г. Туле нашлись умельцы, которые сделали гармонику, затем гармоника появилась и в других городах - Вятке и Саратове.

(играет баян, дуэт баянистов)


Ведущая. Гармоника была не только с круглыми клавишами, но ещё одна разновидность с длинными клавишами – это аккордеон

Аккордеон (фр. accordéon) — музыкальный инструмент, ручная гармоника. В 1829 году это название дал венский органный мастер К. Дамиан усовершенствованной им гармонике. В русской традиции обычно принято называть только инструменты с правой клавиатурой фортепьянного типа (обычно несколько тембровых регистров) — в отличие, например, от баяна. Однако иногда встречается и наименование «кнопочный аккордеон». Некоторые его разновидности называют баяном.

В конце XIX века аккордеоны в большом количестве изготавливались в Клингентале (Саксония). До сих пор самыми распространёнными в России являются аккордеоны фирмы «Weltmeister» (различных марок, например, Diana, Stella, Amigo). Встречаются также другие фирмы-производители, как зарубежные («Horch», «Hohner»), так и российские («Берёзка», «Меркурий»).

(играет аккордеон)

Ведущая. В конце XIX века формируются в России народные коллективы: «Оркестр хроматических гармоник». Николая Белобородова, «Великорусский оркестр» Василия Андреева

В 1885—1886 годах из рабочих оружейного и патронного заводов Николаем Белобородовым был создан первый в мире «Оркестр кружка любителей игры на хроматических гармониках», Инструменты для занятий оркестра разных диапазонов и тембров: гармонь-пикколо, гармонь-бас, гармонь-кларнет, гармонь-виолончель, гармонь-альт и др. — Для создания оркестра гармонистов у Белобородова не было денег и он заложил свой дом в банк за 5000 рублей. Занятия кружка, которые продолжались несколько часов и иногда до позднего вечера, проводились по воскресеньям в доме Н. И. Белобородова

Созданный Н. И. Белобородовым оркестр был первым, игравшим по нотным партитурам. При составе ансамбля в 10-11 человек, Белобородов писал партитуры на восемь партий, Как дирижёра, Н. И. Белобородова отличали требовательность и целеустремленность. Он настойчиво добивался того, чтобы каждая музыкальная фраза, отдельная мелодия при исполнении соответствовали нотной записи и замыслу композитора.

С начала 1890-х годов в репертуар музыкального коллектива включались такие произведения как Увертюра к опере М. Глинки «Жизнь за царя», Увертюра к опере Ф. Герольда «Цампа», Увертюра к оперетте Ф. Зуппе «Пиковая дама», вальсы И. Штрауса, другие классические вещи, марши, вальсы, народные песни «По улице мостовой», «Камаринская» и др. Н. И. Белобородов был не только первым педагогом, обучающем игре на хроматической гармони, он также стал первым сочинять музыку для хроматической гармони и делать аранжировки произведений для созданного им оркестра. Среди его сочинений кадриль «Охота», «Полька-фантазия» и другие вещи.

Среди ценителей мастерства гармонистов был Л. Н. Толстой, перед которым оркестранты выступили летом 1893 года на даче Белобородова вблизи Косой Горы.

(играет ансамбль)

Оркестр русских народных инструментов — оркестр, включающий в свой состав инструменты семейства домр и балалаек, а также гусли, баяны, жалейки и другие русские народные инструменты

Первый подобный коллектив был создан в 1888 году в Санкт-Петербурге балалаечником Василием Васильевичем Андреевым , как «Кружок любителей игры на балалайке», после успешных концертов в России и за рубежом получивший название «Великорусского оркестра». В1888 году в русском обществе развилось широкое увлечение назваными инструментами благодаря сравнительной лёгкости игры на них. Явился на них широкий спрос, в связи с которым возникло усиленное их производство мастерами музыкальных инструментов, поддержанное введением обучения игры на них в войсках. Стали издаваться школы и ноты (преимущественно аранжировки народных песен, оригинальные композиции, вальсы и другие сочинения).Репертуар русских народных оркестров включает обычно обработки русских народных песен и переложения сочинений, написанных для других составов, но также и произведения, написанные специально для них. Современные оркестры русских народных инструментов — серьёзные творческие коллективы, выступающие на крупнейших концертных площадках в России и за границей.

(играет ансамбль учителей)


Ведущая. Итак, ребята вы внимательно слушали игру на инструментах, а теперь отгадайте загадки


Тянется, а не резина

С клапанами, а не машина

Песни поёт, а не радио

(баян)

В лесу выросло

Из лесу вынесено

А на полу скачет

(домра)

То толстеет, то худеет

На весь дом голосит

(баян, аккордеон)

Громче флейты, громче скрипки

Громче труб наш великан

Он отличный голосистый

И весёлый наш баян!


Ведущая. Молодцы! Спасибо за внимание, до новых встреч!












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!