Тема: Наша страна на карте часовых поясов.
Цель: Создать условия для осознанного усвоения обучающимися знаний о положении России на карте часовых поясов и виды времени на территории страны.
Задачи:
* Организовать деятельность учащихся по усвоению содержания понятий: часовые пояса, местное время, поясное время, декретное врем, летнее время, зимнее время, линия перемен дат, «Морской Гринвич».
* Содействовать развитию умения самостоятельного поиска информации - «линия перемены дат», навыков и умения определять поясное и местное время; умения решать практические задачи с использованием географической карты; способности применять имеющиеся знания и умения в повседневной жизни.
* Развивать навыки работы с ЭОР.
* Воспитывать чувства ответственности в работе, твердости характера, уверенности в себе, самостоятельность, навыки самоконтроля.
Основное содержание темы, термины и понятия: Россия на карте часовых поясов. Часовые пояса. Местное время. Поясное время. Декретное время. Летнее время. Зимнее время. Линия перемен дат, «Морской Гринвич».
Планируемые результаты
Личностные ____________________________________________________
Проявление:
эмоционально-ценностного отношения к изучаемому материалу;
творческого отношения к решению практических задач;
стремления к самоконтролю и анализу своих действий.
Метапредметные ________________________________________________
Познавательные
Умение
выявлять главные признаки понятий, сравнивать и формулировать выводы;
осуществлять самостоятельный поиск методов решения практических задач, применять различные методы познания;
ориентироваться в различных источниках информации;
осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде схемы;
создавать устные монологические высказывания (бытовой рассказ о событии, участие в беседе).
Регулятивные
Умение:
целеполагания, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
планировать пути достижения целей;
самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
Коммуникативные
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять способы взаимодействия; планировать общие способы работы;
осознанно использовать речевые и графические средства для представления результата.
Предметные ________________________________________________________
В познавательной (интеллектуальной) сфере:
Знание:
В ценностно-ориентационной сфере:
В сфере географической деятельности:
Умение
Определять поясного время для разных городов России по карте часовых поясов;
Определять положение РФ на карте часовых поясов.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, парная.
Технология: уровневая дифференциация.
Методы познания: картографический, исторический, сравнительный.
Межпредметные связи: география, история, экология, литература.
Оборудование
Мультимедийный проектор, персональный компьютер на двух обучающихся, выход в интернет на сайт Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru/
Технология изучения темы
I этап Самоопределение к деятельности (целеполагание)
Цель: Актуализировать имеющиеся знания о времени, часовых поясах.
Мотивировать обучающихся к изучению темы.
Учитель:
настраивает учащихся на работу, создает благоприятные условия для деятельности;
сообщает тему урока;
раскрывает цели учебного занятия и требования к результатам обучения;
сообщает о значимости содержания урока.
Учитель: читает отрывок стихотворения «Часы бывают разные» (К. Абоимов).
Часы бывают разные
Есть детские, есть важные.
Будильники пузатые,
Настенные глазастые,
Карманные почтенные,
Наручные надменные,
Настольные серьёзные
И башенные грозные.
Бегут часы по кругу
И всё им нипочём.
Шаги часы-минуты
Чеканят день за днём.
Но ход часов бывает
По важности причин
Неверным и неточным,
Мы это им простим.
Одни бегут, торопятся,
Другие отстают.
Вдруг кто-то остановится, -
Идти перестают.
Но нам винить не стоит
Помощников своих
За их порой неточности
Ведь нет часов плохих.
Прошу вас оглянуться
И убедиться нам,
Что жизнь вокруг налажена
И мчится по часам.
Приносят пользу всякие
Нам ходики-друзья.
Жить помогают, собрано
Секундами звеня.
Песочные стройняшки,
Спортивные близняшки,
Скромняги электронные,
Да солнечные сонные
Учитель: Какие ещё часы вы знаете?
Ученики: ответы на вопрос и демонстрация: часы цветочные, астрономические часы, кукольные часы, водяные часы, часы «Павлин».
Учитель: Сформулируйте определение – «часы – это …».
(Часы - прибор для измерения текущего времени, прибор для отсчёта времени.)
(Обучающийся знакомит с историей часов)
Учитель: приходилось ли вам когда-нибудь переводить стрелки часов при переезде (перелете) из города в город или из страны в страну? С чем это связано?
Ученики: ответы на вопрос.
Учитель: сформулируйте тему урока.
(Обучающиеся формулируют тему урока и записывают в тетрадь)
II этап Учебно-познавательная деятельность
Цель
Обеспечить усвоение содержания терминов и понятий: местное, поясное, декретное время, часовые пояса.
Изучение нового материала
Задание 1.
Просмотри электронный ресурс:
Видео - «Морской Гринвич» (Лондон) /карта ГУГЛ.
Ответь на вопросы:
- Почему стало неудобно пользоваться местным временем в повседневной жизни?
- На сколько часовых поясов разделили поверхность земного шара?
- Сколько градусов составляет один часовой пояс?
Что такое «Морской Гринвич»? Где он располагается?
Форма работы: Г.
Учитель:
Задание 2.
По учебнику §2 пункт 1 определить виды времени и составить схему «Виды времени».
Форма работы: И.
Карта ГУГЛ - ЦОР мультимедиа.
Задание 1.
Откройте электронный ресурс: Поясное время разных регионов России (N 159947) http://school-collection.edu.ru/catalog/res/c24249d3-ecaa-4521-9b8d-35fbaa734d2b/?from=8f5d7210-86a6-11da-a72b-0800200c9a66& Аннотация: Интерактивная карта поясного времени. Местное, декретное, летнее время.
Часовые пояса на территории РФ - http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/c24249d3-ecaa-4521-9b8d-35fbaa734d2b/003.swf
Изучение нового материала по ЭОР: Познакомьтесь с материалами электронного учебного модуля «Россия на карте часовых поясов»: - что такое местное время; - выясни, в каких часовых поясах располагается территория России; - Определи, в каком часовом поясе находятся пункты: г. Москва, г. Курган, г. Новосибирск, г. Владивосток. - Определить, разницу во времени между часовыми поясами пунктов. |
Вывод:
C 2011 г на территории Российской Федерации установлено 9 часовых поясов (точнее, в соответствии с новым законом «Об исчислении времени», — часовых зон) с одинаковым временем в пределах каждого часового пояса.
В новом законе «Об исчислении времени» вместо термина часовой пояс применительно к России вводится термин часовая зона, понятия декретное время и летнее время (также применительно к России) выводятся из употребления.
III этап Интеллектуально-преобразовательная деятельность
Цель
Организовать деятельность обучающихся по закреплению и применению знаний о часовых поясах, полученных в процессе изучения темы.
Задание 1.
Определение поясного времени.
Карта ГУГЛ – решение задач.
Задача 1. Сколько времени (с учетом декретного) будет в Мурманске (2-й часовой пояс), когда в Лондоне 0 часов? Ответ 3.
Задача 2. Сколько времени (с учетом декретного) будет в Вилюйске (8-й часовой пояс), когда в Лондоне 13 часов? Ответ: 22.
Задача 3. Сколько времени будет в Париже (1-й часовой пояс), когда в Оренбурге (4-й часовой пояс) с учетом декретного времени 21 час? Ответ: 17.
Задача 4. Сколько времени будет в Осло (1-й часовой пояс), когда в Новосибирске (6-й часовой пояс) с учетом декретного времени 7 часов утра? Ответ: 1.
Задача 5*. В Норильске было 16 часов, когда из него вылетел самолет в Москву. Самолет летел 4 часа. В Москве было 16 часов, когда он приземлился. В каком часовом поясе находится Норильск? Ответ: 6.
Задача**: известно, что в Самаре 12 часов 00 минут. Необходимо определить местное время в Магадане.
Решение:
меридиан Самары - 51º в.д.;
меридиан Магадана - 151º в.д.;
расстояние в градусах: 151º - 51º = 100º
разница во времени: 100º ×4´ = 400´ = 6 часов 40 минут;
местное время в Магадане: 12 часов 00 минут + 6 часов 40 минут = 18 часов 40 минут
Ответ: 18 часов 40 минут.
Рефлексия:
В каких случаях возможно следующее: между пунктами расстояние в 5 км, а различие по времени составляет:
а) 2 часа;
б) 1 час;
в) целые сутки (понятие «линия перемены дат» - самостоятельно).
Этап IV Диагностика качества освоения темы
Цель: Организовать деятельность обучающихся по закреплению и применению географических знаний и умений, полученных в процессе изучения темы.
Практическая работа: «Решение задач по определению поясного времени».
Задания:
Вариант 1.
Определите, сколько времени будет в Москве, если в Петропавловск – Камчатском полдень.
На сколько делений (вперед, назад) надо перевести часовую стрелку при перелете в Новосибирск?
Местное время населенного пункта отличается от московского на 6 часов. В каком часовом поясе находится этот населенный пункт?
В какой день недели житель Аляски возвратится с Чукотки обратно, если вылетит во вторник?
Вариант 2.
Определите, сколько времени будет в Новосибирске, если в Магадане 15 ч.
На сколько делений (вперед, назад) надо перевести часовую стрелку при перелете из Южно-Сахалинска в Читу?
Местное время населенного пункта отличается от якутского на 5 часов. В каком часовом поясе находится этот населенный пункт?
Житель Норильска, прилетев в Новосибирск, не переводит стрелки часов, а прилетев в Мурманск, переводит? На сколько часов и в каком направлении?
Вариант_______
1.___________________________________________________________________________________________________________________________________
2.___________________________________________________________________________________________________________________________________
3. ________________________________________________________________
__________________________________________________________________
4.___________________________________________________________________________________________________________________________________
V этап Рефлексивная деятельность
Цель:
Научить школьников:
соотносить полученный результат с поставленной целью;
оценивать результат своей деятельности;
оценивать результат учебной деятельности.
Самоанализ и самооценка ученика
Задание.
У каждого на столе набор цветных бумажных карточек. На доске дано:
Синий – узнал новое, важное, полезное
Желтый – выполнил все задания сам
Зеленый – выполнил часть заданий сам
Красный – было интересно
Домашнее задание:
Повторить материал по учебнику - § 2; задания 1,2, 4,6,8 на стр. 13. ( География. Россия. 8 класс А.И. Алексеев. «Полярная звезда» Москва «Просвещение» 2008г)
Литература и сайты
1. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения: основная школа. http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2587
2. Примерные программы по учебным предметам. География. 5-9 классы: проект. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2011. – 75 с. – (Стандарты втрого поколения).
3. А.И. Алексеев, География. Россия. 8 класс: учебник образовательных учреждений-/ Москва «Просвещение» 2008г.
4. Николина В.В. География 8 класс. Поурочные разработки. Москва «Просвещение» 2009 г.
5. Шатных, А.В. География. России. 8 кл.: рабочая тетрадь. Учебное пособие для учащихся/ А.В. Шатных. – М.: Дрофа, 2011. – С.74.
6. Разработка урока «Россия на карте часовых поясов» Козловой С.Г. учитель географии г. Великие Луки..
http://pedsovet.org/components/com_mtree/attachment.php?link_id=40077&cf_id=24