СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Таблица. Современные концепции одаренности.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одаренный ребенок - это какой? В таблице описаны основные современные концепции одаренности.

Просмотр содержимого документа
«Таблица. Современные концепции одаренности.»

Автор таблицы: Тимошенко Диана Анатольевна

Современные концепции одаренности

Название концепции

Автор(ы)

Особенности


Концепция

одаренности

Б.М. Теплова

Борис Михайлович Теплов

(СССР)

1) Одаренность как качественное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или другой деятельности.

2) Компенсация одних способностей другими

«Структура

интеллекта»


Джой Пауль Гилфорд

(США)

Создатель модели структуры интеллекта. Самая популярная и самая критикуемая концепция.


Считает, что интеллект - это не просто одна всеобъемлющая способность и что оценка отдельных способностей по шкалам интеллекта не дает представления о способности творчески мыслить.

Интеллект делит на три блока: операции, мышление, содержание. Против идеи общего интеллекта.


Возрастная

одаренность

Натан Семенович Лейтес

(СССР, Россия)

Одаренность может быть не только специальной, проявляющейся в какой-либо определенной области, но и общей.

Умственную О. рассматривает через призму возрастного развития. Поставил вопрос о соотношении индивидуального и возрастного в ходе становления интеллекта.


Разработал концепцию детской одарённости и развития способностей ребёнка, в которой одну из ведущих ролей отдавал собственной активности ребёнка. Обнаружил, что одарённые дети необычно интенсивно и много трудятся, их коренное свойство личности - стремление к труду и повышенная потребность в умственной деятельности. Вывод: основой детской одарённости является повышенная склонность к труду. Успехи детей – это результат потребности в деятельности, которая сказывается уже в дошкольные годы.

Проводил исследования индивидуальных стилей умственной деятельности школьника, показал, что возрастное развитие происходит неравномерно и характеризуется не только обогащением психических свойств, но и ограничением, даже утратой некоторых ценных психических особенностей.


Разработал оригинальный метод сравнения психологических характеристик одарённых детей. Изучал феномен «последействия» на основе разработанной им оригинальной методики «двигательного последействия».

Интеллектуальная творческая одаренность

Эмиль Полль Торренс

(США)

Успешны в творческой деятельности в школе и после ее окончания – не те, кто имеет учебную успешность и высокий показатель интеллектуального теста IQ. Для успеха важен уровень креативности.


Модель

человеческого потенциала (одаренности)

 Джозеф Рензулли

(США)


 Одаренность – это сочетание трех характеристик: креативность, интеллект, мотивация.

1) интеллектуальные способности (превышающие средний уровень);

2) творческость;

3) настойчивость (мотивация, ориентированная на задачу).

Выделенные Дж. Рензулли факторы входят в большинство современных концептуальных моделей одаренности.

Развитие

идеи

потенциала

Франц Монкс

(Нидерланды)

Дополнил идею Рензулли - добавил в концепцию микросреду: семью, школу и сверстников. Именно они наиболее активно воздействуют на процесс развития одаренности.

Исследования Ф. Монкса преследовали две основных цели:

а) применить на практике комплект диагностических методик, созданных в соответствии с представлениями об одаренности Дж. Рензулли;

б) описать действие выделенных переменных, относящихся к социально-эмоциональной среде (семья, школа, сверстники).


Концепция

творческой одаренности

Алексей Михайлович Матюшкин

(СССР, Россия)

Признаки творческой одаренности:

1) доминирующая роль познавательной мотивации,

2) исследовательская, творческая активность, обнаружение нового, постановка и решение проблем,

3) возможности достижения оригинальных решений,

4) возможности прогнозирования и предвосхищения,

5) способность к созданию идеальных эталонов, обеспечивающих высокие эстетические, нравственные, интеллектуальные оценки.


Мюнхенская

модель одаренности

Курт Хеллер

(Германия)

Многофакторная, динамическая модель одаренности.

Одаренность – индивидуальные (когнитивные и мотивационные) личностные предпосылки высоких достижений в одной или более областях. Индивидуальные внутренние задатки и внешние факторы социализации.


Три этапа в становлении одаренности:

1) дошкольный период;

2) школьный период;

3) период профессионализации.

На каждом из этих этапов происходит формирование предпосылок для того, чтобы человек в дальнейшем достиг выдающихся результатов в той или иной деятельности. Важный фактор, который был добавлен – направленная тренировка (deliberate practice). Успешное развитие одаренности возможно только в том случае, если человек уделяет особое внимание тому, чтобы развить свой потенциал и достичь совершенства в чем-то.


Динамическая концепция одаренности

Юлия Давидовна Бабаева

(Россия)

Одаренность – динамическая характеристика личности. Построена на трех принципах:

1) социальная обусловленность развития;

2) перспективы будущего;

3) компенсации.


Рабочая

концепция одаренности

Разработана авторским коллективом –

Ю.Д. Бабаева,

Д.Б. Богоявленская,

А.В. Брушлинский,

В.Н. Дружинин,

И.И. Ильясов,

В.Д. Шадриков и др.

Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Факторы одаренности:

1) инструментальный (выдающиеся способности и креативность);

2) мотивационный.

Предлагают рассматривать одаренность в двух основных аспектах: "могу" и "хочу".



Вывод: Проблема разработки концепции одаренности интенсивно обсуждается в современной психологии. Многими специалистами предложены различные варианты концептуальных решений. Все существующие концепции акцентируют внимание на определенных аспектах этого сложного психического явления.