СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Святители и святые земли русской. Святой Павел Таганрогский

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный доклад, содержит интересный материал для преведения факультативных занятий по данной теме. Можно также использовать и в качестве исторического исследования по теме: "Святители и святые земли русской"

Просмотр содержимого документа
«Святители и святые земли русской. Святой Павел Таганрогский»

Министерство общего и профессионального образования

Ростовской области


Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Ростовской области

«Шахтинское профессиональное училище № 74»

ГБПОУ РО ПУ № 74


Доклад

для участия в межрегиональном конкурсе

«Святители и святые земли Русской (местночтимые святые)»


в номинации: историческая


Святой Павел Таганрогский















Автор: обучающаяся II курса Щенникова Е.В.

Ассистент: преподаватель Вагина О.А.



г. Шахты

2016 г.

Донская земля поистине неповторима и уникальна, имеет свою богатую историю и культуру. Также донская земля знаменита известными историческими личностями, святителями и святыми. Вот об одном из них и будет мой рассказ.

Среди подвижников донской православной церкви уже причисленных к лику святых особо почитается русским и, в частности, донским православным народом известный на юге России, в пределах Екатеринославской и Донской епархий, досточтимый старец Павел Таганрогский.

Чем же заслужил старец Павел такое почитание? Обо всем по порядку.

Родился Павел 8 ноября 1792 года в семье дворян Кролевецкого уезда Чер­ниговской губернии и был наречён при крещении Павлом, в честь святого Павла, патриарха Констан­тинопольского, исповедника. Отец его коллежский регистратор Павел Стожков и мать Параскева были богатыми людьми и имели в собственности более 800 крестьян. Как свидетельствовал сам старец, родители его были богатые и, судя потому времени, религиозные, они и заронили в сердце своего сына первые семена веры и благочестия.

О юных годах подвижника Павла мало сохранилось преданий, да и сам он редко вспоминал о своих родных и своей жизни в молодости. Но однажды старец поведал о себе следующее: "Когда я был еще малым, то отец хотел учить меня высоким наукам, так как и брат мой, штабс-капитан Иван Павлович Стожков, был человек образованный, но я не захотел. Все мое желание от юности — было молиться Богу, а намерение — идти по святым местам; но отец мой противился этому и никак не хотел меня отпускать. Когда мне было 16 лет, то я украдкой оставил дом родителей и проходил по святым местам целый год, и когда воротился домой, то отец хорошо меня побил с наказом, чтобы я больше и думать, не смел о страннической жизни и хождении по монастырям. Но сердце мое не могло успокоиться ".

Еще рассказывал старец: «Когда я жил у отца, то в одно время крестьяне распаяли громадный котел, и отец хотел наказать виновных розгами, но я со слезами стал умолять отца простить их и наказать меня вместо них — и по усиленной моей просьбе отец простил».

Пришло время отцу делить наследство между сыновьями, и Павлу досталось несколько сот крестьян и многочисленный скот. Но он решил продать его и всё имущество, а крестьян отпустить на волю. Деньги, полученные от отца (60 тысяч ру­блей) и вырученные от продажи, он раздал бедным и на нужды монастырей, опять пустившись в странствия. Довелось ему побывать на севере — в Соловецком монастыре и на юге — Киево-Печерской и Почаевской Лаврах. Так прошло 10 лет, по­ка Павел не надумал поселиться на берегу Азовско­го моря в Таганроге, ставшим ему второй родиной.

Первое время он, забыв своё дворянское проис­хождение и обладая немалой физической силой и здоровьем, работал в порту и занимался разными поденными работами. Все работы он делал по совести, имея в душе своей всегда страх Божий, а когда услышит, бывало, первый благовест к службе церковной, то сейчас же оставляет работу, какая бы она ни была срочная, спешит в храм на службу. Так старец любил Бога и Его святой храм, который старался посещать неотступно каждый день.

В особенности любил он посещать Успенский собор, в который много делал пожертвований. Жертвовал туда иконы, лампады, свечи, елей. В соборе были серебряные лампады с надписью, что они пожертвованы старцем Павлом. Таких лампад всего 18 штук: шесть в среднем приделе и двенадцать в боковых, по правую и левую стороны.

Но вскоре, оставив тяжёлые физические труды, решил посвятить свою дальней­шую жизнь непрестанной молитве и службе лю­дям. Он проживал на разных квартирах, но послед­ним пристанищем стал дом, снятый у Ефима Смир­нова, где было несколько комнат. Это был отдельный домик за 75 рублей в год, здесь и жизнь свою он повел иначе: он стал принимать к себе в качестве послушников стариков и юношей, вдов и девиц, и держал их очень строго, приучая к посту, молитве, воздержанию и всякой добродетели, своею собственной жизнью и примером научая их.

Комната, в которой жил Павел была уставлена иконами, лам­падами и свечами, горевшими день и ночь. Повсю­ду стояли корзины, мешки, горшки, наполненные хлебом, бубликами, черносливом, лимонами, на стене висели сумки с просфорами. Все съестные припасы Павел раздавал посетителям и живущим у него послушникам, которые помогали ему по дому. Спал он на голой лавке без подушки, вместо кото­рой клал под голову что-нибудь из одежды. Блаженный Павел был благороден и красив лицом с постоянным румянцем на щеках, сердцем добр и милостив, характером же отличал­ся строгим, так что домашним от него доставалось. Никто не мог войти к нему в келью без совершения Иисусовой молитвы, которую сам он произносил непрерывно. В жизни и внешнем обличии соблю­дал простоту и скромность, в пище — строгое воз­держание. Одевался в простую серую одежду с по­ясом, носил шапку из серого сукна с овчиной изну­три, не расставался с палочкой.

Ежедневная жизнь старца Павла слагалась таким образом: он неотступно каждый день отправлялся в собор, выстаивал литургию, подправлял лампады и затем из храма, по обыкновению, шел по базару. Ходя по базару увешанный двумя белыми холщовыми сумками, с палкою в руках, старец обходил всех торгующих с обычными своими наставлениями; случалось иногда, кого и палкой ударит, кого, и пожалеет. Торговки и торговцы подавали ему милостыню: кто булку, кто лимонов, апельсинов, иные давали и деньги, но от некоторых старец не принимал никаких подаяний и даже отгонял таких от себя палкою, к великому их огорчению. Возвращался старец домой обыкновенно часа в три-четыре.

Живущие у него послушники и послушницы также ежедневно ходили в церковь и по возвращении из храма принимались за свои работы, указанные им старцем. Нарушивших его приказание он сурово и мудро наказывал, внушая им ту мысль, что послушание выше поста и молитвы, как часто он говорил. По возвращении из церкви несущая послушание кухарка приготовляла трапезу; чая в то время у старца никто не пил. На обед обыкновенно варился борщ всегда постный мясного блюда у старца не полагалось, борщ приготовлялся по указанию самого старца самым простым способом. Все овощи, нужные для борща, обыкновенно крошились и все вместе складывались в большой глиняный горшок, который наливался полный квасом и водой и ставился в русскую печь в самый угол ее, затем печь накладывалась кизяком и растапливалась, когда кизяк прогорал, то печь закрывалась заслонкою, и борщ варился сам, в продолжение всего процесса варения в него не заглядывали и не доливали могущую выкипеть воду.

До прихода старца живущие у него ничего не ели — так уж было заведено у него, по приходе же своем старец благословлял вкушение пищи крестным знамением со словами "Бог благословит" и садился вместе со всеми обедать. Когда были у него посетители, то и их сажали за трапезу и старец сам служил им, наливая и подавая пищу и говоря "Ишьте, ишьте, рабы Божий, это я сам варил борщ". Послушницы, слушая эти слова, не понимали в них того смысла, который придавал им старец Павел, именно что пища тогда только и бывает, вкусна и полезна, когда приготовляется с молитвою и благословением Божьим, а у старца так всегда и было ни готовить, ни кушать без его благословения никто не смел. Старец Павел кушал очень мало пищи, садился же почти всегда за общим столом, имея ввиду постоянно словом и примером служить спасению своих близких Его мудрые наставления и пример праведной жизни действительно западали в души приходивших к нему и содействовали исправлению их жизни.

Старец Павел больше любил жить жизнью внутреннею, духовною, а потому мало заботился о внешней чистоте и опрятности. Послушницам своим не велел часто подметать келью, а только по субботам, причем сор из кельи не велел выбрасывать на улицу и во двор, а чтобы все выметаемое палили в печке, причем золу из печи собирали в чувалы, и она стояла в келий старца три дня.

Блаженный Павел стал для многих светильни­ком, показывающим путь к истинной христианской жизни. Силой благодати Божьей в нём открылись дары прозорливости, исцеления, чудотворения. По молитвам старца многие получали благодатную по­мощь и утешение. Но не всех принимал он одина­ково: кого впустит в келью, к кому выйдет в прихо­жую, а кого же допустит только под двери.

Сохранилось много свидетельств о чудесах, связанных с ним, от послушников, благочестивых христиан, приезжающих к Павлу Таганрогскому за советом и наставлениями со всех концов России. Он много предсказывал и почти все его предсказа­ния сбывались. Одна девушка пришла к нему за советом: идти замуж или в монастырь. Он ей сказал, что останется у него и здесь закон­чит свой земной путь. Это была Мария Величко. Послушницей прожила она возле старца пять лет, затем, после его кончины, ещё шестьдесят четыре года, ухаживая за домом и могилой. Одному мо­наху, пришедшему с севера и тяготевшему мона­шеской жизнью, он предсказал, что станет иеромо­нахом. Так и случилось. Другого благословил на иночество и тот ушёл на Афон. Простому солдату, пришедшему за благословением, предсказал, что станет иеромонахом, и он стал им в Глинской пу­стыни, а затем основал на Кавказе скит. Своему духовнику, иеромонаху таганрогскому Дамиану предсказал, что тот станет великим человеком и, действительно, в 1897 году он был поставлен па­триархом Святого Иерусалима.

Сострадал старец к заключённым в тюрьме, ча­сто посылая им хлеб, борщ, мясо, а если кто уми­рал из них, заботился, чтобы по-христиански похо­ронили. Они любили его, эти забытые миром и отверженные от общества люди.

Время от времени блаженный оставлял Таган­рог, путешествуя с послушниками по святым ме­стам. Был и на родине в гостях у брата, принеся ему лимоны в качестве гостинца. Когда, в силу старческой немощи, не стал ходить сам, то посы­лал в паломничество других.

Господь открыл Павлу день и час кончины: 10 марта 1879 года. Почил Павел Таганрогский глубокой ночью, а утром у его кельи было уже много людей, кото­рые пришли проститься с покойным. За три дня, пока тело стояло непогребённым, тысячи людей смогли сделать это.

Много слу­чаев исцеления происходит и поныне на его моги­ле. Здесь излечиваются от припадков, желчной бо­лезни, опухолей, болезней сердца и глаз. 20 июня 1999 года в Таганроге, при многоты­сячном стечении народа, состоялось прославление избранника Божия, снискавшего при жизни огром­ную любовь простых людей своими аскетическими подвигами, преданностью Богу, милосердием к ближнему, молитвенника перед Господом, который и после своей кончины помогает всем стражду­щим. 20 июня состоялось торжественное перенесение мощей в Свято-Никольский храм. Над Никольским храмом среди ясного неба, вокруг солнца, стоявшего в зените, появился большой круг в виде радуги. Так Господь проявил своё благоволение к прославлению своего угодни­ка. Затем было ещё одно знамение: на небе из обла­ков образовался крест над храмом. Стояла пятиде­сятиградусная жара и многих поили водой перед храмом. И эта вода казалась такой необычной и сладкой, что явилось ещё одним про­явлением чудес в этот день.

Оканчивая описание жизни подвижника Павла Павловича, нельзя не сказать, что жизнь эта поистине была замечательна. Замечательна тем, что жизнь свою старец вел не в пустыне или монастыре, а в большом и шумном городе, среди тысяч людей всякого звания и всех положений. Удивительно поэтому, что старец, живя среди них, умел сохранить в своем сердце негасимую веру в Бога и воплотить в своей жизни те великие заветы Христа, которые начертаны в Божественном Его слове.

 


5




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!