Государственное казенное учреждение социального обслуживания
Краснодарского края
«Гулькевичский реабилитационный центр для детей и подростков с
ограниченными возможностями»
СЦЕНАРНЫЙ ПЛАН ЗАНЯТИЯ
«Правила поведения в общественных местах: в кинотеатре, библиотеке, в столовой» 2 часть
Подготовила:
Ковоженкова И. А.
воспитатель
г. Гулькевичи
2023
Сценарный план занятия №9
Тема: «Правила поведения в общественных местах: в кинотеатре, библиотеке, в столовой» 2 часть
Цель: формировать навыки культурного поведения детей в общественных местах.
Задачи:
1. Познакомить с правилами поведения в общественных местах.
2. Развивать умение правильно оценивать себя и других в различных ситуациях.
3. Прививать потребность в соблюдении правил этикета.
4. Воспитывать уважение к окружающим людям.
Методическое оснащение: демонстрационный материал.
Ход занятия
1. Вводная часть
Актуализация имеющихся представлений об этикете
Сообщение темы и цели занятия
2. Основная часть
Уточнение понятия «Общественные места»
Знакомство с правилами культуры поведения: в кинотеатре, в библиотеке, на дискотеке, в столовой
Игра – Ситуация «Кинотеатр»
Игра «Мозговой штурм»
3. Заключительная часть
Заключительное слово воспитателя
Материал к занятию
1. Вводная часть
Воспитатель: Ребята, мы уже с вами ранее беседовали о правилах поведения в общественных местах. Что значит слово «этикет»? (ответы детей).
“Этикет – это правила поведения человека среди других людей”.
- Сегодня мы познакомимся с вами правилами этикета в кинотеатре, библиотеке, на дискотеке, в столовой.
Тема нашего занятия «Правила поведения в общественных местах: в кинотеатре, библиотеке, на дискотеке, в столовой».
2. Основная часть
Воспитатель: Давайте вспомним, что мы называем «общественными местами?». Назовите их (ответы детей).
-Верно, места, где собирается много людей, называют общественными местами.
Воспитатель: Ребята, дома мы смотрим телепередачи по телевизору, но в кинотеатрах фильмы смотреть гораздо интересней, потому что там и экран больше и лучше звук. Представим, что мы пришли с вами в кинотеатр. Какие правила культуры поведения нужно соблюдать в кинотеатре? (ответы детей).
Правила поведения в кинотеатре во многом совпадают с театральным этикетом. Просто так уж повелось, что поход в кино считается менее официальным мероприятием, а значит, и правила не так строги.
Во-первых, внешний вид. В кино не обязательно идти совсем уж нарядной, можно даже джинсы надеть. Только не забывайте, что одежда должна быть чистой и опрятной.
Во-вторых, в кинозал разрешается брать с собой попкорн или конфеты, но не нужно трапезничать слишком громко или мусорить.
Хлопать в кино не принято, так же, как и громко смеяться и комментировать происходящее. Нельзя другим мешать смотреть кино своими замечаниями и шуточками.
И совсем уж нехорошо в самом начале заявить, что ты этот фильм уже видел, а потом подробно рассказать, чем все закончится.
-Давайте сформулируем правила поведения в кинотеатре.
В кинотеатре ты:
1) не соришь;
2) не шумишь;
3) не ведешь себя вызывающе;
4) не комментируешь фильм с видом знатока;
5) и уж ни в коем случае не болтаешь по телефону.
Игра – Ситуация «Кинотеатр»
Цель игры: уточнить знания детей как надо вести себя в кинотеатре.
Посмотрите и скажите, как вели себя ребята?
Стулья с номерами – заходят 4 человека с билетами, 2 человека садятся правильно, 2 человека не на свои места.
Гаснет свет. Приходит ещё один, ищет своё место. Он проходит спиной к сидящим, наступает кому-то на ногу, не извинившись. Громко расспрашивает, давно ли начался фильм, что было в начале?
Один мальчишка обнаружил, что сел не на своё место.
Реплика:
– Саша! Давай поменяемся местами
– Зачем?
– Ты моё место занял! Посмотри, что на билете написано
– Отстань
Ребята толкают друг друга
Кто-то достал конфету ест, бумагу бросает на пол.
Спокойно сидящая девочка решила выйти. Выходит передом к сидящему.
Крутится, смеётся громко, тычет пальцем, садится на колени.
Обсуждение с детьми ситуации.
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:
Дом, как дом,
Но нет жильцов обычных в нём.
В нём книги интересные
Стоят рядами тесными.
- Как называется этот дом?
- Верно, библиотека.
Библиотека — это место, которое посещает много людей! И правила поведения тут довольно жесткие.
В любой библиотеке есть гардероб. Оставь там верхнюю одежду и все ненужные вещи. С собой бери только то, что тебе пригодится: блокнот, ручку, читательский билет. Не оставляй в гардеробе ценные вещи! Мобильник и деньги возьми с собой.
В читальном зале соблюдай тишину! Ведь люди приходят в библиотеку не для того, чтобы пообщаться. Тебя могут даже попросить покинуть помещение, если ты станешь громко обсуждать ту или иную книгу.
Когда возьмешь нужные тебе материалы, отыщи свободное место и настройся на работу.
- Как называется человек, который читает книги? (читатель).
-Какие правила должен соблюдать читатель? (ответы детей: книги сохраняй в том состоянии, в каком они попали к тебе в руки! Не загибай уголки страниц (лучше воспользуйся закладкой), не роняй книги и не ставь на них другие предметы. Ни в коем случае не вырывай нужные тебе страницы или главы! Воспользуйся ксероксом, если не хочешь тащить фолианты домой).
- Как называется тот, кто пишет книги? (писатель).
- Как называют работника, который работает в библиотеке? (библиотекарь).
Физкультминутка «Солнышко»
На носочки встанем,
Солнышко достанем.
До пяти считаем,
Руки поднимаем.
Воспитатель: Ребята, когда вы станете старше, вы будете посещать дискотеки. Дискотека — это место, где люди собираются, чтобы потанцевать. Собираясь на дискотеку, нужно позаботится о том, чтобы была удобная одежда. Ты ведь будешь активно танцевать, поэтому отдай предпочтение одежде, не стесняющей движения. Танцы проходят в полутемном помещении, поэтому будет здорово, если твоя кофточка или надпись на ней будут светиться в темноте!
- Не стой в сторонке во время дискотеки. Танцуй, только при этом не толкайся и не наступай соседям на ноги. Вряд ли кому-нибудь это понравится, уважай окружающих!
-Давайте сформулируем основные правила поведения на дискотеке.
1) удобная одежда.
2) быть активными.
3) не мешать окружающим.
4) не сорить.
5) быть дружелюбным, не ссориться с окружающими.
Воспитатель: Дети, находясь на отдыхе, мы часто посещаем столовую или кафе. Какие правила поведения в столовой необходимо соблюдать? (ответы детей).
Входить организованно.
Войдя, поздороваться с работниками столовой.
Мыть руки перед едой.
Не толкаться, не кричать.
Убирать за собой посуду.
- Какие правила поведения за столом вы знаете? (ответы детей).
Воспитатель: Чтобы другим было приятно сидеть с вами за одним столом, главный девиз: думай о других.
Некоторые девочки и мальчики любят делать все наоборот. Они знают, что при встрече нужно поздороваться, но этого никак не хотят делать; они знают, что перед обедом надо обязательно мыть руки, но они их не моют. Писатель Григорий Остёр специально, для таких детей написал книжку «Вредные советы». Послушайте:
Если руки за обедом
Вы испачкали салатом
И стесняетесь о скатерть
Пальцы вытереть свои,
Опустите незаметно
Их под стол и там спокойно
Вытирайте ваши руки
Об соседские штаны.
– Почему так не надо вести себя за столом?
- Как же необходимо поступить в таком случае? (Ответы детей.)
Формулирование правил поведения за столом:
1. Первыми за стол садятся девочки, а если вы в гостях, то – хозяин дома. Опаздывать неприлично не только в гости, но и в столовую.
2. Не звените ложками. Сахар растворится, даже если тихо мешать. Выньте ложку из стакана и положите, но не в сахарницу, а на блюдце (тарелку).
3. Когда я ем, я глух и нем. Сначала прожуйте, а потом говорите.
«Хлеба к обеду в меру бери. Хлеб – драгоценность, его береги».
4. Шумно есть, и пить не полагается, но и дуть на пищу не принято, брызги могут попасть на соседа.
5. Если вам горячо, дождитесь, когда остынет.
Игра «Мозговой штурм»
1) Выбери верный вариант ответа.
– Как правильно расположить руки, ожидая подачи очередного блюда:
а) спрятать под стол;
б) положить на стол, как на парту;
в) взять ложку и вилку и бить ею по столу, поторапливая работников столовой?
2) Выбери верный ответ, последовательность выхода из-за стола после еды:
а) побыстрее уйти, чтобы не мешать другим;
б) задвинуть стул;
в) убрать на мойку посуду;
г) поблагодарить работников столовой.
3) Выбери верный вариант ответа.
Как правильно брать хлеб из общей хлебницы, если она стоит от вас далеко:
а) вилкой;
б) руками через весь стол;
в) попросить, чтобы вам подали хлебницу.
3. Заключительная часть
- Понравилось ли вам занятие?
- Что нового сегодня вы узнали?
Воспитатель: Ребята, мне бы хотелось, чтобы вы всегда помнили о том, как вести себя в общественных местах, и я надеюсь, что вы всегда будете пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни.
-Занятие окончено, все молодцы!