Сценарий игры
«Всё равно мы молодцы!»
В настоящее время идёт поиск новых технологий воспитания и обучения, целью которых должно стать создание условий для максимального раскрытия творческого потенциала каждого конкретного ребёнка. Реформа общеобразовательной школы нацеливает на использование всех возможностей для повышения эффективности учебно — воспитательного процесса. Этому достойно может послужить именно игра — важнейшая и неотъемлемая часть учения, досуга, культуры в целом.
В учебном пособии по педагогике П.И. Пидкасистого даётся такое определение игры: «Игра — специально организованная деятельность, в которой игроки, добровольно включаясь, следуя общей игровой задаче, исходя из одинаковых начальных условий, действуя идентичными средствами, соблюдая одни и те же правила, добиваются определённых результатов, по которым оценивается личный или общий успех». Почему игры можно и нужно использовать в обучении? Во - первых, игра — не просто развлечение, а особый метод вовлечения учащихся в творческую деятельность, метод побуждения их к активности. Во - вторых, игра побуждает ребёнка к самопознанию и одновременно создаёт условия внутренней активности личности. В - третьих, игры необходимо использовать для восстановления равновесия сил, для улучшения здоровья детей. Важно и то, что игра является более широким фактором общения, чем речь. Кроме того, игра — сильнейшее средство социализации ребёнка.
Руководствуясь перечисленными функциями игры, использую данную технологию как на уроках, так и в организации внеклассной работы по предмету. Игра по станциям «Всё равно мы молодцы!» была проведена в рамках Недели русского языка для обучающихся 5,8,9 классов (классы, в которых работаю).
Цели игры:
Образовательные: актуализировать знания обучающихся, создать нестандартную ситуацию по применению этих знаний; закрепить изученный материал.
Развивающие: развивать мышление и речь обучающихся, их эмоционально - волевую сферу, логическое мышление и сообразительность, познавательный интерес, интерес к изучению русского языка; развивать умение работать в команде, слышать и уважать мнение других.
Воспитательные: воспитывать любовь к русскому языку, чувство коллективизма, терпимость, организованность и собранность.
Задачи: создание условий для самореализации участников игры, их творческой деятельности, проявления познавательной активности и любознательности.
Ожидаемый результат: получение игроками удовольствия в процессе игры, мотивирующего в дальнейшем познавательный процесс.
Примечание. Название игры связано с тем, что не все могут быть победителями, самое главное — участие, стремление к победе.
Участники игры: обучающиеся 5,8, 9 классов.
Место игры: территория школы.
Игра проводится в виде соревнования между классами.
Перед началом игры все классы собираются в актовом зале. Учитель знакомит с условиями игры, вручает командирам команд маршрутные листы, представляет руководителей станций.
На каждой станции команды получают баллы, которые заносятся в маршрутные листы.
Ведущими на станциях являются ученики 9 класса, учителя — предметники.
Маршрутный лист команды ____ класса
Очерёдность прохождения станций | Название станции | Количество баллов | Подпись руководителя станции |
| «Блеф-клуб» | | |
| «Законы русского языка» | | |
| «Горячий мяч» | | |
| «Интеллектуальная» | | |
| «Журналистская» | | |
После прохождения каждой станции команда должна передать информацию о количестве заработанных баллов в жюри, один из членов которого заносит баллы в общую таблицу.
После прохождения всех станций команды вновь собираются в актовом зале для подведения итогов и награждения.
Станция 1-я «Психологическая»
(не оценивается в баллах, оценка словесная: «хорошо», «удовлетворительно»)
Цель: настрой на работу в группе.
Игра «Паровозик» (на сплочение)
Участники становятся в колонну друг за другом. Руки кладут на плечи участнику, который стоит впереди. Первый человек выступает в роли «локомотива» и движется с открытыми глазами, остальные члены команды выступают в роли «вагончиков» и движутся с закрытыми глазами.
Задача: во время движения не расцепиться.
«Тактильный образ» (на взаимопонимание)
Участники становятся в колонну друг за другом. Ведущий рисует пальцем на спине участника, стоящего впереди, какую-нибудь фигуру (например, квадрат).
Первый участник команды должен нарисовать на спине второго ту же фигуру, которую нарисовал ведущий на спине первого участника, и т. д. Последний должен назвать эту фигуру. Если последний участник назвал правильно фигуру, то это значит, что в команде есть взаимопонимание.
Примечание. На 1-ю станцию приходят все команды одновременно.
Станция «Блеф — клуб»
Оценка: за каждый правильный ответ — 1 балл.
Максимальное количество баллов — 5.
5 класс
Верите ли вы, что
изл...гать
вд...леке
м...ршрут
р...сток
Над широкой рекой опустился задумчивый вечер и скатилась звезда.
страшиться, трепетать, бояться, опасаться, робость
[г], [ж], [й'], [в], [з], [д']
поссорился
серебристый
слепки (из глины)
заиграла
8 класс
Верите ли вы, что
создалá
цемéнт
псевдонúм
срéдства
приближалась
расстилалась
положение
выращенный
снова, заигрывая, кричи, по - старому
Дело не в числе людей, принадлежащих к данному народу, а в уверенности и стойкости его национальных традиций. (Д. Лихачёв.)
9 класс
Верите ли вы, что
Не тот богат (1) который отсчитывает деньги (2) чтоб прятать их в сундук (3) а тот (4) который отсчитывает у себя лишнее (5) чтоб помочь тому (6) у кого нет нужного. (Д. Фонвизин.)
В природе ничто не возникает мгновенно и ничто не появляется на свет в совершенно готовом виде. (А. Герцен.)
(не)нависть, (не)сомненно, (не)понимая, (не)обитаемый
Паустовский рассуждает о Мещёрском крае, близком и дорогом его сердцу, ставшим для него малой родиной.
километр
приговор
звонит
досуг
Станция «Горячий мяч»
Игра длится в течение 3 минут. Команда встаёт в круг. Учитель говорит: «Знаете ли вы, что такое горячий мяч. Его нельзя долго держать в руках, так как можно обжечься. Я буду называть часть речи и бросать мяч одному из вас. Этот ученик должен назвать слово указанной части речи и возвратить мяч учителю.
Ученик, который ошибся, замешкался или совсем ничего не сказал, выбывает из игры. Ваша задача — сохранить как можно больше членов команды, действуя максимально быстро. Количество баллов определяется по количеству оставшихся игроков.
Станция «Интеллектуальная»
Оценка: за каждый правильный ответ — 1 балл.
Максимальное количество баллов — 5.
5 класс
а) дательный
б) подложный
в) творительный
г) винительный
а) цербер
б) циклоп
в) минотавр
г) аргу
а) Дуролом
б) Дуралей
в) Дурошлёп
г) Дуремар
а) что?
б) почему?
в) как?
г) зачем?
Люблю грозу в начале мая?
а) Пушкин
б) Маяковский
в) Фет
г) Тютчев
8 - 9 классы
Ответьте на вопросы:
Как написать «мышеловка» пятью буквами? (кошка)
Как записать четырьмя буквами выражение «сухая трава»? (сено)
Какая птица больше всего похожа на утку? (селезень)
Какой год продолжается всего один день? (Новый год)
Какие глаголы своими окончаниями приказывают нам есть? (глаголы 2-го лица ед.ч.)
Станция «Законы русского языка»
Цель: проверить понимание правил и грамматических определений.
Оценка: за каждый правильный ответ — 1 балл.
Максимальное количество баллов — 5.
5 класс
а) собака
б) шкаф
в) крот
г) кот
а) жестов
б) криков
в) шипения
г) слов
а) внимательно
б) окно
в) плохо
г) вправо
а) синоним
б) орфограмма
в) суффикс
г) расстояние
Разобрать по:
а) звукам
б) составу
в) значению
г) членам предложения
8 класс
а) Кирилл и Мефодий
б) Борис и Глеб
в) Афанасий Никитин
г) Минин и Пожарский
а) наречие
б) числительное
в) местоимение
г) предлог
Определяю я предметы
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь!
а) неологизмы
б) неандертальцы
в) ниагарцы
г) нео
а) Ожегов
б) Эфрон
в) Даль
г) Чуковский
9 класс
1. Что такое синтаксис?
а) часть слова
б) звук
в) раздел науки о языке
г) постоянный признак
а) обособленным обстоятельством
б) однородными членами
в) обособленным определением
г) придаточным предложением
3. Сколько грамматических основ не может входить в состав сложного предложения?
а) одна
б) три
в) две
г) пять
4. В сложносочинённом предложении простые предложения не соединяются:
а) соединительными союзами
б) противительными
в) разделительными
г) подчинительными
5. Какой связи не может быть в сложноподчинённом предложении между придаточными?
а) однородной
б) сочинительной
в) последовательной
г) параллельной
Станция «Журналистская»
Домашнее задание: подготовить и защитить проект газеты, посвящённый вопросам культуры речи.
Максимальная оценка задания — 6 баллов.
В состав жюри, кроме учителя русского языка, входит учитель ИЗО.
Критерии оценки газеты:
Соответствие содержания газеты теме.
Научно — популярное изложение материала. Статьи не должны быть просто переписаны из источников; факты, отобранные из специальной литературы, необходимо творчески переработать.
Художественное оформление (красочность, наличие рисунков, соблюдение рамок, аккуратное написание заголовков, текстов статей, заметок и т. д. ).Обязательно указать членов редколлегии.)
Оригинальность названия и соответствие его предложенной тематике.
Объём не меньше листа ватмана.
«Привлекательность» и «читабельность» предложенного материала, включение забавной рубрики.
Примечание. С критериями оценки проекта газеты команды ознакомлены за две недели до игры.
Литература
Александрович Н.Ф. Занимательная грамматика. - «Народная асвета», Минск, 1965
Водолазькая С.В. Предметная неделя русского языка в школе. Конкурсы, викторины, олимпиады.- Ростов - на — Дону: Феникс, 2006.
Ермолаева М.Г. Игра в образовательном процессе: Методическое пособие. - Спб.: КАРО, 2008.
Орг А.О. Олимпиады по русскому языку: книга для учителя. - М.: Просвещение, 2005.