Название концепции | Автор(ы) | Особенности |
Концепция одаренности Б.М. Теплова | Борис Михайлович Теплов (СССР) | 1) Одаренность как качественное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или другой деятельности. 2) Компенсация одних способностей другими |
«Структура интеллекта» | Джой Пауль Гилфорд (США) | Создатель модели структуры интеллекта. Самая популярная и самая критикуемая концепция. Считает, что интеллект - это не просто одна всеобъемлющая способность и что оценка отдельных способностей по шкалам интеллекта не дает представления о способности творчески мыслить. Интеллект делит на три блока: операции, мышление, содержание. Против идеи общего интеллекта. |
Возрастная одаренность | Натан Семенович Лейтес (СССР, Россия) | Одаренность может быть не только специальной, проявляющейся в какой-либо определенной области, но и общей. Умственную О. рассматривает через призму возрастного развития. Поставил вопрос о соотношении индивидуального и возрастного в ходе становления интеллекта. Разработал концепцию детской одарённости и развития способностей ребёнка, в которой одну из ведущих ролей отдавал собственной активности ребёнка. Обнаружил, что одарённые дети необычно интенсивно и много трудятся, их коренное свойство личности - стремление к труду и повышенная потребность в умственной деятельности. Вывод: основой детской одарённости является повышенная склонность к труду. Успехи детей – это результат потребности в деятельности, которая сказывается уже в дошкольные годы. Проводил исследования индивидуальных стилей умственной деятельности школьника, показал, что возрастное развитие происходит неравномерно и характеризуется не только обогащением психических свойств, но и ограничением, даже утратой некоторых ценных психических особенностей. Разработал оригинальный метод сравнения психологических характеристик одарённых детей. Изучал феномен «последействия» на основе разработанной им оригинальной методики «двигательного последействия». |
Интеллектуальная творческая одаренность | Эмиль Полль Торренс (США) | Успешны в творческой деятельности в школе и после ее окончания – не те, кто имеет учебную успешность и высокий показатель интеллектуального теста IQ. Для успеха важен уровень креативности. |
Модель человеческого потенциала (одаренности) | Джозеф Рензулли (США) | Одаренность – это сочетание трех характеристик: креативность, интеллект, мотивация. 1) интеллектуальные способности (превышающие средний уровень); 2) творческость; 3) настойчивость (мотивация, ориентированная на задачу). Выделенные Дж. Рензулли факторы входят в большинство современных концептуальных моделей одаренности. |
Развитие идеи потенциала | Франц Монкс (Нидерланды) | Дополнил идею Рензулли - добавил в концепцию микросреду: семью, школу и сверстников. Именно они наиболее активно воздействуют на процесс развития одаренности. Исследования Ф. Монкса преследовали две основных цели: а) применить на практике комплект диагностических методик, созданных в соответствии с представлениями об одаренности Дж. Рензулли; б) описать действие выделенных переменных, относящихся к социально-эмоциональной среде (семья, школа, сверстники). |
Концепция творческой одаренности | Алексей Михайлович Матюшкин (СССР, Россия) | Признаки творческой одаренности: 1) доминирующая роль познавательной мотивации, 2) исследовательская, творческая активность, обнаружение нового, постановка и решение проблем, 3) возможности достижения оригинальных решений, 4) возможности прогнозирования и предвосхищения, 5) способность к созданию идеальных эталонов, обеспечивающих высокие эстетические, нравственные, интеллектуальные оценки. |
Мюнхенская модель одаренности | Курт Хеллер (Германия) | Многофакторная, динамическая модель одаренности. Одаренность – индивидуальные (когнитивные и мотивационные) личностные предпосылки высоких достижений в одной или более областях. Индивидуальные внутренние задатки и внешние факторы социализации. Три этапа в становлении одаренности: 1) дошкольный период; 2) школьный период; 3) период профессионализации. На каждом из этих этапов происходит формирование предпосылок для того, чтобы человек в дальнейшем достиг выдающихся результатов в той или иной деятельности. Важный фактор, который был добавлен – направленная тренировка (deliberate practice). Успешное развитие одаренности возможно только в том случае, если человек уделяет особое внимание тому, чтобы развить свой потенциал и достичь совершенства в чем-то. |
Динамическая концепция одаренности | Юлия Давидовна Бабаева (Россия) | Одаренность – динамическая характеристика личности. Построена на трех принципах: 1) социальная обусловленность развития; 2) перспективы будущего; 3) компенсации. |
Рабочая концепция одаренности | Разработана авторским коллективом – Ю.Д. Бабаева, Д.Б. Богоявленская, А.В. Брушлинский, В.Н. Дружинин, И.И. Ильясов, В.Д. Шадриков и др. | Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Факторы одаренности: 1) инструментальный (выдающиеся способности и креативность); 2) мотивационный. Предлагают рассматривать одаренность в двух основных аспектах: "могу" и "хочу". |
Вывод: Проблема разработки концепции одаренности интенсивно обсуждается в современной психологии. Многими специалистами предложены различные варианты концептуальных решений. Все существующие концепции акцентируют внимание на определенных аспектах этого сложного психического явления.