СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий игры по русскому языку "Всё равно мы молодцы!"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Игра по станциям проведена в рамках Недели русского языка.

Просмотр содержимого документа
«Сценарий игры по русскому языку "Всё равно мы молодцы!"»

Сценарий игры

«Всё равно мы молодцы!»


В настоящее время идёт поиск новых технологий воспитания и обучения, целью которых должно стать создание условий для максимального раскрытия творческого потенциала каждого конкретного ребёнка. Реформа общеобразовательной школы нацеливает на использование всех возможностей для повышения эффективности учебно — воспитательного процесса. Этому достойно может послужить именно игра — важнейшая и неотъемлемая часть учения, досуга, культуры в целом.

В учебном пособии по педагогике П.И. Пидкасистого даётся такое определение игры: «Игра — специально организованная деятельность, в которой игроки, добровольно включаясь, следуя общей игровой задаче, исходя из одинаковых начальных условий, действуя идентичными средствами, соблюдая одни и те же правила, добиваются определённых результатов, по которым оценивается личный или общий успех». Почему игры можно и нужно использовать в обучении? Во - первых, игра — не просто развлечение, а особый метод вовлечения учащихся в творческую деятельность, метод побуждения их к активности. Во - вторых, игра побуждает ребёнка к самопознанию и одновременно создаёт условия внутренней активности личности. В - третьих, игры необходимо использовать для восстановления равновесия сил, для улучшения здоровья детей. Важно и то, что игра является более широким фактором общения, чем речь. Кроме того, игра — сильнейшее средство социализации ребёнка.

Руководствуясь перечисленными функциями игры, использую данную технологию как на уроках, так и в организации внеклассной работы по предмету. Игра по станциям «Всё равно мы молодцы!» была проведена в рамках Недели русского языка для обучающихся 5,8,9 классов (классы, в которых работаю).



Цели игры:

  • Образовательные: актуализировать знания обучающихся, создать нестандартную ситуацию по применению этих знаний; закрепить изученный материал.

  • Развивающие: развивать мышление и речь обучающихся, их эмоционально - волевую сферу, логическое мышление и сообразительность, познавательный интерес, интерес к изучению русского языка; развивать умение работать в команде, слышать и уважать мнение других.

  • Воспитательные: воспитывать любовь к русскому языку, чувство коллективизма, терпимость, организованность и собранность.


Задачи: создание условий для самореализации участников игры, их творческой деятельности, проявления познавательной активности и любознательности.


Ожидаемый результат: получение игроками удовольствия в процессе игры, мотивирующего в дальнейшем познавательный процесс.


Примечание. Название игры связано с тем, что не все могут быть победителями, самое главное — участие, стремление к победе.


Участники игры: обучающиеся 5,8, 9 классов.

Место игры: территория школы.

Игра проводится в виде соревнования между классами.

Перед началом игры все классы собираются в актовом зале. Учитель знакомит с условиями игры, вручает командирам команд маршрутные листы, представляет руководителей станций.

На каждой станции команды получают баллы, которые заносятся в маршрутные листы.

Ведущими на станциях являются ученики 9 класса, учителя — предметники.


Маршрутный лист команды ____ класса

Очерёдность прохождения станций

Название станции

Количество баллов

Подпись руководителя станции


«Блеф-клуб»




«Законы русского языка»




«Горячий мяч»




«Интеллектуальная»




«Журналистская»




После прохождения каждой станции команда должна передать информацию о количестве заработанных баллов в жюри, один из членов которого заносит баллы в общую таблицу.

После прохождения всех станций команды вновь собираются в актовом зале для подведения итогов и награждения.






Станция 1-я «Психологическая»

(не оценивается в баллах, оценка словесная: «хорошо», «удовлетворительно»)


Цель: настрой на работу в группе.


Игра «Паровозик» (на сплочение)

Участники становятся в колонну друг за другом. Руки кладут на плечи участнику, который стоит впереди. Первый человек выступает в роли «локомотива» и движется с открытыми глазами, остальные члены команды выступают в роли «вагончиков» и движутся с закрытыми глазами.

Задача: во время движения не расцепиться.


«Тактильный образ» (на взаимопонимание)

Участники становятся в колонну друг за другом. Ведущий рисует пальцем на спине участника, стоящего впереди, какую-нибудь фигуру (например, квадрат).

Первый участник команды должен нарисовать на спине второго ту же фигуру, которую нарисовал ведущий на спине первого участника, и т. д. Последний должен назвать эту фигуру. Если последний участник назвал правильно фигуру, то это значит, что в команде есть взаимопонимание.



Примечание. На 1-ю станцию приходят все команды одновременно.














Станция «Блеф — клуб»

Оценка: за каждый правильный ответ — 1 балл.

Максимальное количество баллов — 5.


5 класс


Верите ли вы, что

  • Во всех словах на месте пропусков нужно писать букву а

изл...гать

вд...леке

м...ршрут

р...сток


  • В предложении перед союзом и нужно ставить запятую, потому что оно сложное

Над широкой рекой опустился задумчивый вечер и скатилась звезда.


  • Данные слова являются синонимами

страшиться, трепетать, бояться, опасаться, робость


  • Все указанные согласные звуки звонкие

[г], [ж], [й'], [в], [з], [д']


  • Во всех словах правильно выделены корни

поссорился

серебристый

слепки (из глины)

заиграла


8 класс


Верите ли вы, что


  • В предложении Будущее принадлежит людям честного труда. подлежащим является слово будущее


  • Что во всех словах ударение поставлено правильно

создалá

цемéнт

псевдонúм

срéдства


  • Во всех словах корни с чередованием гласных

приближалась

расстилалась

положение

выращенный


  • Все указанные слова равны основе

снова, заигрывая, кричи, по - старому


  • В данном предложении все знаки препинания расставлены правильно

Дело не в числе людей, принадлежащих к данному народу, а в уверенности и стойкости его национальных традиций. (Д. Лихачёв.)


9 класс


Верите ли вы, что


  • На месте всех цифр должны стоять запятые

Не тот богат (1) который отсчитывает деньги (2) чтоб прятать их в сундук (3) а тот (4) который отсчитывает у себя лишнее (5) чтоб помочь тому (6) у кого нет нужного. (Д. Фонвизин.)


  • Указанное предложение сложносочинённое

В природе ничто не возникает мгновенно и ничто не появляется на свет в совершенно готовом виде. (А. Герцен.)


  • Все слова с не пишутся слитно

(не)нависть, (не)сомненно, (не)понимая, (не)обитаемый



  • В этом предложении есть грамматическая ошибка

Паустовский рассуждает о Мещёрском крае, близком и дорогом его сердцу, ставшим для него малой родиной.


  • Во всех словах ударение падает на последний слог

километр

приговор

звонит

досуг



Станция «Горячий мяч»

Игра длится в течение 3 минут. Команда встаёт в круг. Учитель говорит: «Знаете ли вы, что такое горячий мяч. Его нельзя долго держать в руках, так как можно обжечься. Я буду называть часть речи и бросать мяч одному из вас. Этот ученик должен назвать слово указанной части речи и возвратить мяч учителю.

Ученик, который ошибся, замешкался или совсем ничего не сказал, выбывает из игры. Ваша задача — сохранить как можно больше членов команды, действуя максимально быстро. Количество баллов определяется по количеству оставшихся игроков.



Станция «Интеллектуальная»

Оценка: за каждый правильный ответ — 1 балл.

Максимальное количество баллов — 5.


5 класс

  • Какого падежа в русском языке не существует?

а) дательный

б) подложный

в) творительный

г) винительный

  • У кого из этих чудовищ был всего один глаз?

а) цербер

б) циклоп

в) минотавр

г) аргу

  • Как звали пособника Карабаса Барабаса?

а) Дуролом

б) Дуралей

в) Дурошлёп

г) Дуремар

  • На какие вопросы отвечает наречие

а) что?

б) почему?

в) как?

г) зачем?

  • Чьему перу принадлежат строки:

Люблю грозу в начале мая?

а) Пушкин

б) Маяковский

в) Фет

г) Тютчев


8 - 9 классы


Ответьте на вопросы:

  • Как написать «мышеловка» пятью буквами? (кошка)

  • Как записать четырьмя буквами выражение «сухая трава»? (сено)

  • Какая птица больше всего похожа на утку? (селезень)

  • Какой год продолжается всего один день? (Новый год)

  • Какие глаголы своими окончаниями приказывают нам есть? (глаголы 2-го лица ед.ч.)




Станция «Законы русского языка»


Цель: проверить понимание правил и грамматических определений.

Оценка: за каждый правильный ответ — 1 балл.

Максимальное количество баллов — 5.


5 класс


  • Какой из предметов не умеет дышать?

а) собака

б) шкаф

в) крот

г) кот


  • С помощью чего человек выражает мысли?

а) жестов

б) криков

в) шипения

г) слов


  • Какое слово не является наречием?

а) внимательно

б) окно

в) плохо

г) вправо


  • Какой из этих терминов не является языковым?

а) синоним

б) орфограмма

в) суффикс

г) расстояние


  • Что значит сделать фонетический разбор слова?

Разобрать по:

а) звукам

б) составу

в) значению

г) членам предложения



8 класс


  • Кто был создателем первого славянского алфавита?

а) Кирилл и Мефодий

б) Борис и Глеб

в) Афанасий Никитин

г) Минин и Пожарский


  • Какая часть речи самая малочисленная и включает лишь несколько десятков слов?

а) наречие

б) числительное

в) местоимение

г) предлог


  • Что за часть речи описана в следующем предложении?

Определяю я предметы

Они со мной весьма приметны.

Я украшаю вашу речь,

Меня вам надо знать, беречь!


  • Как называются слова, которые совсем недавно появились в нашей речи?

а) неологизмы

б) неандертальцы

в) ниагарцы

г) нео


  • Кто составил «Толковый словарь живого великорусского языка»?

а) Ожегов

б) Эфрон

в) Даль

г) Чуковский

9 класс


1. Что такое синтаксис?

а) часть слова

б) звук

в) раздел науки о языке

г) постоянный признак


  • Чем не может осложняться простое предложение?

а) обособленным обстоятельством

б) однородными членами

в) обособленным определением

г) придаточным предложением


3. Сколько грамматических основ не может входить в состав сложного предложения?

а) одна

б) три

в) две

г) пять


4. В сложносочинённом предложении простые предложения не соединяются:

а) соединительными союзами

б) противительными

в) разделительными

г) подчинительными


5. Какой связи не может быть в сложноподчинённом предложении между придаточными?

а) однородной

б) сочинительной

в) последовательной

г) параллельной



Станция «Журналистская»


Домашнее задание: подготовить и защитить проект газеты, посвящённый вопросам культуры речи.

Максимальная оценка задания — 6 баллов.

В состав жюри, кроме учителя русского языка, входит учитель ИЗО.


Критерии оценки газеты:

  • Соответствие содержания газеты теме.

  • Научно — популярное изложение материала. Статьи не должны быть просто переписаны из источников; факты, отобранные из специальной литературы, необходимо творчески переработать.

  • Художественное оформление (красочность, наличие рисунков, соблюдение рамок, аккуратное написание заголовков, текстов статей, заметок и т. д. ).Обязательно указать членов редколлегии.)

  • Оригинальность названия и соответствие его предложенной тематике.

  • Объём не меньше листа ватмана.

  • «Привлекательность» и «читабельность» предложенного материала, включение забавной рубрики.





Примечание. С критериями оценки проекта газеты команды ознакомлены за две недели до игры.












Литература


  • Александрович Н.Ф. Занимательная грамматика. - «Народная асвета», Минск, 1965

  • Водолазькая С.В. Предметная неделя русского языка в школе. Конкурсы, викторины, олимпиады.- Ростов - на — Дону: Феникс, 2006.

  • Ермолаева М.Г. Игра в образовательном процессе: Методическое пособие. - Спб.: КАРО, 2008.

Орг А.О. Олимпиады по русскому языку: книга для учителя. - М.: Просвещение, 2005.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!