СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий урока географии 8 класса "Наша страна на карте часовых поясов".

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по географии составленный с использованием ЭОР. 

Просмотр содержимого документа
«Сценарий урока географии 8 класса "Наша страна на карте часовых поясов".»























































Тема: Наша страна на карте часовых поясов.

Цель: Создать условия для осознанного усвоения обучающимися знаний о положении России на карте часовых поясов и виды времени на территории страны.



Задачи:

* Организовать деятельность учащихся по усвоению содержания понятий: часовые пояса, местное время, поясное время, декретное врем, летнее время, зимнее время, линия перемен дат, «Морской Гринвич».

* Содействовать развитию умения самостоятельного поиска информации - «линия перемены дат», навыков и умения определять поясное и местное время; умения решать практические задачи с использованием географической карты; способности применять имеющиеся знания и умения в повседневной жизни.

* Развивать навыки работы с ЭОР.


* Воспитывать чувства ответственности в работе, твердости характера, уверенности в себе, самостоятельность, навыки самоконтроля.



Основное содержание темы, термины и понятия: Россия на карте часовых поясов. Часовые пояса. Местное время. Поясное время. Декретное время. Летнее время. Зимнее время. Линия перемен дат, «Морской Гринвич».



Планируемые результаты

Личностные ____________________________________________________

Проявление:

  • эмоционально-ценностного отношения к изучаемому материалу;

  • творческого отношения к решению практических задач;

  • стремления к самоконтролю и анализу своих действий.



Метапредметные ________________________________________________

Познавательные

Умение

  • выявлять главные признаки понятий, сравнивать и формулировать выводы;

  • осуществлять самостоятельный поиск методов решения практических задач, применять различные методы познания;

  • ориентироваться в различных источниках информации;



  • осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде схемы;

  • создавать устные монологические высказывания (бытовой рассказ о событии, участие в беседе).



Регулятивные

Умение:

  • целеполагания, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;

  • самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;

  • планировать пути достижения целей;

  • самостоятельно контролировать своё время и управлять им;


Коммуникативные

  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

  • организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять способы взаимодействия; планировать общие способы работы;

  • осознанно использовать речевые и графические средства для представления результата.



Предметные ________________________________________________________

В познавательной (интеллектуальной) сфере:

Знание:

  • географических терминов и понятий: часовые пояса, местное, декретное время;


В ценностно-ориентационной сфере:

  • Понимание значимости роли поясного, декретного, летнего времени в хозяйстве и жизни людей.


В сфере географической деятельности:

Умение

  • Определение поясного времени с контекстом из реальной жизни;

  1. Определять поясного время для разных городов России по карте часовых поясов;

  2. Определять положение РФ на карте часовых поясов.


Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, парная.

Технология: уровневая дифференциация.

Методы познания: картографический, исторический, сравнительный.

Межпредметные связи: география, история, экология, литература.

Оборудование

Мультимедийный проектор, персональный компьютер на двух обучающихся, выход в интернет на сайт Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru/

Технология изучения темы

I этап Самоопределение к деятельности (целеполагание)

  • Цель: Актуализировать имеющиеся знания о времени, часовых поясах.

  • Мотивировать обучающихся к изучению темы.


Учитель:

  • настраивает учащихся на работу, создает благоприятные условия для деятельности;

  • сообщает тему урока;

  • раскрывает цели учебного занятия и требования к результатам обучения;

  • сообщает о значимости содержания урока.




Учитель: читает отрывок стихотворения «Часы бывают разные» (К. Абоимов).


Часы бывают разные
Есть детские, есть важные.
Будильники пузатые,
Настенные глазастые,
Карманные почтенные,
Наручные надменные,
Настольные серьёзные
И башенные грозные.
Бегут часы по кругу
И всё им нипочём.
Шаги часы-минуты
Чеканят день за днём.
Но ход часов бывает
По важности причин
Неверным и неточным,
Мы это им простим.
Одни бегут, торопятся,
Другие отстают.
Вдруг кто-то остановится, -
Идти перестают.
Но нам винить не стоит
Помощников своих
За их порой неточности
Ведь нет часов плохих.
Прошу вас оглянуться
И убедиться нам,
Что жизнь вокруг налажена
И мчится по часам.
Приносят пользу всякие
Нам ходики-друзья.
Жить помогают, собрано
Секундами звеня.
Песочные стройняшки,
Спортивные близняшки,
Скромняги электронные,
Да солнечные сонные


Учитель: Какие ещё часы вы знаете?

Ученики: ответы на вопрос и демонстрация: часы цветочные, астрономические часы, кукольные часы, водяные часы, часы «Павлин».

Учитель: Сформулируйте определение – «часы – это …».

(Часы - прибор для измерения текущего времени, прибор для отсчёта времени.)

(Обучающийся знакомит с историей часов)

Учитель: приходилось ли вам когда-нибудь переводить стрелки часов при переезде (перелете) из города в город или из страны в страну? С чем это связано?

Ученики: ответы на вопрос.



Учитель: сформулируйте тему урока.

(Обучающиеся формулируют тему урока и записывают в тетрадь)



II этап Учебно-познавательная деятельность

Цель

  • Обеспечить усвоение содержания терминов и понятий: местное, поясное, декретное время, часовые пояса.


Изучение нового материала


Задание 1.

Просмотри электронный ресурс:

Видео - «Морской Гринвич» (Лондон) /карта ГУГЛ.

Ответь на вопросы:

- Почему стало неудобно пользоваться местным временем в повседневной жизни?

- На сколько часовых поясов разделили поверхность земного шара?

- Сколько градусов составляет один часовой пояс?

Что такое «Морской Гринвич»? Где он располагается?

Форма работы: Г.

Учитель:

Задание 2.

По учебнику §2 пункт 1 определить виды времени и составить схему «Виды времени».

Форма работы: И.



Карта ГУГЛ - ЦОР мультимедиа.

Задание 1.

Откройте электронный ресурс:

Поясное время разных регионов России (N 159947)

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/c24249d3-ecaa-4521-9b8d-35fbaa734d2b/?from=8f5d7210-86a6-11da-a72b-0800200c9a66&

Аннотация: Интерактивная карта поясного времени. Местное, декретное, летнее время.



Часовые пояса на территории РФ - http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/c24249d3-ecaa-4521-9b8d-35fbaa734d2b/003.swf



Изучение нового материала по ЭОР:

Познакомьтесь с материалами электронного учебного модуля «Россия на карте часовых поясов»:

- что такое местное время;

- выясни, в каких часовых поясах располагается территория России;

- Определи, в каком часовом поясе находятся пункты: г. Москва, г. Курган, г. Новосибирск, г. Владивосток.

- Определить, разницу во времени между часовыми поясами пунктов.




Вывод:

C 2011 г на территории Российской Федерации установлено 9 часовых поясов (точнее, в соответствии с новым законом «Об исчислении времени», — часовых зон) с одинаковым временем в пределах каждого часового пояса.

В новом законе «Об исчислении времени» вместо термина часовой пояс применительно к России вводится термин часовая зона, понятия декретное время и летнее время (также применительно к России) выводятся из употребления.



III этап Интеллектуально-преобразовательная деятельность



Цель

Организовать деятельность обучающихся по закреплению и применению знаний о часовых поясах, полученных в процессе изучения темы.

Задание 1.

Определение поясного времени.

Карта ГУГЛ – решение задач.

Задача 1. Сколько времени (с учетом декретного) будет в Мурманске (2-й часовой пояс), когда в Лондоне 0 часов? Ответ 3.



Задача 2. Сколько времени (с учетом декретного) будет в Вилюйске (8-й часовой пояс), когда в Лондоне 13 часов? Ответ: 22.



Задача 3. Сколько времени будет в Париже (1-й часовой пояс), когда в Оренбурге (4-й часовой пояс) с учетом декретного времени 21 час? Ответ: 17.



Задача 4. Сколько времени будет в Осло (1-й часовой пояс), когда в Новосибирске (6-й часовой пояс) с учетом декретного времени 7 часов утра? Ответ: 1.



Задача 5*. В Норильске было 16 часов, когда из него вылетел самолет в Москву. Самолет летел 4 часа. В Москве было 16 часов, когда он приземлился. В каком часовом поясе находится Норильск? Ответ: 6.

Задача**: известно, что в Самаре 12 часов 00 минут. Необходимо определить местное время в Магадане.





Решение:

меридиан Самары - 51º в.д.;

меридиан Магадана - 151º в.д.;

расстояние в градусах: 151º - 51º = 100º

разница во времени: 100º ×4´ = 400´ = 6 часов 40 минут;

местное время в Магадане: 12 часов 00 минут + 6 часов 40 минут = 18 часов 40 минут

Ответ: 18 часов 40 минут.



Рефлексия:



В каких случаях возможно следующее: между пунктами расстояние в 5 км, а различие по времени составляет:

а) 2 часа;

б) 1 час;

в) целые сутки (понятие «линия перемены дат» - самостоятельно).



Этап IV Диагностика качества освоения темы

Цель: Организовать деятельность обучающихся по закреплению и применению географических знаний и умений, полученных в процессе изучения темы.





Практическая работа: «Решение задач по определению поясного времени».

Задания:

Вариант 1.

  1. Определите, сколько времени будет в Москве, если в Петропавловск – Камчатском полдень.

  2. На сколько делений (вперед, назад) надо перевести часовую стрелку при перелете в Новосибирск?

  3. Местное время населенного пункта отличается от московского на 6 часов. В каком часовом поясе находится этот населенный пункт?

  4. В какой день недели житель Аляски возвратится с Чукотки обратно, если вылетит во вторник?

Вариант 2.

  1. Определите, сколько времени будет в Новосибирске, если в Магадане 15 ч.

  2. На сколько делений (вперед, назад) надо перевести часовую стрелку при перелете из Южно-Сахалинска в Читу?

  3. Местное время населенного пункта отличается от якутского на 5 часов. В каком часовом поясе находится этот населенный пункт?

  4. Житель Норильска, прилетев в Новосибирск, не переводит стрелки часов, а прилетев в Мурманск, переводит? На сколько часов и в каком направлении?

Вариант_______

1.___________________________________________________________________________________________________________________________________

2.___________________________________________________________________________________________________________________________________

3. ________________________________________________________________

__________________________________________________________________

4.___________________________________________________________________________________________________________________________________





V этап Рефлексивная деятельность

Цель:

Научить школьников:

  • соотносить полученный результат с поставленной целью;

  • оценивать результат своей деятельности;

  • оценивать результат учебной деятельности.



Самоанализ и самооценка ученика

Задание.

У каждого на столе набор цветных бумажных карточек. На доске дано:

Синий – узнал новое, важное, полезное

Желтый – выполнил все задания сам

Зеленый – выполнил часть заданий сам

Красный – было интересно



Домашнее задание:

Повторить материал по учебнику - § 2; задания 1,2, 4,6,8 на стр. 13. ( География. Россия. 8 класс А.И. Алексеев. «Полярная звезда» Москва «Просвещение» 2008г)



















Литература и сайты



1. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения: основная школа. http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2587



2. Примерные программы по учебным предметам. География. 5-9 классы: проект. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2011. – 75 с. – (Стандарты втрого поколения).

3. А.И. Алексеев, География. Россия. 8 класс: учебник образовательных учреждений-/ Москва «Просвещение» 2008г.

4. Николина В.В. География 8 класс. Поурочные разработки. Москва «Просвещение» 2009 г.

5. Шатных, А.В. География. России. 8 кл.: рабочая тетрадь. Учебное пособие для учащихся/ А.В. Шатных. – М.: Дрофа, 2011. – С.74.



6. Разработка урока «Россия на карте часовых поясов» Козловой С.Г. учитель географии г. Великие Луки..

http://pedsovet.org/components/com_mtree/attachment.php?link_id=40077&cf_id=24



  • Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов // http://fcior.edu.ru/

  • Федеральный Государственный Образовательный Стандарт // http://standart.edu.ru/




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!