СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий внеклассного мероприятия "Великие математики Древней Греции"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

История математики очень интересна и увлекает не меньше, чем сама математика!

Просмотр содержимого документа
«Сценарий внеклассного мероприятия "Великие математики Древней Греции"»





Разработка внеклассного занятия

по математике в 6 классе










Разработала: Попова М.А.

учитель математики



ТЕМА: Великие математики Древней Греции

Цели: - познакомить с великими математиками Древней Греции, с их вкладом в развитие математики;

-развивать логическое мышление, память, воображение;

- воспитывать интерес к истории математики.

Оборудование: портреты математиков

ХОД ЗАНЯТИЯ:

1.Орг. момент

2.Сообщение темы занятия

Сегодня мы познакомимся с известными математиками Древней Греции.

3.Изучение нового материала

1.Рассказ учителя

История не сохранила ни имён древнеегипетских, ни вавилонских «решателей» задач. Наибольшие основания на этот титул у Фалеса Милетского. Об этом человеке почти ничего не известно. В молодости он был крупным купцом и путешественником, а в старости считался одним из величайших греческих мудрецов.

Мыслительные опыты Фалеса легли в основу первых математических доказательств: он доказал теорему о равенстве вертикальных углов, им было также доказано несколько теорем, одна из которых изучается в школе под названием теоремы Фалеса.

Большую роль в развитии задач на построение сыграл Пифагор, который со своими учениками потратил много сил, чтобы отдельным геометрическим сведениям, состоящим из набора интуитивных правил, придавать характер настоящей науки, основанной на доказательствах.

Пифагор родился на острове Самос. Он очень много путешествовал, потом поселился на юге нынешней Италии, где основал общество философов – пифагорейский союз. Они очень много занимались наукой, особенно математикой. Пифагорейцы даже числа наделяли особыми свойствами:

5 символизирует цвет, 6 – холод, 7 – разум, здоровье и свет, 8 – любовь и дружбу и т.д. К математическим наукам эти ученые относили арифметику, геометрию, астрономию … и музыку! Они установили, что высота звучания струны зависит от ее длины, то есть опять от числа! И создали первую математическую теорию музыки.

В качестве символа пифагорейцы избрали пятиконечную звезду, хотя сам Пифагор говорил, что из всех фигур прекраснее – круг, а из тел – шар.

Пифагору приписывают ряд замечательных открытий по геометрии на построение (теорема Пифагора: в прямоугольном треугольнике квадрат гипотенузы равен сумме квадратов его катетов).

Пифагор говорил: «Мой друг тот, кто является моим вторым я, как числа 220 и 284». Эти числа замечательны тем, что сумма делителей каждого из них равна второму числу.

Политическая деятельность пифагорейцев после 30-летнего существования привела к краху. Пифагору с учениками пришлось сначала уехать в г. Тарент, а затем в г. Месапонт. Здесь почти 95-летний Пифагор погиб в одной из ночных стычек.

Одним из известных математиков того времени был Архимед. Родился он в семье астронома Фидия. Молодость его прошла в родном городе Сиракузы, затем он переехал в тогдашнюю столицу наук – Александрию. Архимед был величайшим математиком и механиком. Он изобрёл машину «улитку», которая орошала поля с помощью винта, при вращении его можно было перекачивать жидкость. Он также разработал систему блоков, которая позволяла передвигать громадные тяжести. До нас дошло 9 математических сочинений Архимеда. Задачи, решенные Архимедом, сложны и красивы сами по себе. Но приемы, используемые для их решения, оказались еще более удивительными, чем их ответы. Они послужили подсказкой ученым куда более поздней эпохи.

Ему приписывают крылатую фразу: «Дайте мне точку опоры, и я поверну Землю». Об этом учёном ходило множество легенд: Архимед с помощью созданных им механизмов лёгким движением руки спустил с берега в воду тяжёлый корабль, в другой легенде сказано, что с помощью нескольких зеркал Архимед направил солнечные лучи на вражеский корабль, и он загорелся. В то время римляне вели войну с городом-государством Сиракузы и в течение трёх лет не могли взять главный город. Возглавлял оборону города Архимед. Лишь после длительной осады Сиракузы были взяты. А Архимед был убит римским воином в то время, когда чертил на песке геометрические фигуры.

Точных сведений по геометрии к тому времени ещё не было. Евклид переработал и по-новому осмыслил уже известные результаты. Он создал 13-томный труд «Начала», в котором изложена известная к тому времени геометрия. К исходным утверждениям Евклид отнес 5 постулатов о геометрических построениях, 8 аксиом о свойствах равенства и неравенства. Дальнейшая судьба «Начал», несмотря на их образцовость, сложилась непросто. В средние века эти книги безжалостно уничтожали, потому, как они противоречили церковным книгам. И все-таки а латинских и арабских переводах, «Начала» выжили, и их по достоинству оценили математики нового времени.

Одним из искусных спорщиков был Сократ. Он мог поставить в тупик немалое число людей, гордившихся свой учёностью. «Я знаю только то, что я ничего не знаю,- говорил он.- А другие не знают даже этого». Сократ приобрел множество учеников и поклонников. Одного из них звали Платоном. Но враги Сократа обвинили его в непочтении к богам и в развращении нравов молодёжи. На суде он держался, по обыкновению, независимо и насмешливо. Его признали виновным и приговорили к смерти.

Несправедливый приговор и гибель учителя предопределили дальнейшую судьбу Платона. Он покинул Афины и более 10 лет путешествовал по разным странам Средиземноморья. Вернувшись в Афины, Платон основал научную школу – Академию. Перед ее входом был начертан девиз: «Да не войдет сюда не знающий геометрии». Академия дала миру несколько ярчайших мыслителей – «отца логики» Аристотеля и одного из первых систематизаторов математики Евдокса. Платон принуждал математиков искать теоретические решения задач, не ссылаясь на результаты опытов.

Законы логики, правила вывода верных суждений из заданных посылок наиболее полно исследовал великий философ Аристотель, ученик Платона, который почти 20 лет провел в Академии. Из ученика он превратился в мудреца, соперничавшего в знаниях с самим Платоном. Аристотелю приписывают слова: «Платон мне друг, но истина дороже». После смерти Платона ушел из Академии, его пригласили воспитывать царевича Александра Македонского. Позже он открыл свою школу – Ликей.

За свою жизнь Аристотель написал несколько десятков книг, охватив почти все доступные для его времени области знания. Среди его трудов – сочинения по физике, биологии, экономике, политике, поэзии.…В течение многих веков научный авторитет Аристотеля был непререкаем.

2.Беседа с учащимися

1.Кого считают первым «решателем» задач?

2.Кто сказал: «Дайте мне точку опоры, и я поверну Землю».

3.Кто автор труда «Начала»?

4.Какой вклад внёс Фалес в развитие математики?

5.Кто являлся искусным спорщиком?

6.Кто сыграл большую роль в развитии задач на построение?

7. Кто был учителем Александра Македонского?

8.Что изобрёл Архимед?

9.Какие открытия приписывают Пифагору?

10. Кто сказал фразу: «Платон мне друг, но истина дороже»?

4.Итог занятия.

Наше занятие подошло к концу. Давайте ещё раз назовём имена тех математиков, о которых мы сегодня говорили.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!