СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Свиристелкины посиделки"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка внеклассного мероприятия, посвященного Всероссийской акции "Покормите птиц зимой".

Просмотр содержимого документа
«"Свиристелкины посиделки"»

Методическая разработка внеклассного мероприятия

«Свиристелкины посиделки» (слайд №1)

Цель: привлечение внимания подрастающего поколения к проблеме подкормки зимующих птиц; воспитание положительных качеств личности: отзывчивости, состраданию.

Задачи:

1. Вовлечение обучающихся в творческую и практическую деятельность по охране и защите зимующих птиц.

2. Развитие потребности общения с природой и окружающим миром, ответственности за «братьев наших меньших».

3. Воспитание у учащихся активной жизненной позиции в сфере экологической и природоохранной деятельности.



Подготовка к мероприятию: учащиеся заранее оповещаются о теме мероприятия. Проводится беседа о видах кормушек и их назначении. Предлагается ребятам изготовить кормушки дома, под присмотром взрослых из подручных средств. Дети заранее готовят листовки с призывом помочь птицам зимой.

Ход мероприятия

1.Вступление (слайд №2)

Как хорошо в краю родном

Зимой, когда, как мех,

Леса, луга и все кругом

Покроет пышный снег.

Ф.Миронов.

Во все времена взаимоотношения между человеком и природой являлись одним из важнейших факторов, определяющих статус цивилизации и духовный климат эпохи. Долгое время принято было считать, что Человек – это царь природы. Но непродуманное использование природных ресурсов показало, что человек лишь часть природы, причем неотъемлемая часть. И в настоящее время для сохранения жизни на земле необходимо освоение новых отношений, позволяющих преодолеть отчуждение человека от природы.

Дети часто слышат слова о том, что природу надо беречь. Но что стоит за этими фразами? Как научить ребенка любить окружающий его мир, внимательно и бережно относиться к любому проявлению жизни? И как объяснить, что чья-то жизнь имеет права на существование не меньше, чем его собственная?

Зима для пернатых – самая тяжелая пора. В это время им часто бывает трудно добывать корм, особенно, когда оттепели чередуются с морозами и все покрывается ледяной коркой. Птицы, особенно молодые, не успевают за короткий зимний день найти достаточно корма и гибнут от голода. Чтобы помочь зимующим птицам, необходимо постоянно подкармливать их в течение зимы.

Как вы думаете, почему мы ежегодно столько внимания уделяем птицам? (Ответы обучающихся)
Верно, ребята, птицы большие помощники в борьбе с вредителями в наших садах и огородах. А каково количество вредителей, уничтожаемых птицами!? Обычно синичка производит на свет от 6 до 12 птенцов, причем, делает это дважды за лето. Выкармливает потомство 18 дней, успевая слетать за кормом не менее 10 000 раз. И это только одна птичка! (слайд №3) А ведь их целые стаи живут рядом с нами, защищая наши сады-огороды не только летом, но и зимой.
Зимующие птицы очень страдают в зимние дни.  Зима для пернатых – самая тяжелая пора. В это время им часто бывает трудно добывать корм, особенно, когда оттепели чередуются с морозами и все покрывается ледяной коркой. Птицы, особенно молодые, не успевают за короткий зимний день найти достаточно корма и гибнут от голода. Для их поддержки и проводится всероссийская акция «Птицы  наши друзья!», одним из этапов которой, является праздник «День зимующих птиц России». Этот праздник довольно молодой, т.к. впервые был отмечен в Иркутской области зимой  2002-2003 годов. Вернее юннатами там была проведёна акция по защите птиц зимующих рядом с нами. Её инициатором стал публицист Анатолий Сосунов и областные газеты в память о писателе Евгении Носове. (слайд №4)

Может быть кто-то знает, почему именно в память об этом человеке? Да потому, что именно Евгений Носов, прошу не путать с детским писателем Николаем Носовым, написал рассказ «Покормите птиц» и всю жизнь заботился о птицах, развешивая кормушки и подкармливая их в зимнее время. В родном городе Курске он расклеивал листовки со стихотворением Александра Яшина:

Наши обычные птицы прелестные,

Галка, ворона и вор-воробей!

Счастливым странам не столько известные,

Сколько известны отчизне моей…

Ваши окраски всё серые, чёрные,

Да и обличьем вы очень просты:

Клювы как клювы, прямые, проворные,

И без фигурчатых перьев хвосты.


В непогодь, вьюги, буруны, метелицы

Все вы, голубчики, тут, подле нас,

Жизни пернатой невесть что – безделицы,

Вы утешаете сердце подчас.


И для картины вы очень существенны

В долгую зиму в полях и лесах!

Все ваши сборища шумны, торжественны

И происходят у всех на глазах.


Это не то, что сова пучеокая

Или отшельница – птица желна.

Только где темень, где чаща глубокая,

Там ей приятно, там дома она!

С вами иначе. То вдруг вы слетаетесь

Стаей большой на дорогу; по ней

Ходите, клюёте и не пугаетесь

Даже нисколько людей и коней.


То вы весь вид на картину меняете,

В лес на опушку с дороги слетев,

Белую в чёрную вдруг обращаете,

Сотнями в снежные ветви насев.

То, как лоскутина флёра, таскаетесь

Стаей крикливою вдоль по полям,

Тут подбираетесь, там раздвигаетесь

Чёрным пятном по бесцветным снегам


Жизнь хоть и скромная, жизнь хоть и малая,

Хоть не большая, а всё благодать,

Жизнь в испытаньях великих бывалая,

Годная многое вновь испытать... (Случевский К.К.)

Давайте мысленно перенесемся в зимний лес и попробуем узнать – кто же остался с нами.

1. «Угадай по описанию».

Каждой команде зачитывается описание птицы,  вы должны угадать о какой птице идёт речь. Если команда затрудняется, могут ответить их соперники.  Заслушав ответы, можно предложить школьникам голос этой птицы.

1. «Питаются они и насекомыми, живущими в коре и под корой деревьев, в древесине, на ветках. …. С утра до вечера позднего работает птица: упёршись в ствол упругим хвостом, зацепившись сильными лапами, он долбит дерево крепким, как долото, клювом, а потом  длинным (до 15 см.) крепким с зазубринами языком достаёт насекомых из выдолбленного отверстия…»

Ответ: дятел. (слайд №5)

2. «Зимою они, также как и вороны, живут в городах и в деревнях, вместе роются в мусорных кучах, еду себе добывают. Различить их совсем не трудно. Эта птица вдвое меньше вороны и вся чёрная, только вокруг шеи серые пёрышки, будто она серым платочком повязана. А у вороны наоборот: всё туловище серое, чёрные только голова, шея, крылья да хвост.
К зиме эти птицы собираются в большие стаи, так и летают целыми днями вместе. А вечером облепят деревья где-нибудь в городском саду или парке, прижмутся друг к дружке и сидят греются. Так и дремлют всю долгую зимнюю ночь. Только изредка будто окликают друг друга».

Ответ: галка. (слайд №6)

3. «Загляните в ближайшую рощу. Через минуту с дерева раздаётся: «Ци-фи, ци-фи». 
Что за беспокойные птички! Ни минуты не посидят. Все  движения их порывисты и быстры. Никогда нельзя знать, что они сделают в следующую секунду. Летом они питаются насекомыми; зимой подбирают любое семечко, какое попадётся. Но не даром шныряю они по веткам. Там находят они то приклеенные к веткам яички каких-нибудь бабочек, то оцепеневшую гусеницу в трещине коры, то куколку, прикреплённую к сучку паутинкой».

Ответ: большая синица. (слайд №7)

4. «Вдруг, точно живые цветы, запорхают между деревьями, мелькнут жёлтым, красным, оранжевым, повиснут на еловых лапах. Это стайка яркопёрых ….облепила ели, лущит из шишек семена…»

Ответ: клесты(слайд №8)

2. «Птичий шифр» (слайд №9)


Разгадайте ребусы названия птиц (за один разгаданный ребус -1балл)

Ответ: зяблик, ворона, пищуха

3. «Птичий театр» (слайд №11)

Каждую птицу можно узнать по голосу или манере передвижения. Каждая команда сейчас представит себя в роли птичьей стаи. Необходимо изобразить передвижение и голос птиц, роли которых достались каждой команде. Остальные команды должны догадаться, какие птицы прилетели к нам в гости.

1. СИНИЦЫ;

2. ВОРОБЬИ;

3. СОРОКИ;

4. ДЯТЛЫ.

4. «Найди спрятавшихся птиц» (слайд №12)

Командам выдается таблица с буквами. Задача учащихся: за определенное время (3-5 минут) найти и зачеркнуть названия только зимующих птиц . За каждое найденное слово команда получает 1 балл, ответ:

5. «Задачи на смекалку»

➢ «Две вороны»

На дереве сидели две вороны и смотрели в разные стороны.

— У тебя, — говорит первая ворона, — крылья в грязи.

— А у тебя, — отвечает вторая, — лапки в земле.

Как такое может быть? Вороны ведь смотрят в разные стороны. (Вороны смотрели друг на друга) (слайд №13)

➢ «Сколько глухарей?»

На току гуляли пять глухарей. Одним выстрелом охотник убил двух глухарей. Сколько глухарей осталось? (Осталось два глухаря, остальные — улетели) (слайд №14)



6. Двустишия – шифровки (слайд №15 - 24)

ВАМ НУЖНО НАЙТИ СПРЯТАВШУЮСЯ ПТИЦУ

1. Прокоп оползень предотвратил
Деревья вдоль оврага посадил.

2. Володя телефон свой потерял,
И потому всех без разбора обвинял.

3.  Вообще Гольфстрим – тёплое течение,
Без него замёрзнут все без исключения.

4. В небесной сини царила суета,
Мошкара шныряла туда и сюда.

5.  Мне  сегодня во сне
Гирька ударила по голове.

6.  Щурилась Даша от яркого солнца,
Хоть и не очень большое оконце.

7.  Прокл ест сало полдня,
– Ну оставь же для синькиного дня!

8.   Мелочи ждёт бедняк,
– Куплю-ка себе рюкзак.

9.  Лазарев кадетом бывши
Уехал на работу  не евши.

10.  Короче, чёткая игра,
И дети не уходят со двора.

Ответ: поползень, щур, дятел, щегол, синица, снегирь, щур, клест, чиж, лазаревка, чечетка.

7. «Что ни шаг, то птица». (слайд №25)
Условия игры таковы: на каждый шаг вы должны назвать зимующую птицу. Победит тот, кто назовёт наибольшее количество птиц.

А теперь, оценим ваше домашнее задание. За каждую листовку вы получаете ещё по баллу. Это был наш последний конкурс. Теперь мы можем подсчитать полученные баллы и определить победителей. Ребята, набравшие наибольшее количество баллов получают сувениры.

8. Кто быстрее и больше найдет слов за 1 минуту. (слайд №26)

Сейчас из этой коробки–грамматейки выскочат 12 кубиков с изображёнными на них буквами. Вы должны за 2 минуты составить слова, имеющие отношение к миру пернатых, используя буквы только один раз. Сколько использовано букв, столько и очков.

П      Я     И     Т     А     Ц     С     Р     Б     Ж     Л     Е

(Птица, аист, ястреб, стриж, цапля и т. д.)

Тот, кто составил самое длинное слово, выходит к 5-ти коробкам, в которых лежат призы. Среди них – "зрительские аплодисменты".  Игрок может выбрать себе коробку с призом, отдав звезду. Если ему приз не нравится, он может открыть другую коробку, но за это ему снова придётся отдать звезду.

9. «Чем кормить птиц зимой?» (слайд №27)

В этом кроссворде зашифровано 29 слов – названий того, чем кормить птиц зимой. Слова записаны в единственном числе. Они расположены горизонтально и вертикально или сложены пополам, но нигде не пересекаются. Расшифрованные слова обведите карандашом.

Ж И Р К О Ж К Р Л Е Б А С

Н А С О В Ё К А А Д Е Р А

П О Е Н С Л А П Т В О Б Л

К Д К О Я У Б И Г О Р У О

И С О П Н Д А В Ь Л Е З П

Н О М Л К Ь Ч А Щ А В Д Ш

Ч Л О Я А К О О Р Е Х Ы Е

Е Н Е С У Х О Ф В Ё С Н Н

Ч Х Ш О М О Р Р О О С Я И

Е О И Д К Х К У П Р О Т Ц

Р Л Ш У И Л О К А В К Ы А

Т О К В Ч Е В Т Г Р И Б А

О П А А Н Б Ь С Ы Р К А Ш

Ответ: жир, каша, хлеб, сухофрукты, сыр, сало, орех, гриб, морковь, шишка, просо, овес, дыня, чертополох, конопля, насекомое, овсянка, желудь, кабачок, одуванчик, тыква, подсолнечник, арбуз, щавель, крапива, лебеда, творог, пшеница

Мастер-класс (слайд №28)

1. Я покажу вам, как можно приготовить из обычных продуктов необычные угощения для пернатых друзей. Животный жир птицам можно давать в чистом виде, если он твёрдый, а если он мягкий, лучше смешать его с другим кормом, изготовив так называемый «пирог для птиц». Для этого в размягчённый несолёный жир или маргарин добавим просо, любые зёрнышки и семена, очистки яблок, геркулес, куриные яйца, сухарики, пищевые крошки, сахар – всё, что у вас есть под рукой. Для лучшей связки «теста» можно добавить подсолнечное масло. Всё хорошо перемешаем, сделаем из «теста» лепёшки и птичий пирог готов. Остаётся повесить его за окном в сетке из-под овощей.

2. Очень необычные, интересные и простые кормушки получаются из плотного картона. Для этого вырезаем из картона произвольные фигурки (колечки, сердечки, ромбики…) и окунаем их в мучной клейстер, а затем густо обсыпаем с обеих сторон различными мелкими сухими зёрнышками. Когда фигурки просохнут, их можно развешивать на веточках.

Подведение итогов.





7




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!