Урок общеметодологической направленности
Технологическая карта урока
Учебный предмет: русский язык
Класс: 7-А Учащихся-15
Тема урока: Суффиксы деепричастий совершенного и несовершенного вида.
Тип урока: общеметодологической направленности.
Технология: смешанное обучение (направленность: перевёрнутый класс), мультимедиа-технология.
Цели урока:
Деятельностная цель: сформировать способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.
Образовательная цель: отработать практические навыки определения видов деепричастий посредством самообразовательной деятельности в процессе изучения теоретического материала;
сформировать у учащихся представления о методах, связывающих изучаемые понятия в единую систему и о методах организации самой учебной деятельности, направленной на самоизменение и саморазвитие.
Воспитательная цель: организовать понимание и построение учащимися норм и методов учебной деятельности, самоконтроля и самооценки, рефлексивной самоорганизации.
Планируемые результаты:
В процессе деятельности учащиеся научатся оперировать понятиями «вид деепричастий», усовершенствуют навыки определения вида деепричастий по суффиксам, приобретут навыки правильного употребления деепричастий в речи; углубят знания по обработке и анализу информации. Продолжат развивать умение делать выводы.
Методическое и техническое обеспечение: учебник «Русский язык» 7 класс, часть 1, «Просвещение», 2016г.; тетради «Работа по материалам мультиурока»; презентация Power Point; проектор, компьютер.
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1 этап. Мотивации. |
Цель этапа: - выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности | Приветствие учащихся, гостей. Приём «Удивляй» - Ещё Ломоносов в 1755 году в «Российской грамматике» писал о том, что эта часть речи должна согласовываться с глаголом. Языковеды и сегодня не могут прийти к согласию насчёт того, чем является эта часть речи. Часть из них говорит, что это одна из форм глагола, другие, напротив, твердят, что это самостоятельная часть речи, имеющая признаки глагола и причастия.. Носители русского языка зачастую стремятся использовать другие языковые средства вместо этой части речи. О чём идёт речь? Какую работу выполняли дома? Чем предлагаете заниматься сегодня? | Ученики высказывают свои предположения, о Какой части речи говориться. О домашней работе, возникших вопросах. Ставят перед собой цель на уроке. Пишут на листах. | Личностные. -проявлять интерес к изучению темы Коммуникативные: - умение слушать - умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации Познавательные: - умение строить речевое высказывание. Регулятивные: -предвосхищение результата и уровня усвоения знаний. Предметные. -знание алгоритма выбора правильного ответа. |
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
2 этап. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном учебном действии. |
Цель этапа: актуализация знаний через пробное учебное действие. | Приём «Магазин» -_ Я приглашаю вас посетить магазин и приобрести один из товаров. Каждый свой товар должен положить на соответствующую полку. Эти полки расположены на столах для групповой работы. (сопровождается презентацией) | Игра в магазин. Обучающиеся подходят к парте- «магазину», выбирают одну карточку- «товар» и выбирают нужный стол. После того, как все разместились, учащиеся объясняют свой выбор, опираясь на теоретический материал. | Личностные. -оценивать результат собственной деятельности. Регулятивные умения: -планировать и выполнять задания в соответствии с целью. Коммуникативные умения: - адекватно взаимодействовать в группе при выполнении учебного задания. - умение договариваться, приходить к общему решению. Предметные умения: -работать с содержанием произведения, анализировать лирическое произведение. |
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
3 этап. Этап закрепления с проговариванием во внешней речи. |
Цель этапа: обеспечение систематизации знаний и способов действий в памяти учащихся. | Приём «Три конверта». -Предлагаю объединиться в группы и выбрать себе любой конверт с заданиями. В группах выполняются задания. Приёмы: «Кластер», «Фишбоун», «Кубик Блума». | Работа в группах. Учащиеся выбирают в конверты. Выполняют задания в группах. Презентация работы каждой группы. | Личностные. -проявлять эмоционально - ценностное отношение поэтическому произведению. Познавательные. - определять тему текста и обосновывать своё мнение; Регулятивные. - адекватно оценивать результат выполнения учебного задания. Коммуникативные. - адекватно взаимодействовать в группах при выполнении учебного задания. Предметные. - читать текст осознанно, выразительно и без ошибок; |
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
4 этап. Этап включения изученного в систему знаний. (сокращённый) |
Цель этапа: обеспечение систематизации знаний и способов действий в памяти учащихся. | Приём «Распределитель-ная работа». Приём «Взаимопроверка» | Ребятам предлагается на слайде две колонки слов. Нужно распределить деепричастия по виду в разные колонки. Контроль путём взаимопроверки. | Личностные. -проявлять эмоционально - ценностное отношение поэтическому произведению. Познавательные. - определять тему текста и обосновывать своё мнение; Регулятивные. - адекватно оценивать результат выполнения учебного задания. Коммуникативные. - адекватно взаимодействовать в группах при выполнении учебного задания. Предметные. - читать текст осознанно, выразительно и без ошибок; |
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
5 этап. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке |
Цель этапа: самооценка результатов своей деятельности на уроке и соотнесение самооценки с оценкой учителя. . | - Достигли ли вы поставленной цели? - Что помогло вам понять материал? - Оцените свою работу на уроке. | Ребята высказываются по поводу достижения цели. Самостоятельная работа над теорией и практическая работа в классе. Групповая работа. Оценивают, сделав пометки на листике с целью урока. | Личностные умения: — оценивать результат собственной деятельности. Познавательные умения: -определять языковые особенности произведения, передающие настроение, и обосновывать своё мнение; Регулятивные умения: — соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности. Коммуникативные умения: — использовать речевые средства для представления результата деятельности. |
Самоанализ урока
Класс 7-А
Предмет русский язык
Тема урока Суффиксы деепричастий.
Тип урока и его структура: урок общей методологической направленности: состоит из пяти этапов. Уроки призван формировать у учащихся представления о методах, связывающих изучаемые понятия в единую систему и о методах организации самой учебной деятельности, направленной на самоизменение и саморазвитие. Так, на данном уроке организовывалось понимание и построение учащимися норм и методов учебной деятельности, самоконтроля и самооценки, рефлексивной самоорганизации.
Данный урок является пятым в изучении темы, непосредственно связан с предыдущими, так как на предыдущих изучалась тема «Деепричатие как часть речи», «Деепричастный оборот», «Деепричастия совершенного и несовершенного вида».
Урок проводился в 7-а классе. 15 учащихся, 5- с высоким уровнем знаний. При подготовке урока были учтены деятельностные способности учащихся.
Была поставлена ТДЦ урока, для достижения которой были выбраны следующие методы и приёмы.
Этапы урока были выстроены в соответствии к уроку общей методологической направленности. Были использованы следующие методы (наглядные, словесные, практические) и приёмы ( «Удивляй» , «Три конверта»; групповая работа, «Кластер», «Фишбоун», «Кубик Блума», «Распределительная работа», «Взаимопроверка».)
Во время урока использовались технические средства.
Психологическая атмосфера на уроке была благоприятной, дети положительно реагировали на смену видов деятельности, выполняли задания.
В процессе деятельности учащиеся научились оперировать понятиями «вид деепричастий», усовершенствовали навыки определения вида деепричастий по суффиксам, приобрели навыки правильного употребления деепричастий в речи; углубили знания по обработке и анализу информации. Продолжили развивать умение делать выводы.
Таким образом, на уроке были достигнуты все поставленные задачи.