Методическая разработка внеклассного мероприятия
«Свиристелкины посиделки» (слайд №1)
Цель: привлечение внимания подрастающего поколения к проблеме подкормки зимующих птиц; воспитание положительных качеств личности: отзывчивости, состраданию.
Задачи:
1. Вовлечение обучающихся в творческую и практическую деятельность по охране и защите зимующих птиц.
2. Развитие потребности общения с природой и окружающим миром, ответственности за «братьев наших меньших».
3. Воспитание у учащихся активной жизненной позиции в сфере экологической и природоохранной деятельности.
Подготовка к мероприятию: учащиеся заранее оповещаются о теме мероприятия. Проводится беседа о видах кормушек и их назначении. Предлагается ребятам изготовить кормушки дома, под присмотром взрослых из подручных средств. Дети заранее готовят листовки с призывом помочь птицам зимой.
Ход мероприятия
1.Вступление (слайд №2)
Как хорошо в краю родном
Зимой, когда, как мех,
Леса, луга и все кругом
Покроет пышный снег.
Ф.Миронов.
Во все времена взаимоотношения между человеком и природой являлись одним из важнейших факторов, определяющих статус цивилизации и духовный климат эпохи. Долгое время принято было считать, что Человек – это царь природы. Но непродуманное использование природных ресурсов показало, что человек лишь часть природы, причем неотъемлемая часть. И в настоящее время для сохранения жизни на земле необходимо освоение новых отношений, позволяющих преодолеть отчуждение человека от природы.
Дети часто слышат слова о том, что природу надо беречь. Но что стоит за этими фразами? Как научить ребенка любить окружающий его мир, внимательно и бережно относиться к любому проявлению жизни? И как объяснить, что чья-то жизнь имеет права на существование не меньше, чем его собственная?
Зима для пернатых – самая тяжелая пора. В это время им часто бывает трудно добывать корм, особенно, когда оттепели чередуются с морозами и все покрывается ледяной коркой. Птицы, особенно молодые, не успевают за короткий зимний день найти достаточно корма и гибнут от голода. Чтобы помочь зимующим птицам, необходимо постоянно подкармливать их в течение зимы.
Как вы думаете, почему мы ежегодно столько внимания уделяем птицам? (Ответы обучающихся)
Верно, ребята, птицы большие помощники в борьбе с вредителями в наших садах и огородах. А каково количество вредителей, уничтожаемых птицами!? Обычно синичка производит на свет от 6 до 12 птенцов, причем, делает это дважды за лето. Выкармливает потомство 18 дней, успевая слетать за кормом не менее 10 000 раз. И это только одна птичка! (слайд №3) А ведь их целые стаи живут рядом с нами, защищая наши сады-огороды не только летом, но и зимой.
Зимующие птицы очень страдают в зимние дни. Зима для пернатых – самая тяжелая пора. В это время им часто бывает трудно добывать корм, особенно, когда оттепели чередуются с морозами и все покрывается ледяной коркой. Птицы, особенно молодые, не успевают за короткий зимний день найти достаточно корма и гибнут от голода. Для их поддержки и проводится всероссийская акция «Птицы наши друзья!», одним из этапов которой, является праздник «День зимующих птиц России». Этот праздник довольно молодой, т.к. впервые был отмечен в Иркутской области зимой 2002-2003 годов. Вернее юннатами там была проведёна акция по защите птиц зимующих рядом с нами. Её инициатором стал публицист Анатолий Сосунов и областные газеты в память о писателе Евгении Носове. (слайд №4)
Может быть кто-то знает, почему именно в память об этом человеке? Да потому, что именно Евгений Носов, прошу не путать с детским писателем Николаем Носовым, написал рассказ «Покормите птиц» и всю жизнь заботился о птицах, развешивая кормушки и подкармливая их в зимнее время. В родном городе Курске он расклеивал листовки со стихотворением Александра Яшина:
Наши обычные птицы прелестные,
Галка, ворона и вор-воробей!
Счастливым странам не столько известные,
Сколько известны отчизне моей…
Ваши окраски всё серые, чёрные,
Да и обличьем вы очень просты:
Клювы как клювы, прямые, проворные,
И без фигурчатых перьев хвосты.
В непогодь, вьюги, буруны, метелицы
Все вы, голубчики, тут, подле нас,
Жизни пернатой невесть что – безделицы,
Вы утешаете сердце подчас.
И для картины вы очень существенны
В долгую зиму в полях и лесах!
Все ваши сборища шумны, торжественны
И происходят у всех на глазах.
Это не то, что сова пучеокая
Или отшельница – птица желна.
Только где темень, где чаща глубокая,
Там ей приятно, там дома она!
С вами иначе. То вдруг вы слетаетесь
Стаей большой на дорогу; по ней
Ходите, клюёте и не пугаетесь
Даже нисколько людей и коней.
То вы весь вид на картину меняете,
В лес на опушку с дороги слетев,
Белую в чёрную вдруг обращаете,
Сотнями в снежные ветви насев.
То, как лоскутина флёра, таскаетесь
Стаей крикливою вдоль по полям,
Тут подбираетесь, там раздвигаетесь
Чёрным пятном по бесцветным снегам
Жизнь хоть и скромная, жизнь хоть и малая,
Хоть не большая, а всё благодать,
Жизнь в испытаньях великих бывалая,
Годная многое вновь испытать... (Случевский К.К.)
Давайте мысленно перенесемся в зимний лес и попробуем узнать – кто же остался с нами.
1. «Угадай по описанию».
Каждой команде зачитывается описание птицы, вы должны угадать о какой птице идёт речь. Если команда затрудняется, могут ответить их соперники. Заслушав ответы, можно предложить школьникам голос этой птицы.
1. «Питаются они и насекомыми, живущими в коре и под корой деревьев, в древесине, на ветках. …. С утра до вечера позднего работает птица: упёршись в ствол упругим хвостом, зацепившись сильными лапами, он долбит дерево крепким, как долото, клювом, а потом длинным (до 15 см.) крепким с зазубринами языком достаёт насекомых из выдолбленного отверстия…»
Ответ: дятел. (слайд №5)
2. «Зимою они, также как и вороны, живут в городах и в деревнях, вместе роются в мусорных кучах, еду себе добывают. Различить их совсем не трудно. Эта птица вдвое меньше вороны и вся чёрная, только вокруг шеи серые пёрышки, будто она серым платочком повязана. А у вороны наоборот: всё туловище серое, чёрные только голова, шея, крылья да хвост.
К зиме эти птицы собираются в большие стаи, так и летают целыми днями вместе. А вечером облепят деревья где-нибудь в городском саду или парке, прижмутся друг к дружке и сидят греются. Так и дремлют всю долгую зимнюю ночь. Только изредка будто окликают друг друга».
Ответ: галка. (слайд №6)
3. «Загляните в ближайшую рощу. Через минуту с дерева раздаётся: «Ци-фи, ци-фи».
Что за беспокойные птички! Ни минуты не посидят. Все движения их порывисты и быстры. Никогда нельзя знать, что они сделают в следующую секунду. Летом они питаются насекомыми; зимой подбирают любое семечко, какое попадётся. Но не даром шныряю они по веткам. Там находят они то приклеенные к веткам яички каких-нибудь бабочек, то оцепеневшую гусеницу в трещине коры, то куколку, прикреплённую к сучку паутинкой».
Ответ: большая синица. (слайд №7)
4. «Вдруг, точно живые цветы, запорхают между деревьями, мелькнут жёлтым, красным, оранжевым, повиснут на еловых лапах. Это стайка яркопёрых ….облепила ели, лущит из шишек семена…»
Ответ: клесты(слайд №8)
2. «Птичий шифр» (слайд №9)
Разгадайте ребусы названия птиц (за один разгаданный ребус -1балл)
Ответ: зяблик, ворона, пищуха
3. «Птичий театр» (слайд №11)
Каждую птицу можно узнать по голосу или манере передвижения. Каждая команда сейчас представит себя в роли птичьей стаи. Необходимо изобразить передвижение и голос птиц, роли которых достались каждой команде. Остальные команды должны догадаться, какие птицы прилетели к нам в гости.
1. СИНИЦЫ;
2. ВОРОБЬИ;
3. СОРОКИ;
4. ДЯТЛЫ.
4. «Найди спрятавшихся птиц» (слайд №12)
Командам выдается таблица с буквами. Задача учащихся: за определенное время (3-5 минут) найти и зачеркнуть названия только зимующих птиц . За каждое найденное слово команда получает 1 балл, ответ:
5. «Задачи на смекалку»
➢ «Две вороны»
На дереве сидели две вороны и смотрели в разные стороны.
— У тебя, — говорит первая ворона, — крылья в грязи.
— А у тебя, — отвечает вторая, — лапки в земле.
Как такое может быть? Вороны ведь смотрят в разные стороны. (Вороны смотрели друг на друга) (слайд №13)
➢ «Сколько глухарей?»
На току гуляли пять глухарей. Одним выстрелом охотник убил двух глухарей. Сколько глухарей осталось? (Осталось два глухаря, остальные — улетели) (слайд №14)
6. Двустишия – шифровки (слайд №15 - 24)
ВАМ НУЖНО НАЙТИ СПРЯТАВШУЮСЯ ПТИЦУ
1. Прокоп оползень предотвратил
Деревья вдоль оврага посадил.
2. Володя телефон свой потерял,
И потому всех без разбора обвинял.
3. Вообще Гольфстрим – тёплое течение,
Без него замёрзнут все без исключения.
4. В небесной сини царила суета,
Мошкара шныряла туда и сюда.
5. Мне сегодня во сне
Гирька ударила по голове.
6. Щурилась Даша от яркого солнца,
Хоть и не очень большое оконце.
7. Прокл ест сало полдня,
– Ну оставь же для синькиного дня!
8. Мелочи ждёт бедняк,
– Куплю-ка себе рюкзак.
9. Лазарев кадетом бывши
Уехал на работу не евши.
10. Короче, чёткая игра,
И дети не уходят со двора.
Ответ: поползень, щур, дятел, щегол, синица, снегирь, щур, клест, чиж, лазаревка, чечетка.
7. «Что ни шаг, то птица». (слайд №25)
Условия игры таковы: на каждый шаг вы должны назвать зимующую птицу. Победит тот, кто назовёт наибольшее количество птиц.
А теперь, оценим ваше домашнее задание. За каждую листовку вы получаете ещё по баллу. Это был наш последний конкурс. Теперь мы можем подсчитать полученные баллы и определить победителей. Ребята, набравшие наибольшее количество баллов получают сувениры.
8. Кто быстрее и больше найдет слов за 1 минуту. (слайд №26)
Сейчас из этой коробки–грамматейки выскочат 12 кубиков с изображёнными на них буквами. Вы должны за 2 минуты составить слова, имеющие отношение к миру пернатых, используя буквы только один раз. Сколько использовано букв, столько и очков.
П Я И Т А Ц С Р Б Ж Л Е
(Птица, аист, ястреб, стриж, цапля и т. д.)
Тот, кто составил самое длинное слово, выходит к 5-ти коробкам, в которых лежат призы. Среди них – "зрительские аплодисменты". Игрок может выбрать себе коробку с призом, отдав звезду. Если ему приз не нравится, он может открыть другую коробку, но за это ему снова придётся отдать звезду.
9. «Чем кормить птиц зимой?» (слайд №27)
В этом кроссворде зашифровано 29 слов – названий того, чем кормить птиц зимой. Слова записаны в единственном числе. Они расположены горизонтально и вертикально или сложены пополам, но нигде не пересекаются. Расшифрованные слова обведите карандашом.
Ж И Р К О Ж К Р Л Е Б А С
Н А С О В Ё К А А Д Е Р А
П О Е Н С Л А П Т В О Б Л
К Д К О Я У Б И Г О Р У О
И С О П Н Д А В Ь Л Е З П
Н О М Л К Ь Ч А Щ А В Д Ш
Ч Л О Я А К О О Р Е Х Ы Е
Е Н Е С У Х О Ф В Ё С Н Н
Ч Х Ш О М О Р Р О О С Я И
Е О И Д К Х К У П Р О Т Ц
Р Л Ш У И Л О К А В К Ы А
Т О К В Ч Е В Т Г Р И Б А
О П А А Н Б Ь С Ы Р К А Ш
Ответ: жир, каша, хлеб, сухофрукты, сыр, сало, орех, гриб, морковь, шишка, просо, овес, дыня, чертополох, конопля, насекомое, овсянка, желудь, кабачок, одуванчик, тыква, подсолнечник, арбуз, щавель, крапива, лебеда, творог, пшеница
Мастер-класс (слайд №28)
1. Я покажу вам, как можно приготовить из обычных продуктов необычные угощения для пернатых друзей. Животный жир птицам можно давать в чистом виде, если он твёрдый, а если он мягкий, лучше смешать его с другим кормом, изготовив так называемый «пирог для птиц». Для этого в размягчённый несолёный жир или маргарин добавим просо, любые зёрнышки и семена, очистки яблок, геркулес, куриные яйца, сухарики, пищевые крошки, сахар – всё, что у вас есть под рукой. Для лучшей связки «теста» можно добавить подсолнечное масло. Всё хорошо перемешаем, сделаем из «теста» лепёшки и птичий пирог готов. Остаётся повесить его за окном в сетке из-под овощей.
2. Очень необычные, интересные и простые кормушки получаются из плотного картона. Для этого вырезаем из картона произвольные фигурки (колечки, сердечки, ромбики…) и окунаем их в мучной клейстер, а затем густо обсыпаем с обеих сторон различными мелкими сухими зёрнышками. Когда фигурки просохнут, их можно развешивать на веточках.
Подведение итогов.
7